Нравственно-экологическое воспитание младших школьников при ознакомлении с окружающим миром.
статья по окружающему миру на тему
Несколько лет в своей педагогической деятельности особое внимание я уделяла проблеме нравственно-экологического воспитания младших школьников. В этой статье хочу поделиться своими размышлениями по данному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников
при ознакомлении с окружающим миром.
Ещё на заре человечества древнегреческий философ Платон, живший в 4 в. до н. э., писал: «…Самым важным мы признаём надлежащее воспитание. Никто не становится хорошим человеком случайно».
На мой взгляд, одной из главных задач школы на современном этапе является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, воспитание нравственно-экологического отношения к окружающему их миру.
Актуальность нравственно-экологического воспитания диктует сама жизнь. Недалёк тот день, когда наше будущее окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее всей планеты. Вот почему так важно сейчас помочь детям усвоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма.
У детства нет «вчера», а есть «сегодня» и «завтра». Поэтому разговор о воспитании нравственно-экологических чувств и качеств детей – это разговор о завтрашнем дне. А каким он будет, зависит в первую очередь от нас, взрослых. Именно в этом я вижу актуальность проблемы нравственно-экологического воспитания подрастающего поколения.
Нравственно-экологическое воспитание направлено, прежде всего, на формирование нравственно-экологической культуры.
Компоненты нравственно- экологической культуры
Экологические знания и умения
Нравственно-экологическое мышление
Нравственно-ценностные ориентации
Нравственно-экологически оправданное поведение
Компонентами нравственно-экологической культуры являются, прежде всего, экологические знания и умения, затем нравственно-экологическое мышление, нравственно-ценностные ориентации и, конечно же, нравственное экологически оправданное поведение.
Чтобы можно было проследить положительную динамику своей деятельности, провела с учащимися класса констатирующий эксперимент.
Ознакомившись с его результатами, определила наиболее важные направления в работе:
▪ приучать детей улучшать окружающую среду своим трудом;
▪ в исследовании природы способствовать развитию, самовыражению ребёнка;
▪ используя путешествия, экскурсии, прогулки в природу, развивать культуру ощущений и восприятий учащихся;
▪ формировать положительное отношение к внешне непривлекательным животным;
▪ учить детей творческому общению с природой, стремиться к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил.
Итак, моя задача – не только дать знания учащимся, но и воспитать желание правильно их применять, объективно оценивать своё поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с эталонным.
Как известно, основными формами организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром являются: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа. В своей деятельности использую динамичность форм, однако, важнейшей из них является – урок.
Урок из класса, по возможности, переношу в ту среду, которая изучается (парк, водоём, спортивный зал, биологический кабинет).
Широкими возможностями для воспитания у школьников бережного отношения к природе обладают уроки – экскурсии. Живая природа одновременно воздействует на все органы чувств ребёнка, поэтому стараюсь, как можно больше организовывать экскурсий и целевых прогулок.
На экскурсии приучаю детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям и должны следовать заповедям, обязательным для всех гостей природы. Главнейшая из заповедей – соблюдение тишины.
Следующая заповедь, которую знают мои дети, – это терпение. Надо уметь притаиться, чтобы не беспокоить животных своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и «открыть» в природе.
Третья заповедь – это внимательность. Её отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Я стараюсь учить ребят находить взаимосвязи в природе, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения.
Именно на экскурсии ребёнок может и должен проявить себя исследователем, открывателем природных тайн и закономерностей. Добиться того, чтобы ребята не только слушали, но и услышали, не только смотрели, но и увидели, мне помогают карточки с заранее подготовленными заданиями.
На карточках использую задания с изображением объектов наблюдения. Рисунок на таких карточках – своего рода определитель для ребёнка. Но главное они способствуют организации познавательной деятельности учащихся, т.к. содержат задания, упражнения, вопросы, инструктажи.
