занятие клуба исследователей, внеурочная деятельность
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Автор: Козырева Наталья Александровна
Место работы, должность: МБОУ СОШ№9МО Староминский район, учитель начальных классов
Регион: Краснодарский край
ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА
Уровень образования: начальное образование
Класс: 1класс
Предмет: заседание «Клуба исследователей»
Тема урока: Опыты с воздухом
Цели урока:
Образовательные: 1. Дать представление о воздухе. 2. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны. 3. Расширить представление об использовании воздуха.
Развивающие: 1. Учить наблюдать, делать выводы, обобщать.
Воспитательные: 1.Воспитывать бережное отношение к природе.
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
гость – Воздушный Шарик
корзинка
таблицы (по количеству учащихся )
стаканы (по количеству учащихся )
вода (по количеству учащихся )
соломинки для воды (по количеству учащихся )
мячик
веер (по количеству учащихся )
свеча
палочка с фольгой
глобус
дезодорант (духи )
красные и зеленые карандаши (по количеству учащихся )
воздушные шары с оценкой (по количеству учащихся )
презентация урока
* мультимедийная установка ( компьютер, проектор, экран)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pro_vozduh.docx | 136.78 КБ |
o_vozduhe.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Автор: Козырева Наталья Александровна
Место работы, должность: МБОУ СОШ№9МО Староминский район, учитель начальных классов
Регион: Краснодарский край
ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА
Уровень образования: начальное образование
Класс: 1класс
Предмет: заседание «Клуба исследователей»
Тема урока: Опыты с воздухом
Цели урока:
Образовательные: 1. Дать представление о воздухе. 2. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны. 3. Расширить представление об использовании воздуха.
Развивающие: 1. Учить наблюдать, делать выводы, обобщать.
Воспитательные: 1.Воспитывать бережное отношение к природе.
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
гость – Воздушный Шарик
корзинка
таблицы (по количеству учащихся )
стаканы (по количеству учащихся )
вода (по количеству учащихся )
соломинки для воды (по количеству учащихся )
мячик
веер (по количеству учащихся )
свеча
палочка с фольгой
глобус
дезодорант (духи )
красные и зеленые карандаши (по количеству учащихся )
воздушные шары с оценкой (по количеству учащихся )
презентация урока
* мультимедийная установка ( компьютер, проектор, экран)
I. Организационный момент.
Создадим хорошее настроение.
- Улыбнитесь друг другу, садитесь!
- Руки?
- На месте!
- Ноги?
- На месте!
- Локти?
- У края!
- Спина?
- Прямая!
II. Введение в тему урока.
Ребята, угадайте, кого я пригласила на сегодняшнее заседание клуба исследователей?
Он будет главным героем нашего урока.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка –
Улетит за облака.
( ответы )
Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.
А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема сегодняшнего урока.
- Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Зачеркните предметы, созданные руками человека
( виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк ).
- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?
( живой и неживой природы )
- Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе?
III. Сообщение темы и целей урока.
- По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.
Какое слово получилось? (воздух)
- К какой части природы относится воздух?
Слово “воздух” происходит от слова “вдыхать”. Воздух – это то, чем мы дышим.
Сегодня мы откроем секреты воздуха и узнаем о некоторых свойствах воздуха.
IV. Изучение нового материала.
- Посмотрите, что у меня в руках? ( Глобус)
- Какого цвета больше на глобусе? ( Голубого)
- Что обозначено голубым цветом? ( Вода)
- Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши.
- 4 огромных океана омывают нашу сушу.
Назовите эти океаны.
- Кроме этих океанов, есть на свете, еще один океан – самый большой из всех.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись? (воздушным океан).
Воздух, окружающий нашу Землю – это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца.
Как только не называют воздух: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера.
- Как вы думаете, из чего состоит воздух?
Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
- Какой из газов в воздухе самый важный?
V. Опыты. Исследование свойств воздуха.
ОПЫТ 1.
- Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
- Есть ли он вообще? Может, его придумали?
Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!
В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок.
ВЫВОД: Это движение воздуха.
ОПЫТ 2.
Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки.
ВЫВОД: Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Посмотрите на комнатные растения.
- Какого они цвета?
- А классная доска?
- А как вы думаете, какого цвета воздух?
Воздух НЕВИДИМЫЙ И БЕСЦВЕТНЫЙ.
А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху? ( Небо)
Мы привыкли называть воздушный океан – небом.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.
ОПЫТ 3.
Надуем воздушный шарик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. Становится всё труднее вдыхать. Почему? Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы.
ВЫВОД: Мы «выловили» весь КИСЛОРОД из шарика.
Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.
- Может ли жить человек без воздуха?
1.Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
- Какое было желание? ( Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
2. А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).
- Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза.
А сейчас? ( Запах духов).
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
- Где вы чувствуете сильные запахи? ( В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)
В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.
Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
- Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? ( ответы )
На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..
- А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.
Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
Чистый воздух ЗАПАХА НЕ ИМЕЕТ.
ФИЗМИНУТКА.
Вы, наверное, устали? Воздух поможет вам отдохнуть.
Упр. « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.
Какое слово выразит его душистый аромат?
Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! )
ВОЗДУХ ДВИЖЕТСЯ
Опыт 4.
Извивающая змея.
Нарисуй на бумаге большой круг и вырежи его. Проведи по кругу линии, чтобы получилась спираль. Раскрась спираль в виде змеи и вырежи ее. С помощью иголки продень сквозь голову змейки нитку. Подержи змейку над батареей.
Поднимающийся воздух заставляет змейку вертеться.
Опыт 5.
