Урок окружающего мира "Лес- природное сообщество" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова на тему «Лес – природное сообщество» направлен на экологическое воспитание младших школьников. По типу - урок систематизации и обобщения материала. Разные формы работы стимулируют поиск наиболее удобного способа систематизации и обобщения знаний.В ходе работы у обучающихсяразвивается умения анализировать, размышлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.Данный урок вызывает интерес к окружающему миру, формирует реалистические представления о природе, расширяет у детей знания и представления о лесе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лес- природное сообщество.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Костулина Елена Васильевна
Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова по теме «Лес – природное сообщество».
Цель: Формирование у учащихся умения обобщать и систематизироватьзнания по теме «Лес – природное сообщество» на уроках окружающего мира.
Задачи:
Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».
Развивающая: способствовать развитию логического мышления.
Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.
Тип урока: урок систематизации и обобщения материала.
Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Средства: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков (1 часть), карточки, раздаточный материал, гербарии растений леса, наборы открыток животных (звери, птицы ,насекомые), набор муляжей (грибы: съедобные и несъедобные), компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока
1.Организационный момент
У: Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Пусть этот урок станет уроком новых достижений для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения. (Поворачиваются друг к другу и в полголоса говорят: «Желаю успеха»)
2.Актуализация знаний
У: На уроках информатики мы рассматриваем различные объекты. Что уже умеем выделять у объекта? В виде чего мы оформляли записи?
Д: Научились выделять составные части объекта и их признаки Мы заполняли схему, на которой записывали объект, его составные части и их признаки
Сегодня нам предстоит применить полученные знания на информатике и на уроке окружающего мира. Послушайте стихотворение, в нем спрятана тема и цели урока.
Читает стихотворение ученик о лесе.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
У: На какие вопросы найдем ответы?
Д: Мы сегодня будем говорить о лесе. Вспомним какие растения и животные встречаются в зоне лесов.
У: И так объектом изучения будет лес. У каждого из вас уже имеется определенный запас знаний, но сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать их. Вспомните, какие виды лесов составляют лесную зону России.
Д: В лесной зоне встречаются хвойные, смешанные и лиственные леса.
У: Какие из них встречаются в Кировской области?
Д: Все виды лесов
3.Этап систематизации и обобщения знаний
У: Мы рассматриваем лес как объект. Как вы считаете, какие составные части можно выделить в лесу?
Д: Животные, растения, грибы.
На слайде схема лес
растения животные грибы
У: Для дальнейшей работы нам предстоит поделиться на три группы. Одна группа рассмотрит растения – это ботаники, другая выяснит, какие животные обитают в лесу – это зоологи, а третья группа - это микологи, они сообщат нам о грибах.
Задание 1.
Для ботаников:
1.Рассмотрите гербарии.
2. Вспомните ярусы леса. Разбейте растения на группы, в соответствии с ярусами.
3.Заполните схему видов растений.
Растения
4. Запишите по 2-3 растения в каждую группу.
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.
Для зоологов
1.Рассмотрите наборы открыток.
2.Вспомните виды животных.
Разложите животных по видам.
3.Заполните схему:
животные
4.Запишите по 2-3 животных в каждую группу.
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.
Для микологов:
1.Рассмотрите муляжи грибов.
2. Вспомните, какие группы грибов встречаются в лесу.
Разделите грибы на группы по видам.
3.Заполните схему:
Грибы
4.Запишите в каждую группу по 3-4 примера.
5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.
У: Проверим работу наших групп.
(По ходу выступления групп на слайде появляется схема)
лес
растения животные грибы
деревья кустарники травы звери птицы насекомые съедобные несъедобные
У: Спасибо, вам за проделанную работу. Как мы видим, лес действительно живет своей жизнью, которую порой мы не видим, а иногда просто не замечаем. Поэтому вам снова предлагаю поработать в группах и обсудить вопрос о взаимосвязях составных частей леса. Ответы на вопросы найдете в учебнике.
Задание 2
1 группа Могут ли растения прожить без животных? Докажите это на примерах. Как вы считаете, нужны ли растениям грибы? Почему?
2 группа Могут ли животные прожить без растений? А без грибов? Докажите на примерах.
3 группа Какую роль играют грибы в жизни растений и животных? Приведите примеры.
Ответы групп.
У: Какой вывод можно сделать?
Д: Все составные части леса взаимосвязаны и не могу существовать отдельно.
У: Что бы вы изменили в схеме?
Д: Надо поставить взаимные стрелки между частями леса.
На слайде появляется схема
растения
лес
животные грибы
У: Как мы видим на схеме в лесу все взаимосвязано и неразрывно. А если нарушить эти связи то, что произойдет?
Д: Нарушится экологическое равновесие
У: Прочитайте текст на карточке и обсудите ответ
Работа в парах
Задание 3
В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому, что в лесу …
Закончите это объяснение.
Заслушаем объяснения (2-3 пары).
У: Приведите примеры нарушения экологического равновесия, которые могут произойти по вине человека.
Д: Рассказывают случай нарушения экологического равновесия.
У: Спасибо вам за ответы. Как видите, каждый из нас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век, тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.
4. Итог
У: Наш урок подходит к концу. Какой вывод можете сделать, изучив составные части леса и установив между ними взаимосвязь?
Д: Лес - это природное сообщество, где все составные части тесно связаны между собой, живут совместно.
У: Какие навыки обобщения материала сегодня использовали?
Д: Составление схемы, где выделение объекта и его составных части
У: Где можно применить полученные умения по обобщению материала?
Д: составлять такие схемы можно на любых уроках повторения.
У: Кому скажем «спасибо» за работу на уроке? (Заслушать мнение обучающихся)
У: Спасибо, вам за правильные ответы, за умение работать в группе и выслушивать ответы одноклассников
5. Домашнее задание
.
Написать мини-сочинение на тему «Лес- природное сообщество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
Урок окружающего мира в 4 классе "По природным зонам России"
Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А.Плешакова на тему «По природным зонам России» связан с проблемой экологического воспитания. По типу - урок обобщения. Главной целью ...
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Необычные природные явления"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-19585-20...
Урок окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"....
Урок окружающего мира в 3 классе по системе Занкова "Природное сообщество болото"
Цель урока: создание условий для расширения знаний учащихся о природном сообществе "болото"....
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России.
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России....
Урок окружающего мира в 3 классе Жукова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский Тема урока «Природное сообщество-озеро»
Цель урока: сформировать представление обучающихся об озере как о природном сообществе....