Урок окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира по предмету «Окружающий мир» (автор учебника Н.Ф. Виноградова, 2-й класс, по программе «Школа XXI век») Тема урока: Четыре царства живой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chetyre_carstva_zhivoy_prirody..doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок новых знаний
Тема урока: Четыре царства живой природы.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с основными царствами живой природы: растения, грибы, бактерии, животные.
- Раскрыть основные отличия этих царств: растения-грибы, грибы-бактерии, бактерии-животные.
- Уточнить знания учащихся об основных качествах живых существ (дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)
- Расширить кругозор
Методические приемы, используемые на уроке:
Презентация “Четыре царства природы”, ПК, мультимедиапроектор;
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс
Работа с рисунками-схемами в рабочей тетради «Окружающий мир» 2 класс;
Конспект урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
Любите ли вы путешествовать? Наше путешествие не сказочное. Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. А кого мы называем живыми существами?
1. Живые организмы дышат.
2. Все живое движется.
3. Живые организмы питаются.
4. Живые организмы растут и развиваются.
5. Живые организмы размножаются.
6. Живые организмы умирают.
(дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)
На этой планете есть царства – государства.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были …
Нет-нет, не царь с царицей …
Каждое из этих царств особенное.
Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас…
Это царства живой природы.
Как вы думаете, какова тема урока?
Какие цели на урок вы для себя поставите?
- Сколько царств в природе?
- Кто населяет эти царства?
- Как живется их обитателям?
3. Изучение нового материала
Итак, начнем наше путешествие
А как называется наше первое царство, мы сейчас с вами узнаем.
Как называется первое царство? (царство бактерий)
Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений.
Ученые, рассматривая их в микроскоп, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.
А еще ученые называют их «мусорщиками» нашей планеты. Они питаются умершими организмами.Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.
Почему бактерии являются живыми существами?
(Бактерии растут, размножаются , погибают.)
Итак идем тайными волшебными тропинками в удивительное царство: ни растений, ни животных, а …
Землю пробуравил,
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
- Что это?
- Итак, мы в грибном царстве.
Грибы, оказывается, не относятся к растениям.
Давайте расставим подписи к частям гриба и к частям растения
У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они так быстро, будто на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.
Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли, это съедобная часть. Остальная часть находится под землей в виде нитей и называется грибницей.
Большинство грибов растет во влажных тенистых лесах или ущельях, где всегда много тени, влаги и тепла. На земле их огромное количество – целое царство.
Грибы работают в природе «мусорщиками», то есть разлагая отходы, они препятствуют их накоплению с годами в большом количестве. Если бы не было «мусорщиков», то наша планета могла бы превратиться в большую кучу мусора за многие тысячелетия ее существования. Грибы, оказывается, возвращают в почву минеральные соли, так необходимые растениям.
А сейчас давайте выполним задание в тетрадях.
Давайте откроем страницу 8 и прочитаем задание.
Но наши грибы все перепутались давайте расставим их по местам и подпишем названия.
Грибы делятся на съедобные и несъедобные. Отметим несъедобные грибы. Что нового вы узнали о грибах?
А следующее царство вы сможете назвать разгадав кроссворд.
1. В землю вросло,
Сверху толсто,
Снизу востро,
Собой красно. (морковь)
2. Появились бубенчики-
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке. (ландыш)
3. На плечах Игнашки
Сорок три рубашки.
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый. (капуста)
4. Цветок - напрасный,
Плод – опасный,
А поле все засажено. (картофель)
5. Из растений чей портрет
Выбит на монете.
Чьих плодов нужнее нет
На родной планете.(пшеница)
6. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелек.(одуванчик)
7. Главный принцип этой травки
В общем-то простой:
Голова – на солнце,
Ноги под водой. (рис)
8. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (рябина).
Как называется царство? (царство растений)
Очень мало на нашей земле таких укромных мест, где не растут растения. Растения – это деревья, кустарники, травы, мхи. Без них вообще не было бы жизни на нашей планете. У них самая важная и большая работа на планете. Ученые называют их «кормильцами». Действительно, они кормят человека, животных. Но самое главное – дают всем нам, живым организмам, воздух. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и питательные минеральные вещества.
ФИЗМИНУТКА. РЕЛАКЦИОННАЯ ИГРА «ДЕРЕВО»
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте.
- Представьте, что вы дерево.
- Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.
- Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно.
- Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.
- Ветви – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга.
- Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.
И у нас осталось последнее царство природы, как вы думаете какое?
Правильно, это царство животных.
