Конспект по окружающему миру "Семейные традиции"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект по окружающему миру по теме "Семейные традиции" во 2 классе по программе 21 век.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_semeynye_tradicii.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Тема: Твоя семья. Как семья отдыхает? Семейные традиции.
УУД: * предметные понятия – семья, фамилия, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная;
- умения – познавательные – работать со схемами, выделять главную мысль в тексте; соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе и других общественных местах.
- воспитательные – прививать качества ответственности, уважения к семейным традициям, уважительного отношения к старшим.
- Образовательные ресурсы: учебник, Р.т., карточки, пословицы, ребус, кроссворд.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приветствие, психологический настрой на работу,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём
Урок окружающего мира начнём!
- Сообщение темы урока.
- отгадайте ребус:
(семья)
- Работа по теме.
- Семья в жизни наших предков имела большое значение. Семьёй обсуждали и решали важные проблемы быта, работы (т к работали всей семьей на поле, в мастерской и т.д.). В семье обязательно был старший, которого все были обязаны слушаться. Он поддерживал порядок. Главу семейства называли домостроителем. Младшие в семье поступали под опёку либо отца (мальчики), либо матери (девочки) и учились их ремеслу и хозяйствованию. Старики были окружены почётом и заботой. Особым уважением пользовалась мать-родоначальница. Вот как обращался к своей матери былинный герой Добрыня Никитич:
Что ни белая берёза к земле клонится,
Ни шелковая трава расстилается,
Уж как сын перед матерью кланяется…
Разные поколения семьи были свидетелями разных событий в истории нашей Родины. На Руси у людей раньше было двойное имя; потом появилось отчество, а ещё позже – фамилия. Фамилии давали только знатным и богатым, а в простых семьях детям выбирали два имени: одно имело смысловое значение, а второе давалось в честь святого, день которого приходился на день рождения ребёнка.
Потом стали появляться большие города, и фамилии перестали быть роскошью. Очень часто они вырастали из старых отчеств. Жил Пётр, был он сын Ивана. Его и звали Пётр Иванов. Бывало, фамилией становилось и имя матери или прозвище. Есть фамилии, которые указывают, откуда родом наши предки. Например, Костромитины могли быть жителями Костромы, Архангельские жили в Архангельске, Москвины – в Москве и т. д. Есть фамилии, говорящие о профессии предков их владельцев. Это, например, такие фамилии, как Кузнецов, Гончаров, конюхов и т. п. Каждая фамилия имеет свою историю.
Фамилия – наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени и переходящее от отца или матери к детям.
Много фамилий образованы от название животных, растений, от профессий, от прозвищ, от внешнего вида.
- устно № Как могли произойти фамилии Богатырёв, Рыбаков, Остроумов, Надеждин, Никитин?
Стихотворение Г. Граубина «Прадеды»
Кем был твой прадед на Руси –
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
С.В.Михалков "Смешная фамилия"
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин!
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов -
Умишко комариный.
Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится,
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков - лисицей!
А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится как рак,
А все вперед стремится!
Плевков фамилию сменил,
Жемчужиным назвался,
Но в основном - ослом он был,
Ослом он и остался!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!
С. Маршак «СТЫД И ПОЗОР!»
Стыд и позор Пустякову Василию:
Он нацарапал на парте фамилию,
Чтобы ребята во веки веков
Знали, что в классе сидел Пустяков!
- Задания. Решение задач.
1. * У Саши есть двоюродная сестра, Дарья Петровна. Как зовут брата Сашиной мамы? (Пётр.)
* Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это? (внучка, дочь, бабушка.)
2. Назовите пропущенные слова.
* сын, отец, … (дед), прадед. (Это мужская линия.)
* прабабушка, бабушка, … (мама), дочь. (Это женская линия.)
3. Воспользуйтесь старинным способом образования фамилий и придумайте фамилии:
♦ по роду занятий: ткачиха, повар. (Ткачёв, Поваров.)
♦ по месту рождения: Москва, Смоленск. (Москвичёв, Смоленкин.)
♦ по именам родителей: Андрей, Мария. (Андреев, Мариин.)
♦ по названию животных: лебедь, волк. (Лебедев, Волков.)
4. Напишите имя Колиного дяди, если двоюродного брата Коли зовут Андрей Ильич. (Илья.)
- Разделите предметы на 2 группы:
МУЖСКОЙ ТРУД ЖЕНСКИЙ ТРУД
Гвоздь, иголка, пряжа, молоток, ткань, пила, кастрюля, утюг, мусор.
- Игра «Народная мудрость» .
- О семье сложено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. А сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.
• Не родись красивой, а родись … богатой (Счастливой).
• Любовь – кольцо, а у кольца … нет проблем (начала нет, и нет конца).
• У семи нянек дитя … в доглядке (без глаза).
• Милые бранятся – только … по пятницам (тешатся).
- Продолжите пословицы:
♦ Гость на пороге - счастье в …. (доме).
♦ Дом без хозяйки - … (Сиротка).
♦ Дом вести – не … (бородой трясти).
♦ Яблоко от яблони - … (не далеко падает).
♦ Чем богаты, … (тем и рады).
♦ В гостях хорошо, … (а дома лучше).
- Разминка прошла успешно.
- Кроссворд
- Итог урока.
- какую семью называют дружной? Кого называют родственниками?
- Как зовут полным именем ваших родителей, бабушек и дедушек?
-Узнайте у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении вашей фамилии.
Домашнее задание: Р.т стр 33-34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"
Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"...
Конспект классного часа "Семейные традиции"
Вашему вниманию я предоставляю конспект классного часа на тему: «Семейные традиции». Данный конспект предназначен для 2 класса. Перед проведением классного часа учителем были поставл...
Мини-проект по окружающему миру. "Традиции моей семьи".Начальная школа 21 века, 2 класс.
Мини-проект дает возможность ребям проявить творчество, провести вечер с семьей, проработать и составить информацию, отработать выразительность речи при публичном выступлении....
Конспект классного часа "Русские традиции масленницы"
Конспект "Русские традиции масленицы"...