Интегрированный урок "Математика на карте России" 4 класс
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Билявская Наталья Витальевна
Урок разработан как интегрированный окружающий мир - математика для учащихся 4 класса. Ребята закрепляют знания о площади, населении России, повторяют символику Российской Федерации. Узнают новое о самых больших по площади и населению странах мира. Знакомятся с самыми длинными реками России, самыми высокими горами, самыми крупными городами России. Используя знания , полученные в результате работы по межрегиональному проекту "Ладога - Байкал", решают задачи. Урок проведён для учителей Лахденпохского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matematika_na_karte_rossii.zip1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

Тема: Математика на карте России. 

Цели:

1. Обучающая: 

  1. Закреплять знания детей читать и записывать многозначные числа; сравнивать их;
  2. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, продолжить работу над решением простых и составных задач.

2. Развивающая: 

Продолжить работу над обогащением словаря; совершенствованием математической и географической речи; учить анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательная: 

Воспитывать познавательный интерес, умение работать коллективно и самостоятельно, продолжить патриотическое и нравственное воспитание.

Оборудование: физическая карта  России, карточки для практической работы, мультимедиапроектор, ПК,  плакат  «Как математика связана с физической картой России?»

1.Организационный момент: (вступительное слово учителя)

Здравствуйте, ребята!

Прошу занять свои места.

Сегодня наш  урок особенный,

Слушайте  внимательно,

Работайте старательно.

На вопросы отвечайте,

Всё, ребята, подмечайте,

Ничего не забывайте,

Руку смело поднимайте!

У нас сегодня на уроке присутствуют гости – учителя школ района, нашей школы. Улыбнитесь, пожалуйста, гостям и не стесняйтесь, если возникнет необходимость, обращаться за помощью к ним.  Начнём работу.

II. Целеполагание:

 - Посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(Будем говорить о России, потому что висит карта России. Написаны многозначные числа, выражения, значит, будем производить действия с многозначными числами.)

- Сегодня у нас необычный урок.

Тема: Математика на карте России.            (слайд № 1)

III. Постановка ПРОБЛЕМЫ: 

- В ходе урока мы должны ответить на вопрос:  Как математика связана с физической картой России?     (Плакат -  НА ДОСКУ)

IV. Работа по теме урока:

1. Символы Российской Федерации:

- Как называется наша страна?  (Российская Федерация или Россия)

- Какие государственные символы России вы знаете?  (Флаг, герб, гимн) – таблицы –  на  стенде.   (слайд № 3)

- Президент РФ?       (Медведев Дмитрий Анатольевич)  (слайд № 4)

- Мы – жители самой большой страны в мире – Россия. Когда – то её называли  Русь.

- Ученица читает  стихи о России.                   (слайды №  5, 6, 7)

- Покажите на карте Российскую Федерацию.

Ученик: Россия находится на материке Евразия.  (показывает)

2. Самые – самые большие по площади государства мира:

- Прочитайте, чему равна площадь России:    (Слайд № 8)

Россия – самая большая страна в мире. Её площадь – 17.075.000 кв. км

(Ученик прикрепляет на карту  число 17.075.000 кв. км).

II место занимает Канада.   Площадь  Канады - 9. 900.000 кв. км

III место – Китай. Площадь  Китая – 9.500.000 кв. км.

- Во сколько раз примерно площадь территории России больше, чем площади Канады или  Китая?  (в 2 раза)

- Население России – 142.900.000 человек.  (Данные переписи 2010 г.)  (Слайд №  9)    (Ученик прикрепляет на карту  число 142.900.000 человек)

В сравнении: Китай – 1.350.000.000 чел.  (в 9 раз больше)

Протяжённость границ  России – 60.932 км.    (Ученик прикрепляет на карту  число 60.932 км)      

3. Города – миллионеры России:

- Назовите и покажите на карте столицу России.  (Москва)  (слайд № 10)

- Работа в парах: 

У вас на партах находится таблица № 1: по данным переписи 2000 года.                                 ( слайд № 11)

Города – миллионеры России

города

население

Москва

14.000.000 чел

Санкт - Петербург

5.300.000 чел

Новосибирск

1.600.000 чел.

Нижний Новгород

2.000.000 чел.

Екатеринбург

1.600.000 чел.

