Урок-презентация "И.И. Левитан"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе на тему "И.И.Левитан", с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 72 КБ |
prilozhenie.doc | 45.5 КБ |
prezentaciya.rar | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа 21 века»
Исаак Ильич Левитан
Цели урока:
1 Обучающие:
- Познакомить с этапами биографии художника и его творчества.
- Закрепить знания учащихся о виде искусства – живописи.
- Закреплять знания понятий: пейзаж, натюрморт, портрет.
2 Развивающие:
- Развивать устную, художественную речь учащихся.
- Способствовать развитию внимания, памяти.
- Развивать эстетический вкус учащихся.
- Развивать умения анализировать собственные выступления.
3 Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству – живописи - пейзажу.
- Воспитывать внимание к работе других учащихся, доброжелательность.
Оборудование:
1 Учебник Виноградовой Н.Ф. и др. «Окружающий мир» 4 класс
2 Репродукции картин русских художников 19 века
3 Серия «Художественная галерея» Шишкин, Поленов, Саврасов
4 Книги по искусству «Левитан», «Государственный Русский музей»,
5 Компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint.
6 Карточки с терминами: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, акварель, пастель, этюд, эскиз.
7 Художественные принадлежности: кисти, палитра, художественная пастель и акварельные краски.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Наш урок начинаем с прослушивания музыкального фрагмента и просмотра калейдоскопа картин
Слайды 1-5
- На уроках музыки вы слышали это музыкальное произведение. Вспомните его название и имя композитора (Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната»).
- Почему музыкальный отрывок этого композитора использован при показе картин?!
Об этом вы узнаете чуть позже.
2. Повторение
- Определите жанр этих художественных полотен... (пейзаж) Объясните, как вы понимаете слово «пейзаж»
Слайд 6
Французское слово «пейзаж» означает «природа».
В изобразительном искусстве так называют жанр живописи, в нем природный мотив является «героем» произведения (эскиза, этюда, картины).
Фигуры людей или животных являются средствами дополнения и оживления пейзажа.
Как жанр пейзаж впервые появился в Китае еще 6 веке.
- Какие виды пейзажа вы знаете? (Различают пейзажи: городской, индустриальный, деревенский)
Вспомните экскурсию в Русский музей по теме «Пейзаж», приведите примеры картин известных вам художников, которые можно назвать пейзажами, А как называют таких художников (пейзажистами)
3. Сообщение темы урока
Сейчас мы познакомимся с прекрасным русским пейзажистом 19 века Исааком Ильичем Левитаном, узнаем основные этапы его жизненного пути и творчества. Вглядитесь в портрет молодого художника
Слайды 7-8
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
Е. А. Баратынский
«На смерть Гете»
4. Биография и творчество И.И. Левитана
а) Выступление помощников- библиографов по теме: «Детство Левитана» и «Чему и как учился И.И. Левитан» (использован материал учебника стр. 120-121 + дополнительные сведения из Интернета с обобщением учителя)
Инсценировка «Жил на свете человек…» (учебник стр. 121-120)
б) Начало творческого пути.
На формирование личности художника повлияли:
- Семья, семейное воспитание.
- Среда – Москва, ее культура, душа и традиции.
- Учителя – Алексей Саврасов и Василий Перов, созданный ими кружок для учеников, которые охвачены восторженным поклонением природе.
Житейские тяготы Левитана усугубились, и некоторое время он живет в семье сестры в подмосковной дачной местности, откуда пешком ходит в училище на занятия и вдохновенно работает над картиной «Осенний день. Сокольники»
Слайд 9
Осенний день. Сокольники» 1879 г. ГТГ
Рассказ ученика – экскурсовода (прил.)
Картина замечена зрителями и получила высшую из возможных в то время оценок – была приобретена Павлом Третьяковым, основателем знаменитой Государственной Третьяковской Галереи.
«То грустный взгляд, то та краткая улыбка увядания, что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья» Ф.И. Тютчев.
Слайд 10
Дуб. 1880 г. ГТГ
Рассказ ученика – экскурсовода (прил.)
Художник и к деревьям относился как к существам, способным чувствовать, болеть, радоваться и тянуться к солнцу…, грустить, становиться печальными…
Слайд 11
Весной в лесу. 1882 г. ГТГ
Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.)
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Е.Ю.Баратынский
Любимое время года Левитана.
Зеленый цвет – цвет жизни, надежды и радости. Художник был способен передать в одной картине бесконечное множество самых тонких оттенков,…
Слайд 12
Мостик. Саввинская слобода. 1884г. ГТГ
Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.)
