урок по окружающему миру по теме: Охрана животных
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Петрунькина Лариса Сергеевна

урок по окружащему миру 3 класс программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_3_klass.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Охрана животных

Класс: 3

Тип урока: комбинированный.

Цели: Систематизировать знания учащихся о взаимосвязях в природе; расширять знания об  охране природы; познакомить с животными находящимися под охраной.

Задачи урока:

1.Образовательная:

Систематизировать знания учащихся о взаимосвязях в природе; расширять знания об  охране природы; познакомить с животными находящимися под охраной.

2.Развивающая: развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказать, аргументировать своё мнение; развивать многообразие психических процессов:  мышление, память, внимание, воображение, речь; самоконтроль. Развивать умение чётко  следовать словесной инструкции; умение наблюдать, анализировать, обобщать, уметь доказывать, аргументировать своё мнение.

3.Воспитательная: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем,создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формировать качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности, любознательности; развивать познавательную активность учащихся; воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях.

Оборудование:

Учитель: Кассета с записью голосов птиц, проектор, компьютер, картинки с изображением животных; презентация.

Ученик: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, тест.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  Ждет нас сегодня работа важная:

   Что мы знаем – будем повторять,

  Что забыли – будем вспоминать.

Что не знали  - будем узнавать!

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальная работа

Учитель: На какие группы можно разделить всех животных? Приведите примеры.

-Какие животные откладывают яйца?

- Кто мечет икру?

2.Индивидуальная работа. (Тест)

1. Как называется наука о животных?

а) ботаника;

б) зоология;

в) астрономия.

2.Животные – это…

а) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви.

б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы.

в) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения.

3.Какаие из указанных животных относятся к растительноядным?

а) коровы, бегемоты, жирафы;

б) волки, лисы, кабаны;

в) лоси, тюлени, киты;

Учитель: ребята поменяйтесь карточками, возьмите простые карандаши. Я буду называть правильные ответы, ваша задача проверить работу одноклассника.

Б, а, а.

Поднимите руки, у кого не было ошибок. Молодцы.

  1. Постановка целей и темы урока.

Учитель: Вслушайтесь в эти прекрасные трели, посмотрите на эту красоту.

Несмотря на то, что некоторые из этих животных такие величественные и сильные, они очень беззащитны. Беззащитны потому, что человек имеет над ними силу. Своим безрассудным поведением он их довёл до такого состояния, что их осталось единицы. Как вы считаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Ученики: О том, как сохранить этих животных.

Учитель: Это и будет темой нашего урока. Вы сами её сформулировали.

Сегодня мы выясним, какую роль играют животные в природе и жизни человека, как к ним относиться, чтобы их сохранить.

                                         Природа - наш огромный дом,

И всем найдется место в нем:

Букашке, зверю и побегу,

И дереву, и человеку.

Хоть дом большой, но хрупок он –

Ему все хуже с каждым днем.

Не враг вредит из века в век,

Природу портит человек.

Но, может скоро мы, поймем,

Что мы неправильно живем,

Что дом наш охранять должны

От грязи, злобы и войны.

Чтоб в доме нашем навсегда

Царили мир и чистота.

4.Работа над новым материалом.

Учитель: Ребята, подумайте, а как человек может навредить природе?

Ученики: Загрязнить её, вырубить леса.

Учитель: Человек   создаёт все новые и новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и воздух и почву. Как вы думаете, отражается ли это на жизни животных, растений и людей? Почему?

Ученики: Выпивая грязную воду, дыша грязным воздухом, питаясь растениями, выросшими на загрязненной почве, человек и животные чаще болеют и умирают.

Учитель: Правильно, получается, что отравляя окружающую природу, человек тем самым отравляет и себя самого.

Люди не просто пользуются дарами природы, но и изменяют её. Для строительства новых домов и предприятий требуются новые площади, прокладываются новые дороги. Все это неминуемо ведёт к новым вырубкам лесов. Наиболее активно вырубаются джунгли, которые издавна считались легкими планеты.

