Урок по курсу "Окружающий мир" в 3 классе на тему "Строение животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Анализировать, сравнивать животных, находить общее в строении различных животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oom.docx | 66.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Окружающий мир» в 3 классе по УМК «Планета знаний»
Тема раздела: «Строение и разнообразие животных»
Тема урока: «Строение животных»
Цели:
1. Личностные:
- проявлять интерес к изучаемому материалу;
- проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
2. Регулятивные:
- называть тему урока и определять цель с помощью учителя, соотносить свои действия с поставленной целью;
- осуществлять самопроверку ответов и взаимопроверку работ;
- оценивать правильность выполненного задания;
3. Познавательные:
а) общеучебные:
- ориентироваться в системе знаний (тема «Охрана растений), отличать полученные знания от новых;
-работать с информационным материалом – учебником и тетрадью (самостоятельно находить материал и задания);
б) логические:
- анализировать, сравнивать животных, устанавливать причинно – следственные связи (на доступном уровне), находить общее в строении различных животных;
- формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.
4. Коммуникативные:
- читать вслух и про себя текст учебника и текст на экране;
- умение высказать свою точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему решению (работа в паре и в группе);
- соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;
Оборудование:
Ход урока
1. Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сегодня, ребята, урок «Окружающий мир» проведу у вас я. Зовут меня Татьяна Владимировна.
2. Проверка домашнего задания. (Работа в группах)
Трудно представить жизнь на Земле без растений.
Вот сейчас мы и проверим, что же вы узнали о растениях, об охране растений на прошлом уроке?
Работать мы будем в группах. Каждой группе я дам задание, ответ на него вы должны найти в учебнике и рассказать. (Даю вам две минуты).
На груди у детей цветы разного цвета. Рассаживайтесь в группы по цвету цветка. (1 группа – синие цветы, 2 группа – серые цветы, 3 группа – красные цветы, 4 группа – зелёные цветы).
Задание первой группе. ( Синий цвет)
- Расскажите, что вы знаете о растениях, почему они нуждаются в бережном отношении?
Задание второй группе. (Серый цвет)
- Как хозяйственная деятельность человека повлияла на растения? Почему сократилось количество дикорастущих растений с красивыми цветками?
Задание третьей группе. (Красный цвет)
- Для чего создана Красная книга? Приведите примеры растений, которые занесены в Красную книгу.
Задание четвёртой группе. (Зелёный цвет)
- Как охраняют редкие растения в нашей стране? Как вы понимаете выражение «бережное отношение к растениям»?
Проверка задания.
1 группа (Синие цветы)
Растения насыщают кислородом воздух, которым дышат все живые существа. Растения – это пища и дом для животных. Каждый день мы используем в пищу или сами растения, или продукты, которые из них получены. Почти везде можно увидеть предметы, сделанные из растений: одежда, тетради, книги, мебель, посуда, оконные рамы и двери и т.д. Долгое время человек не задумывался о том, что богатства растительного мира не вечны, что растения нуждаются в бережном отношении, пополнении и защите.
2 группа (Серые цветы)
Деятельность человека сильно изменила условия жизни растений: обмелели реки (идёт вырубка лесов по берегам рек), загрязнился воздух (лесов становится всё меньше и меньше), истощилась почва (не вносятся удобрения). Всё это сказалось и на растениях. Одни из них погибли, а другим грозит гибель. Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками. Часто люди, посещая леса, парки, уносят с собой охапки поникших растений. А ведь как они были хороши, когда росли! Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его возможности оставить потомство. Он срывает растение, которое не дало семян. На следующий год на месте сорванного растения уже не вырастет новое, такое же красивое растение.
3 группа (Красные цветы) (Приложение – слайд)
За последние годы многие растения попали в Красную книгу. Она предупреждает: эти растения нужно беречь! Из – за губительного сбора редкостью стали венерин башмачок, сон – трава, горицвет, купальница, кувшинка, водяной орех.
Учитель: Международная Красная книга была создана по решению Международного союза охраны природы в 1966 г. Есть еще Красная книга России, Красная книга Ставропольского края.
Посмотрите на экран. Здесь изображены редкие и исчезающие растения , которые растут в нашем крае. Запомните их. Берегите их, не рвите! (Приложение – слайд)
4 группа (Зелёные цветы) (Приложение – слайд)
В нашей стране созданы заповедники, заказники и природные парки. Живые коллекции редких растений создаются в ботанических садах. Нужно бережно относиться не только к редким растениям, но и к обычным, беречь зелёные насаждения в парках, скверах, в своих садах, сажать растения на улицах городов и сёл. Не рвать растения! Не ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать их кору. Ходить только по тропинкам, не топтать траву. Под ногами уплотняется почва, в ней мало воздуха и воды для растений. Растения не могут жить на такой почве.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
И не будет красоты!
Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Знаки на экране. (Приложение – слайд)
– Не рвите в лесу цветов!
– Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
Учитель:
На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы! Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. (Приложение – слайд)
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3. Чтение темы урока, постановка целей урока.
Итак, мы говорили о царстве живой природы «Растениях».
А сегодня мы с вами продолжим изучать этот раздел. Начнём с большой темы. Прочитайте её в учебнике (написана красным цветом). А какова тема сегодняшнего урока (синим цветом)? Прочитайте. Посмотрите на страницу учебника и скажите, что вы уже знаете о животных? А что сегодня узнаете по этой теме? А для чего вам это нужно?
Учитель: Верно, молодцы! Сегодня мы начнём изучать большую тему: «Строение и разнообразие животных».
Первая подтема звучит так: «Строение животных».
Посмотрите на экран. (Приложение – слайд)
- Что вы можете рассказать о животных?
(Разные животные заметно отличаются друг от друга).
