Урок окружающего мира на тему: "Охрана животных" по программе "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Охрана животных.
Цель: 1. Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных.
2. Познакомить учащихся с представителями животных Красной книги.
3. Расширить и углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.
5. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование: Красная книга (образец), рисунки животных, рисунки «Зоопарк», карта «Заповедники», модель карты Ростовской области, задания – шифровки, тесты, жетоны, названия станций, поезд, загадки, памятка выполнения домашнего задания, музыкальное сопровождение (песня Шаинского «Голубой вагон»), выставка книг «Это интересно», станции «Заповедная», «Зоологическая», «Красная книга», «Друзья природы», «Выполняй-ка», «Проверяй-ка», Энциклопедия для детей, «Словарь русского языка» С.И. Ожегов, иллюстрации обитателей донского края (ласточка, кукушка, перепелка, ондатра).
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок окружающего мира – урок – путешествие. Мы отправляемся в путь, побываем в интересных и замечательных уголках нашей Родины, познакомимся с многообразием животного мира. Садитесь поудобнее, поехали. В добрый путь!
(звучит музыка песни «Голубой вагон»).
II. Работа над темой урока.
Учитель: Вот мы и подъехали к первой станции.
1. Чтение стиха «В зоопарке».
- Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей
- Пообедал я сперва
За решёткою у льва
Подкрепился у лисицы
У моржа попил водицы
Ел морковку у слона
С журавлём поел пшена
Погостил у носорога
Отрубей поел немного
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
а). Беседа по содержанию стихотворения
Учитель: Ребята! Вы послушали стихотворение.
б). Вопросы:
- Где же обедал воробей?
- У кого побывал в гостях?
- А вот и первая станция.
(чтение хором названия станции «Зоологическая»)
- А что такое зоопарк?
- Кто из вас бывал там?
- Понравилось ли вам?
- Что огорчило?
- Кого вы там видели?
(ответы учащихся)
1 ученик: В зоопарке содержатся редкие и исчезающие виды животных. Здесь изучают повадки животных, следят за их питанием, здоровьем.
Учитель: А какие специалисты работают в зоопарке?
2 ученик: В зоопарках работах зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи.
Учитель: Да! В зоопарке – это научные учреждения. Когда в них находится большое количество видов животных их переселяют в другие места. А куда, вы узнаете, дальше в нашем путешествии. Наш путь продолжается.
(звучит музыка песни «Голубой вагон»)
Учитель: А вот и следующая станция.
(чтение хором названия станции «Заповедная»)
- Куда же переселяют животных?
- Что же такое заповедник, национальный парк, заказник.
(ответы учащихся)
1 ученик: Заповедник – участок территории, где запрещается деятельность человека.
2 ученик: Национальные парки – это место полного покоя животных.
3 ученик: Заказник – территория, где охраняют отдельные виды животных.
Учитель: Ребята! На территории РФ находится очень много заповедников. Давайте познакомимся с их названием.
(чтение по карте названий заповедников).
Учитель: На территории нашей области есть тоже заповедник.
(показ места расположения заповедника на карте Ростовской области)
- А что вы знаете о нём?
(ответы учащихся)
1 ученик: Ростовский государственный заповедник организован 25 декабря 1985 года.
2 ученик: Задача заповедника – сохранение естественного состояния степной природы.
Учитель: Из обитателей заповедника многие животные охраняются государством. Давайте познакомимся с ними:
(ответы учащихся)
1 ученик: Ондатра с полёвкою
В дальнем родстве.
Ушки прижаты к её голове,
Тёмные глазки
Смотрят с опаской
Скрыться готова в высокой траве.
2 ученик: У нас 3 вида ласточек: касатка, воронок, береговушка.
3 ученик: Кукушка. Все птицы высиживают яйца, а она подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда.
4 ученик: Заяц – русак, крот, лось, сайгак, дрофа, серая цапля – забота о этих животных в заповеднике очень важная и постоянная.
Учитель: Станция «Заповедная» приготовила для вас, ребята, интересные задания о животных нашего края.
в). проверка усвоения материала.
Карточка «Определи обитателей степной зоны».
Приложение № 1.
г). работа учащихся в группах.
д). проверка выполнения задания консультантами.
е) анализ работы, поощрение (жетоны).
Учитель: Молодцы, ребята! Вновь в путь.
(звучит музыка песни «Голубой вагон»).
Учитель: Благодаря заповедникам удалось сберечь многих животных, которые находятся под угрозой исчезновения. А как?
А вот и следующая станция.