Однако и нашей стране страдают леса . Много лесов было вырублено в Сибири. В Приморском и Хабаровском краях сильно пострадали ценнейшие кедровые леса.

-А как вы думаете, как отражается быстрая вырубка лесов на животных?

Ученики: Некоторые животные погибают.

Учитель: Правильно, многие животные, лишившиеся привычного места обитания, либо уходят вглубь леса, либо погибают. Если  лесные животные имеют возможность поменять место жительства, то бывшие обитатели осушенных прудов обречены на вымирание. Как вы думаете почему?

Ученики: Рыбы, лягушки и другие водные обитатели не могут долгое время обходиться без воды, поэтому не могут найти себе другой пруд и поселиться в нем.

Учитель: За 400 лет бесследно исчезло более100 видов млекопитающих, 150 видов птиц и множество рыб. Только за последние полвека навсегда исчезло несколько сотен видов растений. Почти 300 видам зверей и 200 видам птиц также грозит уничтожение. К счастью в 19 веке были приняты первые шаги по охране редких животных. В Америке были созданы первые организации защитников природы. Постепенно это движение охватило весь мир. Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является «Гринпис». Это движение существует и в нашей стране. Еще одной организацией, борющейся за охрану природы, является Международный союз охраны природы. Именно этот союз издаёт Международную Красную книгу, в которую вошли животные и растения, которые находятся на грани исчезновения.      

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих границ,

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

Красная книга – это не закон об охране природы, это лишь информация, которую собрали ученые о растениях и животных.

- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?

Ученики: Красная книга – это сигнал опасности. Красный  цвет – это значит, стоп, не убивайте животных, не губите растения.

Учитель: Правильно. Это не единственная книга. Есть ещё  Красная книга России, а также Красная книга Подмосковья.

В Красной книге России есть красные, желтые и зеленые страницы.

На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На желтых страницах, те животные количество которых быстро снижается. На зеленых страницах, животные, которых удалось спасти. И сейчас мы отправимся по страницам Красной книги.

Я вам  загадаю загадку о животном, которое занесено на зеленую страницу.

Есть на речках лесорубы

В серебристо – бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины,

Строят прочные плотины.

Ответы детей.

Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы ответили?  Хотелось бы, чтобы зеленых страниц в Красной книге было как можно больше.

                (Слайд с изображением бобра)

Сегодня на урок,  ребята приготовили сообщения о животных, которые нуждаются в охране, давайте послушаем их.

(Ученики рассказывают о соболе, выхухоле, фламинго, журавле)

Соболь – ценный пушной зверек. Средняя длина тела соболя 50 см, масса – 1 – 1.5кг.

Днем соболь плохо видит, держится неуверенно, зато ночью становиться очень ловким. Питается соболь мышевидными  грызунами. Нападает на различных птиц, зверьков, а также на ящериц, лягушек. Летом поедает ягоды, очень любит кедровые орешки. В апреле- мае у соболихи появляется от 2 до 7 детенышей, они слепые. Малыши быстро растут и через месяц прозревают.

У соболя превосходный мех, который высоко ценится. Ему грозило полное исчезновение. Охота была запрещена. (слайд)

Выхухоль – зверек небольшой, длина в среднем 20 см, а вес примерно полкилограмма. Мех мелкий, шелковистый, почти не намокает, так как смазан жиром. А это очень важно для зверька, ведь он плавает зимой. Норы делает выхухоль на берегу, но вход в них всегда расположен под водой. Питается выхухоль растительной и животной пищей . Находит он её на дне. Он взрыхляет ил и подбирает насекомых и личинок.

Увидеть выхухоль трудно, хоть и живет он рядом с человеком. Разве что весной, во время половодья, сидит он на деревьях или плывёт по куче хвороста у всех на виду. Случается, гибнут выхухоли и в норах во время половодья, и подо льдом. Поэтому этого редкого, но очень ценного зверька строго охраняют.