Левитана вдохновляла жизнь, рожденная Солнцем на Земле.
в) Поездка в Крым.
Левитан обладал необыкновенной трудоспособностью, вел жизнь очень уединенную и с раннего утра и до сумерек изо дня в день работал, не выпуская кисти из рук. Получил диплом «неклассного художника», начал успешно участвовать в выставках Товарищества передвижников и, получив значительную сумму за работу над декорациями для оперы, обретя относительный достаток, совершил поездку в Крым.
Слайд 13
Крым. Горы. Этюд. (показ)
Слайд 14
Берег моря. Крым. 1886 г.
Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.)
Нестеров писал, что Левитан как бы первый открыл красоты южного берега Крыма.
Картины крымского периода были представлены на выставке и раскуплены в первые же дни.
г) Встреча с волжскими просторами.
Левитан испытывает потребность в новых сильных художественных впечатлениях и отправляется на Волгу. Первая встреча с Волгой его не удовлетворила, но оставила след. Стояла холодная, пасмурная погода и река показалась ему тоскливой и мертвой. Следующей весной вместе с друзьями художник отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Прилив творческой энергии был связан с пребыванием в небольшом заштатном городке Плесе. Месяцы, проведенные здесь, и два последующих года были самыми плодотворными в его жизни.
Слайд 15
Вечер на Волге. 1887-1888 г. ГТГ (показ)
Слайд 16
После дождя. Плес. 1889 г. ГТГ
Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.)
Размышления о человеке и мире, России и желание вновь встретиться с великой рекой.
Слайд 17
Вечер. Золотой плес. 1889 г. ГТГ (показ)
Слайд 18
Березовая роща. 1885-1889 г. ГТГ
Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.)
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая…
д) Первая поездка в Европу.
В развитии художника важную роль сыграла его первая поездка в Западную Европу. Художник хотел ознакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. Поездка придала ему уверенности в себе - его путь верен. Во Франции и в Италии написал ряд пейзажей, но родная природа была ему ближе.
Слайд 19
Первая поездка в Европу. 1890 г. ГТГ
Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.)
Картина прекрасна и ценима самим художником. Имя Левитана было «на устах всей интеллигентной Москвы».
Среди дубравы,
Блестит крестами,
Храм пятиглавый
С колоколами…
А.К. Толстой
Слайд 20
Вечерний звон. 1892 г. ГТГ (показ)
е) Вынужденный отъезд во Владимирскую губернию.
Но жизнь его и в эти годы не была безоблачной, лишенной горести и тягот. По предписанию правительства в течение 24 часов покидает город. Несмотря на протесты художественной общественности, живописцу пришлось какое-то время жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях.
Слайд 21
Владимирка. 1892 г. ГТГ (показ)
Печально известный тракт, по нему гнали по этапу в Сибирь каторжан. Левитан преподнес ее в дар Третьякову, которого считал «великим гражданином».
Слайд 22
У омута. 1892 г. ГТГ (показ)
Слайд 23
Над вечным покоем. 1894 г. ГТГ (показ)
Пейзаж души. Во время ее написания Левитан слушал музыку любимого композитора Бетховена, в исполнении друзей.
Хлопоты друзей, таких как Антон Чехов и Павел Третьяков позволили ему вернуться в Москву.
В этот период времени Левитан часто писал натюрморты и не только...
Вспомните, что такое натюрморт.
Слайд 24
Натюрморты.
Французское слово «натюрморт»
означает «мёртвая природа»
Натюрморт - это изображение
неодушевлённых предметов
в изобразительном искусстве.
- Давайте полюбуемся натюрмортами Левитана.
Слайд 25
Картины: Васильки, Одуванчики, Ненюфары, Лесные фиалки, Белая сирень.
Слайд 26
Золотая осень. 1895 г. ГТГ (показ)
Перед вами хорошо знакомая картина художника. Дома подготовьте рассказ по ней.
Слайд 27
Март. 1895 г. ГТГ
Рассказ ученика – экскурсовода. (прил.)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят
Ф.Тютчев «Весенние воды»
ж) Заключительный период творчества.
Левитан вторично перенес тиф, сказывается болезнь сердца.
Несмотря на помощь лучших русских и зарубежных врачей и поездки на курорты, художнику отмерено три года жизни. К своему состоянию относится мужественно и мудро. Активно участвует в художественной жизни, экспонирует картины на многих вставках в России за рубежом, начал преподавать в родном Училище живописи ваяния и зодчества.
