использование регионального казачьего компонента
методическая разработка по окружающему миру по теме

Шестопалова Светлана Анатольевна

Предлагаемая программа по краеведению "Мой край родной" может быть использована на уроках окружающего мира и во внеклассной работе в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация регионального казачьего компонента в моей работе

с младшими школьниками        

В рамках программы развития школы я как учитель начальной школы использую региональный казачий компонент в своей работе с учащимися и в учебных предметах, и во внеклассной работе.        

Четвертый год я работаю по учебно-методическому комплекту        Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Применяю региональный казачий компонент в таких предметах, как «Литературное чтение», «Изобразительное искусство и художественный труд», музыка и в интегрированном курсе «Окружающий мир», который охватывает такие области, как природоведение, история, технология, ОБЖ.

Для ознакомления учащихся 3-4 классов начальной школы с природой, историей донского края, казачьим бытом в интегрированном курсе «Окружающий мир» я составила программу «Моя малая родина». За основу взяла учебное пособие для учащихся начальной школы  «Природа и история родного края»  Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2003. и книгу «Казаки» под ред. Б.А. Алмазова, Санкт-Петербург: Издательства «ЗОЛОТОЙ ВЕК» и «ДИАМАНТ», 1999.

Программа по краеведению

«Моя малая родина»

3-4 классы

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа «Моя малая родина» призвана сохранить традиции классического учебного предмета «Окружающий мир» и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы в структуре регионального содержания образования. Изучение курса может быть построено вариативно в течение 8\17\34 часов (в каждом классе) в зависимости от решения образовательного учреждения. Содержание курса целесообразно включать в учебный процесс синхронно с базовым курсом «Окружающий мир» (по программе Н.Ф. Виноградовой) или отдельным модулем (по программе А.А. Плешакова), но можно  использовать во внеклассной работе. В программе Н.Ф. Виноградовой предмет «Окружающий мир» является интегрированным курсом и объединяет знания по таким предметам, как природоведение, история, технология и ОБЖ, поэтому, пользуясь другими программами, можно включать курс «Моя малая родина»  в эти учебные предметы.

Содержание краеведческого курса формирует у младших школьников знания о богатстве и разнообразии природы родного края, понятие о рельефе, природных явлениях, животном и растительном мире донского края. Также учащиеся получат исторические сведения о народах, населявших территорию края, героических событиях, происходивших на донской земле, подвигах своих земляков. Программа раскрывает своеобразие истории и быта казачества, обычаи и традиции Дона, дает сведения о городах и станицах Ростовской области.

Цели курса «Моя малая родина» представлены в системе, состоящей из двух компонентов:

  1. Общие цели краеведческого образования:
  1. Формирование представлений учащихся о научной картине мира, в которой природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве; основах экологической культуры; образных представлений о прошлом и настоящем родного края.
  2. Воспитание любви и уважения к родному краю, его истории и культуре.
  3. Развитие практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
  4. Воспитание межэтнической и межконфессиальной толерантности.

2. Цели, отражающие специфику краеведческого образования в школе:

  1. Усиление позиций базового инвариантного компонента образования за счет обогащения его значимой региональной информацией.
  2. Формирование более полных представлений о культуре казаков через раскрытие региональных культурных традиций.
  3. Формирование у учащихся целостных представлений об историческом, этническом, природном, хозяйственном своеобразии донского края, о традициях духовной и нравственной жизни.
  4. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, являющихся предпосылкой к исследовательской деятельности учащихся.
  5. Подготовка будущих экскурсоводов школьного краеведческого музея.

В программу заложен блочный подход. Организация изу чения краеведческого материала при таком подходе происходит как движение через анализ от знаний и представлений к лично стной оценке. Блок является универсальной системой. Это, с одной стороны, целостная система уроков, а с другой - подсистема всей программы. В свою очередь, программа предстает как ог ромный блок, в котором на многих уровнях функционируют со держание, методы и формы. Такая структура допускает вариа тивность в применении различных типов уроков в зависимости от специфики краеведческого материала.

В представленной программе отсутствуют специальные уроки для контроля знаний, так как в процессе любого занятия предусматривается активная учебная деятельность учащихся, что позволяет контролировать и оценивать результативность обучения. Кроме того, в каждом блоке предусмотрены два ре зервных часа, которые используются как повторительно-обобщающее занятие и зачет.

Учебно-тематический план.

№ тем

Тема (блок)

Класс

Кол-во

часов

1.

С чего начинается Родина.

3

5

2.

Донская природа.

3

11

3.

История казачьего края.

3,4

15

4.

Быт и культура донского казачества.

3,4

16


Основное содержание программы.

С чего начинается Родина.

Тема 1.  Уроки 1-2. Моя Родина – Россия.

        Наша страна на карте. Границы России. Государственная символика. Столица Родины.

Названия нашей страны в прошлом. Древние города России.

Тема 2. Уроки 3-5. Донской край – мой край.

Ростовская область – святыня донская. Границы Ростовской области. Символика.

Обливский район на карте Ростовской области. Города и станицы Дона. Станица Обливская и хутор Кривов.

 Вклад моего района и области в экономику страны: растениеводство, животноводство. Люди труда.

Донская природа

Тема 3.  Уроки 6-8. Климатические условия.

Времена года. Природные зоны.

Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности для практической деятельности. Влияние природных условий на характер и род занятий населения Дона.

Поведение при стихийных бедствиях.

Тема 4.  Уроки 9-11. Флора и фауна донского края.