Фламинго

Птица эта стала редкой, потому что её преследовали ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый  фламинго занесен на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена. Живут фламинго 25 -30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой 1, 5 метра. Птенцы появляются смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Такие платья носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.

Журавль

В нашей стране обитает семь видов журавлей. Всего в мире 14 видов. Японский, черный, белый и даурский внесены в Красную книгу. Пока не поздно, журавлей надо  спасать. Журавли очень стройные, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна, мелких грызунов.

В 2- 3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, а журавль в это время несет службу зоркого часового. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны стоять на ногах. Глазки открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие перебежки.

(слайд)

Белый медведь.

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Этот самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру -  для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Этих животных взяли под охрану.

Учитель: Молодцы ребята, ваши рассказы были очень интересны.

5.Физкультурная минутка.

А теперь давайте поиграем и отдохнем.

Встаньте все у своих парт. Правила игры простые: я бросаю одному из вас мяч и говорю: «На земле». Поймавший мяч должен быстро вспомнить животного живущего на земле, например олень. Далее он бросает мяч другому и называет новое место обитания. Тот вспоминает название следующего животного. В качестве мест обитания можно использовать: на земле, в воде, в воздухе, в почве, в горах, на льдинах, на дереве. Тот, кто быстро не сможет ответить на вопрос, - выбывает, и садиться за свою парту.

(Выполнение физ.минутки)

Учитель: Мы с вами немного отдохнули, давайте продолжим работу.

Я расскажу вам ещё, о некоторых животных,  занесенных в Красную книгу.

Тигр – крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит тигр около 390 килограммов. Живут тигры 25 – 30 лет. Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Из –за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости.

(слайд)

Лебеди

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Огромные белые птицы  на синем небе – это незабываемое зрелище. Но ещё красивее кажется лебедь на уеденном озере в глухом лесу, когда он легко и бесшумно скользит по воде. Лебедь - прекрасное и теперь редкое животное, охота в нашей стране запрещена.

Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они занесены в Красную книгу. Из прослушанных сообщений, из моего рассказа, из вашего пусть небольшого, но все – таки жизненного  опыта – подведем итог: почему многие виды диких животных становятся редкими?

Ученики: Вырубка леса, загрязнение воды, неумеренная охота.

Учитель: Из – за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими. Люди обязаны их спасти.

Дети, как вы считаете, для спасения животных достаточно только внести их в Красную книгу?

Ученики: люди должны беречь и охранять их.

Учитель: А кто из вас помнит, как еще люди стараются сберечь животных?

Ученики: Создают заповедники, национальные парки.

Учитель: Заповедники – это уголки дикой природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь нельзя убивать животных, ни вырубать леса.

Помимо заповедников существуют заказники. Здесь разрешена хозяйственная деятельность человека, однако она не должна причинять вред природе.

Национальные парки  также призваны охранять природу, они открыты для посещения людей и являются настоящими музеями природы.

О заповедниках вы можете узнать из книги

Но беречь нужно не только редких животных. Беречь нужно и тех, которых ещё много, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные  нам белка, ёж, синица, дятел, лягушка и жаба, разные насекомые. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения на природе.

Давайте вспомним экологические правила. Откройте учебники на странице 115. Давайте прочитаем «Правила друзей природы» ( дети читают по очереди).

(Показ слайдов)

-О чем говорят эти плакаты?

Ученики: Как надо себя вести в лесу, не разорять гнезда.

Учитель: Ребята, а вы как  помогаете животным?

Ученики: Строим скворечники,  делаем кормушки.

Учитель: Помните, что эти правила нужно  не только знать, но и соблюдать. Мы упомянули, о том, что зимой надо подкармливать птиц. А для чего это надо делать, вы узнаете из стихотворения.

(Читает заранее подготовленный ученик)

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Учитель: Итак, для чего же нам надо заботиться о птицах?

Ученики: Для птиц страшнее морозов зимний голод. Птицы уничтожают вредителей, украшают жизнь человека своим пением.

