Урок окружающего мира для 4 класса "Моря, озёра, реки России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок окружающего мира по программе "Школа России" (Плешаков А.А.). Урок объяснения нового материала с использованием ИКТ технологий, проблемного обучения и групповой формы организации учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morya_ozyora_reki_rossii._4_klass.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
4 класс, УМК А.А.Плешакова («Школа России»)
Тема «Моря, озёра, реки России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
школы-сада №7 г.Пересвета
Сергиево-Посадского района
Московской области
Ермолаева Елена Валентиновна
Октябрь 2014 года
Цель урока:
- сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России;
- ознакомить с их местонахождением;
- формировать умение работать по карте;
Воспитательные:
- воспитание любви к Родине, к родной природе;
- воспитание основ экологической грамотности учащихся;
- воспитание культуры взаимоотношений в процессе совместной работы;
- проводить рефлексию своей работы на уроке;
Развивающие:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие пространственного воображения;
- развитие образного и абстрактно-логического мышления;
- развитие умения анализировать, сравнивать обобщать.
Оборудование:
электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, физическая карта России, контурные карты, карточки с заданиями для каждой группы, магнитофон.
Тип урока: объяснение нового материала
1.Введение в тему урока.
«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Мы продолжаем изучать природу нашей страны.
2.Проверка домашнего задания.
На интерактивной доске:
Ладожское Волга Кавказ Азовское Урал
Саяны Енисей Байкал Чёрное Алтай Каспийское
-Удалите слова, обозначающие географические объекты, с которыми мы знакомились на прошлом уроке. Что они обозначают? (горы) Покажите их на карте
-Что такое «каменный пояс» земли русской?
-Как называется равнина, на которой мы живём?
3.Актуализация знаний.
- Как одним словом назвать оставшиеся объекты? (водоёмы)
- Какие водоёмы вы знаете? (океаны, моря, реки, пруды, болота, озёра…)
- А о каких водоёмах мы сегодня поговорим, вы сейчас узнаете. Расшифруйте слова, решив примеры по командам.
Команде №1. (МОРЯ)
Расшифруйте слово, решив примеры:
780 * 10 =
3000 : 100 =
42000 : 1000 =
180 : 10 =
Расположи ответы в порядке возрастания.
Команде №2. (ОЗЁРА)
Расшифруйте слово, решив примеры:
61 * 100 =
3000 : 100 =
820 * 10 =
50000 : 10 =
740 * 10 =
Расположи ответы в порядке возрастания.
Команде №3. (РЕКИ)
Расшифруйте слово, решив примеры:
25 * 1000 =
90000 : 10 =
42000 : 1000 =
117 * 100 =
Расположи ответы в порядке возрастания.
Ключ к шифру:
18 – М
30 – О
42 – Р
5000 – З
6100 – Ё
7400 - Р
7800 – Я
8200 – А
9000 – Е
11700 – К
25000 - И
4. Постановка целей урока.
- Отправимся в научную экспедицию. Какие задачи мы для себя определим?
5. Самоопределение к деятельности.
– Чтобы выполнить поставленные задачи, надо чётко знать, что мы будем исследовать. Изучите научное определение понятий «река», «озеро», «море» (в конвертах на карточках).
МОРЕ – небольшая часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него. Отличается от открытой части океана некоторыми природными условиями. Море обязательно связано с океаном.
ОЗЕРО – естественный водоём на поверхности суши, замкнутый в берегах. Озеро не имеет выхода в Мировой океан.
РЕКА – естественный водоём с постоянным течением воды, текущий в определённом русле от истока до устья.
Все группы, начиная с гр. «реки», читают определение и на интерактивной доске распределяют оставшиеся слова в 3 столбика: реки, озёра, моря.
Возникает проблема: куда отнесём Каспийское море? (опираясь на определение и карту, относим к озёрам)
6. Открытие нового знания.
