Животные леса
методическая разработка по окружающему миру (2,3,4 класс) по теме

Миронова Ирина Петровна

Комплексное занятие для учащихся 2-4 классов. Проводится на базе минизоопарка "Зимний сад". Включает в себя экскурсию, просмотр презентации, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_lesa.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Ж И В О Т Н Ы Е        Л Е С А

 

( КОМПЛЕКСНОЕ  ЗАНЯТИЕ  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  2 – 4  классов )                                  

                                                                   МИРОНОВА  ИРИНА  ПЕТРОВНА

                                                                   Педагог дополнительного образования

                                                                    ГБОУ «Дворец детского и юношеского творчества»

                                                                   

                                                         

                                                 г. АРХАНГЕЛЬСК

                                                                2012г.

Цель:

      расширить знания учащихся о лесных животных,  используя возможности Зимнего сада.

Задачи:

  1. ближе познакомить детей с отдельными представителями лесной  фауны;
  2. учить детей самостоятельно наблюдать за объектами живой природы, находить у них определённые признаки;
  3. активизировать интерес детей к изучению живой природы;
  4. способствовать самореализации школьников в коллективе сверстников.

Условия проведения и участники:

     Занятие проводится на базе минизоопарка «Зимний сад» областного Центра дополнительного образования с группой  детей 20-30 человек (класс) при помощи классного руководителя без предварительной подготовки.  Возможно использование материала при проведении занятий кружка.

Оборудование:

-   клетки с животными (заяц, лиса, ондатра, ёж, белка, сова и т. д. );

  1. 4 вида жетонов для разделения детей на команды и 4 командных флажка;
  2. 4 планшета с бланками вопросов для 1 этапа, 4 ручки или карандаша;
  3. проектор, презентация о лесных птицах;
  4. карточки с загадками и шарадами;
  5. игровое поле, карточки и комплект из 18 вопросов для игры «Сюрприз»;
  6. бланк протокола для выставления оценок командам.

План:

Оргмомент

3 мин

1 этап

Самостоятельная  работа в микрогруппах

5 мин

2 этап

1 и 2 команды – экскурсия-беседа

10 мин

3 и 4 команды – просмотр презентации, загадки, шарады

3 этап

Команды меняются  местами

10 мин

4 этап

Игра –викторина  «Сюрприз»

15 мин

Подведение итогов

2 мин

                         

 

Оргмомент:

Общий  инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в Зимнем саду.

Разделение детей на 4 команды, вручение капитанам командных флажков.

Объяснение 1 задания – самостоятельного наблюдения.

1 этап.

    Командам даётся 5 минут на самостоятельный обход Зимнего сада и  на запись ответов в бланк  с вопросами:

               Вопросы

                  Ответы

  1. Каких из животных Зимнего сада можно наз-

вать лесными?

  1.  Какое животное способно повернуть голову

назад (нос к хвосту), оставив плечи на месте?

  1. Рассмотрите внимательно, как расположены пальцы на ногах у попугаев. У какой птицы

наших северных лесов так же устроены ноги?

  1. Найдите в «Зимнем саду» лесное животное,

которое в природе впадает зимой в  спячку.

* За каждый правильный ответ команде выставляется 5 баллов.

2 этап: 

1-я и 2-я  команды  остаются в «Зимнем саду» на экскурсию-беседу.

 

Заяц - беляк.   Зайцев, конечно, знают все. Перед вами - заяц- беляк Ерема. От зайца-русака он отличается тем, что летом имеет буроватую или серую окраску, а зимой – белую. Окраска служит ему маскировкой. На лапах зимой отрастают меховые «лыжи» Ноги – это второе защитное средство. Прыгает и бегает заяц здорово: некоторые могут развивать скорость до 50 км/ч. Из-за длинных задних ног в гору зайцу бежать легче, а под гору он просто катится кубарем. Эти животные очень хорошо путают свои следы. Зайцы хорошо видят, что происходит вокруг, в момент опасности, трезво оценивают обстановку и выбирают оптимальный вариант защиты. Глаза у зайца расположены по бокам головы, поэтому он и получил прозвище «косой». Но глаза его - большие, бархатисто – темные, красивые – не косят. Спокойно сидящего зайца редко кому удается заметить. Видят его люди обычно удирающим.

Лиса.  Вот и наступила очередь нашей знаменитой лисы Алисы. Не многих животных называют по имени – отчеству. И отчество у нее необычное – Патрикеевна. Лет примерно 600 назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то, как верная «наследница» знаменитого князя, и получила отчество Патрикеевна. У лисы чуткий слух, острое зрение и обоняние. Она отлично ловит грызунов под снегом – «мышкует». Зайцы – редкая добыча лис, т.к. она не может его догнать, если только последний не зазевается. Весной лиса «танцует» – поднимается на задние лапы и ходит мелкими шажками. По аналогии с этими «па» получил название танец фокстрот (в переводе с английского – «лисий шаг»).

Ёж. – Еж обыкновенный. Колючий панцирь спускается на бока, а на лбу разделен «пробором» – полоской голой кожи. В брачный период самцы поют – издают низкие, монотонные свисты. Живет в лесах, парках, на полянах и опушках. День проводит в гнезде, ночью охотится. В ночных странствиях руководствуется не зрением и  слухом, а обонянием – кончик носа на вытянутой мордочке всегда влажный, как у собаки. Двигается шумно, при неожиданных встречах громко фыркает и пыхтит. Иногда ежей держат в домах вместо кошки, т.к. они способны с неожиданной быстротой ловить грызунов. Ежи обладают малой чувствительностью к яду, позволяющей им одолевать и поедать гадюк. Зимой ежи впадают в спячку.

Белка. Белку, которая поселилась у нас совсем недавно, зовут Стрелка. Летом она – рыжая, зимой – серая, в роскошной шубке с пушистым хвостом. Раньше на Руси  белок звали «векша». Красота белки не только в ее шкурке. Этот зверек изящен, когда бежит по стволу дерева, грациозен, когда пробегает по тонкой ветке. Он кажется совершенно невесомым,  когда перескакивает с дерева на дерево, и очень забавен, когда , сидя на задних лапах и держа в передних шишку, вытаскивает из нее семена буквально в считанные минуты. Белки – непоседы, очень любят крутиться в колесе. А еще они отличные верхолазы и акробаты, их можно сравнить с обезьянами, но они гораздо больше приспособлены к жизни на деревьях. Хвост служит парашютом и рулем, чувствительные волоски расположены на мордочке, ушах, животе, лапках, поэтому белка чувствует дерево как бы всем телом.

Ондатра. Родина этого животного – болота Северной Америки. В 1928 году ондатра была привезена в Россию из Финляндии и акклиматизирована на Большом Соловецком острове, а затем – на Камчатке. Ондатры приносят пользу тем, что расчищают дно водоемов, а зимой делают лунки во льду и постоянно следят, чтобы они не замерзали. Без этого зверька многие озера уже давно бы превратились в болота. Ондатры – относительные бродяги: могут путешествовать, а могут и оставаться на месте.

Они расселяются в половодье, активны в сумерках. Ондатра относится к крупным грызунам.

Енотовидная собака. Хищник среднего размера. Внешне очень похож на енота, но отличается одноцветным  лохматым хвостом без поперечных полос. Родина – юг Дальнего Востока. В 1950-1953 годах  в Архангельскую область завезли 219 особей. В настоящее время енотовидные собаки распространились по всей лесной части области, но остаются редкими животными. Вид занесён в Красную  книгу Архангельской области.

Совы.  В «Зимнем саду» живут две совы. Это ночные хищники. Они имеют рыхлое оперение, чуткий слух и отличное зрение. Сова – это «кошка» среди птиц. Она видит все вокруг себя, потому что может поворачивать голову на 180 градусов.

3-я и 4-я  команды под руководством классного руководителя заходят в кабинет для просмотра диафильма, отгадывают загадки и шарады.

 Загадки, шарады:

  1. Как превратить реку Ло на  юго- западе Франции в большого тёмно- бурого зверя?
  2. Как пол превратить в маленькую лесную птичку, быстро бегающую по стволу дерева?
  3. Измените вторую букву в названии хлебца из пшеничной муки, и вы получите название небольшого лесного зверька – грызуна с пушистым хвостом.
  4. Вставьте в название музыкальной ноты соль 2 буквы – и вы получите название лесного зверька.
  5. Как превратить ось в крупное парнокопытное животное с широкими уплощёнными копытами?
  6. Добавьте к названию атмосферных осадков (белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой) три  буквы в конце слова – и вы узнаете название небольшой лесной  птички, зимующей обычно в населённых пунктах.

