рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешаков 4 класс УМК " Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_pleshakova_a.a..doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрено Утверждено Введено в действие
на заседании на заседении педсовета Приказом № _____
МО Протокол № от « »_______ 2011 г
учителей от « » _____________2011 г Директор школы :
начальных классов _______ /
Протокол №
от « »_______ 2011 г.
Руководитель МО
_______ /./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
( человек,природа,общество)
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2011 – 2012 учебный год
Автор-составитель: учитель начальных классов - Иванова О.В.
с.Новоивановка
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МОУ « Новоивановская основная общеобразовательная школа»,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы , на основе программы под редакцией А.А.Плешакова (Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2008 ) М.: Просвещение, 2008 )
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся,нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, материально-техническое обеспечение, список литературы, приложение.
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет имеет экологическую направленность, которая определена актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.
Цель курса – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
- Формирование ценностно -окрашенного образа окружающего мира;
- Формирование личностных качеств культурного человека;
- Развитие чувство сопричастности к жизни природы и общества;
- Воспитание любви к своей Родине, малой Родине;
- Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- Развитие интереса к познанию самого себя.
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс от крывается темой «Земля и человечество», при изучении ко торой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отме тить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в сис тематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаи моотношений человечества и природы, получая представле ние об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Ро дины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются фор мы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующая тема программы — «Страницы всемирной исто рии» — формирует у учащихся представления об основных пе риодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, напол няющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с ис торией родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Програм ма ориентирована на развитие у ребенка интереса к прош лому страны, формирование потребности в получении и рас ширении исторических знаний. Отбор фактического матери ала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причаст ность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образ цами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечест ва является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной сим воликой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регио нами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.В соответствии с учебным планом школы уроки окружающего мира в 4 классе рассчитаны на 2 учебных часа в неделю.Следовательно общее количество часов составило – 68ч.
Общие учебные умения , навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Основное содержание
IV КЛАСС (68 ч)
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Историчес кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна родное сотрудничество в области охраны окружающей сре ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного не ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра фической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор ме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пус тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходи мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической кар те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу чаемых объектов на карте природных зон России; рассмат ривание гербарных экземпляров растений различных при родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из менение водоемов в результате деятельности человека. Ох рана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свой ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра на недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при родных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с при родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес ного водоема, их распознавание в природных условиях с по мощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассмат ривание образцов полезных ископаемых своего края, определе ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла са-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра фические открытия. Новейшее время. Представление о ско рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра вы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой не. Николай Второй — последний император России. Рево люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура 1'ш сии в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча тельностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объ екты на исторических картах.
Современная Россия (9ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш ос новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Феде ральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре гионах.
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Дата | |
план. | факт. | ||
Земля и человечество (10ч) | |||
1 | Мир глазами астронома | ||
2 | Планеты Солнечной системы | ||
3 | Звёздное небо – великая книга Природы | ||
4 | Мир глазами географа | ||
5 | Пояса Земли | ||
6 | Мир глазами историка | ||
7 | Когда и где? | ||
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | ||
10 | Сокровища Земли под охраной человечества | ||
Природа РОССИИ (10 ч) | |||
11 | Равнины и горы России | ||
12 | Моря, озёра и реки России | ||
13 | Зона арктических пустынь | ||
14 | Тундра | ||
15 | Леса России | ||
16 | Лес и человек | ||
17 | Зона степей | ||
18 | Пустыни | ||
19 | У Чёрного моря | ||
20 | Экологическое равновесие | ||
« Родной край – часть большой страны» (14ч) | |||
21 | Наш край | ||
22 | Поверхность нашего края | ||
23 | Водоёмы нашего края | ||
24 | Наши подземные богатства | ||
25 | Земля – кормилица | ||
26 | Жизнь леса | ||
27 | Растения и животные леса (экскурсия) | ||
28 | Жизнь луга | ||
29 | Растения и животные луга( экскурсия) | ||
30 | Жизнь пресного водоема | ||
31 | Растения и животные пресного водоема(экскурсия) | ||
32 | Растениеводство в нашем крае | ||
33 | Незаметные защитники урожая | ||
34 | Животноводство в нашем крае | ||
Страницы всемирной истории ( 5 ч) | |||
35 | Начало истории человечества | ||
36 | Мир древности: далёкий и близкий | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | ||
Страницы истории Отечества ( 20 ч) | |||
40 | Жизнь древних славян | ||
41 | Во времена Древней Руси | ||
42 | Страна городов | ||
43 | Из книжной сокровищницыДревней Руси | ||
44 | Трудные времена на Русской земле | ||
45 | Русь расправляет крылья | ||
46 | Куликовская битва | ||
47 | Иван Третий | ||
48 | Мастера печатных дел | ||
49 | Патриоты России | ||
50 | Пётр Великий | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | ||
52 | Екатерина Великая | ||
53 | Отечественная война 1812 г | ||
54 | Страницы истории XIX в | ||
55 | Россия вступает в XX в | ||
56 | Страницы истории 20 – 30-х г | ||
57 | Великая война и Великая Победа | ||
58 | Страна, открывшая путь в космос | ||
59 | История вокруг нас (экскурсия) | ||
Современная Россия ( 9 ч) | |||
60 | Основной закон России и прав человека | ||
61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | ||
62 | Мы – граждане России | ||
63 | Славные символы России | ||
64 | Такие разные праздники | ||
65 | Путешествие по России | ||
66 | Путешествие по России | ||
67 | Путешествие по России | ||
68 | Что мы узнали и чему научились за год ( итоговый урок) |
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео графическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверх ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной ис тории;
- государственную символику и государственные праздни ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-опре делителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое го края, растения и животных, характерных для леса, луга,пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
-проводить наблюдения природных тел и явлений;
-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи ческой допустимости; определять возможные причины: отри цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва рианты личного участия в сохранении природного окруже ния;
-приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
-соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
-приводить примеры народов России;
-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес кого и обществоведческого характера, излагать их в вшде со общения, рассказа;
-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Перечень учебно- методического обеспечения
Для обучающихся :
1.Учебник : «Окружающий мир » 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва,
«Просвещение», 2010 г 1 часть
2.Учебник : «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова,Москва,
«Просвещение», 2010 г 2 часть
3.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс, А.А.Плешаков 1 часть Москва,
Просвещение, 2011 г.
4.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс А.А.Плешаков, 2 часть
Москва, Просвещение, 2011 г.
5. Тесты по окружающему миру 4 класс А.А.Плешаков
Для учителя :
1.Концепция и программы для начальных классов«Школа России» Москва,
«Просвещение», 2008г
2. Учебник : «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков ,Е.А.Крючкова
Москва, «Просвещение», 2010 г 2 части
3. Методическое пособие « Окружающий мир 4 класс»
Москва, Просвещение, 2010 г.
Материально-техническое обеспечение
- Карта ( физическая,природных зон,карта полушарий)
- Портреты известных людей
3.Аудиокассеты
4. Глобус
5. Таблицы
Список литературы
1. Контрольные работы в начальной школе по окружающему миру 1-4 класс
Москва « Дрофа» 2006 год
2.Контроль в начальной школе :Традиционные и тестовые задания. Сборник 8.
- класс .- М. : Начальная школа,2009 . ( Прилож. К журналу)
3.Растительный мир нашей Родины» В.В.Петров Москва Просвещение 2007 г
4.Животный мир нашей Родины» В.П.Герасимов Москва Просвещение 2005 г
5.Большая книга леса Ю.Дмитриев Москва « Детская литература» 2004г
6. Я иду в начальную школу .Природоведение Москва « Первое сентября» 2003г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...