Моря, озера, реки России 11.05.2012
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко села Перелюб
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Урок окружающего мира
Тема: Моря, озера и реки России
4 класс
Выполнил: учитель начальных классов Головина Н.А. |
с. Перелюб. |
2011– 2012 учебный год.
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России и познакомить с их местонахождением.
Задачи:
-обучающие: дать представление о морях, озерах, реках России и их местонахождении;
-развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
-воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Оборудование:
Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов; физическая карта России; карта полушарий, мультимедийный проектор, диск «Энциклопедия Кирилла и Мифодия», компьютер.
Ход урока
- Организационный момент.
II. Проверка знаний и умений
Фронтальный и индивидуальный опрос.
- Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его местонахождение на карте.
- Покажите на карте и назовите горы на территории России. Демонстрируются слайды, иллюстрации, фотографии с горами.
- Почему говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»?
- Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.
Самостоятельная работа
1. Соедини стрелками тип гор и их название.
Молодые горы Старые горы | Уральские горы Кавказские горы Саяны Алтай Вулканы Камчатки |
III. Работа над новой темой.
У вас было творческое домашнее задание - создать модель транспортного средства, которое может двигаться по воде и по суше.
- Транспорт выбран. Вы готовы к путешествию по водным просторам страны?
- Путь наш начнем с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдет по морям. Каким?
Дети называют моря, а учитель или его помощник показывают движение, закрепляя «транспорт» на названном объекте.
На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Ответы детей)
- Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря, к какому океану
относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия? - Проверим.(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
- На востоке? .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
- На севере? .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
- На западе? .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
- Какие моря относятся к Тихому океану? .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
- Перечислите моря Северного Ледовитого океана. .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
- А какие моря относятся к Атлантическому океану? .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
- Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.
Показ слайдов «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).
- Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов?
- Что вы можете сказать о воде в морях?
IV. Физкультминутка
Игра «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте – замри!
V. Продолжение новой темы
- А сейчас наш путь лежит на озера страны. Какие озера вам знакомы?
- Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?
- Покажите на карте озеро Байкал и Каспийское озеро-море.
Показ слайдов озера Байкал и Каспийского моря.
На карте над озерами закрепляется «транспорт». Показ слайдов и картин «Ладожское озеро», «Онежское озеро».
Сообщения учащихся о Ладожском и Онежском озерах. .(«Энциклопедия Кирилла и Мифодия»)
- Наш волшебный «транспорт» познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вто рую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам позна комить одноклассников с самыми крупными реками.
Показ слайдов с изображением рек.
Работа в группах
Каждой группе даются карточки - «помогайки» следующего содержания:
I группа: ... ~ это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ....
// группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно- Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ....
III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... -в ... море.
VI. Закрепление изученного материала
Групповая работа
- Заполните контурную карту.
Каждая группа получает контурную карту России и задания. За дания выполняются по очереди, но каждый раз на другой карте, на пример:
I группа подписывает названия морей;
II группа подписывает названия рек;
III группа подписывает названия озер.
Потом они меняются картами и заданиями, а потом меняются еще раз, чтобы в итоге на всех трех картах были подписаны моря, реки и озера, и каждая группа поработала над каждым заданием.
Игра «Капитаны»
- Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в
Охотском море.
Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.
VII. Подведение итогов работы
-Какая была тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему урока).
Самооценивание: - Достигли мы цели урока? Как мы поработали?
Учитель оценивает деятельность учащихся, благодарит за хорошую работу, старательность, активность, любознательность, внимательность.
VIII. Домашнее задание
Учитель дает на выбор творческие задания:
- Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.
2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.
3. Используя материал учебника (с. 72-77) составить вопросы для викторины или кроссворд.
Список литературы
1.А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», М., «Просвещение», 2006.
2.О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «ВАКО», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация: «Моря, озёра, реки России».
презентация к уроку "Моря, реки , озёра России" УМК Школа России 4 класс...
Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России
Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....
Урок окружающего мира для 4 класса "Моря, озёра, реки России"
Урок окружающего мира по программе "Школа России" (Плешаков А.А.). Урок объяснения нового материала с использованием ИКТ технологий, проблемного обучения и групповой формы организации учебно...
Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме "Моря, озёра, реки России"
Раздел "Природа России". Урок по теме "Моря, озёра, реки России". Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умени...
Конспект урока окружающего мира по теме "Моря, озера, реки России", 4 класс
Урок окружающего мира составлен для УМК "Школа России"...
Презентация по окружающему миру "Моря и реки России"
Презентация "Моря и реки России"...
3. Море Лаптевых. Моря, озера и реки России
По теме: "Моря, озера и реки России". Окружающий мир 4 класс УМК Школа России...