Основной метод исследовательской деятельности на экскурсиях – это наблюдения. Свои наблюдения мои ученики обычно оформляют в виде таблиц, которые помогут, даже слабому учащемуся, с лёгкостью устанавливать характерные признаки времён года, особенности жизни растений и животных в разные сезоны, выделять сходства и различия.
Самое замечательное на уроке-экскурсии – это понимание того, что природа (лес, луг, водоём) – действительно дом для всех природных обитателей, и поэтому она нуждается в особой заботе со стороны человека, в его охране.
Важную роль в нравственно-экологическом воспитании младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром отвожу специальному просвещению, дающему возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе. Большую помощь в этом оказывают этические беседы.
В этических беседах создаю ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Например, при изучении темы «Дикие и домашние животные», использую ситуацию нравственного выбора по проблеме «птенцы и дети». Сначала читаю на уроке рассказ Н. И. Сладкова «Жалейкин и птенчик». Затем провожу беседу, подводящую детей к пониманию запрета – не брать птенцов, не подбирать детёнышей диких животных. В ходе беседы, ребята приходят к мысли, что жалеть природных обитателей надо, но жалеть умеючи, чтобы не принести им вред. Анализ таких ситуаций как: «Жалейкин и лягушонок», «Жалейкин и сорняки», «Привал в лесу», «Букет цветов», «Лесные зверята», решались моими учащимися без особого труда и оказали немалое влияние на формирование их экологической культуры.
Однако были и такие задачи, которые задавались жизненной ситуацией, и решение которых являлось для детей реальной проблемой. Например, направляясь после занятий, домой, ребята увидели, что молодой котик, проживающий в больничном дворе, расположенном рядом со школой, ел воробья или какого-то другого птенца. Одни ребята набросились на кота, хотят побить его, а другим жаль кота, они защищают его. Кто прав?
Чтобы учащиеся «решили» эту задачу, пришлось рассказать им о том, что домашние кошки обычно вылавливают ослабленных, больных птенцов. Бездомные же кошки вынуждены разыскивать себе пищу, они забираются в гнездовья птиц, в низко повешенные скворечники и поедают птенцов.
А на следующий день на уроке была проведена беседа о вреде бездомных кошек и собак, о том, что многие бездомные животные часто являются источниками болезней. Но особо было подчёркнуто, что бездомными кошек и собак делают сами люди.
– Вот этот котик, который ел птенца, – давно ли он стал бездомным? Почему?
Ученики пытались представить, что чувствовал брошенный хозяевами котёнок. У него совсем недавно был свой дом, своя лежанка, где его ждала миска с едой, его любили… А теперь?
Сопереживание, сочувствие, которые возникли в детских душах, – это и есть момент переоценки, пересмотра своего поведения, своего отношения к животным. Ведь важной особенностью психического развития младшего школьника является обострённая потребность в активном усвоении общечеловеческих ценностей и нормативов, способность брать ответственность за своё поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого он сам должен быть добрым ко всему живому.
Сопереживание, эмоции в единстве со знанием нравственной нормы приводят к зарождению мотивов, являющихся двигателем нравственно-экологических поступков.
Для наибольшей эффективности, стараюсь связывать содержание бесед с разнообразной нравственно-экологической деятельностью детей.
При рассмотрении конкретных экологических ситуаций, стараюсь показать значение поведения и деятельности человека в изменении окружающей среды.
Не менее важным методом, используемым мною в учебно-воспитательном процессе, является игра.
Дидактические и сюжетно-ролевые игры использую на всех этапах уроков, экскурсий. Дети очень любят загадки, которые являются особой формой игры. Ведь они не только развивают мышление, но и привлекают внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые, как правило, остаются незамеченными.
Однако с не меньшим интересом мои ребята составляют на уроках загадки собственного сочинения.
Помимо дидактических игр с загадками, использую игры с вопросами, рисунками. Например, игры с рисунками «Кто, где живёт?», «У какого дерева есть такие листочки?», «Цветочный хоровод». Помимо дидактических игр, на уроках использую ролевые игры. Данные уроки всегда отличаются высокой эмоциональной насыщенностью, наполняются реальными чувствами, мыслями, желаниями детей.