а)Интерактивная обзорная экскурсия по данной теме (диск к учебнику)
-Внимательно послушайте информацию, которая вам пригодится в экспедиции.
б)Физминутка.
Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)
Вдруг ... акула… (плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)
в) Отправляемся в экспедицию. Будем исследовать водные пространства России.
Работа с учебником (моря – с.66, озёра – с.67-68, реки – с.68) + для любознательных дополнительный материал напечатан на карточках. Каждая группа изучает свой материал. На контурной карте отмечает свои объекты.
Дополнительный материал для любознательных ( дети подбирают дома из различных источников):
Человечество ежедневно потребляет 140 миллиардов литров пресной воды. Ещё больше пресной воды необходимо для поддержания жизни всех растений и животных Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.
Реки, текущие с юга на север России, смягчают суровый климат северных районов. А те, которые текут с севера на юг, приносят в жаркие районы долгожданную прохладу и влагу.
Возраст Байкала 25 млн. лет. Если взять всю воду Байкала и разделить её между всеми жителями России, то каждому достанется по 2700 цистерн с водой.
В Онежском озере находится остров Кижи, на котором расположен музей-заповедник. Там все церкви деревянные и построены без единого гвоздя.
Лена – самая длинная река в мире, которая протекает в зоне вечной мерзлоты.
Первые упоминания о Чёрном море относятся к 5 веку до нашей эры. Именно по Чёрному морю аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.
На берегу Балтийского моря есть уникальное место, которое называется «танцующий» лес. Там растут сосны, стволы которых причудливо изогнуты или даже скручены в петлю. Причина этого явления науке не известна.
Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Известно, что 60% воды в великой русской реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт подземных вод. А 10% попадает в Волгу в виде дождей.
Ладожское и Онежское озёра образовались примерно 10тысяч лет назад, когда с этой территории ушёл ледник, и его талая вода заполнила углубления на его месте.
9.Первичное закрепление.
Отчёт об экспедиции.
Группы рассказывают о своих объектах, показывают их на карте и на интерактивной контурной карте.
10. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Зоркий глаз»
ф | к | б | а | л | т | и | й |
д | с | а | э | е | ф | п | с |
ч | т | й | у | н | у | ы | к |
ё | х | к | в | а | с | е | о |
р | в | а | л | м | щ | н | е |
н | о | е | ж | б | з | и | о |
ц | л | а | д | о | ж | с | к |
к | г | а | ф | ю | й | е | х |
- Зачеркните названия географических объектов, которые мы изучали сегодня во время экспедиции. (Волга, Байкал, Лена, Енисей, Чёрное, Балтийское, Ладожское)
11. Рефлексия.
- Что узнали?
- Чему научились?
- В чём затруднялись?
- Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?
- Что захотелось сделать или узнать после сегодняшнего урока?
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
- Оцените свою работу на уроке (капельками из бумаги)
Голубой – Было легко, интересно, всё понятно.
Синий – Небольшие затруднения, надо ещё поработать.
Фиолетовый – Было трудно, непонятно, нужна помощь учителя.
Итог: Мы - россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать всё для её сохранения.
Домашнее задание:- На контурной карте в тетради отметить все изученные объекты.
Кому понравилась исследовательская работа:
- Выяснить, в честь кого названо море Лаптевых и Берингово море.
- Выяснить, какие меры принимаются для охраны водных богатств России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.
Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира по теме:" Моря,реки и озёра России"
Урок окружющего мира по теме:"Моря,реки и озёра России"...
Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России"
Технологическая карта урока по ФГОСу....
Презентация по окружающему миру "Моря, озера и реки России". 4 класс. УМК "Школа России".
Презентация Москва река....
Технологическая карта урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о морях, озерах и реках России, знакомство с их местонахождением; формирование умения работать по картеПланируемые результатыПредметные...
Конспект урока окружающего мира: " В путь по реке времени" ( УМК "Перспектива", 4 класс)
Тема: «В путь по реке времени»Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «истор...