В быту часто под словом животные понимаются лишь четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные). В науке за термином животные закреплено более широкое значение, к животным, помимо млекопитающих, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, всевозможные черви и т. д.
Я думаю, что не ошибусь если скажу что вы знаете многих животных. Многих вы видели своими глазами.
Как называются животные живущие рядом с человеком?
А живущие в лесу?
В чем их отличие?
Ребята, помогите мне определить, кто из этих животных – зверь.
Скажите, пожалуйста, кто из этих животных точно не зверь.
(Орёл – это птица, потому что у него есть перья. Жук – олень – это насекомое – у него 6 ног. )
Кто же из этих животных – зверь? Мышь или крокодил?
Звери - это животные, тело которых покрыто шерстью.
Значит, крокодил – это не зверь, а мышь – зверь.
У летучей мыши - крылья. Может, она птица?
Летучая мышь питается насекомыми. Летучая мышь – единственное млекопитающее, умеющее летать. Крыльями ей служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.
Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. У них вместо ног - плавники.
У кита – плавники. И шерсти у него нет. Может, он рыба?
У кита нет шерсти: у него гладкая кожа, которая помогает ему легко скользить в воде. В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски (как усы у кота), с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается.
Такие же плавники есть у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни.
Царство животных многообразно.
И некоторые животные решили с нами поиграть. Они спрятались. Наша задача определить по звуку что это за животное.
(волк, корова, синица, соловей, дельфин, кит)
А еще животные спрятались в лесу. Найдите их.
В каком царстве мы с вам побывали. Кто населяет это царство.
4. Закрепление изученного
Наше путешествие подходит к концу…
Выполнив следующее задание в рабочих тетрадях на странице 7 и на доске, мы с вами повторим все, что узнали во время путешествия.
Перенеси рисунки живых организмов в подходящее царство
Выполнение задания 1 с.7 «Рабочая тетрадь» (заполнение схемы «Царства живой природы»).
Распредели живые организмы по группам
(кормильцы - растения
едоки - животные
мусорщики – бактерии, грибы)
V. Подведение итога урока.
- Какое же царство самое нужное в природе?
- Чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.
Все на свете нужны
Наше путешествие подошло к концу. Наша сказка закончилась.
– Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома.
Самоанализ урока
Урок окружающего мира по предмету «Окружающий мир»
(автор учебника Н.Ф. Виноградова, 2-й класс, по программе «Школа XXI век»)
Тема урока: Четыре царства живой природы.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с основными царствами живой природы: растения, грибы, бактерии, животные.
- Раскрыть основные отличия этих царств.
- Уточнить знания учащихся об основных качествах живых существ (дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)
- Расширить кругозор
- Развивать устную речь, воображение, внимание, зрительную память и пополнять словарный запас
- Воспитывать бережное отношение к природе
Методические приемы, используемые на уроке:
Презентация “Четыре царства природы”, ПК, мультимедиапроектор;
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс
Работа с рисунками-схемами в рабочей тетради «Окружающий мир» 2 класс;
Тип урока: урок новых знаний
На уроке была использована структура репродуктивного метода обучения
Цель урока: усвоение готовых знаний.
Метод обучения: репродуктивный.
Исходя из этого приемы преподавания:
Опрос раннее изучено материала
Предложение учащимся упражнений в различных видах реализующих цель: запоминание рассмотренного материала
Игра
Задача учителя:
Подобрать упражнения на запоминание информации
Умение учащихся перевести в разряд навыка
Уровень познавательной деятельности учащихся репродуктивный (воспроизведение)
Отсюда приемы учения:
Решение заданий по образцу
Повторение информации
Потребности ученика:
Много раз воспроизвести знания
Запомнить информацию, необходимую для решения упражнений
На уроке активно использовались информационно – коммуникативные технологии.
Что позволило мне организовать этот урок более ярко, сделать его запоминающимися.
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка, и, прежде всего, на его умственное развитие. Окружающий мир – источник чувств. На уроках окружающего мира легко создать ситуации удивления, вопроса, предложения предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, развития логического мышления.
Так же урок был направлен на сохранение здоровья учащихся
Сохранять работоспособность на уроке помогала регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой является микропеременой и отодвигает развитие утомления.
Продумывала не только собственную деятельность, но и деятельность каждого ученика.
Создавала эмоционально – положительный фон в обучении и общении.
Цели урока достигнуты, так как удалось
Решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты обучения.
Избежать перегрузки и переутомления учащихся.
Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...