Интегрированный урок "Математика на карте России" 4 класс
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_na_karte_rossii.zip | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
Тема: Математика на карте России.
Цели:
1. Обучающая:
- Закреплять знания детей читать и записывать многозначные числа; сравнивать их;
- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, продолжить работу над решением простых и составных задач.
2. Развивающая:
Продолжить работу над обогащением словаря; совершенствованием математической и географической речи; учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитательная:
Воспитывать познавательный интерес, умение работать коллективно и самостоятельно, продолжить патриотическое и нравственное воспитание.
Оборудование: физическая карта России, карточки для практической работы, мультимедиапроектор, ПК, плакат «Как математика связана с физической картой России?»
1.Организационный момент: (вступительное слово учителя)
Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Сегодня наш урок особенный,
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
На вопросы отвечайте,
Всё, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте,
Руку смело поднимайте!
У нас сегодня на уроке присутствуют гости – учителя школ района, нашей школы. Улыбнитесь, пожалуйста, гостям и не стесняйтесь, если возникнет необходимость, обращаться за помощью к ним. Начнём работу.
II. Целеполагание:
- Посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(Будем говорить о России, потому что висит карта России. Написаны многозначные числа, выражения, значит, будем производить действия с многозначными числами.)
- Сегодня у нас необычный урок.
Тема: Математика на карте России. (слайд № 1)
III. Постановка ПРОБЛЕМЫ:
- В ходе урока мы должны ответить на вопрос: Как математика связана с физической картой России? (Плакат - НА ДОСКУ)
IV. Работа по теме урока:
1. Символы Российской Федерации:
- Как называется наша страна? (Российская Федерация или Россия)
- Какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб, гимн) – таблицы – на стенде. (слайд № 3)
- Президент РФ? (Медведев Дмитрий Анатольевич) (слайд № 4)
- Мы – жители самой большой страны в мире – Россия. Когда – то её называли Русь.
- Ученица читает стихи о России. (слайды № 5, 6, 7)
- Покажите на карте Российскую Федерацию.
Ученик: Россия находится на материке Евразия. (показывает)
2. Самые – самые большие по площади государства мира:
- Прочитайте, чему равна площадь России: (Слайд № 8)
Россия – самая большая страна в мире. Её площадь – 17.075.000 кв. км
(Ученик прикрепляет на карту число 17.075.000 кв. км).
II место занимает Канада. Площадь Канады - 9. 900.000 кв. км
III место – Китай. Площадь Китая – 9.500.000 кв. км.
- Во сколько раз примерно площадь территории России больше, чем площади Канады или Китая? (в 2 раза)
- Население России – 142.900.000 человек. (Данные переписи 2010 г.) (Слайд № 9) (Ученик прикрепляет на карту число 142.900.000 человек)
В сравнении: Китай – 1.350.000.000 чел. (в 9 раз больше)
Протяжённость границ России – 60.932 км. (Ученик прикрепляет на карту число 60.932 км)
3. Города – миллионеры России:
- Назовите и покажите на карте столицу России. (Москва) (слайд № 10)
- Работа в парах:
У вас на партах находится таблица № 1: по данным переписи 2000 года. ( слайд № 11)
Города – миллионеры России
города | население |
Москва | 14.000.000 чел |
Санкт - Петербург | 5.300.000 чел |
Новосибирск | 1.600.000 чел. |
Нижний Новгород | 2.000.000 чел. |
Екатеринбург | 1.600.000 чел. |
Самара | 2.500.000 чел. |
Омск | 1.300.000 чел. |
Челябинск | 1.300.000 чел. |
Пермь | 1.200.000 чел. |
Уфа | 1.300.000 чел. |
Казань | 1.300.000 чел. |
Ростов – на Дону | 1.300.000 чел. |
- Найдите город с самым большим населением (Москва – 14 млн. чел)
(Ученик прикрепляет на карту рядом с Москвой число 14 млн. чел)
- Какой город занимает II место по численности населения? (Санкт – Петербург – 5, 3 млн ч) (Ученик прикрепляет на карту рядом с Санкт – Петербургом число 5, 3 млн ч)
- III место? (Самара - 2.5 млн. чел.)