Слайд 28
Хмурый день (пастель). 1896 г. Русский музей. (показ)
Слайд 29
Весна – большая вода. 1897 г. ГТГ
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
А.С.Пушкин
Слайд 30
Луг на опушке леса (пастель). 1898 г. Русский музей. (показ)
- Перечитайте слова-помощники (на карточках) и найдите лишнее (портрет).
Слайд 31
Рассказ ученика – экскурсовода (учебник стр.120).
Закончилась жизнь художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана. Она была короткой и плодотворной. Его творческий путь длился около 20 лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве вблизи от могил его друзей художника Нестерова и писателя А.П. Чехова.
Слайд 32
- Давайте посмотрим на портреты, к каждому из которых подходит слово любимый.
Перед нами:
- любимый друг и писатель Антон Павлович Чехов
- любимый поэт Федор Иванович Тютчев
- любимый учитель Алексей Кондратьевич Саврасов
- любимый композитор Людвиг Ван Бетховен.
Слайд 33
Современники о Левитане И.И.:
- «Одна из симпатичнейших личностей среди художников»
- В творчестве Левитана «природа достигла своего совершенства»
- Родная природа «представала перед нами, как нечто новое, и вместе с тем, очень близкое…дорогое и родное»
- « Нет, не пейзаж влечет меня, не краски зоркий взор подметит. Но то, что в этих красках светит – Любовь и радость бытия»
5. Итог
Благодарю всех, кто активно слушал и воспринимал информацию, кто выступал библиографами и экскурсоводами. Поднимите руки, кому понравилась своя роль и роли товарищей. Поаплодируйте себе. Желаю успехов и заинтересованности в изучении истории искусств.
6. Домашнее задание
Сравнить картины Левитана (учебник стр. 122)
Предварительный просмотр:
Осенний день. Сокольники. 1879 г. ГТГ.
В 1880г. на ученической выставке появилась картина, показавшая талант юного художника, новаторская по своей лирической образности и живописному решению.
В небольшом камерном полотне впервые прозвучали «Левитановские» интонации, запечатлена усыпанная опавшими листьями аллея старого парка, по которой идет, предавшись грустным думам, молодая женщина в черном, художник сумел наполнить картину мягким, печальным, тихим чувством поэзии, осеннего увядания, человеческого одиночества. (Написал женщину товарищ по училищу Николай Чехов – брат писателя и талантливый художник.)
Задумчивость и чувство грусти несут в себе и плывущие по пасмурному небу низкие серые облака, влажная дымка воздуха, выразительный контраст темной сизо-зеленой мглы высоких хвойных деревьев и желтизны падающих листьев тоненьких беззащитных кленов, обрамляющих уходящую вдаль и исчезающую за плавным поворотом аллею.
«То грустный взгляд, то та краткая улыбка увядания, что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. » Тютчев.
Приобрел Третьяков, чуткий любитель пейзажной живописи. «Дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».
Дуб. 1880 г. ГТГ.
Уроки Саврасова и влияние Поленова.
Передает атмосферу погожего, солнечного дня, чувство бодрой, радостной силы, которая рождает в нем созерцание стоящего на лесной опушке крепкого дуба со светящимися на солнце яркими листьями, купающимися в нагретом воздухе.
Очень точно переданы нежный тон молодой травы у основания дуба, золотисто-оранжевый цвет, словно источающих здоровый смолистый аромат сосен справа, игра теней на стволах и ветвях деревьев.
Известно, что художник и к деревьям относился как к существам, способным чувствовать, болеть, радоваться и тянуться к солнцу в дни весеннего возрождения, грустить, роняя листву пред наступлением холодов, становиться печальными от гнета пригибающего их ветви снега.
Весной в лесу. 1882 г. ГТГ.
Любимое время года. Постижение души природы.
В небольшой, скромной картине, изображен тенистый уголок леса, в котором среди зарослей ольхи и ивы поблескивает и журчит вода узкой тихой речки. Художник замечательно предает нежность серо-зеленой листвы и желтых искорок ивовых сережек, сквозное кружево тонких веток и словно позволяет нам прикоснуться к сокровенной тайне поэзии весны, живущей в этом затишье.
Зеленый цвет- это цвет жизни, надежды и радости. Он был способен передать в одной картине бесконечное множество самых тонких оттенков, «живущих» на солнце и в тени, присущих различным породам деревьев и кустарников, травам, водяной ряске, причем мог запечатлеть не только их окраску, но и ощущение дыхания растений, мягкую вибрацию зеленого цвета в воздушной среде.