Самара

2.500.000 чел.

Омск

1.300.000 чел.

Челябинск

1.300.000 чел.

Пермь

1.200.000 чел.

Уфа

1.300.000 чел.

Казань

1.300.000 чел.

Ростов – на Дону

1.300.000 чел.

- Найдите город с самым большим населением  (Москва – 14 млн. чел)

  (Ученик прикрепляет на карту рядом с Москвой  число 14 млн. чел)

- Какой город занимает II место по численности населения?  (Санкт – Петербург – 5, 3 млн ч)    (Ученик прикрепляет на карту рядом с Санкт – Петербургом число  5, 3 млн ч)

- III место? (Самара - 2.5 млн. чел.)

-Узнайте, на сколько население Москвы больше населения  Санкт – Петербурга.  Запишите выражение в столбик в тетрадь.  

(1 ученик – на доске).  

 14.000.000 - 5.300.000 = 8.700.000 (чел)

- Кто из вас был в Санкт – Петербурге? В Москве?

- Ученик: Ребята, много интересного можно узнать о городах России в энциклопедиях. Вас, наверное, очень удивит, что сведения о нашем маленьком  городе  также  есть в энциклопедии  «Города России». Эти сведения взяты из книги Л.Л.Нейкена «Лахденпохья»  В нашем городе проживает более 8000 человек.   ( слайд № 12) (Ученик прикрепляет на

карту рядом с Лахденпохья число 8000 ч.)

4. Физминутка:  Хула – хуп

5. Крупные реки России:

- Давайте продолжим узнавать о самом – самом в России. 

- Что на карте обозначают голубым цветом? ( Моря, реки, океаны)

- Посмотрите внимательнее на карту. Мы знаем,  что Уральские горы делят Россию на европейскую часть и азиатскую.

- Какая самая длинная река протекает по европейской части России? (Волга – 3.530 км)   (Ученик прикрепляет на карту число 3.530 км)  

- Посмотрите на карту, где находятся самые длинные реки России? (В Сибири)

- Покажите  на карте Обь, Лену, Енисей.

- Познакомьтесь с таблицей № 2          (слайд № 13)

Крупные реки России.

Название

Длина рек

Обь (с Иртышом)

5.410 км

Амур

…. км

Лена

4400 км

Иртыш

4248 км

Енисей – самая многоводная

река России

4092 км

Волга

3530 км

Урал

…. км

Колыма

2129 км

Дон

1870 км

Печора

1809 км

- Сравните длнну Енисея и Оби. Записываем в тетрадь. 

Обь (с Иртышом) -  5.410 км  (Ученик прикрепляет на карту число 5.410 км)                                      

- Некоторые данные в таблице отсутствуют. Давайте найдём их.

- Решите задачу: (выдать карточки с текстом задачи)

Длина Волги – 3530 км.  Урал короче на 1102 км, чем Волга. Амур длиннее Урала  на 2016 км. Какова длина Амура?  Вставьте данные в таблицу.

1 ученик  решает самостоятельно  на обратной стороне доски, ребята – в тетрадях.

- Взаимопроверка!

6. Работа в группах:

В течение двух лет команды класса участвовали в проекте «Ладога – Байкал».  Сейчас вы разделитесь на группы  и найдёте сведения об озёрах Ладога и Байкал: (Выдать карточки с заданиями).

А) Обсуждение задания в группе

  1. 1 группа – в книге «Младшим школьникам о Карелии» о Ладоге.
  2. 2 группа -  Об озере Байкал в книгах, энциклопедиях.
  3. 3 группа – найдёт на карте эти озёра и объяснит их географическое местоположение.
  4. 4 группа – Решает задачу:

В команду входило 7 человек, в каждом классе было по 3 команды. Сколько всего человек участвовало в проекте «Ладога – Байкал» 2011 году в Лахденпохской средней школе, если в нём принимали участие учащиеся  девяти  классов?

Б) Ответы групп  1 – 4 групп

  1. Начинает 3 группа: Показ Ладогу.  (слайд № 14)
  2. 1 группа – зачитать из  книги «Младшим школьникам о Карелии» о Ладоге.     Площадь Ладоги – 17700 кв.км

                  Наибольшая глубина – 230 м.      (На карту ЧИСЛО!)                                                               

  1. 3 группа: Показ Байкал   
  2. 2 группа -  Об озере Байкал в книгах, энциклопедиях. (слайд  № 15, 16)  

Площадь  Байкала - 31500 кв.км

Наибольшая глубина –1637 м                       (На карту ЧИСЛО!)                                                               

  1. 4 группа – зачитывает решение задачи.

