использование регионального казачьего компонента
методическая разработка по окружающему миру по теме
Предлагаемая программа по краеведению "Мой край родной" может быть использована на уроках окружающего мира и во внеклассной работе в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_regionalnogo_kazachego_komponenta_v_moey_rabote.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация регионального казачьего компонента в моей работе
с младшими школьниками
В рамках программы развития школы я как учитель начальной школы использую региональный казачий компонент в своей работе с учащимися и в учебных предметах, и во внеклассной работе.
Четвертый год я работаю по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Применяю региональный казачий компонент в таких предметах, как «Литературное чтение», «Изобразительное искусство и художественный труд», музыка и в интегрированном курсе «Окружающий мир», который охватывает такие области, как природоведение, история, технология, ОБЖ.
Для ознакомления учащихся 3-4 классов начальной школы с природой, историей донского края, казачьим бытом в интегрированном курсе «Окружающий мир» я составила программу «Моя малая родина». За основу взяла учебное пособие для учащихся начальной школы «Природа и история родного края» Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2003. и книгу «Казаки» под ред. Б.А. Алмазова, Санкт-Петербург: Издательства «ЗОЛОТОЙ ВЕК» и «ДИАМАНТ», 1999.
Программа по краеведению
«Моя малая родина»
3-4 классы
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа «Моя малая родина» призвана сохранить традиции классического учебного предмета «Окружающий мир» и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы в структуре регионального содержания образования. Изучение курса может быть построено вариативно в течение 8\17\34 часов (в каждом классе) в зависимости от решения образовательного учреждения. Содержание курса целесообразно включать в учебный процесс синхронно с базовым курсом «Окружающий мир» (по программе Н.Ф. Виноградовой) или отдельным модулем (по программе А.А. Плешакова), но можно использовать во внеклассной работе. В программе Н.Ф. Виноградовой предмет «Окружающий мир» является интегрированным курсом и объединяет знания по таким предметам, как природоведение, история, технология и ОБЖ, поэтому, пользуясь другими программами, можно включать курс «Моя малая родина» в эти учебные предметы.
Содержание краеведческого курса формирует у младших школьников знания о богатстве и разнообразии природы родного края, понятие о рельефе, природных явлениях, животном и растительном мире донского края. Также учащиеся получат исторические сведения о народах, населявших территорию края, героических событиях, происходивших на донской земле, подвигах своих земляков. Программа раскрывает своеобразие истории и быта казачества, обычаи и традиции Дона, дает сведения о городах и станицах Ростовской области.
Цели курса «Моя малая родина» представлены в системе, состоящей из двух компонентов:
- Общие цели краеведческого образования:
- Формирование представлений учащихся о научной картине мира, в которой природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве; основах экологической культуры; образных представлений о прошлом и настоящем родного края.
- Воспитание любви и уважения к родному краю, его истории и культуре.
- Развитие практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
- Воспитание межэтнической и межконфессиальной толерантности.
2. Цели, отражающие специфику краеведческого образования в школе:
- Усиление позиций базового инвариантного компонента образования за счет обогащения его значимой региональной информацией.
- Формирование более полных представлений о культуре казаков через раскрытие региональных культурных традиций.
- Формирование у учащихся целостных представлений об историческом, этническом, природном, хозяйственном своеобразии донского края, о традициях духовной и нравственной жизни.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, являющихся предпосылкой к исследовательской деятельности учащихся.
- Подготовка будущих экскурсоводов школьного краеведческого музея.
В программу заложен блочный подход. Организация изу чения краеведческого материала при таком подходе происходит как движение через анализ от знаний и представлений к лично стной оценке. Блок является универсальной системой. Это, с одной стороны, целостная система уроков, а с другой - подсистема всей программы. В свою очередь, программа предстает как ог ромный блок, в котором на многих уровнях функционируют со держание, методы и формы. Такая структура допускает вариа тивность в применении различных типов уроков в зависимости от специфики краеведческого материала.
В представленной программе отсутствуют специальные уроки для контроля знаний, так как в процессе любого занятия предусматривается активная учебная деятельность учащихся, что позволяет контролировать и оценивать результативность обучения. Кроме того, в каждом блоке предусмотрены два ре зервных часа, которые используются как повторительно-обобщающее занятие и зачет.
Учебно-тематический план.
№ тем | Тема (блок) | Класс | Кол-во часов |
1. | С чего начинается Родина. | 3 | 5 |
2. | Донская природа. | 3 | 11 |
3. | История казачьего края. | 3,4 | 15 |
4. | Быт и культура донского казачества. | 3,4 | 16 |
Основное содержание программы.
С чего начинается Родина.
Тема 1. Уроки 1-2. Моя Родина – Россия.
Наша страна на карте. Границы России. Государственная символика. Столица Родины.
Названия нашей страны в прошлом. Древние города России.
Тема 2. Уроки 3-5. Донской край – мой край.
Ростовская область – святыня донская. Границы Ростовской области. Символика.
Обливский район на карте Ростовской области. Города и станицы Дона. Станица Обливская и хутор Кривов.
Вклад моего района и области в экономику страны: растениеводство, животноводство. Люди труда.
Донская природа
Тема 3. Уроки 6-8. Климатические условия.
Времена года. Природные зоны.
Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности для практической деятельности. Влияние природных условий на характер и род занятий населения Дона.