Растительный мир. Животный мир. Охрана флоры и фауны Ростовской области.

Тема 5.  Уроки 12-17.  Поверхность Ростовской области.

Рельеф. План местности. Ориентирование по солнцу и местным признакам. Водоемы Ростовской области и их охрана. Полезные ископаемые нашего края. Охрана подземных богатств. Почвы и их плодородие.

История казачьего края.

Тема 6.  Уроки 18-20. Как у нас было на Тихом Дону.

По следам древних поселений на Дону. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис».

Тема 7.  Уроки 21-25.  Казачье жительство.

Возникновение казачества. Появление первых казачьих станиц и городков.

Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Внутреннее убранство куреня. Планировка приусадебного участка, хозяйст венные постройки.

Древнейшие верования и обычаи.

  1. Духовная жизнь казаков;
  2. Казачьи храмы.
  3. Церковные традиции;
  4. Молитвы, которые должен знать каждый казак.

Тема 8.  Уроки 26-30.  Казак рождался воином

Воспитание мальчика и девочки в казачьих семьях. Казачья служба. Проводы и встреча казака со службы. Военное искусство. 

Тема 9. Уроки 31- 33.  Занятия казаков.

Казак - земледелец. Казак - рыболов. Казак - виноградарь. Казак - огородник. Станичные ремёсла. Казаки на море. Животноводство и коневодство. Охота.

Быт и культура донского казачества.

Тема 10.  Уроки 34- 36.  Бабушкин сундук.

Покрой и художественные черты одежды в первоначальный этап истории казачества. Традиционный тип мужской одежды. Женский народный костюм. Украшения донских казачек. Народная одежда жителей Дона конца XIX- на чала ХХ века.

Тема 11.  Уроки 37-38. Народный театр на Дону.

Донской народный театр. Донская казачья песня.

Тема 12.  Уроки 39-42. Обряды и праздники на Дону.

Проводы зимы. Новогоднее колядование. Пасха. Троица. Покров.

Тема 13.  Уроки 43-45. Старинная казачья кухня.

Казачья трапеза: пища и утварь. Салаты из овощей. Горячие и холодные закуски. Первые блюда. Блюда из мяса и птицы. Блюда из раков и рыбы. Казачьи пироги. Десерты и напитки.

Тема 14.  Уроки 46-50. Древнейшие верования и обычаи.

Духовная жизнь казаков. Казачьи храмы. Церковные традиции. Молитвы, которые должен знать каждый казак.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате усвоения курса учащиеся долж ны

Знать:

  1.    расположение Ростовской области и Обливского района на карте России;
  2.    герб своего района, области, флаг области;
  3.    название районного, областного центров;
  4. происхождение названий своего хутора, станицы, города, рек, на которых они расположены;
  5.         название улицы, на которой расположен свой дом, школа;
  6.    вклад Ростовской области и Обливского района в экономику страны;
  7.    флору и фауну донского края;
  8.    растения и животных Ростовской области, занесенных в Красную книгу;
  9.    характерные черты рельефа Ростовской области;
  10.    современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашего края;
  11.    водные объекты Донского края;
  12. свою родословную;
  13. происхождение имен и фамилий, наиболее рас пространенных на Дону;
  14.    наиболее почитаемые праздники и обряды на Дону (по выбору учителя и учащихся)

Уметь:

  1.    показать границы Ростовской области и Обливского района на карте России;
  2. уметь описать герб своего района и области, флаг области.
  3.    охарактеризовать сезоны года на Дону, погодные условия;
  4.    перечислить водные объекты Донского края, вспомнить легенды, с ними связанные;
  5. уметь описать памятные места своего хутора, станицы, горо да; рассказать, с какими событиями они связаны;
  6.    назвать крупные города и станицы Ростовской области

Иметь первоначальные представления:

  1. кого называли казаками;
  2. о жилищах, одежде, занятиях казаков в прошлом;
  3. какие традиции совместной деятельности суще ствовали на Дону;
  4. знать, как воспитывались дети в казачьих семьях: девочки, мальчики;
  5. знать игры своих сверстников в прошлом; какие качества они воспитывали; уметь играть в них;
  6. назвать имена детских писателей, поэтов, худож ников, музыкантов родившихся на Дону

Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:

  1. ориентирования на местности по солнцу и местным признакам;
  2. наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности для практической деятельности;
  3. принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с использованием регионального компонента. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»

Урок математики  с  использованием регионального компонента.Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»(КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА VIII ВИДА) Цель: закрепление навыков устного счёта...

Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.

Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....

Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)

Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа"  Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по курсу, направленному на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей.

В тетради предлагаются задания, разработанные в  соответствии с содержанием рабочей программы и внесенными в нее изменениями в связи с введением краеведческого, кадетского и казачьего компонента....

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир. 4 класс», направленная на реализацию казачьего компонента, с учетом региональных особенностей

Отличительной особенностью программы курса «Окружающий мир. 4 класс» является то, что материал содержания казачьего компонента включен в процесс изучения предмета с учетом логики учебного ...

Образовательная программа учебного курса (модуля), направленная на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей «Образ защитника Отечества на страницах детских книг»

Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России и православной веры, - непростой исторический процесс.Сделано немало, и многое ещепредстоит совершить длядальнейшего развития самобыт...

Опыт организации образовательно- воспитательных событий на уроках и во внеурочной деятельности с использованием казачьего компонента в МКОУ СШ №4

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают го...