Правильно животные различаются по форме, по размеру, по окраске.
- А что у животных общее? Мы узнаем, когда поработаем по учебнику.
Работа по учебнику. (Дети самостоятельно читают новый материал на с. 99).
- Что вы узнали из учебника о строении животных?
( Тело животных состоит из многих органов. У них есть кожа, глаза )
Верно, тело животных состоит из многих органов. Одни из них наружные (кожа, глаза, уши, конечности), а другие – внутренние (сердце, желудок, лёгкие, печень, почки).
- Какое значение имеет каждый орган?
(Каждый орган имеет большое значение в жизни животного. Кожей животное ощущает прикосновение предметов, тепло или холод. Кожа защищает тело от повреждений, проникновения в него вредных веществ. Благодаря глазам животное видит предметы, узнаёт об их изменении.)
- Да, всё правильно вы рассказали. Наружные ткани любого животного можно назвать кожей. Органы чувств разных животных, как антенны (усики), уши, нос и глаза. Благодаря ушам животное слышит, с помощью конечностей передвигается, добывает себе корм, убегает от врагов. Хвост многим животным помогает справляться с полчищами мух, комаров, слепней и оводов, которые летом, атакуют их.
Интересные и удивительные факты об органах животных:
- Глаза жирафа посажены так, что он может видеть во все стороны, не поворачивая головы.
- Когда бегемоты расстроены, их пот становится красным.
- Зрачки бегемотов напоминают по форме букву "Т", что позволяет им видеть одновременно под водой и над водой.
- Кожа бегемота в толщину достигает 4 см.
- У белых медведей чёрная кожа.
- У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа.
Учитель:
- А что вы узнали о внутренних органах животных? Расскажите.
( В желудке перерабатывается пища. (Приложение – слайд)
С помощью лёгких животное дышит. (Приложение – слайд)
Сердце приводит в движение кровь.) (Приложение – слайд)
Все органы связаны друг с другом. Вместе они составляют сложный организм животного. (Приложение – слайд)
Организм животного, как и организм растения, состоит из воды, минеральных и органических веществ. Всё это животные получают из окружающей среды с пищей. Животное передвигается, питается, дышит, растёт, развивается, размножается, стареет и умирает.
4. Закрепление изученного. Практическая работа в тетради (с.45-46, з.110)
Опиши домашнее животное (корова).
(Приложение – слайд)
110. Опиши домашнее животное (практическая работа на с. 99 учебника).
1) Как называется животное?______________________________________
2) Какого оно размера, формы, окраски?_____________________________
_______________________________________________________________
3) Чем покрыто тело животного?____________________________________
4) Чем различается покров на разных участках тела?___________________
________________________________________________________________
5) Какие органы находятся на голове животного? Как они выглядят?
________________________________________________________________
6) Есть ли у животного хвост? Подчеркни: да, нет.
Если есть, то напиши, какого они размера, формы:
________________________________________________________________
7) Какое значение имеет хвост для животного?
________________________________________________________________
8) Какие конечности у животного? Сколько их? Как они выглядят?
________________________________________________________________
9) какие звуки издаёт животное? Подчеркни: громкие, тихие.
Напиши, что напоминают тебе эти звуки:
________________________________________________________________
10) Как животное защищается от врагов?
________________________________________________________________
5. Обобщение и систематизация знаний. На рисунке изображена корова. Подпиши название наружных органов. Пусть твой друг проверит тебя, а ты проверь друга. (Работа в паре, взаимооценка по образцу)
Проверка задания. Что вы надписали?
рог
глаз ухо нос хвост
передние конечности задние конечности
5. Итог урока. Выставление отметок.
Закончите предложения:
Тело животных состоит из…
Наружные органы – это…
Внутренние органы – это…
Все органы составляют сложный…
Организм животного состоит из …
Рисунки с коровой я вам дарю. Есть желание дома можете их раскрасить.
6. Домашнее задание по выбору.
С.100, прочитать, з.1
С.100, прочитать, з.2*
Литература
1. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.Окружающий мир, 3 класс (часть1), ООО «Издательство Астрель»,2011
2. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс (часть 1), ООО «Издательство Астрель»,2011
3. Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П. “Нетрадиционные уроки в начальной школе: ( Выпуск 1. Математика, природоведение ): Практическое пособие для учителей начальных классов.
4. Кошки, собаки и множество других животных.
5. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
6. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО «Издательство Астрель»,2001
7. Животные в цифрах.
floranimal.ru/classes/2434.html...
8. Фото - Каспийский тюлень. Таксономическое
описание.
biodiversity.ru/programs/seal/i...
9. Ящерица прыткая.
floranimal.ru/pages/animal/ja/1...
10. Аквариумные рыбки фото и названия.
11. Самые красивые большие фотографии животных.
12. Органы тела.
Сердце. Лёгкие. Почки. Желудок ...
900igr.net/kartinki/chelovek/_Organ...
13. Интересные, удивительные и занимательные факты - Животные, подборка
...
fakty.su/interesnye_fakty_Zhivotnyy...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные
урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...
Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.
Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....
Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".
Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...
Урок окружающего мира. 2 класс. Как разные животные готовятся к зиме. УМК Перспектива
Урок проводится с применением ИКТ, групповой технологии, элементов ТРКМ...
План-конспект урока ИЗО во 2 классе: "Изображение характера животных. Знакомство с анималистическими произведениями."
План-конспект урока ИЗО во 2 классе: "Изображение характера животных. Знакомство с анималистическими произведениями."Цель урока: Формирование представления учащихся об анималистическом жанре, зн...
Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).
Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения)....
Урок окружающего мира 2 класс "Какие бывают животные"
Конспект урока и перезентация к уроку....