Конспект по окружающему миру "Семейные традиции"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект по окружающему миру по теме "Семейные традиции" во 2 классе по программе 21 век.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_semeynye_tradicii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Тема: Твоя семья. Как семья отдыхает? Семейные традиции.

УУД:      * предметные понятия – семья, фамилия, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная;

  1. умения – познавательные – работать со схемами, выделять главную мысль в тексте; соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе и других общественных местах.

- воспитательные – прививать качества ответственности, уважения к семейным традициям, уважительного отношения к старшим.

  1. Образовательные ресурсы: учебник, Р.т., карточки, пословицы, ребус, кроссворд.

                                          Ход  урока.

  1. Организационный момент.

- Приветствие,  психологический настрой на работу,

               Встали все у парт  красиво,

               Поздоровались учтиво,

               Тихо сели, спинки прямо.

               Мы легонечко вздохнём

               Урок окружающего мира начнём!

  1. Сообщение темы урока.

- отгадайте  ребус:                        

            (семья)

  1. Работа по теме.

- Семья в жизни наших предков имела большое  значение. Семьёй обсуждали и решали важные проблемы быта, работы (т к  работали всей семьей на поле, в мастерской и т.д.). В семье  обязательно был  старший, которого все были обязаны  слушаться. Он  поддерживал порядок.  Главу семейства называли  домостроителем. Младшие в семье поступали под  опёку либо отца (мальчики), либо  матери (девочки) и учились  их ремеслу и  хозяйствованию. Старики  были  окружены почётом и  заботой.  Особым  уважением  пользовалась  мать-родоначальница. Вот как  обращался к  своей  матери  былинный  герой Добрыня  Никитич:

               Что ни белая  берёза к земле  клонится,

               Ни  шелковая  трава  расстилается,

               Уж как  сын  перед  матерью  кланяется…

Разные  поколения семьи  были  свидетелями  разных  событий в  истории нашей  Родины. На  Руси  у людей раньше было  двойное  имя; потом  появилось  отчество, а ещё позже – фамилия. Фамилии давали только  знатным и богатым, а в простых  семьях детям  выбирали  два  имени:  одно имело смысловое  значение, а  второе давалось в честь  святого, день  которого  приходился на день  рождения  ребёнка.

Потом  стали  появляться большие города, и фамилии перестали быть роскошью. Очень  часто они вырастали из  старых  отчеств. Жил  Пётр, был он  сын  Ивана. Его  и  звали  Пётр Иванов. Бывало, фамилией становилось и имя матери или  прозвище. Есть фамилии, которые  указывают, откуда родом наши  предки. Например, Костромитины могли быть жителями Костромы,  Архангельские жили в  Архангельске,  Москвины – в Москве и т. д.   Есть  фамилии, говорящие о  профессии предков их  владельцев. Это, например,  такие фамилии, как  Кузнецов,  Гончаров,   конюхов и т. п. Каждая фамилия имеет  свою  историю.

Фамилия – наследственное  семейное наименование  человека, прибавляемое к личному имени и переходящее от отца или матери к детям.

Много фамилий  образованы от  название животных, растений, от  профессий, от  прозвищ, от  внешнего  вида.

-  устно   №  Как  могли  произойти фамилии Богатырёв,  Рыбаков,  Остроумов,  Надеждин,  Никитин?

                                     

                        Стихотворение Г. Граубина     «Прадеды»

Кем был твой прадед на Руси –

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва – дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

                                       С.В.Михалков "Смешная фамилия"

Каких фамилий только нет:

 Пятеркин, Двойкин, Супов,

 Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,

 Пупков и Перепупов!

 В фамилиях различных лиц,

 Порою нам знакомых,

 Звучат названья рыб и птиц,

 Зверей и насекомых:

 Лисичкин, Раков, Индюков,

 Селедкин, Мышкин, Телкин,

 Мокрицын, Волков, Мотыльков,

 Бобров и Перепелкин!

 Но может некий Комаров

 Иметь характер львиный,

 А некий Барсов или Львов -

 Умишко комариный.