(чтение хором названия станции «Красная книга»).
Учитель: Красная книга – это официальный документ, в который занесены редкие животные и растения.
1 ученик: В России Красная книга была издана в 1983 году. В неё занесены такие животные, как:
Амурский тигр – близкий родственник нашей домашней кошки. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны.
Фламинго – Это удивительно красивые птицы с нежно-розовым оперением живут у воды. Питаются рачками, насекомыми.
Учитель: Станции Красная книга приготовила нам интересные задания, загадки.
I. 1 загадка.
Днём спит, ночью летает
прохожих пугает (сова).
2 загадка.
Полосатая африканская лошадь (зебра).
3 загадка.
Хвост короче уха
Быстрые повадки,
Лечу я, что есть духа
Лечу я без оглядки
Кто я? Угадай-ка.
Ну конечно (зайка).
4 загадка.
Речка целая нужна для хорошего (слона).
5 загадка.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (медведь).
ж). индивидуальный контроль, поощрение.
II. «Угадай животных»
(групповой метод работы).
I группа льдоша соль
II группа зока бакоса
III группа овса баобчак
IV группа абзер осорак
V группа гирт цаяз
з). взаимный анализ работ учащихся, поощрение.
Учитель: Мы вновь отправляемся в путь!
(звучит музыка песни «Голубой вагон»).
А вот и новая станция (чтение хором «Друзья природы»)
Охрана животных – дело государственное и личное. И мы с вами можем помочь в этом.
1 ученик: Давайте будем
Беречь животных
Во всей вселенной
Красивей их нету.
Работа по учебнику «Окружающий мир» стр. 115
(чтение правил друзей природы)
Составление – зарисовка экологических знаков охраны животного мира.
и). Объяснение значения экологического знака (работа в группах), поощрение.
Учитель: Наш поезд отправляется дальше в путь. А вот и следующая станция (чтение хором) – «Всезнайка».
III. Закрепление изученного материала.
Учитель: Ребята! Я думаю, побывав на уроке вы узнали много нового и интересного, были внимательными. Вот мы и посмотрим.
(тест – итоговый контроль).
Приложение № 2.
Тест.
1. Какое животное нуждается в строгой охране?
а). лось;
б). бобр;
в). медведь.
2. В каком году была создана Красная книга РФ?
а). 1983г.;
б).1974г.
3. Это животное обитает в степной зоне?
а). дрофа;
б). медведь;
в). белка.
4. В заповеднике можно заниматься…
а). охотой;
б). туризмом;
в). наукой.
5. В зоопарке работают…
а). зоологи;
б). биологи;
в). путешественники.
(звучит музыка песни «Голубой вагон»).
Учитель: А вот и конечная станция (хором) «Выполняй-ка».
IV. Домашнее задание: Составить книжку – малютку на тему «Береги животных» (учащимся выдаётся памятка выполнения домашнего задания).
Приложение № 3.
Памятка
выполнения домашнего задания.
1. Выбери животное (1 или 2).
2. Найди сведения о нём:
а). внешний вид4
б). среда обитания;
в). повадки.
3. Красочно оформи, сделай:
а). иллюстрации;
б). наклей вырезки.
4. При появлении трудностей обратись к родителям или учителю.
5. Удачи в работе!
V. Итог урока.
Анализ работы учащихся учителем.
Самоанализ работы учащихся.
Поощрение.
Стихотворение.
(читает учитель).
Взгляни на глобус – шар земной –
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги».
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- аукцион по окружающему миру на тему "Охрана растений", 3 класс
Урок в нетрадиционной форме , содержит экологический и краеведческий материал (Белгородская область)...
Урок окружающего мира по теме: Охрана животных
УМК: «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой обобщение и закрепление изученного материала по охране фауны (раздел «Человек и животные»)...
Урок окружающего мира по теме "Охрана животных" в 3 классе
технологическая карта урока "Охрана животных"...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Охрана животных.Красная книга"
В презентации дается определение что такое Красная книга, а также познаввательный и занимательный материал....
Урок окружающего мира на тему "Охрана растений" в 3 классе
Урок разработан по учебнику А.А. Плешакова (УМК "Школа России") на основе технологии деятельностного метода...
Конспект урока окружающий мир по теме "Охрана природы в культуре народов России и мира. Как сохранить богатства природы"
Конспект для 3 класс, УМК "Перспектива"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Охрана растений", 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об охране растительного мира.Планируемые результатыПредметные:- знать виды редких растений, почему растения необходимо охранять, и причины их ис...