Поведение при стихийных бедствиях.
Тема 4. Уроки 9-11. Флора и фауна донского края.
Растительный мир. Животный мир. Охрана флоры и фауны Ростовской области.
Тема 5. Уроки 12-17. Поверхность Ростовской области.
Рельеф. План местности. Ориентирование по солнцу и местным признакам. Водоемы Ростовской области и их охрана. Полезные ископаемые нашего края. Охрана подземных богатств. Почвы и их плодородие.
История казачьего края.
Тема 6. Уроки 18-20. Как у нас было на Тихом Дону.
По следам древних поселений на Дону. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис».
Тема 7. Уроки 21-25. Казачье жительство.
Возникновение казачества. Появление первых казачьих станиц и городков.
Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Внутреннее убранство куреня. Планировка приусадебного участка, хозяйст венные постройки.
Древнейшие верования и обычаи.
- Духовная жизнь казаков;
- Казачьи храмы.
- Церковные традиции;
- Молитвы, которые должен знать каждый казак.
Тема 8. Уроки 26-30. Казак рождался воином
Воспитание мальчика и девочки в казачьих семьях. Казачья служба. Проводы и встреча казака со службы. Военное искусство.
Тема 9. Уроки 31- 33. Занятия казаков.
Казак - земледелец. Казак - рыболов. Казак - виноградарь. Казак - огородник. Станичные ремёсла. Казаки на море. Животноводство и коневодство. Охота.
Быт и культура донского казачества.
Тема 10. Уроки 34- 36. Бабушкин сундук.
Покрой и художественные черты одежды в первоначальный этап истории казачества. Традиционный тип мужской одежды. Женский народный костюм. Украшения донских казачек. Народная одежда жителей Дона конца XIX- на чала ХХ века.
Тема 11. Уроки 37-38. Народный театр на Дону.
Донской народный театр. Донская казачья песня.
Тема 12. Уроки 39-42. Обряды и праздники на Дону.
Проводы зимы. Новогоднее колядование. Пасха. Троица. Покров.
Тема 13. Уроки 43-45. Старинная казачья кухня.
Казачья трапеза: пища и утварь. Салаты из овощей. Горячие и холодные закуски. Первые блюда. Блюда из мяса и птицы. Блюда из раков и рыбы. Казачьи пироги. Десерты и напитки.
Тема 14. Уроки 46-50. Древнейшие верования и обычаи.
Духовная жизнь казаков. Казачьи храмы. Церковные традиции. Молитвы, которые должен знать каждый казак.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате усвоения курса учащиеся долж ны
Знать:
- расположение Ростовской области и Обливского района на карте России;
- герб своего района, области, флаг области;
- название районного, областного центров;
- происхождение названий своего хутора, станицы, города, рек, на которых они расположены;
- название улицы, на которой расположен свой дом, школа;
- вклад Ростовской области и Обливского района в экономику страны;
- флору и фауну донского края;
- растения и животных Ростовской области, занесенных в Красную книгу;
- характерные черты рельефа Ростовской области;
- современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашего края;
- водные объекты Донского края;
- свою родословную;
- происхождение имен и фамилий, наиболее рас пространенных на Дону;
- наиболее почитаемые праздники и обряды на Дону (по выбору учителя и учащихся)
Уметь:
- показать границы Ростовской области и Обливского района на карте России;
- уметь описать герб своего района и области, флаг области.
- охарактеризовать сезоны года на Дону, погодные условия;
- перечислить водные объекты Донского края, вспомнить легенды, с ними связанные;
- уметь описать памятные места своего хутора, станицы, горо да; рассказать, с какими событиями они связаны;
- назвать крупные города и станицы Ростовской области
Иметь первоначальные представления:
- кого называли казаками;
- о жилищах, одежде, занятиях казаков в прошлом;
- какие традиции совместной деятельности суще ствовали на Дону;
- знать, как воспитывались дети в казачьих семьях: девочки, мальчики;
- знать игры своих сверстников в прошлом; какие качества они воспитывали; уметь играть в них;
- назвать имена детских писателей, поэтов, худож ников, музыкантов родившихся на Дону
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:
- ориентирования на местности по солнцу и местным признакам;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности для практической деятельности;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики с использованием регионального компонента. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»
Урок математики с использованием регионального компонента.Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»(КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА VIII ВИДА) Цель: закрепление навыков устного счёта...
Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.
Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....
Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)
Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа" Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по курсу, направленному на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей.
В тетради предлагаются задания, разработанные в соответствии с содержанием рабочей программы и внесенными в нее изменениями в связи с введением краеведческого, кадетского и казачьего компонента....
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир. 4 класс», направленная на реализацию казачьего компонента, с учетом региональных особенностей
Отличительной особенностью программы курса «Окружающий мир. 4 класс» является то, что материал содержания казачьего компонента включен в процесс изучения предмета с учетом логики учебного ...
Образовательная программа учебного курса (модуля), направленная на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей «Образ защитника Отечества на страницах детских книг»
Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России и православной веры, - непростой исторический процесс.Сделано немало, и многое ещепредстоит совершить длядальнейшего развития самобыт...
Опыт организации образовательно- воспитательных событий на уроках и во внеурочной деятельности с использованием казачьего компонента в МКОУ СШ №4
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают го...