 Бывает, Коршунов иной

 Синичкина боится,

 А Чистунов слывет свиньей,

 А Простачков - лисицей!

 А Раков, если не дурак,

 Невежда и тупица,

 Назад не пятится как рак,

 А все вперед стремится!

 Плевков фамилию сменил,

 Жемчужиным назвался,

 Но в основном - ослом он был,

 Ослом он и остался!

 А Грибоедов, Пирогов

 Прославились навеки!

 И вывод, стало быть, таков:

 Все дело не в фамилии, а в человеке!

                                           С. Маршак        «СТЫД И ПОЗОР!»

 Стыд и позор Пустякову Василию:

 Он нацарапал на парте фамилию,

 Чтобы ребята во веки веков

 Знали, что в классе сидел Пустяков!

  1. Задания. Решение задач.

1.  *  У  Саши  есть  двоюродная  сестра,  Дарья Петровна. Как  зовут  брата  Сашиной  мамы?      (Пётр.)

      * Две  матери, две  дочери да бабушка с  внучкой, а всего  их трое. Кто это?  (внучка, дочь, бабушка.)

     

     2. Назовите пропущенные  слова.

*  сын,  отец,  …    (дед),   прадед.  (Это  мужская линия.)

* прабабушка,  бабушка,  …   (мама),   дочь.  (Это  женская  линия.)

   3. Воспользуйтесь  старинным  способом  образования  фамилий и  придумайте фамилии:

♦  по роду  занятий:  ткачиха,  повар.                            (Ткачёв,  Поваров.)

♦  по  месту  рождения:  Москва,  Смоленск.              (Москвичёв, Смоленкин.)

♦  по  именам родителей:   Андрей,  Мария.                (Андреев,  Мариин.)

♦  по  названию животных:  лебедь,  волк.                   (Лебедев,  Волков.)

  4. Напишите  имя  Колиного  дяди, если  двоюродного  брата Коли  зовут  Андрей  Ильич.             (Илья.)

  1. Разделите предметы на  2 группы:

МУЖСКОЙ  ТРУД                                            ЖЕНСКИЙ  ТРУД

Гвоздь,  иголка,  пряжа,  молоток,  ткань,  пила,  кастрюля,  утюг,  мусор.

  1. Игра  «Народная  мудрость» .

- О семье  сложено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. А сейчас небольшая  разминка. Вам надо  поправить то, что будет неверно.

•  Не  родись  красивой, а  родись …  богатой                (Счастливой).   

•  Любовь – кольцо, а у кольца … нет  проблем     (начала нет, и нет  конца).

•  У семи  нянек  дитя …  в  доглядке                              (без   глаза).

•  Милые  бранятся – только  … по  пятницам               (тешатся).

-  Продолжите  пословицы:

♦  Гость на пороге -  счастье в ….          (доме).

♦  Дом без  хозяйки -  …                         (Сиротка).

♦  Дом  вести – не  …                              (бородой  трясти).

♦  Яблоко от  яблони - …                        (не далеко  падает).

♦  Чем  богаты, …                                    (тем и рады).

♦  В гостях  хорошо, …                           (а дома  лучше).

- Разминка прошла  успешно.

  1. Кроссворд  
  2.  Итог урока.

- какую семью называют  дружной? Кого называют родственниками?

- Как  зовут полным  именем ваших  родителей, бабушек и дедушек?

-Узнайте у родителей, что им  известно о  дальних предках семьи, о происхождении вашей  фамилии.

Домашнее задание:  Р.т стр 33-34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"

Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"...

Конспект классного часа "Семейные традиции"

Вашему вниманию я предоставляю конспект классного часа на тему: «Семейные традиции». Данный конспект предназначен для 2 класса.  Перед проведением классного часа учителем были поставл...

Мини-проект по окружающему миру. "Традиции моей семьи".Начальная школа 21 века, 2 класс.

Мини-проект дает возможность ребям проявить творчество, провести вечер с семьей, проработать и составить информацию, отработать выразительность речи при публичном выступлении....

Конспект классного часа "Русские традиции масленницы"

Конспект "Русские традиции масленицы"...