Урок окружающего мира "Лес- природное сообщество" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира в 4 классе по программе  А.А. Плешакова на тему «Лес – природное сообщество» направлен на экологическое воспитание младших школьников.  По типу  - урок систематизации и обобщения  материала.  Разные формы работы стимулируют поиск наиболее удобного способа систематизации и обобщения знаний.В ходе работы у обучающихсяразвивается  умения анализировать, размышлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.Данный урок вызывает интерес к окружающему миру, формирует реалистические представления о природе, расширяет у детей знания и представления о лесе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лес- природное сообщество.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Костулина Елена Васильевна 

Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова по теме «Лес – природное сообщество».

Цель: Формирование у учащихся умения обобщать и систематизироватьзнания по теме «Лес – природное сообщество» на уроках окружающего мира.

Задачи:

Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.

Тип урока: урок систематизации и обобщения материала.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Средства: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков (1 часть),  карточки, раздаточный материал, гербарии растений леса, наборы открыток животных (звери, птицы ,насекомые), набор муляжей (грибы: съедобные и несъедобные), компьютер, проектор, презентация к уроку.

Ход урока

1.Организационный момент

У: Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.

Пусть этот урок станет уроком новых достижений  для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения. (Поворачиваются друг к другу и в полголоса говорят: «Желаю успеха»)

2.Актуализация знаний

У: На уроках информатики мы рассматриваем различные объекты. Что уже умеем выделять у объекта? В виде чего мы оформляли записи?

Д: Научились выделять составные части объекта и их признаки Мы заполняли схему, на которой записывали объект, его составные части и их признаки 

Сегодня нам предстоит применить полученные знания на информатике и на уроке окружающего мира. Послушайте стихотворение, в нем спрятана тема и цели урока.

Читает стихотворение ученик о лесе.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

У: На какие вопросы найдем ответы?

Д: Мы сегодня будем говорить о лесе.  Вспомним какие растения и животные встречаются в зоне лесов.

У: И так объектом изучения будет лес. У каждого из вас уже имеется определенный запас знаний, но сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать их. Вспомните, какие виды лесов составляют лесную зону России.

Д: В лесной зоне встречаются хвойные, смешанные и лиственные леса.

У: Какие из них встречаются в Кировской области?

Д: Все виды лесов

3.Этап систематизации и обобщения знаний

У: Мы рассматриваем лес как объект. Как вы считаете, какие составные части  можно выделить в лесу?

Д: Животные, растения, грибы.

На слайде схема                 лес

               растения          животные             грибы

У: Для дальнейшей работы нам предстоит поделиться на три группы. Одна группа рассмотрит  растения – это ботаники, другая выяснит, какие животные обитают в лесу – это зоологи, а третья группа - это микологи, они сообщат нам о грибах.  

Задание 1.

Для ботаников:

1.Рассмотрите гербарии.

2. Вспомните ярусы леса. Разбейте растения на группы, в соответствии с ярусами.

3.Заполните схему видов растений.

                              Растения

4. Запишите по 2-3 растения в каждую группу.

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.

Для зоологов

1.Рассмотрите наборы открыток.

2.Вспомните виды животных.

Разложите животных по видам.

3.Заполните схему:

                        животные

4.Запишите по 2-3 животных в каждую группу.

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.

Для микологов:

1.Рассмотрите муляжи грибов.

2. Вспомните, какие группы грибов встречаются в лесу.

Разделите грибы на группы по видам.

3.Заполните схему:  

                            Грибы

4.Запишите в каждую группу по 3-4 примера.

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.

У: Проверим работу наших групп.

(По ходу выступления групп на слайде появляется схема)

                                                                              лес

        

                  растения                                      животные                                 грибы

деревья    кустарники травы         звери      птицы  насекомые       съедобные  несъедобные

У: Спасибо, вам за проделанную работу. Как мы видим,  лес действительно живет своей жизнью, которую порой мы не видим, а иногда просто не замечаем. Поэтому  вам снова предлагаю поработать в группах и обсудить вопрос о взаимосвязях составных частей леса. Ответы на вопросы найдете в учебнике.

Задание 2

1 группа Могут ли растения прожить без животных? Докажите это на примерах. Как вы считаете, нужны ли растениям грибы? Почему?

2 группа Могут ли животные прожить без растений? А без грибов? Докажите на примерах.

3 группа  Какую роль играют грибы в жизни растений и животных? Приведите примеры.

Ответы групп.

У: Какой вывод можно сделать?

Д: Все составные части леса взаимосвязаны и не могу существовать отдельно.

У: Что бы вы изменили в схеме?

Д: Надо поставить взаимные стрелки между частями леса.

На слайде появляется схема

                                         растения

                                             

                                              лес

                 животные                       грибы

У: Как мы видим на схеме в лесу все взаимосвязано и неразрывно. А если нарушить эти связи то, что произойдет?

Д: Нарушится экологическое равновесие

У: Прочитайте текст на карточке и обсудите ответ

Работа в парах

Задание 3

  В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому, что в лесу  …

Закончите  это объяснение.

Заслушаем объяснения (2-3 пары).

У: Приведите примеры нарушения экологического равновесия, которые могут произойти по вине человека.

 Д: Рассказывают случай нарушения экологического равновесия.

У: Спасибо вам за ответы. Как видите, каждый из нас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век, тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

4. Итог

У: Наш урок подходит к концу. Какой вывод можете сделать, изучив составные части леса и установив между ними взаимосвязь?

Д: Лес  - это природное сообщество, где все составные части тесно связаны между собой, живут совместно.

У: Какие навыки обобщения материала сегодня использовали?

 Д: Составление схемы, где выделение объекта  и его составных части

У: Где можно применить полученные умения по обобщению материала?

Д: составлять такие схемы можно на любых уроках повторения.

У: Кому скажем «спасибо» за работу на уроке? (Заслушать мнение обучающихся)

У: Спасибо, вам за правильные ответы, за умение работать в группе и выслушивать ответы одноклассников

5. Домашнее задание

.

Написать мини-сочинение на тему «Лес- природное сообщество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

Урок окружающего мира в 4 классе "По природным зонам России"

Урок окружающего мира в 4 классе по программе  А.А.Плешакова на тему «По природным зонам России» связан с проблемой экологического воспитания. По типу  - урок обобщения.  Главной целью ...

Урок окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"....

Урок окружающего мира в 3 классе по системе Занкова "Природное сообщество болото"

Цель урока: создание условий для расширения знаний учащихся о природном сообществе "болото"....

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России.

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России....