Летающее перышко.
Опусти маленькое перышко над теплой батареей. Посмотри, куда оно полетит.
Батарея нагревает воздух. Теплый воздух поднимается вверх и увлекает за собой перышко.
ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА
Опыт 6.
Сплющенный пакет.
Для опыта возьми маленький пакетик сока с дырочкой для трубки. Высоси через трубочку сок из пакетика. Продолжай тянуть через нее воздух. Посмотри, что произойдет. Когда часть воздуха уйдет из пакетика, наружный воздух сдавит его стенки. Вынь соломинку и посмотри на пакетик.
Стенки снова разошлись, потому что воздух вошел в пакетик и распрямил его. Посмотри, что произойдет с пакетиком, если ты вдуешь в него еще больше воздуха.
Опыт 7.
Парусные суда.
Пусти плавать по воде пустую пластмассовую ванночку. Попробуй заставить ее плыть, подув на нее. Теперь проткни вязальной спицей лист бумаги, чтобы получился парус. С помощью пластилина установи спицу в ванночке. Посмотри, как легко ты теперь можешь заставить лодку двигаться, дунув на парус.
На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее. Попробуй паруса разного размера и посмотри, какой действует лучше.
Опыт 8.
Сделай парашют.
Тебе понадобится: пластиковый пакет, ножницы, ведро, фломастер, клейкая лента, нитки, пластилин, очень легкая игрушка.
Поставь ведро на пакет. Обведи его и вырежи круг. Клейкой лентой прикрепи к кругу четыре длинные нитки. Свяжи концы ниток и вдави узел в кусочек пластилина. Прилепи к пластилину игрушку. Возьми парашют за верхнюю часть и брось с высоты. Посмотри, как парашют наполняется воздухом.
Воздух давит на парашют снизу вверх, поэтому игрушка падает медленно. Попробуй проделать этот опыт с игрушками потяжелее. Падают ли они быстрее?
ВОЗДУХ МЕНЯЕТ ОБЪЁМ
Опыт 9.
Воздух охлаждается.
Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух.
Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства.
Опыт 10.
Подпрыгивающая монета.
С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз теплой воды.
Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх.
ВОЗДУХ И ЗВУК
Опыт 11.
Музыкальные бутылки.
Подуй над горлышком пустой бутылки. Заметь, получился ли какой-нибудь звук.
Когда ты дуешь над горлышком, ты заставляешь вибрировать воздух внутри бутылки. Он производит звук.
Налей в бутылки разное количество воды. Посмотри, меняется ли звук.
Чем больше воды ты нальешь, тем меньше воздуха останется в бутылке. Меньшее количество воздуха вибрирует быстрее, поэтому получается более высокий звук.
ДЫШИМ ВОЗДУХОМ
Опыт 12.
Звук при сотрясении
Вот как можно измерить, сколько воздуха входит в твои легкие.
Наполни водой пластиковую бутылку и опусти ее горлышком вниз в большой таз с водой.
Теперь осторожно вставь в горлышко согнутую трубочку.
Сделай глубокий вдох и медленно выдохни воздух через трубочку.
Свободное от воды пространство в верхней части бутылки показывает, сколько воздуха тебе удалось выдохнуть. Пусть этот опыт проделает твой приятель. Посмотрите, кто из вас выдохнет больше воздуха.
V. Итог урока.
Разгадывание кроссворда.
- Благодаря какому свойству воздуха он приводит в движение предметы? Давлению.
- Как называется газ, входящий в состав воздуха, необходимый для дыхания всего живого на Земле? Кислород.
- Что мы слышим благодаря вибрации воздуха? Звук.
- Что изменяется у воздуха при нагревании и остывании? Объём.
- Какой воздух поднимается вверх? Тёплый.
Использование свойств воздуха человеком.
- Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.
Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе? ( Ответы детей).
Человек строит ветряные мельницы, ветряные электростанции. Ветер надувает паруса кораблей.
- Теплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль.
Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.
- Воздух вибрирует, когда что-то в воздухе колеблется.
Благодаря этому свойству воздуха звучат музыкальные инструменты.
Береги свою планету! Г. Маршанова
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун-певун кузнечик,
Юный ветер, хулиган,
Щекочет старый океан,
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,
В общем, счастливо живут.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой –
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
VIII. Рефлексия.
На память о нашем занятии Воздушный Шарик вручает вам достижения, которые вы заработали.
Оцените себя по листку-памятке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что нельзя отнести к природе?
На какие группы можно разделить эти предметы? Живая природа Неживая природа
Какие предметы относятся к живой природе?
Какие предметы относятся к неживой природе?
Составьте слово по первым буквам в названиях предметов. Воздух
Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим! Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.
Воздух – это смесь разных газов. углекислый газ Кислород Азот
Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок. ВЫВОД: Это движение воздуха.
Опыт 2. Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. ВЫВОД: Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Опыт 3. Надуем воздушный шарик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. Становится всё труднее вдыхать. Почему? Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы. ВЫВОД: Мы «выловили» весь КИСЛОРОД из шарика.
Отчего загрязняется воздух?
Главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины. Почему люди должны оберегать деревья?
Добро пожаловать
д а в л е е к л о д р з у к б ъ ё т п л ы й м и н с о
Использование воздуха человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность
Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....
Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме "Игра: прошлое и настоящее. Работа с источником информации"
Занятие построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. ...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»
Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...
Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме " Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экологических знаков." 2 класс
Занятие построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся....
Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь"
Цель занятия: учить ставить проблему, определять объект исследования....
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».
Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...
Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района
Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...