-Узнайте, на сколько население Москвы больше населения Санкт – Петербурга. Запишите выражение в столбик в тетрадь.
(1 ученик – на доске).
14.000.000 - 5.300.000 = 8.700.000 (чел)
- Кто из вас был в Санкт – Петербурге? В Москве?
- Ученик: Ребята, много интересного можно узнать о городах России в энциклопедиях. Вас, наверное, очень удивит, что сведения о нашем маленьком городе также есть в энциклопедии «Города России». Эти сведения взяты из книги Л.Л.Нейкена «Лахденпохья» В нашем городе проживает более 8000 человек. ( слайд № 12) (Ученик прикрепляет на
карту рядом с Лахденпохья число 8000 ч.)
4. Физминутка: Хула – хуп
5. Крупные реки России:
- Давайте продолжим узнавать о самом – самом в России.
- Что на карте обозначают голубым цветом? ( Моря, реки, океаны)
- Посмотрите внимательнее на карту. Мы знаем, что Уральские горы делят Россию на европейскую часть и азиатскую.
- Какая самая длинная река протекает по европейской части России? (Волга – 3.530 км) (Ученик прикрепляет на карту число 3.530 км)
- Посмотрите на карту, где находятся самые длинные реки России? (В Сибири)
- Покажите на карте Обь, Лену, Енисей.
- Познакомьтесь с таблицей № 2 (слайд № 13)
Крупные реки России.
Название | Длина рек |
Обь (с Иртышом) | 5.410 км |
Амур | …. км |
Лена | 4400 км |
Иртыш | 4248 км |
Енисей – самая многоводная река России | 4092 км |
Волга | 3530 км |
Урал | …. км |
Колыма | 2129 км |
Дон | 1870 км |
Печора | 1809 км |
- Сравните длнну Енисея и Оби. Записываем в тетрадь.
Обь (с Иртышом) - 5.410 км (Ученик прикрепляет на карту число 5.410 км)
- Некоторые данные в таблице отсутствуют. Давайте найдём их.
- Решите задачу: (выдать карточки с текстом задачи)
Длина Волги – 3530 км. Урал короче на 1102 км, чем Волга. Амур длиннее Урала на 2016 км. Какова длина Амура? Вставьте данные в таблицу.
1 ученик решает самостоятельно на обратной стороне доски, ребята – в тетрадях.
- Взаимопроверка!
6. Работа в группах:
В течение двух лет команды класса участвовали в проекте «Ладога – Байкал». Сейчас вы разделитесь на группы и найдёте сведения об озёрах Ладога и Байкал: (Выдать карточки с заданиями).
А) Обсуждение задания в группе
- 1 группа – в книге «Младшим школьникам о Карелии» о Ладоге.
- 2 группа - Об озере Байкал в книгах, энциклопедиях.
- 3 группа – найдёт на карте эти озёра и объяснит их географическое местоположение.
- 4 группа – Решает задачу:
В команду входило 7 человек, в каждом классе было по 3 команды. Сколько всего человек участвовало в проекте «Ладога – Байкал» 2011 году в Лахденпохской средней школе, если в нём принимали участие учащиеся девяти классов?
Б) Ответы групп 1 – 4 групп
- Начинает 3 группа: Показ Ладогу. (слайд № 14)
- 1 группа – зачитать из книги «Младшим школьникам о Карелии» о Ладоге. Площадь Ладоги – 17700 кв.км
Наибольшая глубина – 230 м. (На карту ЧИСЛО!)
- 3 группа: Показ Байкал
- 2 группа - Об озере Байкал в книгах, энциклопедиях. (слайд № 15, 16)
Площадь Байкала - 31500 кв.км
Наибольшая глубина –1637 м (На карту ЧИСЛО!)
