"Экосистема болота" урок для 3 класса.
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок по окружающем миру для 3 класса. "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_boloto..doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экосистема болота.

Цели: 1. Познакомить учащихся с животными и растениями болот, их          

                     «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.

            2. Развивать познавательную активность детей, интерес к предмету,

                умение делать выводы.

            3. Формировать у детей понятие бережного отношения ко всему

                окружающему.

                                         Ход:

  1. Организационный момент:

                                                  

Нас сегодня ждет дорога.

И нам многое надо узнать.

Так возьмемся, ребята,

Скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

  1. Актуализация знаний:

Куда приведет нас дорога?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Ответ на вопрос дать.

  1. Проверка домашнего задания:

     Кроссворд   с. 47

    Вывод: зарастание озера.

- Почему происходит зарастание озер?

( Круговорот в озере замкнут не полностью, разрушители не справляются со своей работой, поэтому со временем озеро зарастает).

- Что образуется на месте озера?

( болото)

- Назовите тему урока.

- Болото не только ключевое слово нашего урока, оно еще словарное. Запомним как пишется это слово.

                                             Болото

4.  Совместное открытие знаний:

- А как образуется болото?

( работа в парах)  с. 48 № 1

Выслушивается версия ученика.

- А что может рассказать о себе само болото?

Рассказ ученика.

- Раньше, на моем месте было бессточное озеро. Вблизи моих берегов росли рогоз и камыш. В моей воде плескались окуни и плавали щуки. Ручьи, которые впадали в меня,  несли с собой множество песчинок, которые оседали на моем дне. Образовывался ил. Разрушители не успевали справляться со своей работой, поэтому остатки умерших растений и животных вместе с илом оставались на дне. Разрастались растения. В результате образовалось я – болото.

 А еще болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается.

5. Физ. минутка:

Все обходят это место,

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

6. Работа с атласом Хабаровского края:

с. 18

-  Рассмотреть условный знак болот.

- А  теперь скажите, есть ли болота на территории Хабаровского края?

- Давайте узнаем, как они образуются     (чтение текста на с. 18).

- Так как образуются болота в Хабаровском крае?

  ( путем заболачивания местности)

- Растительный и животный мир болот очень многообразен.

7. Растительный мир болот:

- Рассмотреть растительный мир болот на с. 50 учебника и с. 18 атласа.

- Одно из самых интересных растений болот – мох сфагнум (гербарий).

- А чем оно интересно вы узнаете об этом сами.

  с. 52 чтение текста учебника- 1 абзац. Выделить свойства мха (впитывает воду, лечебное).

  2-3 абзацы.

- Почему разрушителям трудно жить в болотной почве?

- Что происходит с остатками мха?

   (они уплотняются и превращаются в торф)

- А что такое торф?

   (полезное ископаемое, которое хорошо горит)   Справка.

- В засушливые годы, когда болота сильно мелеют, особенно надо быть осторожным с огнем. Страшны пожары на болотах – горит травянистая растительность на поверхности. Горит торф под землей – кругом гарь, дым, горит сама земля. Пожары могут продолжаться неделями.

- Разрушители не справляются со своей работой, какой можно сделать вывод?

  ( круговорот в болоте замкнут не полностью)

- И еще об одном интересном растении расскажет…

 Рассказ ученика.

   «Кислая ягода болот».  «Мал золотник да дорог».

    Клюкву можно встретить только на торфяных болотах. Это – вечнозеленый кустарничек, стебли которого длиной от 15 до 80 см слегка поднимаются над мхом и укореняются в нем, образуя целые заросли.

   В мае – июне на концах стеблей расцветают ярко-розовые мелкие цветки, а в конце августа или сентябре созревают ягоды. Они округлы, с прочной кожицей, с остатками засохшей чашечки цветка на верхушке.

  Клюкву в большом количестве собирают местное население. Она используется в пищу в свежем виде, а также перерабатывается. Из клюквы готовят варенье, джем, сиропы, желе, соки, клюквенный экстракт.

  Собирать клюкву можно до поздней осени. Собранная в сентябре, клюква очень кислая, но зато содержит витамин С и долго сохраняется. Клюква – целитель. Ягоды используют как жаропонижающее, жаждоутоляющее средство. Ягоды клюквы с медом применяются при простуде, ангине. Листья клюквы можно заваривать в виде освежающего и хорошо утоляющего жажду чая.

8.  Физ. минутка:

Яна шла,  шла, шла

Кислу ягодку нашла.

Ах, какая ягодка…

9. Животный мир болот:

- Рассмотреть животный мир болот Хабаровского края.

- Что общего во внешнем виде птиц?

  ( длинные ноги – удобно ходить, длинные клювы – удобно доставать пищу)

Это интересно…

  Усы комаров – это уши. Комары нюхают усами или ушами. А язык у комаров на ногах.

  Иногда на болота заходят зайцы,  олени, кабаны, лоси. Лоси любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.

  Кулик и чибис питаются насекомыми.  Аист, журавль, цапля питаются головастиками, лягушками, мальками, крупными насекомыми, ягодами болотных растений.

10. Роль болот в жизни человека:

- Какое значение имеют болота в жизни человека?

  ( торф – топливо для электростанций, клюква…)

11. Первичное закрепление:

- Теперь нам нужно применить полученные знания.

  Работа в группах  ( см. карточки ).

12. Итог:

- Если разрушителям трудно живется в болоте, что из этого следует?

 Разрушители не справляются со своей работой, поэтому на смену одной экосистеме со временем придет другая. На месте болота со временем появится луг.

13. Домашнее задание:

- Найти интересный материал о растениях и животных луга.

14. Рефлексия:

Цветущий луг.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающий мир + математика "Экосистема луга" 2 класс

Интегрированный урок во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" предусматривает парную и групповую работу, систематизирует знания учащихся о "профессиях" членов экосистемы луга, о роли луга в жизни ...

Интерактивная доска. Конспект и презентация к уроку Окружающий мир. Экосистема озера. 3 класс

Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс.  На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урокаучащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке...

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100

Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100...

"Экосистема луга", 3 класс, образовательная система "Школа 2100"

В данном материале представлена технологическая карта урока....

Интерактивный тест на тему "Экосистема озера", 3 класс УМК "Школа 2100"

Данный тест позволит проверить знания по теме "Экосистема озера". Правильный ответ необходимо выбрать из 3 предложенных....

Урок окружающего мира "Экосистема озера". 3 класс

Урок окружающего мира. Тема "Экосистема озера". Класс: 3. УМК "Школа 2100"...