Конспект урока окружающий мир, 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Цели: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным лесом и широколиственным; познакомить с растительным и животным миром; развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием. Воспитывать гуманное отношение к природе. Познакомить с северным краем – Пинежским заповедником, рассматривание картин известных художников, продолжить знакомство с историей родного края, прививать любовь к родному краю и чувство гордости; Тип урока: урок изучения нового материала Форма проведения: урок - экспедиция Метод урока: частично- поисковый Оборудование: карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись звуки леса, музыка, мультимедийный проектор, видеофрагменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx23.26 КБ
Файл v_lesnoy_polose1.docx19.34 КБ
Файл 1k_uroku.docx15.13 КБ
Файл tetr.docx12.91 КБ
Файл problemy_lesa.pptx322.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир, 4 кл .

« Начальная школа 21 века»

Чем человек отличается от животных

Тема: Человек умеет думать и говорить

Цели: Объяснить отличие человека от других объектов живой природы; расширять знания учащихся о человеке; воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию.

Ход урока.

Орг. Момент.

(слайд 2)

Сообщение темы и цели урока.

(слайд 3)

- Постарайтесь по данному толкованию определить понятие,  вы узнаете, кому будет посвящена тема нашего урока.

(слайд 4,5)

Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. (С. И. Ожегов.)

               (Слайд6)

После ответов учащихся учитель открывает закрытую в на чале урока карточку со словом «человек».

Итак, человек - это часть природы, ее живого мира. Вам уже много известно о человеке. На зовите, что конкретно. (Ответы учащихся.)

И все же человек отличается от животных. Как вы думаете, чем? (Ответы учащихся.)

Поговорим об этом подробнее и выясним, какие признаки от личают человека от животного.

Формирование новых знаний.

1.Объяснение учителя.

-        Что такое человек? Чем он отличается от животных?

(слайд 6) Слово экспертам –подготовленные дети.

          (слайд7)    Над этим вопросом люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: « Человек - это двуногое животное без перьев».

(слайд 8)

Через две тысячи лет известный француз ский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

-        Что отличает людей от животных? Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак заключается в том, что он существо общественное и разумное. Среди животных тоже немало сообразительных, например, дельфины, собаки и др., но только человек обладает посто янным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир - современные постройки, научные центры, города, дороги, фабрики, заводы, проложили путь в космические дали и др.

2. Работа с текстом.

«Выскажем предположения». Рассмотри рисунок. Сверь свои высказывания стекстом.с.91

(слайд 9)

3.«Слово экспертам»

На фоне слайдов дети ведут рассказ.

(слайд 10)

 Дети:

Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Ди тя человеческое после рожде ния - самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в се мье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружаю щем мире, умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к живот ным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух но гах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойман ные животные.

Все вы, наверное, помните историю Маугли из «Книги зверей»,

посвященную жизни зверей и человеческого детеныша, которую написал английский писа тель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много пре даний и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».

Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вме сте с волчатами начинает сосать мо локо их матери - грозной волчицы Ракши. Так он становится при емным сыном волчицы.

Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втол ковывает ему законы джунг лей.

-        Мог ли мальчик научиться говорить, писать, читать в этих условиях?

Конечно, нет. Он ведь впитывал ту «науку», которой его обуча ли окружающие его звери: мальчик-волк начинает понимать язык птиц и змей, значение каждого шороха в траве, каждого движения в листве. Он учится лазать по деревьям, как пантера, плавать, как рыба, и прыгать по ветвям, как обезьяна.

-        Почему вы не владеете этими навыками? Почему умеете читать, писать, размышлять, гово рить, в отличие от Маугли? А ведь каждый из вас такой же, как и Маугли, человек...

Правильно, вы живете по другим законам, в другом обществе, которое воспитывает вас по-иному.

Человек Маугли и дикие животные жили по одним справедли вым законам джунглей, но даже в этой среде человек оказывается могущественнее всех в джунглях: он царь вселенной. И когда по взрослевший Маугли уходит жить туда, где живет его народ, к лю дям, он все равно остается хозяином джунглей.

-        Сделайте вывод: почему Маугли не такой, как  мы с вами? Что его отличает от нас?

(слайд 11)

4.Вывод. Отличием человека от животного является способ ность мыслить. Как ты понимаешь эти стихотворные строки?


Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала.

Чужую шкуру повязал,

 Клык сделал из металла...


И вот остался тигром тигр,

И слон слоном остался

 А человек, меняя мир,

Сам в мире изменялся

-Как вы понимаете данные строчки? (ответы детей)

Даже самое современное животное - человекооб разная обезьяна не имеет столь высокоразви того мозга. Попытки научить обезьяну мыслить подобно человеку путем многолетних занятий с ней не увенчалось успехом. Благодаря мышлению чело век не просто приспосабливается к при родным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не произво дит. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хо чет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет из паутины сеть, пчела строит соты. Но этому их никто не учит, в них срабатывает врож денный инстинкт.( слайды 14,15)

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их не возможно отделить друг от друга. Обезьяны, которых пытались путем специальных занятий научить говорить, оказались неспособ ными овладеть речью. И не только потому, что голосовой аппарат человека формировался миллионы лет, но и потому, что мозг чело века, способный мыслить, тоже является результатом длительного исторического развития.