7) Высочайшие вершины России:

- Что на карте показано коричневым цветом?  (горы)

- Какие горы вы знаете? (Кавказские горы, Уральские горы, Саяны, Алтай)

- Найдите на карте самые высокие горы в России.  (Слайд № 17)

Самая высокая гора в России – Эльбрус (5642 м) – Кавказские горы. (На карту ЧИСЛО!)             

 Белуха   -     4506 м    -  Алтай.         (На карту ЧИСЛО!)                                 

Высочайшие вершины России

Эльбрус

5642 м

Кавказские горы

Дыхтау

5204 м

Кавказские горы

Шхера

5068 м

Кавказские горы

Казбек

5033 м

Кавказские горы

Белуха

4506 м

Алтай

Мунку - Сардык

3491 м

Саяны

Победа

3147 м

Хребет Черского

-Как записаны многозачные числа?  (В порядке убывания)

- На сколько ниже гора Белуха на Алтае горы Эльбрус на Кавказе?

V. Проверка знаний, умений:

Тест – игра  “Крестики-нолики” (если суждение правильное – х, если ошибочное - о). Выдать листочки с 9 квадратами.

     Х       0        х

     0        х        0

     Х       0         х                      

1)  Россия находится на материке Евразия?    (да – х )

2) Столица России – город  Санкт – Петербург?     (нет – 0)

3) Самое глубокое озеро в мире – Байкал.     (да – х )

4) Площадь России меньше площади Китая.        (нет – 0)

5) Самая высокая гора в России – Эльбрус.           (да – х )

6)   Лена – самая длинная река в России.           (нет – 0)

7) I класс состоит из единиц, десятков, сотен.     (да – х )

8)  999.999 х 0 = 999.999                                        (нет – 0)

9) Мы – россияне!                                                    (да – х )

Самопроверка: показ листка с правильными ответами.  (Слайд № 18)

- У кого совпали крестики – нолики – молодцы! Если ошиблись, значит будем ещё тренироваться.

VI. Ответы по поставленной проблеме:

 В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Как математика связана с физической картой России?

Ответы учеников:

- Нельзя составить карту, не используя масштаб: Масштаб – это число, которое показывает во сколько раз уменьшили или увеличили настоящие расстояния.

- Высоты гор, глубина морей выражены в числах.

- Условные знаки городов зависят от количества населения в городе.

VII. Рефлексия: Оценивание результатов работы на уроке :

- Кому понравилось, как он сам работал на уроке?

-  Кто считает, что он может работать лучше?

- Кому захотелось узнать больше о нашей Родине? Нас ждёт много интересного на следующих уроках окружающего мира. Мы познакомимся с природными зонами, животными, климатом, городами России. (Слайд № 19, 20)

Всем спасибо за работу.

VIII. Использованная литература:

1. И.И. Баринова «География России.  Природа» 8 кл: учебник для общеобразовательных учебных заведений  - М., Дрофа, 2002.

2. География материков и океанов, 7 кл: Атлас – М., Дрофа, Издательство ДИК, 2007.

3. География. Начальный курс, 6 кл: Атлас – М., Дрофа, Издательство ДИК, 2003.

4. География России. Природа, 8 кл: Атлас – М., Дрофа, Издательство ДИК, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года)

Итоговая интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года)...

Интегрированная проверочная работа для 2 класса (конец года)

Интегрированная проверочная работа для 2 класса (конец года)...

Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года)

Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года)...

методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс

Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....

Интегрированная контрольная работа для 3 класса

Это работа на основе научного текста. Проверяются знания на конец 1 полугодия....

Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс. Согласные звуки [д],[д\'], буквы Д, д.

Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс.УМК "Школа России", автор В.Г. Горецкий "Согласные звуки [д],[д\'], буквы Д, д"....

Технологическая карта интегрированного урока ИЗО для 4 класса

Название предмета    Интеграция предметов  ИЗО, литературное чтение ...