Особенно понравятся ребятам театрализованные игры, основанные на литературных произведениях, в частности текстах Н. Сладкова «Лиса и ёж», «Кабанчик и лисёнок», «Белка и лесная мышь», также коротких рассказах Б. Житкова, Е. Пермяка, М. Пришвина.
Несмотря на важность урока как ведущей формы процесса познания мира, нельзя недооценивать и такую форму как внеурочная деятельность, которая тоже обладает большими воспитательными возможностями.
Внеурочная деятельность в моей практике находит отражение в виде выполнения учащимися домашних заданий, носящих поисково-познавательный характер. Например, выяснить, какие растения или животные, помимо перечисленных в учебнике, так же занесены в Красную книгу России. Своё отражение внеурочная деятельность находит в виде целенаправленных наблюдений в природе, а также в виде трудовой деятельности, направленной на улучшение окружающей среды своим трудом (в форме экологических субботников, трудовых десантов).
Плодами внеурочной деятельности моих учащихся являются: создание книжек-малышек: «Времена года», «Красная книга»; выполнение серии рисунков «Что такое хорошо и что такое плохо» по правилам поведения в природе. Мои ученики участвуют в таких акциях как: «День добрых дел», «Помощь другу», «Птичья столовая», «Птичьи квартиры». Ребята изготавливают скворечники и привлекают птиц к своим дворам, а в холодную пору подкармливают пернатых. Также развешивают в осенний период на деревьях в своём саду ловчие пояса для насекомых-вредителей. Вместе с другими учащимися школы активно участвуют в субботниках по наведению санитарного порядка.
Большой отклик находят у детей и всевозможные внеклассные мероприятия. Ребята очень любят туристические походы, особенно походы к реке, где, на удивление, без проблем соблюдают правила друзей природы. Большой познавательный и чувственный опыт приобрели ученики во время экскурсии в зоопарк. Всегда интересно проходят подготовка и проведение праздников, утренников. Особенно запомнились утренники нравственно-экологической направленности такие как: «Разговор с Землёй», «На лесной поляне», «Кошкин бал, или Праздник Барсика и Мурки», «Хлеб – всему голова». Не остаются в стороне мои ребята и от участия в школьных олимпиадах по данному курсу.
В целях проверки эффективности воспитательного процесса, направленного на формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся, при ознакомлении с окружающей природной средой
был проведён контрольный эксперимент. Учащимся были предложены те же вопросы, что и при констатирующем эксперименте.
Согласно результатам эксперимента, после проведения уроков с системой заданий, направленных на формирование экологического сознания учащихся, их нравственно-экологической культуры, низкий уровень сохранился у двух учащихся из 25, сократившись на 9 человек. Число детей с высоким уровнем нравственно-экологической культуры возросло до 7 человек. Положительная динамика на лицо.
Результаты эксперимента показали, что при использовании на уроках ознакомления с окружающим миром подобранной системы заданий по формированию экологической нравственности младших школьников, способствует формированию у учащихся экологического сознания, экологической культуры и, как следствие этого, повышению уровня нравственно-экологической воспитанности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня
Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня Приобщ...
Развитие логического мышления младших школьников в курсе изучения окружающего мира посредством моделирования.
Творческая и исследовательская работа.Практические рекомендации по использованию моделирования для повышения эффективности обучения природоведению в начальной школе....
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...
Нравственное и эстетическое воспитание младших школьников на основе изучения окружающей природы
Природа - это одно из важнейших средств воспитания детей....
Развитие у младших школьников познавательного интереса к окружающему миру средствами ИКТ
Использование ИКТ позволяет сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что позволяет перейти на новый, более высокий уровень воспитания и обучения, направленный на тво...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» В мире добра
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МБУСОШ №1 г. Советский в соответствии с Федеральным государственным образовательным ст...
Теоретические основы проблемы формирования естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Теоретические основы проблемы формирования естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира...