Животные леса
методическая разработка по окружающему миру (2,3,4 класс) по теме
Комплексное занятие для учащихся 2-4 классов. Проводится на базе минизоопарка "Зимний сад". Включает в себя экскурсию, просмотр презентации, игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_lesa.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Ж И В О Т Н Ы Е Л Е С А
( КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 – 4 классов )
МИРОНОВА ИРИНА ПЕТРОВНА
Педагог дополнительного образования
ГБОУ «Дворец детского и юношеского творчества»
г. АРХАНГЕЛЬСК
2012г.
Цель:
расширить знания учащихся о лесных животных, используя возможности Зимнего сада.
Задачи:
- ближе познакомить детей с отдельными представителями лесной фауны;
- учить детей самостоятельно наблюдать за объектами живой природы, находить у них определённые признаки;
- активизировать интерес детей к изучению живой природы;
- способствовать самореализации школьников в коллективе сверстников.
Условия проведения и участники:
Занятие проводится на базе минизоопарка «Зимний сад» областного Центра дополнительного образования с группой детей 20-30 человек (класс) при помощи классного руководителя без предварительной подготовки. Возможно использование материала при проведении занятий кружка.
Оборудование:
- клетки с животными (заяц, лиса, ондатра, ёж, белка, сова и т. д. );
- 4 вида жетонов для разделения детей на команды и 4 командных флажка;
- 4 планшета с бланками вопросов для 1 этапа, 4 ручки или карандаша;
- проектор, презентация о лесных птицах;
- карточки с загадками и шарадами;
- игровое поле, карточки и комплект из 18 вопросов для игры «Сюрприз»;
- бланк протокола для выставления оценок командам.
План:
Оргмомент | 3 мин | |
1 этап | Самостоятельная работа в микрогруппах | 5 мин |
2 этап | 1 и 2 команды – экскурсия-беседа | 10 мин |
3 и 4 команды – просмотр презентации, загадки, шарады | ||
3 этап | Команды меняются местами | 10 мин |
4 этап | Игра –викторина «Сюрприз» | 15 мин |
Подведение итогов | 2 мин |
Оргмомент:
Общий инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в Зимнем саду.
Разделение детей на 4 команды, вручение капитанам командных флажков.
Объяснение 1 задания – самостоятельного наблюдения.
1 этап.
Командам даётся 5 минут на самостоятельный обход Зимнего сада и на запись ответов в бланк с вопросами:
Вопросы | Ответы |
вать лесными? | |
назад (нос к хвосту), оставив плечи на месте? | |
наших северных лесов так же устроены ноги? | |
которое в природе впадает зимой в спячку. |
* За каждый правильный ответ команде выставляется 5 баллов.
2 этап:
1-я и 2-я команды остаются в «Зимнем саду» на экскурсию-беседу.
Заяц - беляк. Зайцев, конечно, знают все. Перед вами - заяц- беляк Ерема. От зайца-русака он отличается тем, что летом имеет буроватую или серую окраску, а зимой – белую. Окраска служит ему маскировкой. На лапах зимой отрастают меховые «лыжи» Ноги – это второе защитное средство. Прыгает и бегает заяц здорово: некоторые могут развивать скорость до 50 км/ч. Из-за длинных задних ног в гору зайцу бежать легче, а под гору он просто катится кубарем. Эти животные очень хорошо путают свои следы. Зайцы хорошо видят, что происходит вокруг, в момент опасности, трезво оценивают обстановку и выбирают оптимальный вариант защиты. Глаза у зайца расположены по бокам головы, поэтому он и получил прозвище «косой». Но глаза его - большие, бархатисто – темные, красивые – не косят. Спокойно сидящего зайца редко кому удается заметить. Видят его люди обычно удирающим.
Лиса. Вот и наступила очередь нашей знаменитой лисы Алисы. Не многих животных называют по имени – отчеству. И отчество у нее необычное – Патрикеевна. Лет примерно 600 назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то, как верная «наследница» знаменитого князя, и получила отчество Патрикеевна. У лисы чуткий слух, острое зрение и обоняние. Она отлично ловит грызунов под снегом – «мышкует». Зайцы – редкая добыча лис, т.к. она не может его догнать, если только последний не зазевается. Весной лиса «танцует» – поднимается на задние лапы и ходит мелкими шажками. По аналогии с этими «па» получил название танец фокстрот (в переводе с английского – «лисий шаг»).
Ёж. – Еж обыкновенный. Колючий панцирь спускается на бока, а на лбу разделен «пробором» – полоской голой кожи. В брачный период самцы поют – издают низкие, монотонные свисты. Живет в лесах, парках, на полянах и опушках. День проводит в гнезде, ночью охотится. В ночных странствиях руководствуется не зрением и слухом, а обонянием – кончик носа на вытянутой мордочке всегда влажный, как у собаки. Двигается шумно, при неожиданных встречах громко фыркает и пыхтит. Иногда ежей держат в домах вместо кошки, т.к. они способны с неожиданной быстротой ловить грызунов. Ежи обладают малой чувствительностью к яду, позволяющей им одолевать и поедать гадюк. Зимой ежи впадают в спячку.
Белка. Белку, которая поселилась у нас совсем недавно, зовут Стрелка. Летом она – рыжая, зимой – серая, в роскошной шубке с пушистым хвостом. Раньше на Руси белок звали «векша». Красота белки не только в ее шкурке. Этот зверек изящен, когда бежит по стволу дерева, грациозен, когда пробегает по тонкой ветке. Он кажется совершенно невесомым, когда перескакивает с дерева на дерево, и очень забавен, когда , сидя на задних лапах и держа в передних шишку, вытаскивает из нее семена буквально в считанные минуты. Белки – непоседы, очень любят крутиться в колесе. А еще они отличные верхолазы и акробаты, их можно сравнить с обезьянами, но они гораздо больше приспособлены к жизни на деревьях. Хвост служит парашютом и рулем, чувствительные волоски расположены на мордочке, ушах, животе, лапках, поэтому белка чувствует дерево как бы всем телом.
Ондатра. Родина этого животного – болота Северной Америки. В 1928 году ондатра была привезена в Россию из Финляндии и акклиматизирована на Большом Соловецком острове, а затем – на Камчатке. Ондатры приносят пользу тем, что расчищают дно водоемов, а зимой делают лунки во льду и постоянно следят, чтобы они не замерзали. Без этого зверька многие озера уже давно бы превратились в болота. Ондатры – относительные бродяги: могут путешествовать, а могут и оставаться на месте.
Они расселяются в половодье, активны в сумерках. Ондатра относится к крупным грызунам.
Енотовидная собака. Хищник среднего размера. Внешне очень похож на енота, но отличается одноцветным лохматым хвостом без поперечных полос. Родина – юг Дальнего Востока. В 1950-1953 годах в Архангельскую область завезли 219 особей. В настоящее время енотовидные собаки распространились по всей лесной части области, но остаются редкими животными. Вид занесён в Красную книгу Архангельской области.
Совы. В «Зимнем саду» живут две совы. Это ночные хищники. Они имеют рыхлое оперение, чуткий слух и отличное зрение. Сова – это «кошка» среди птиц. Она видит все вокруг себя, потому что может поворачивать голову на 180 градусов.
3-я и 4-я команды под руководством классного руководителя заходят в кабинет для просмотра диафильма, отгадывают загадки и шарады.
Загадки, шарады:
- Как превратить реку Ло на юго- западе Франции в большого тёмно- бурого зверя?
- Как пол превратить в маленькую лесную птичку, быстро бегающую по стволу дерева?
- Измените вторую букву в названии хлебца из пшеничной муки, и вы получите название небольшого лесного зверька – грызуна с пушистым хвостом.
- Вставьте в название музыкальной ноты соль 2 буквы – и вы получите название лесного зверька.
- Как превратить ось в крупное парнокопытное животное с широкими уплощёнными копытами?
- Добавьте к названию атмосферных осадков (белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой) три буквы в конце слова – и вы узнаете название небольшой лесной птички, зимующей обычно в населённых пунктах.
Ответы: Ло – лось, по-пол-зень, булка – белка, соболь, лось, снегирь.
- За каждый правильный ответ – 1 балл.
3 этап:
1-я и 2-я команды под руководством классного руководителя заходят в кабинет для просмотра диафильма, отгадывают загадки и шарады.
3-я и 4-я команды выходят в «Зимний сад» на экскурсию-беседу.
4 этап:
Игра-викторина «Сюрприз» (собственная разработка автора).
На игровом поле разложены 25 карточек. На одной стороне написано количество баллов ( от 1 до 3), которые можно выиграть, ответив на 1 из 18 вопросов. Номер вопроса по списку указан на обратной стороне карточки. Команды по очереди переворачивают карточки и отвечают на вопросы, которые по списку задает ведущий. Если, перевернув карточку, игрок увидел не № вопроса, а картинку, то его команда получает баллы просто так, не отвечая на вопрос. Это сюрприз.
Педагог может варьировать технологию игры в зависимости от имеющихся материалов и состава детей.
Вопросы | Ответы |
ный? | Медведь |
2. Какой лесной хищник самый мелкий? | Ласка |
3. Как медведица купает своих медвежат? | Берёт зубами за загривок иОпускает в воду. |
4. Какое копытное животное леса самое крупное? | Лось |
Что стало с их хозяином? | Ушёл. Каждый год в декабре- Январе лоси сбрасывают старые Рога. |
Отпечатка когтей? | Рысь. |
8. Когда можно встретить зайца в штанах? | В начале зимы. Заяц начинает белеть с задних лап и хвоста. |
Кроме кончика хвоста? | Горностай |
10.Каких птиц зовут лесоводами или сеятелями леса? | Клёст, сойка, щур, дрозд, Кедровка. Семена ели и сосны Разносят также синицы и дятлы. |
ли это? | Нет. Это разные виды птиц. |
12. Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? | Поползень. |
13. Что такое «кузница дятла»? | Ствол или пень с расщелиной, Куда дятел вставляет шишку, Чтобы удобнее добывать семена. |
14. Чем глухари питаются зимой? | Сосновой и еловой хвоёй |
15. Почему птицы во время мороза кажут- ся толще, чем в оттепель? | Они нахохливаются или распу- шаются. Вокруг тела увеличива- Ется прослойка воздуха, тело Меньше охлаждается. |
16. Какие птицы зимой ночуют, зарываясь в снег? | Рябчики, тетерева. |
17. Какая лесная птица выводит птенцов зимой и почему? | Клесты, так как их основной Корм – семена хвойных деревьев, а они поспевают зимой. |
18. Какие лесные жители самые многочис- ленные? | Насекомые. Их на одном дереве Может жить несколько сотен. |
Подведение итогов занятия
Суммируются все баллы, полученные каждой командой, анализируется проведение занятия, распределяются места, награждаются победители.
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология. /Ю. Дмитриев.- М.: «Дрофа», 1996.
- Звери.- Энциклопедия природы России.- М.: «АБФ», 1998.
- Красная книга Архангельской области.- Архангельск, 1995.
- Ленц Н. 1000 чудес мира животных. /Н.Ленц.-М.: «Олимп», 2002.
- Птицы – Энциклопедия природы России.- М.: «АБФ», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"
Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....
Интерактивная презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"
Презентация по окружающему миру по УМК "Планета знаний" даст вам возможность в интерактивной форме провести практическую работу, совершить путешествие по карте леса, проверить свои знания....
Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс
Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...
Урок окружающего мира "Животные леса"
Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...
Животные леса
Игра – деятельность, мотив которой лежит в ней самой. Так как учащиеся семи лет еще очень любят играть, то игровая деятельность остается весьма актуальной для этого возраста. Сюжетно...
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...
Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...