6.Закрепление изученного материала

Учитель: Откройте свои печатные тетради на странице 53 и прочитайте задание №5. напротив каждого знака кратко запишите правило. Работаем самостоятельно.                 ( Взаимопроверка).

Кто нашел ошибку? Какое правило записали к первому рисунку, ко второму, третьему? Молодцы.

-Скажите, вот мы с вами заводов не строим, от нас не зависит вырубка леса, но мы можем участвовать в охране природы?

Ученики: Да.

Учитель: Как мы можем это сделать?

Ученики: Не ломать деревья, не рвать цветы.

Учитель: Правильно,  мы тоже можем внести свой маленький вклад в охрану природы. Представьте, что каждый гуляющий по лесу или парку сломает ветку или нарвет охапку цветов. Что станет с этим парком к вечеру или через месяц?

Ученики: Все деревья сломаны, а цветы сорваны.

Учитель: Много ли пользы принесет такой парк и приятно ли будет в нем гулять? Но навредить природе мы можем. Не только обламывая ветки и обрывая цветы. Гуляя по лесу или парку. Очень часто можно заметить, что на земле валяются фантики, упаковки из – под  шоколадных батончиков, чипсов, пустые бутылки. Как вы думаете, подобный мусор загрязняет природу?

Ученики: Да.

Учитель: Даже выбрасывая мусор в мусорное ведро, мы невольно загрязняем природу, не говоря уже о разбрасывании его в лесу или парке. Ученые подсчитали, что каждый житель большого города в год выбрасывает около тонны мусора. Часть мусора – сжигают, а часть закапывают. Однако и в том и в другом случае вредные вещества попадают в окружающую среду, отравляя её. Именно поэтому ученые многих стран работают над проблемой новых способов переработки мусора. Я думаю, что мы с вами продолжим акцию «Пластиковая бутылка» начатую весной, тем самым будем помогать природе.

Наш разговор об охране животных хотелось бы закончить чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца»

(Читает ученик)

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало, того чтобы сокровища эти сохранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, разные ценные животные – будем охранять леса и горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину

7. Итог урока.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, о каких животных мы сегодня говорили, и как к ним нужно относиться. Для этого нам нужно разгадать кроссворд.

1.Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но люди предприняли меры и этот зверек был спасен(Соболь)

2.Владыка Арктики (Белый медведь)

3.В двух – трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль)

4.Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.(Лебедь)

5.Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.(Тигр)

6.Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)

Учитель: Так как мы должны относиться, прочитайте выделенное слово. (Береги)

О

Б

О

Л

Ь

Е

Д

В

Е

Д

Ь

У

Р

А

В

Л

Ь

Е

Б

Е

Д

Ь

И

Г

Р

Л

А

М

И

Н

Г

О

Учитель: Вот вы и сами ответили на вопрос, прозвучавший в теме урока. Какую же роль в природе и в жизни человека играют животные?

Ученики: они помогают растениям расселяться и размножаться. Людям дают продукты питания и ценные меха, и просто потому, что они очень интересны и красивы.

Учитель: Берегите природу, об этом просит и поэт М.Дудин в стихотворении «Заклинание с полюса»

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по окружающему миру по теме "Охрана животных" для дистанционного обучения.

В данном уроке собраны материалы о животных, занесённых в "Красную книгу".Учащимся предлагается тест для дистанционного обучения....

Урок окружающего мира по теме: Охрана животных

УМК: «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой обобщение и закрепление изученного материала по охране фауны (раздел «Человек и животные»)...

Урок окружающего мира по теме "Охрана животных" в 3 классе

технологическая карта урока "Охрана животных"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Охрана животных.Красная книга"

В презентации дается определение что такое Красная книга, а также познаввательный и занимательный материал....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Охрана животных" 2 класс

Урок по окружающему миру во 2 классе по теме "Охрана животных" содержит интересный материал, который может быть использован учителями начальных классов....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Охрана животных".

Конспект урока по  окружающему миру на тему "Охрана животных" (3 класс)  УМК "Школа России" окружающий мир А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. Цель: формирование представления о...