Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Развитие речи. И.И.Левитан - Большая вода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._levitan_-_bolshaya_voda.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования навыка составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать понятие «сочинение»;
  • уметь определять основную мысль текста, уметь составлять план текста и писать по нему сочинение.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России», презентация.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический-  выполнение словарной работы)

5 минут

(проверка домашнего задания)

Времена года, как и люди, разные. И настроение бывает разное: весёлое, если светит солнышко, грустное, если льёт дождь. Природа, как и люди, носит разные одежды: летом- яркие цветочные ситцевые платья, зимой- белую пушистую шубку. Природа любит праздники. Особенно праздник, который опускается на землю с густыми туманами, редкими дождинками, вкусно пахнущими ветрами.

Как вы думаете, о каком времени года я сейчас говорю?

Верно, о весне. Весна – это светлый праздник возрождения природы.

Кто из вас бывал в весеннем лесу?

Что особенно интересного вы там заметили?

Опишите ваше настроение, когда вы находились в весеннем лесу.

(проверяют домашнюю работу)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

10 минут

Как вы думаете, о чем сегодня будем писать сочинение?

Его кисти принадлежали такие картины, как "Солнечный день", «Осень. Река», «Осень», «Дубовая роща. Осень» , «Поздняя осень», « Весна. Большая вода». Кто автор этих картин?

Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.

Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

Вспомните, ребята, а что такое сочинение?

Какие цели перед собой поставим?
-научиться лучше…
-повторить…
-узнать больше о…
-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении ваших целей!

-Мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Весна. Большая вода».

- Будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

-Это изложение своих мыслей на заданную тему.

(формулируют цели урока)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV. Открытие нового знания

(Словесный – беседа)

(Практический – словарная работа)

10 минут

Библиографические сведения о художнике. 
-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Рассмотрите картину и расскажите, что вы видите?

Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу?  

Подумайте и скажите, как называют художника, который изображает пейзаж на картине?

Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов. Назовите признаки весны.

 Как бы вы назвали картину? Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна . Большая вода»?

В какой момент художник изобразил реку?  Какой изображена река?

Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас. Что вы видите? Как вы думаете, а что за строения оказались в воде?

Какие цвета преобладают на картине?

Почему главные цвета голубой и жёлтый?

А как можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?

Какое на картине небо?

С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

Давайте посмотрим на берёзки, на их стволы. Какие они?

Посмотрите на рощицу в центре на первом плане. Какие цвета вы здесь видите? О чём говорит такое разноцветье?

А как художник изобразил рощицу на берегу ?

Почему среди молодых берёзок Левитан изобразил старое дерево? Как по-вашему мнению, о чём может говорить старое дерево молодым?

Что изображено на переднем плане? Что можно предположить?

Что в этот момент испытывает художник ?

(слушают учителя)

(высказывают мнение)

(слушают учителя)

-Радостное.
-Пейзаж.

-Художник-пейзажист.

- Деревья без листьев, но чувствуется, что они скоро появятся. По цвету неба и воды - они такие свежие и прозрачные бывают только весной. Вода затопила деревья.

(высказывают мнение)

-Художник изобразил реку в момент половодья, когда вода затопила прибрежные области. Река спокойная и неподвижная.

-Река разлилась так широко, что другой берег тоже затопило. Одни дома затопило, а другие находятся высоко на берегу.

-Это бани . Их строят близко к реке.. Их затопляет только тогда, когда река разливается очень широко. А это бывает не каждый год. Народное выражение «большая вода» и означает очень широкий разлив, большое половодье . Красивое название, но теперь оно редко употребляется. Как хорошо, что оно сохранилось в названии картины.

-Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода ещё холодная и поэтому она синяя, небо голубое - бывает тогда, когда светит солнце.

- Они придают трепетность, «воздушность».

-Земля жёлтая , коричневая, потому что её нагрело солнце. Берёзки тоже жёлтые . на них играют солнечные зайчики.

- Небо нежно-голубое.

(высказывают мнение)

-Берёзки молодые, хрупкие , нежные. Стволы их искривлённые. Им хочется освободиться от воды, вырваться, они изображены, как в танце. Они покрыты дымкой, тянутся к небу венчиками, сливаются с небом, а небо сливается с водой.

-Солнце ликует , играет на стволах, отражается в зеркале воды.

-Деревья стоят прижавшись друг к другу , наблюдают за теми , которые в воде, а та берёзка , что у воды , как будто хочет вступить в этот яркий хоровод. Каждое деревце изящное, трепетно – изогнутое, словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего –то хорошего, что принесет им весна.