Ответы: Ло – лось, по-пол-зень, булка – белка, соболь, лось, снегирь.

  1. За каждый правильный ответ – 1 балл.

3 этап:

1-я и 2-я команды под руководством классного руководителя заходят в кабинет для просмотра диафильма, отгадывают загадки и шарады.

3-я и 4-я команды выходят в «Зимний сад» на экскурсию-беседу.

4 этап:

Игра-викторина «Сюрприз»  (собственная разработка автора).

На игровом поле разложены 25 карточек.  На одной стороне написано количество баллов ( от 1 до 3), которые можно выиграть, ответив на  1 из 18 вопросов. Номер вопроса по списку указан на обратной стороне карточки. Команды по очереди переворачивают карточки и отвечают на вопросы, которые по списку задает ведущий. Если, перевернув карточку, игрок увидел не № вопроса, а картинку, то его команда получает баллы просто так, не отвечая на вопрос. Это сюрприз.

  Педагог может варьировать технологию игры в зависимости от имеющихся материалов и состава детей.

     

Вопросы

Ответы

  1. Какой  лесной хищник самый круп-

ный?

Медведь

2. Какой лесной хищник самый мелкий?

Ласка

3. Как медведица купает своих медвежат?

Берёт зубами за загривок и

Опускает  в воду.

4. Какое копытное животное леса самое крупное?

Лось

  1. В лесу люди часто находят рога лося.

 Что стало с их хозяином?

Ушёл. Каждый год в декабре-

Январе лоси сбрасывают старые

Рога.  

  1. У какого хищного зверя на следах нет

Отпечатка когтей?

Рысь.

8. Когда можно встретить зайца в штанах?

В начале зимы. Заяц начинает белеть с задних лап и хвоста.

  1. Какой лесной хищник зимой белеет

Кроме кончика хвоста?

Горностай

10.Каких птиц зовут лесоводами или сеятелями леса?

Клёст, сойка, щур, дрозд,

Кедровка. Семена ели и сосны

Разносят также синицы и дятлы.

  1. Ворон – самец. Ворона – самка. Верно

ли  это?

Нет.  Это разные виды птиц.

12. Какая  птица ползает по стволу дерева вниз головой?

Поползень.

13. Что такое «кузница дятла»?

Ствол или пень с расщелиной,

Куда дятел вставляет шишку,

Чтобы удобнее добывать семена.

14. Чем глухари питаются зимой?

Сосновой и еловой хвоёй

15. Почему птицы во время мороза кажут-

ся толще, чем в оттепель?

Они нахохливаются или распу- шаются. Вокруг тела увеличива-

Ется прослойка воздуха, тело

Меньше охлаждается.

16. Какие птицы зимой ночуют, зарываясь

 в снег?

Рябчики, тетерева.

17. Какая лесная птица выводит птенцов зимой и почему?

Клесты, так как их основной

Корм – семена хвойных деревьев, а они поспевают зимой.

18. Какие лесные жители самые многочис-

ленные?

Насекомые. Их на одном дереве

Может жить несколько сотен.

Подведение  итогов занятия

Суммируются все баллы, полученные каждой командой, анализируется проведение занятия,  распределяются места, награждаются победители.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология. /Ю. Дмитриев.- М.: «Дрофа», 1996.
  2. Звери.- Энциклопедия природы России.- М.: «АБФ», 1998.
  3. Красная книга Архангельской области.- Архангельск, 1995.
  4. Ленц Н. 1000 чудес мира животных. /Н.Ленц.-М.: «Олимп», 2002.
  5. Птицы – Энциклопедия природы России.- М.: «АБФ», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....

Интерактивная презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"

Презентация по окружающему миру по УМК "Планета знаний" даст вам возможность в интерактивной форме провести практическую работу, совершить путешествие по карте леса, проверить свои знания....

Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Животные леса

Игра – деятельность, мотив которой лежит в ней самой. Так как учащиеся семи лет еще очень любят играть, то игровая деятельность остается весьма актуальной для этого возраста.    Сюжетно...

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...