5. Подытожим полученные сведения.

- Каковы же отличия человека от животных?

Понаблюдаем за животными.( просмотр видео)

(слайд 16)

6.Работа стекстом

. «Выскажем предположения» с.92

(слайд 17)

7.Понаблюдаем за человеком. (просмотр видео)

(слайд 18)

8.Рассмотри  рисунки.

(слайд 19)

Расскажи  о значении речи в жизни людей.(ответы детей)

 Делаем выводы о внутреннем мире человека

« Сложен всякий человек,

 и глубок как море».

Ф. М. Достоевский

(слайд 20)

10 Подведение итогов.

Как вы понимаете данные высказывания?

Знания не даются человеку от рождения.

В течение всей жизни он познаёт мир.

   Благодаря истинному знанию ты будешь, гораздо смелее и

совершеннее в каждой работе, нежели без него.

Альбрехт Дюрер

   Кто повторяет старое и узнает новое,

 тот может быть предводителем.

Конфуций

11.Сегодня на уроке:

Я  узнал …..

Я  научился…

Мне  понравилось ….

Я бы хотел ….

Новые знания мне пригодятся…..

12.Домашнее задание :

 стр. 93 и работа в тетради.

Во-первых, человек способен производить орудия труда, ис пользовать их.

Во-вторых, он обладает мышлением и человеческой речью.

В-третьих, человек способен к целенаправленной творческой деятельности.

1)        Люди на реках строят плотины, и бобры  на реках строят плотины.

-        Чем деятельность человека отличается от действий бобра?

2)        Паук искусно плетет паутину-сеть, с помощью которой добывает пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. Он использует сеть в решете, в ракетке для тенниса и бадминтона.

-        Чем производство сетей человеком отличается от плетения
паутины пауком?

2.        Работа по учебнику.

1)        Рассмотрите рисунок на с. 40 учебника.

-        Чем человек отличается от животных? Подтвердите ответы
примерами-рисунками.

2)        Для чего нужна человеку речь?

Рассмотрите рисунок на с. 42 учебника - в нем найдете под сказку.

Расскажите о значении речи в жизни людей.

3.        Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

1)        Прочитайте стихотворение Ю. Мориц в тетради на с. 24.

-        Объясните, как вы его понимаете.

2)        Рассмотрите предметы в задании 61 (с. 23).

-        Какие особенности человека позволяют ему создавать изображенные предметы?

VI. Итог урока.

Учитель. Прочитайте главную мысль по теме нашего урока на с. 41 учебника и постарайтесь запомнить ее.

-        Отгадайте загадку:

На Земле он всех сильней, Потому что всех умней.

(Человек.)

-        Что нового вы узнали сегодня о человеке?

Домашнее задание: составить рассказ «Чем человек отличает ся от животного».



Предварительный просмотр:

В лесной полосе1

К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом и лучше прогревает землю. Из-за этого лето здесь теплее и длится дольше, а зима мягче и не такая продолжительная. В те чение года выпадает больше осадков. По этим причинам растительный и животный мир здесь богаче, чем в тундре — от Балтийского моря до Тихого океана тянется широкая полоса лесов. Но тундра переходит в лес не сразу. Между ними есть полоса лесотундры, в которой чере дуются участки леса и тундры. Деревья растут с искривлёнными стволами, в основном по реч ным долинам. Постепенно лесотундра перехо дит в тайгу. Тайга это хвойные леса в северной части лесной полосы. Здесь растут деревья, не слишком требовательные к теплу. В основном это ель, сосна, кедр, пихта, ли ственница. Встречаются   также, главным обра зом на вырубках, берёза и осина. Таёжные леса густые и труднопроходимые.

В лесной полосе обитает множество различ ных животных, так как здесь можно найти достаточно корма для питания и убежище. Чем дальше на юг, тем поверхность земли получает больше тепла и влаги. Погода здесь более мягкая, без резких перепадов температу ры. Зима снежная, с небольшими морозами, а лето тёплое, со значительными осадками. Сред няя температура июля +18 — +20 градусов. Различных видов растений становится больше, хвойные леса постепенно сменяют смешанные. На западе нашей страны тайга переходит в смешанные леса севернее, чем на востоке, в Сибири. Во многих местах на востоке нашей страны вся лесная полоса занята тайгой, а сме шанных лесов практически нет. Чем дальше на юг, тем теплее стано вится климат и, главным образом на западе нашей страны, смешанные леса переходят в лиственные, или, точнее, широколиственные, леса. Здесь произрастают только лиственные деревья, хотя могут встречаться посаженные человеком сосновые боры. В лесной полосе живёт большая часть насе ления нашей страны. Труд многих людей здесь связан с лесом — посадка новых лесов, заго товка древесины, сплав леса по рекам. В лес ной полосе построено много деревообрабатыва ющих заводов и фабрик. Поскольку в лесной полосе много различных животных, здесь ши роко распространена охота. Природные условия лесной полосы позволя ют выращивать многие сельскохозяйственные культуры.

