Сочинение - И. И. Левитан Весна. Большая вода.
материал по русскому языку (4 класс)

Маковеева Мария Сергеевна

Материалы для подготовки к написанию сочинения- описания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_sochinenie_-_i.i._levitan_vesna._bolshaya_voda.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Биография художника

Русский художник, мастер «пейзажа настроения».

Родился в местечке Кибарты в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Датой рождения официально считается 18 (30) августа 1860 год.

Отец Илья Левитан занимаясь самостоятельно овладел французским и немецким языками. Преподавал эти языки, а затем работал переводчиком. Семья была довольно бедной, но родители отнеслись с пониманием к увлечению своих сыновей искусством и не возражали когда в 1871 году старший брат Исаака, Авель Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а сенью 1873 года в училище поступил и тринадцатилетний Исаак.

Его учителями были художники Василий Григорьевич  Перов, Алексей Саврасов и Васи́лий Дми́триевич  Поленов.

В 1875 году умерла мать Левитана, и серьёзно заболел отец. Вынужденный по болезни оставить работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей репетиторством. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 году освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». 3 февраля 1877 года умер отец.

Для Левитана, его брата и сестёр наступает время крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

Благодаря своему таланту и трудолюбию художник отлично закончил училище. После этого он принимал участие в выставках  и его картины пользовались большим успехом.

Например картина начинающего художника «Осенний день. Сокольники» была положительно оценена основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым. У Левитана очень много известных картин: Дуб, сосны, Вечер. Золотой плес, После дождя, Вечер на волге, Весна, Последний снег.

На осеннюю тематику:  Дубовая роща. Осень, Золотая осень и многие другие. В 1898 г. Художник был удостоен звания академика пейзажной живописи. Левитан прожил всего 39 лет, но за это время успел написать более 1000 потрясающих картин.

  1. Подготовка к восприятию произведения

Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца.

Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов — излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы.

Иван Бунин. 1892.

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

С необычайной живописной свежестью и полнотой воплотилась эта тема в знаменитом холсте И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

  1. Анализ картины

Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

  1. Назовите признаки весны. 
  2.  Как бы вы назвали картину?
  3. Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна . Большая вода»?
  4. Давайте подумаем, почему именно так.
  5. В какой момент художник изобразил реку?
  6. Какой изображена река?
  7. Как вы думаете, каждый ли год река разливается так широко?
  8. Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас.
  9. Как вы думаете, а что за строения оказались в воде?
  10. Какие цвета преобладают на картине?
  11. Почему главные цвета голубой и жёлтый? 
  12. А как можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?
  13. Какое на картине небо? 
  14. С чем можно сравнить плывущие по небу облака?
  15. Давайте посмотрим на берёзки, на их стволы. Какие они?
  16.  Посмотрите на рощицу в центре на первом плане. Какие цвета вы здесь видите? О чём говорит такое разноцветье?
  17.  А как художник изобразил рощицу на берегу ?
  18. Почему среди молодых берёзок Левитан изобразил старое дерево. Как по-вашему: о чём может говорить старое дерево молодым?  
  19.  Что изображено на переднем плане? Что можно предположить?
  20. Что в этот момент испытывает художник ?
  21.  А вам хотелось бы оказаться в том месте, которое изобразил художник?

  1. Лексико- орфографическая подготовка:
  1. Объясните значение слов и выражений: половодье, вытянутые и изогнутые деревья, отражают, плывущие облака.
  2. Заменить близкими по значению слова: изобразил, плывёт, солнечный, отражаются, строения, прибившаяся.
  3. Произнести слова сначала «орфографически», затем «орфоэпически»: пейзаж, изобразил, настроение, холодная синева, тонкоствольные берёзы, оживающая крона, плывущие по небу, смотрят , половодье.
  4. С данными словами и словосочетаниями составить предложения: изобразил, половодье, вешние воды, апрельский солнечный денёк, сливается, деревянные строения, прибившаяся лодка.
  1. Составление плана.
  • Сколько будет частей в сочинении?
  • Как называются части?
  • О чём будем рассказывать в первой части?

(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

  • Какими словами можно начать?

(«Передо мной картина известного художника…»)

  • Что будем описывать во второй части?

(В ней будем описывать картину).

  • Что именно будем описывать?

(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

  • Как начнёте описание?

(На картине изображена весна …)

  • О чём будем писать в третьей части?

(О своих чувствах, об отношении к картине)

  • Как можно начать заключительную часть?

(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

План сочинения можно составить в тетради!

  1. Опишите картину устно (по плану);
  2. Запишите составленный текст;


Ключевые (опорные слова)

1.        Половодье

Половодье, река разлилась, подтопила берега, прибрежный лес, лодка.

2. Погода

Всё освещено ярким солнцем, голубое небо (ясное, лазурное, светлое, бездонное, бескрайнее), сливается с водой, лёгкие облака (кусочки ваты, белые барашки), несут на крыльях весну, прозрачный воздух.

3. Деревья

Стройные (белоствольные) берёзы, всегда зелёная ель, отражаются, смотрят, тянутся, на стволах берёз солнечные блики.

Одна берёзка изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть

Выглядят беззащитно и трогательно

4. Настроение картины

Ярко, празднично, пронизана светом, сочетание тёплых и холодных красок (тепло весеннего солнца, прохлада воды), свежесть, ожидание первой молодой зелени, дуновение ветерка, скрип веток, журчание воды, природа пробуждается после зимнего сна.

Ключевые (опорные слова)

1.        Половодье

Половодье, река разлилась, подтопила берега, прибрежный лес, лодка.

2. Погода

Всё освещено ярким солнцем, голубое небо (ясное, лазурное, светлое, бездонное, бескрайнее), сливается с водой, лёгкие облака (кусочки ваты, белые барашки), несут на крыльях весну, прозрачный воздух.

3. Деревья

Стройные (белоствольные) берёзы, всегда зелёная ель, отражаются, смотрят, тянутся, на стволах берёз солнечные блики.

Одна берёзка изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть

Выглядят беззащитно и трогательно

4. Настроение картины

Ярко, празднично, пронизана светом, сочетание тёплых и холодных красок (тепло весеннего солнца, прохлада воды), свежесть, ожидание первой молодой зелени, дуновение ветерка, скрип веток, журчание воды, природа пробуждается после зимнего сна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение ...

Презентация к уроку сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Презентация помогает ярче и образнее представить материал к уроку....

Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Сообщить сведения о художнике, необходимые для понимания идейного замысла картины; учить детей «читать» картину; развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность; обогащать словарный ...

Сочинение по картине И.Левитана "Весна - большая вода"

Урок развития речи в 4 классе с использованием ИКТ....

Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Весна. Большая вода."

Данный урок является одним из серии уроков в подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода."...

Сочинение по картине Левитана "Весна Большая Вода" 4 Класс

Предлагаю вашему вниманию сочинение.Удобно будет им воспользоваться. Думаю,что оно вам пригодится)))...

И.И.Левитан "Весна. Большая вода". Русский язык, 4 класс

Работа по развитию речи. Русский язык, 4 класс УМК "Школа России"  Репродукция картины И.И.Левитана "Весна. Большая вода" с использованием технологического приема "Лупа&q...