окружающий мир 3 класс
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) по теме
Окружающий мир 3 класс к системе учебников "Начальная школа ХХI века" автор Виноградова Н.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._okr_mir.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.).
Программа рассчитана на 68 часов.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
– Виноградова, Н. Ф, Поглазова, О. Т. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2010. (Начальная школа XXI века).
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
В авторскую программу изменения не внесены.
Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
∙ развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
∙ освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
∙ воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Введение | Где и когда ты живешь? | 1 | Комбини-рованный | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России | Знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России | Текущий | Тысячелетие. прошлое, настоящее, будущее | Подготовить сообщение «Символика города, в котором живем» | |
2 | Земля – наш общий дом | Солнечная система | 1 | Комбини-рованный | Живая и неживая природа. Солнце | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы | Текущий | Солнце – небесное тело, источник света, общее представление | Учебник, с. 13–15. | |
3 | Земля – планета Солнечной системы | 1 | Комбини-рованный | Земля – планета. Форма, размер Земли | Текущий | Меридианы и параллели. Полюса, экватор, Северное и Южное полушария | Учебник, с. 32–33. Р. т. 2, с. 5 | |||
4 | Изображение Земли | 1 | Комбини-рованный | Глобус как модель Земли. географическая карта. историческая карта | Текущий | Масштаб | Учебник, с. 34–36 | |||
5–6 | Условия жизни на Земле | 2 | Комбини-рованный. Экскурсия | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года | Текущий | Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Экваториальный пояс. Арктический пояс | Учебник, с. 17–21 | |||
7 | Вода – условие жизни на Земле | 1 | Комбини-рованный | Условия жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств | Текущий | Учебник, с. 22–25. Р. т., с. 6–7, № 14–16 | ||||
8 | Воздух – условие жизни на Земле | 1 | Комбинированный | Условия жизни на Земле: воздух. Охрана природных богатств | Текущий | Кислород, углекислый газ | Учебник, | |||
9 | Почва – среда жизни организмов | 1 | Комбини-рованный | Почва¸ наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Текущий | Почва, ее значение для жизни человека. Состав почвы. Глина, песок, воздух, ил. Перегной, гумус | Р. т., с. 11, № 31 | |||
10 | Почва – среда жизни организмов | 1 | Комбинированный | Почва. Охрана природных богатств | Текущий | Плодородие как главное свойство почвы | Р. т., с. 12–13 | |||
11 | Растительный мир Земли | Растения встречаются повсюду | 1 | Комбинированный | Особенности растений разных мест обитания | Знать некоторые особенности растений разных мест обитания | Тематический | Растения жарких стран, влажных лесов и болот, пустынь, тундры, тенистых лесов, кустарных гор, лугов. | Учебник, с. 46–48 | |
12 | Растительный мир Земли | Какие растения живут на Земле | 1 | Комбинированный | Живая и неживая природа (различие, краткая характеристика объектов живой и неживой природы) | Знать общие условия для жизни живых организмов | Текущий | Организм. Признаки организма (питание, дыхание, рост, размножение) | Учебник, с. 59–60 Р. т., | |
13 | Растения и человек | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикорастущие и культурные растения, их различия на пример растений родного края | Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2–3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Текущий | Лекарственные растения. Ядовитые растения | Учебник, с.50–53 | ||
14 | Разнообразие растений | 1 | Комбинированный | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями; оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе; удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о растениях родного края, страны | Тематический | Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения | Учебник, с. 54–59. Р. т., с. 14–15 | ||
15 | Разнообразие растений | 1 | Комбинированный | Растения родного края | Текущий | Дикорастущие растения | Учебник, с. 49. Р. т., с. 16 | |||
16–18 | Растения – живые тела (организмы) | 3 | Комбинированный | Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Деревья, кустарники. Травы, нахождение отличительных признаков | Текущий | Побег | Учебник, с. 60–66 | |||
19 | Как питается растение | 1 | Обобщающий | Текущий | Учебник с. 61–64 Р. т., с. 18 | |||||
20 | Размножение растений | 1 | Комбинированный | Растения: части растений (плоды и семена) | Текущий | Размножение растений | Учебник, с. 67–68 | |||
21 | Продолжительность жизни растений | 1 | Комбинированный | Растения | Текущий | Однолетние, двулетние и многолетние растения | Учебник, с. 71–72 | |||
22 | Охрана растений | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и в жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Текущий | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений Красной книги | Учебник, с. 78–84 | |||
23 | Бактерии. Грибы | Бактерии. Грибы | 1 | Комбинированный | Какие бывают бактерии. Что такое гриб | Тематический | Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Правила сбора грибов | Учебник, с. 38–44 | ||
24 | Животный мир Земли | Животные – часть природы. Роль животных в природе | 1 | Комбинированный | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы. Звери. Роль животных в природе | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов | Текущий | Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания | Учебник, с. 86–88 | |
25 | Животные и человек | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2–3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Текущий | Цепи питания | Р. т., с. 20, № 58, 59, 60 | ||
26 | Разнообразие животных | 1 | Комбинированный | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и ее участия в ее охране | Текущий | Фауна. одноклеточные, многоклеточные. насекомые – беспозвоночные животные | Учебник, с. 88–89 | ||