В лесной полосе 2

На севере лесной полосы растут хвойные леса — это тайга. Почвы таёжной зоны назы ваются подзолистыми, потому что в них сразу под покровом мха виден очень светлый, пе пельно-серый слой, похожий на золу. Эти по чвы неблагоприятны для многих культурных растений. И дикорастущие травянистые расте ния здесь почти не находят себе приюта. Зато в лесах пышно разрастаются различные мхи и тенелюбивые растения: черника, брусника, папоротник. Почвы смешанных лесов более плодородны, кроме того, здесь больше тепла и влаги. В этих лесах много травянистых расте ний.

В европейской части нашей страны (к западу от Уральских гор) в таёжных лесах произрастает  главным образом ель и сосна. В еловом лесу всегда царит полумрак, на почве — сплошной ковёр из зелёных мхов, кустарников мало. там. где почва беднее питательными веществами более сырая, на ковре из мха часто встречаются густые заросли черники. Там, где пи тательных веществ больше, появляется сплош ной покров маленького травянистого растения кислицы. Сосновый лес значительно отличается от ело вого. Кроны сосен пропускают много света, по этому растения нижних ярусов хорошо освеще ны. В сосняке обычно суше, чем в ельнике. Если сосновые леса растут на достаточно влаж ных почвах,

На восток от Уральских гор простирается обширный край, который называется Сибирь. Здесь тайга в основном образована лиственни цей, хотя растут также сибирская пихта, кедр (сибирская сосна), обыкновенные сосна и ель. Лиственничный лес ещё более светлый, чем сосновый, ведь кроны лиственниц почти не затеняют почву. Из деревьев здесь также часто встречается сосна. Почвы обычно сплошь по крыты мхом, на нём растут брусника, толок нянка, линнея, а также обычные для верхо вых болот багульник и голубика. В европейской части нашей страны и на Дальнем Востоке тайга сменяется смешанны ми лесами. (В Сибири смешанных лесов нет.) Наиболее распространённые в смешанных ле сах породы деревьев — это ель обыкновенная и дуб черешчатый. В северной части смешан ных лесов лучше растёт ель. Она влаголюбива, хорошо переносит холод, но не терпит иссуше ния почвы.

Карточка-помогайка ( для ботаников1)

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные условия тайги.
  3. Что общего у всех растений тайги?

Какие растения растут в тайге?

Карточка-помогайка: ( для ботаников 2)

  1. Расположение смешенных и широколиственных лесов.
  2. Природные условия в этих лесах.
  3. Что объединяет растения этих лесов?
  4. Какие растения растут в этих лесах?

Карточка-помогайка: (для зоологов)

  1. Птицы тайги, что их объединяет.
  2. Животные тайги, что их объединяет.
  1. Животный мир смешанного и широколиственного леса, (краткие рассказы о животных и птицах)



Предварительный просмотр:

1-й ученик: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.

  1. Рассказ первой группы ботаников:

Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (де монстрация картин «Тайга», «Непроходимая тайга»). Зима в тайге холод ная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Рассказ второй группы ботаников:

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвой ными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария, закрепление карточек на карте). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев не крупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария, закрепление карточек на стенной карте). Это теплолюбивые де ревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).

Рассказ зоологов:

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурун дук, летяга, соболь (показ картинок, закрепление карточек на карте). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ -они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка - таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга - родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бе гать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют раз ное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты ба ки, а на ушах - кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо под крадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

-        О животном мире леса можно говорить бесконечно.  Вот птицы, жи -
вущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как мно -
го разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и ка -
кое разнообразие кустарников, сколько насекомых - жуков, бабо
чек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!



Предварительный просмотр:

Тема: Леса России

1) Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Пихта

Береза

Кедровая сосна

Липа

Ольха

Сосна

Лиственница

Дуб

клен

   

      Тайга

   

      Смешанный лес

 Широколиственный лес

3)Используя учебник с.15, 22, запишите две-три цепи питания, характерные для леса.

      2)Прочитай  и определи что перечислено в таблице.

?

Место отдыха

Аптека

Источник чистой воды и пищи

Источник древесины

Дом для растений. Животных, грибов

Защитник воздуха, водоемов, почв

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы леса. Вырубка . Незаконная охота. Загрязнение воздуха. Обмеление рек.. Недостаток кислорода. Сокращение численности животных. Сокращение и полное исчезновение многих видов животных.

Слайд 2

Пути решения проблем. Создание заповедников. Борьба с браконьерством. Восстановление вырубленных лесов. Экономное использование древесины.

Слайд 3

Значение леса 1. Дом для растений, животных, грибов. 2. Защитник воздуха, водоёмов, почв. 3. Место отдыха для человека. 4. Источник ягод, грибов, лекарственных растений. 5.Источник древесины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...