- 4 группа – зачитывает решение задачи.
7) Высочайшие вершины России:
- Что на карте показано коричневым цветом? (горы)
- Какие горы вы знаете? (Кавказские горы, Уральские горы, Саяны, Алтай)
- Найдите на карте самые высокие горы в России. (Слайд № 17)
Самая высокая гора в России – Эльбрус (5642 м) – Кавказские горы. (На карту ЧИСЛО!)
Белуха - 4506 м - Алтай. (На карту ЧИСЛО!)
Высочайшие вершины России
Эльбрус | 5642 м | Кавказские горы |
Дыхтау | 5204 м | Кавказские горы |
Шхера | 5068 м | Кавказские горы |
Казбек | 5033 м | Кавказские горы |
Белуха | 4506 м | Алтай |
Мунку - Сардык | 3491 м | Саяны |
Победа | 3147 м | Хребет Черского |
-Как записаны многозачные числа? (В порядке убывания)
- На сколько ниже гора Белуха на Алтае горы Эльбрус на Кавказе?
V. Проверка знаний, умений:
Тест – игра “Крестики-нолики” (если суждение правильное – х, если ошибочное - о). Выдать листочки с 9 квадратами.
Х 0 х
0 х 0
Х 0 х
1) Россия находится на материке Евразия? (да – х )
2) Столица России – город Санкт – Петербург? (нет – 0)
3) Самое глубокое озеро в мире – Байкал. (да – х )
4) Площадь России меньше площади Китая. (нет – 0)
5) Самая высокая гора в России – Эльбрус. (да – х )
6) Лена – самая длинная река в России. (нет – 0)
7) I класс состоит из единиц, десятков, сотен. (да – х )
8) 999.999 х 0 = 999.999 (нет – 0)
9) Мы – россияне! (да – х )
Самопроверка: показ листка с правильными ответами. (Слайд № 18)
- У кого совпали крестики – нолики – молодцы! Если ошиблись, значит будем ещё тренироваться.
VI. Ответы по поставленной проблеме:
В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Как математика связана с физической картой России?
Ответы учеников:
- Нельзя составить карту, не используя масштаб: Масштаб – это число, которое показывает во сколько раз уменьшили или увеличили настоящие расстояния.
- Высоты гор, глубина морей выражены в числах.
- Условные знаки городов зависят от количества населения в городе.
VII. Рефлексия: Оценивание результатов работы на уроке :
- Кому понравилось, как он сам работал на уроке?
- Кто считает, что он может работать лучше?
- Кому захотелось узнать больше о нашей Родине? Нас ждёт много интересного на следующих уроках окружающего мира. Мы познакомимся с природными зонами, животными, климатом, городами России. (Слайд № 19, 20)
Всем спасибо за работу.
VIII. Использованная литература:
1. И.И. Баринова «География России. Природа» 8 кл: учебник для общеобразовательных учебных заведений - М., Дрофа, 2002.
2. География материков и океанов, 7 кл: Атлас – М., Дрофа, Издательство ДИК, 2007.
3. География. Начальный курс, 6 кл: Атлас – М., Дрофа, Издательство ДИК, 2003.
4. География России. Природа, 8 кл: Атлас – М., Дрофа, Издательство ДИК, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года)
Итоговая интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года)...
Интегрированная проверочная работа для 2 класса (конец года)
Интегрированная проверочная работа для 2 класса (конец года)...
Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года)
Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года)...
методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс
Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....
Интегрированная контрольная работа для 3 класса
Это работа на основе научного текста. Проверяются знания на конец 1 полугодия....
Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс. Согласные звуки [д],[д\'], буквы Д, д.
Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс.УМК "Школа России", автор В.Г. Горецкий "Согласные звуки [д],[д\'], буквы Д, д"....
Технологическая карта интегрированного урока ИЗО для 4 класса
Название предмета Интеграция предметов ИЗО, литературное чтение ...