27 | Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся | 1 | Комбинированный | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении | Текущий | Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – позвоночные животные | Учебник, с. 108–118 Р. т., с. 22 | |||
28 | Птицы и зве- | 1 | Комбинированный | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении | Текущий | Оседлые птицы, кочующие, перелетные | Учебник, с. 119–127 | |||
29 | Животные – живые тела (организмы) | 1 | Комбинированный | Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные) | Текущий | Учебник, с. 91–93 | ||||
30 | Жизнедеятельность животных | 1 | Комбинированный | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) | Текущий | Жабры, легкие, трахея. Органы выделения | Учебник, с. 94–95 | |||
31 | Размножение животных | 1 | Комбинированный | Размножение разных животных (млекопитающих, птиц, рыб) | Текущий | Признаки всех живых существ | Учебник, с. 96–98 | |||
32 | Поведение животных | 1 | Комбинированный | Особенности внешнего вида, питания, размножения животных | Текущий | Особенности поведения животных. Органы чувств у животных | Учебник, с. 100–102 | |||
33 | Как животные приспосабливаются к условиям жизни | 1 | Комбинированный | Текущий | Цепи питания. Природные сообщества родного края | Учебник, с. 98–100 | ||||
34 | Охрана животных | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей. Бережное отношение человека к животным. Охрана животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Правила поведения в природе | Тематический | Красная книга России, ее значение, отдельные представители животных Красной книги | Учебник, с. 135–136 | |||
35 | Наша Родина: от Руси до России | Древняя Русь | 1 | Комбинированный | Восточно-славянские племена | Знать потомков восточных славян, показывать на карте союзы племен | Текущий | Происхождение названия «Русь» | Учебник | |
36 | Древнерусское государство | 1 | Комбинированный | Киев – столица Древнерусского государства. Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах | Уметь показывать на карте территорию Древнерусского государства, столицу, крупные города | Текущий | Возвышение Киева среди других городов | Учебник | ||
37 | Московская Русь | 1 | Комбинированный | Москва – столица государства. Иван IV Грозный – первый русский царь | Уметь показывать на карте территорию Московской Руси, города, вошедший в ее состав | Текущий | Венчание на царство | Учебник | ||
38–39 | Российская империя | 2 | Комбинированный | Петр I Великий. Санкт-Петербург – новая столица России. Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II | Текущий | Создание русского флота | Учебник Учебник | |||
43 | Какими людьми были наши предки? | 1 | Комбинированный | Забота о ближнем. Прием гостей. Отдых | Знать обычаи приема гостей, отдыха | Текущий | Картина | Учебник с. 38–41 | ||
44 | Жилища | 1 | Комбинированный | Жилища славян: полуземлянка, изба, хата-мазанка. Каменные дома | Текущий | Картина А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времен» | Учебник | |||
45–46 | Одежда | 2 | Комбинированный | Изготовление одежды (обувь, головные уборы) | Текущий | Картины А.Г. Венецианов «Гумно», | Учебник с. 48–49 Учебник с. 54–55 | |||
47 | Русская трапеза | 1 | Комбинированный | Традиции в разные исторические времена | Знать чем питались крестьяне | Текущий | Трапеза | Учебник, с. 56–58 | ||
48 | Русская трапеза | 1 | Комбинированный | Традиции в разные исторические времена | Знать чем питались в богатых домах | Текущий | Картина И.И. Машков «Снедь московская: хлебы» | Учебник, с.58–59 | ||
49–50 | Во что верили славяне | 2 | Комбинированный | Отдельные наиболее важные события общественной | Тематический | Религия. Язычники. Православие | Учебник с. 60–64. Учебник | |||
51 | Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) | Что такое земледелие? | 1 | Комбинированный | Картины труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать название нашей страны и ее столицы. Уметь: показывать на карте некоторые города России. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов | Земледелие. Земледелец | Учебник с. 72–77 | ||
52 | О крепостных и помещиках | 1 | Комбинированный | Картины быта, труда | Крестьяне, помещики | Учебник с. 77–79 | ||||
53–54 | Что такое ремесло | 2 | Комбинированный | Картины быта, труда | Текущий | Ремесло, ремесленники. Умелый, талантливый, творческий | Учебник с. 79–80, 82 Учебник с. 86–87 | |||
55 | Русская ярмарка | 1 | Экскурсия в музей | Картины быта, труда и культурной жизни России. Выдающиеся люди разных эпох | Текущий | Учебник с. 81 | ||||
56 | Русская ярмарка | 1 | Комбинированный | Картины быта, труда. Выдающиеся люди разных эпох | Текущий | Учебник с. 83–86 | ||||
57 | О гончарном круге, керамике и фарфоре | 1 | Комбинированный | Картины быта, труда | Текущий | Учебник с. 88–89 | ||||
58 | О веретене, прялке и ткацком станке | 1 | Комбинированный | Картины быта, труда | Текущий | Учебник с. 90–91 | ||||
59 | Русские оружейники | 1 | Комбинированный | Картины быта, труда | Текущий | Учебник с.91–95 | ||||
60–61 | О фабриках, заводах, капиталистах и рабочих | 2 | Комбинированный | История Отечества. Картины быта, труда | Текущий | Фабрики, заводы, капиталисты, рабочие. Товар | Учебник с. 96–97 Учебник с. 99–101 | |||
62 | Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках (пароход) | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России | Текущий | Картина И. Е. Репин «Бурлаки на Волге» | Учебник с. 103–104 | |||
63 | Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках (автомобиль) | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России | Текущий | Учебник с. 105–108 | ||||
64 | Открытия, которые совершил человек в XIX–XX веках | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России | Текущий | Картина А.А. Дейнека «Никитка – первый русский летун» | Учебник | |||
65 | Время космических полетов | 1 | Комбинированный | Текущий | Учебник с. 113–116 | |||||
66–67
| Уроки обобщения | Путешествие по старинным русским городам
| 2
| Комбинированный
| Господин Великий Новгород. Московия. Владимир. История Отечества: наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Итоговый
| ||||
68 | Россия ХХ –XXI веков | 1 | Комбинированный | Итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...