-Не бойтесь воды . Она нужна корешкам. Скоро вода уйдёт и вы зазеленеете. Я выросло большим , и вы такими будете. Большие деревья как бы охраняют молодые. Они уже не раз были в воде.

- На переднем плане – забытая лодка. Возможно это сам художник. Он уже бывал здесь. Его сюда привлекали дали, бескрайний простор. Он сейчас среди высоких деревьев на берегу.

- Художник наслаждается природой, пишет картину с любовью и восхищением.

Р: саморегуляция

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 минута

Давайте сделаем паузу и разомнемся.

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

(выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя)

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта)

5 минут

Лексико- орфографическая подготовка:

1. Объясните значение слов и выражений: половодье, вытянутые и изогнутые деревья, отражают, плывущие облака.

2. Заменить близкими по значению слова: изобразил, плывёт, солнечный, отражаются, строения, прибившаяся.

3. Произнести слова сначала «орфографически», затем «орфоэпически»: пейзаж, изобразил, настроение, холодная синева, тонкоствольные берёзы, оживающая крона, плывущие по небу, смотрят , половодье.

4. С данными словами и словосочетаниями составить предложения: изобразил, половодье, вешние воды, апрельский солнечный денёк, сливается, деревянные строения, прибившаяся лодка.

Речевая подготовка:

Подберите слова, характеризующие небо.

А какие слова больше подходят для описания реки?

Подберите слова, характеризующие деревья.

Составление плана:

Сколько будет частей в сочинении? Как называются части?

О чём будем рассказывать в первой части?

Какими словами можно начать?

Что будем описывать во второй части?

Что именно будем описывать?

Как начнёте описание?

О чём будем писать в третьей части?

Как можно начать заключительную часть?

Поработайте самостоятельно, придумайте план из трех пунктов, по которому будет легче всего написать сочинение.

Кто прочитает нам свой план? Какой план сочинения вам показался самым удобным? Почему?

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

1.Начало половодья.

2.Апрельский солнечный денёк.

3. Деревья встречают весну.

Выбор и запись опорных слов на доске:

Какие опорные слова мы можем записать? Предложите свой вариант.

Задний план: большая вода, воздух, небо, разлившаяся река, затопленные постройки, сине- голубая вода, прозрачный воздух, наполнено солнцем , солнечные зайчики

Передний план: молодые берёзки, искривлённые стволы, хрупкие, покрыты дымками, тянутся венчиками, разноцветье красок, солнце ликует на стволах, яркий хоровод, отражаются в зеркале воды, лодка художника.

Слева, вдали , сверху, внизу, потому что, чтобы, так как, кое-где.

(выполняют задания в соответствии с указаниями учителя)

-Нежное, пасмурное, голубое, утреннее, яркое.

-Спокойная, сверкающая, бескрайняя.

-Изогнутые, голые, ветвистые.

-Три части. Вступление, основная часть и заключение.

-В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор.

-«Передо мной картина известного художника…»

- В ней будем описывать саму картину.

- Реку, берёзки, небо, поле, дома.

- На картине изображена весна …

-О своих чувствах, об отношении к картине.

- Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…

(работают самостоятельно)

(высказывают мнение)

(высказывают мнение)

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: синтез

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический – сочинение)

20 минут

Итак, ваша задача – самостоятельно написать сочинение по картине Левитана, пользуясь своим планом и опорными словами. Если у вас возникают трудности – поднимите руку.

(работают самостоятельно в тетради)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

2 минуты

Предлагаю желающим прочитать свое сочинение.

Внимательно проверьте, чтобы в вашем сочинении было:

-Три части.

-Все части были между собой связаны по смыслу.

-В словах с орфограммами не было допущено ошибок.

(Дополнительное задание для успевающих: выписать из сочинения предложение с однородными членами предложения, выделить главные и второстепенные члены, дать характеристику предложению, указать над каждым словом часть речи.)

(читают сочинение по желанию)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

3 минуты

Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

Какой урок сегодня провели?

Что составляли и записывали?

 Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Чем вам был полезен этот урок?

Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Я повторил(а)…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

?

Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

-«Сочинение по картине Левитана «Большая вода»»

- Урок по развитию речи.

- Текст по репродукции картины.

(высказывают мнение)

(выполняют самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте применяется проблемная технология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"

Знакомство со служебными частями речи....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Дата: 04.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Редактирование текста изложения

Дата: 05.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...

Интегрированный урок по русскому языку и развитию речи «Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Толерантность»

Цели:1. Образовательные:-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;-развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с именами с...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...