Мостик. Саввинская слобода. 1884 г. ГТГ.
В уголке деревенского затишья художник позволяет увидеть, ощутить радостные приметы вешнего обновления, светлые токи воскрешения природы.
Бревенчатый мостик через ручей, кривые ветлы, склонившиеся над водой, деревенскую улицу, на которой возле изб сложены бревна, и хотя само весеннее голубое небо виднеется лишь в правом верхнем углу над избами, чувствуется обращенность к нему.
Нежная голубизна неба отражается в воде канавы и бросает отсветы на старые бревна мостика.
Родственная связь со светлой энергией солнца. Левитана вдохновляла жизнь, рожденная Солнцем на Земле. Он не писал жаркого летнего зноя, предпочитая такие состояния природы, когда солнечный свет ласково, мягко играет, разливается по лицу земли.
Берег моря. Крым. 1886 г.
Показал море в тихую и ясную погоду, прослеживает подробности рельефа каменных склонов, передает гармоничные сочетания нежной голубизны неба и моря и разбеленных серых и охристых тонов гор, поросших скудной растительностью.
Краткое пребывание (~ 2 месяца). Хотя крымская природа не стала для него столь же любимой и сердечно близкой, как подмосковная, этюды и картины, написанные Левитаном во время этой поездки и по ее впечатлениям, сыграли существенную роль в развитии живописца, стали новым выразительным и проникновенным словом в художественном освоении этого благодатного края.
Нестеров писал, что Левитан как бы первый открыл красоты южного берега Крыма. До появления крымских пейзажей Левитана «никто из русских живописцев так и не почувствовал, не воспринял южной природы с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, цветущим миндалем и всей элегичностью древней Тавриды».
После дождя. Плес. 1889 г. ГТГ.
Уютный патриархальный городок, богатые и красивые окрестные леса, волжские просторы принесли художнику желанное душевное равновесие и прекрасную и многообразную натуру для творчества.
Пишет этюды и эскизы. Здесь и березовые рощи, и деревушки среди осенних полей, и таинственные мельницы, окруженные молчаливым лесом, и жемчужно струящиеся ручьи.
Пишет замечательные натюрморты с изображением любимых художником полевых и лесных цветов.
Пишет плесы и излучины, стремнину и тихие заливы Волги, пишет вечером и утром, в тихие и ветреные дни. Как всегда у Левитана прекрасно написано «живое» и «дышащее» небо с плывущими по нему серыми облаками, сквозь которые пробивается солнечный свет, играющий и на воде реки, и на еще не просохших, блестящих крышах зданий.
Путешествие по Оке и по Волге на пароходе.
Контакт с волжскими просторами оказывается благоприятным и плодотворным, и ознаменовал начало нового этапа жизни и творчества Левитана, время высочайших достижений и создание лучших произведений в русской пейзажной живописи.
Березовая роща. 1885 -1889 г. ГТГ.
Долго вынашивал и завершил спустя несколько лет на Волге в Плесе.
Начата в подмосковной усадьбе Бабкино на реке Истре. Все в благодатном уголке молодого березового леса нежно сияет, вызывает отрадное чувство бодрости, светлой энергии. Художник замечательно передает трепет и игру солнечных лучей на белых стволах и ярко зеленых листьях берез и сочной траве, среди которой то здесь, то там виднеются синие искорки цветов.
Тихая обитель. 1890г. ГТГ.
На Левитана произвело большое впечатление поэтическое зрелище заката, осветившего алым светом главы и кресты Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода.
Мы видим окруженный рощей монастырь, войти в него нас приглашает тропинка, ведущая наш взгляд к легкому мостику, перекинутому через неширокую спокойную реку, а затем к церквям и изящно возносящейся к голубому небу белой колокольне.
Художник позволяет вместе с ним полюбоваться не только красотой света предзакатного солнца, мягко освещающего белые стены и купола монастырских зданий и верхушки деревьев, но и узенькими листьями ивовых ветвей на близлежащем берегу, и синими отсветами на влажных досках мостика и легкой рябью на воде и белыми искорками цветов среди сочной травы луговины на противоположном берегу.
Написана после возвращения из первой заграничной поездки. Прекрасна и ценима самим художником.
Имя Левитан было «на устах всей интеллигентной Москвы».
А.К.Толстой
Среди дубравы,
Блестит крестами,
Храм пятиглавый
С колоколами…
Л. С благоговением писал
и глубокую синь лепестков «Васильки». 94г.
и матово-белую душистую массу соцветий «Белая сирень». 95г.
и астры, георгины…
и «Ненюфары» 95г. ГТГ. Водяные лилии, цветы и листья-блюдечки которых плавают на поверхности воды, а тонкие грациозные ножки-нити уходят в ее прозрачную золотистую глубину.
и «Цветущие яблони». 96г. Нежно и ласково изображает бело-розовую кипею и светлую зелень весеннего сада, Тютчев напоив его изображение «румяным светом» и чувством «цветущего блаженства мая».
Март. 1895 г. ГТГ.
Радость «весны света», начало пробуждения, воскрешение природы от зимнего сна и холода. Л.замечательно пишет высокое синее небо, играющее на пожухнувшем снегу сугробов, голубые, сиреневые тени, помолодевшую сочную хвою елей и зеленовато-желтые стволы осин, тянущихся к мартовским небесам и солнцу лучиками своих ветвей.
Человека нет, а есть человеческая радость, которая приходит весной, когда выставляют раму. Художник приглашает открыть дверь, стоящая у крыльца каурая лошадка запряжена в легкие дровни. Художник радушно приглашает войти в этот светлый уютный мир.
Подписи к слайдам:
сельские
индустриальные
городские
Пейзаж
Французское слово «пейзаж» означает «природа».В изобразительном искусстве так называют жанр живописи, в нем природный мотив является «героем» произведения (эскиза, этюда, картины).Фигуры людей или животных являются средствами дополнения и оживления пейзажа.Как жанр пейзаж впервые появился в Китае еще Vl веке. Тема урока:
Левитан Исаак Ильич
Исаак Ильич Левитан
С природой одною он жизнью дышал:Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал,И чувствовал трав прозябанье;Была ему звездная книга ясна,И с ним говорила морская волна. Е. А. Баратынский «На смерть Гете»
1860 - 1900
Начало творческого пути
Осенний день. Сокольники
Дуб
Весной в лесу
Мостик. Саввинская слобода
Крым. Горы. Этюд
Поездка в Крым
Берег моря. Крым
Вечер на Волге
Встреча с волжскими просторами
После дождя. Плес
Вечер. Золотой плес
Березовая роща
Тихая обитель
Первая поездка в Европу
Вечерний звон
Владимирка
Вынужденный отъезд во Владимирскую губернию
У омута
Над вечным покоем
Натюрморты и …
Французское слово «натюрморт»означает «мёртвая природа» Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Натюрморты
Одуванчики
Ненюфары
Белая сирень
Васильки
Лесные фиалки
Золотая осень
Март
Хмурый день
Заключительный период творчества
Весна – большая вода
Луг на опушке леса
Портрет И.И.Левитана написал художник В.А.Серов.Глядя на портрет, можно сказать, чтоЛевитан был красивым человеком. Тонкие, правильные черты лица, волнистые волосы, аккуратная бородка. Огромные, чёрные и очень грустные глаза.
Портрет Левитана И.И.
Саврасов А.К.
Бетховен Л.
Чехов А.П.
Левитан И.И.
Тютчев Ф.И.
«Одна из симпатичнейших личностей среди художников» В творчестве Левитана «природа достигла своего совершенства» Родная природа «представала перед нами, как нечто новое, и вместе с тем, очень близкое…дорогое и родное» « Нет, не пейзаж влечет меня, не краски зоркий взор подметит. Но то, что в этих красках светит – Любовь и радость бытия»
Современники о Левитане И.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по развитию речи " Левитан . золотая осень" русский язык 4 класс
презентация по развитию речи " Левитан . золотая осень" русский язык 4 класс...
И.И. Левитан. Жизнь и творчество
К сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень"...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Развитие речи. И.И.Левитан - Большая вода
УМК "Школа России"...
И.И.Левитан "Весна. Большая вода". Русский язык, 4 класс
Работа по развитию речи. Русский язык, 4 класс УМК "Школа России" Репродукция картины И.И.Левитана "Весна. Большая вода" с использованием технологического приема "Лупа&q...
Сочинение - И. И. Левитан Весна. Большая вода.
Материалы для подготовки к написанию сочинения- описания....
Конспект урока литературное чтение "И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон» (УМК "Перспектива"4 класс)
Тип урока : Изучение новых знанийЦели: Знакомство с произведением И.И. Козлова «Вечерний звон»Планируемые результаты: Предметные: -Уметь анализировать содержание произведении, читать ...
Конспект урока русского языка: "Отзыв по картине И.И.Левитан "Золотая осень"", УМК "Школа России", 4кл.
Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине; совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о тво...