Моря, озера, реки России 11.05.2012
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Головина Надежда Анатольевна

Окружающий мир 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morya_ozera_reki_rossii_11.05.2012.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко села Перелюб

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

Урок окружающего мира

Тема: Моря, озера и реки России

4 класс

Выполнил: учитель начальных классов

Головина Н.А.

с. Перелюб.

2011– 2012 учебный год.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России и познакомить с их местонахождением.

Задачи:

-обучающие: дать представление о  морях, озерах, реках России и их местонахождении;

-развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

-воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.  

Оборудование:

Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов; физическая карта России; карта полушарий, мультимедийный проектор, диск «Энциклопедия Кирилла и Мифодия»,  компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Проверка знаний и умений

Фронтальный и индивидуальный опрос.

-        Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его местонахождение на карте.

-        Покажите на карте и назовите горы на территории России. Демонстрируются слайды, иллюстрации, фотографии с горами.

  1. Почему говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»?
  2. Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.

Самостоятельная работа

1. Соедини стрелками тип гор и их название.

Молодые горы

Старые горы

Уральские горы

Кавказские горы

Саяны

Алтай

Вулканы Камчатки

III. Работа над новой темой.

У вас было творческое домашнее задание - создать модель транспортного средства, которое может двигаться по воде и по суше.

-        Транспорт выбран. Вы готовы к путешествию по водным просторам страны?

- Путь наш начнем с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдет по морям. Каким?

Дети называют моря, а учитель или его помощник показывают движение, закрепляя «транспорт» на названном объекте.

На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Ответы детей)

  1. Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря, к какому океану
    относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия?
  2. Проверим.(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
  3.  На востоке? .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
  1. На севере? .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
  2. На западе? .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
  1. Какие моря относятся к Тихому океану? .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
  2. Перечислите моря Северного Ледовитого океана. .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
  3. А какие моря относятся к Атлантическому океану? .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
  4. Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.

Показ слайдов  «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).

  1. Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов?
  1. Что вы можете сказать о воде в морях?  

IV.        Физкультминутка

Игра «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте – замри!

V. Продолжение новой темы

  1. А сейчас наш путь лежит на озера страны. Какие озера вам знакомы?
  2. Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?
  1. Покажите на карте озеро Байкал и Каспийское озеро-море.

Показ слайдов озера Байкал и Каспийского моря.

На карте над озерами закрепляется «транспорт». Показ слайдов и картин «Ладожское озеро», «Онежское озеро».

Сообщения учащихся о Ладожском и Онежском озерах. .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)

- Наш волшебный «транспорт» познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вто рую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам позна комить одноклассников с самыми крупными реками.

Показ слайдов с изображением рек.

Работа в группах

Каждой группе даются карточки - «помогайки» следующего содержания:

I группа: ... ~ это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ....

// группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река          берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно- Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ....

III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... -в ... море.

VI.        Закрепление изученного материала

Групповая работа

-        Заполните контурную карту.

Каждая группа получает контурную карту России и задания. За дания выполняются по очереди, но каждый раз на другой карте, на пример:

I        группа подписывает названия морей;

II        группа подписывает названия рек;

III группа подписывает названия озер.

Потом они меняются картами и заданиями, а потом меняются еще раз, чтобы в итоге на всех трех картах были подписаны моря, реки и озера, и каждая группа поработала над каждым заданием.

Игра «Капитаны»

-        Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в
Охотском море.

Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.

VII.        Подведение итогов работы

-Какая была тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему урока).

Самооценивание: - Достигли мы цели урока? Как мы поработали?

Учитель оценивает деятельность учащихся, благодарит за хорошую работу, старательность, активность, любознательность, внимательность.

VIII. Домашнее задание

Учитель дает на выбор творческие задания:

  1. Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.

2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.

3. Используя материал учебника (с. 72-77) составить вопросы для викторины или кроссворд.

Список литературы

1.А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», М., «Просвещение», 2006.

2.О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «ВАКО», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: «Моря, озёра, реки России».

презентация к уроку "Моря, реки , озёра России" УМК Школа России 4 класс...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Урок окружающего мира для 4 класса "Моря, озёра, реки России"

Урок окружающего мира по программе "Школа России" (Плешаков А.А.). Урок объяснения нового материала с использованием ИКТ технологий, проблемного обучения и групповой формы организации учебно...

Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме "Моря, озёра, реки России"

Раздел "Природа России". Урок по теме "Моря, озёра, реки России". Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умени...

Конспект урока окружающего мира по теме "Моря, озера, реки России", 4 класс

Урок окружающего мира составлен для УМК "Школа России"...

3. Море Лаптевых. Моря, озера и реки России

По теме: "Моря, озера и реки России". Окружающий мир 4 класс УМК Школа России...