Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okr.miru_.4_klass.raznoobrazie.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету « Окружающий мир ». 4 класс.
Учитель: Федотова Н.В.
Тема: Разнообразие природы нашей Родины (слайд 1).Обобщение знаний о природных зонах России.
Технологии.
Информационно-коммуникативные технологии
Личностно - ориентированное обучение
Игровые технологии
Цели и задачи.
1.Обобщить и углубить знания учащихся.
2. Установить основные причины изменения природы с севера на юг.
3. Показать значение разнообразия природы для развития хозяйства.
4.Учить детей анализировать изученный материал и делать выводы.
5. Воспитывать чувство гордости за Родину, любовь и бережное отношение к природе.
6.Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, работая в группах.
Оборудование:
1. Физическая карта России.
2. Карта природных зон России.
3. Карта полушарий.
4. Глобус.
5. Ландшафтные картины по природным зонам и рисунки учащихся.
6. Гербарий.
7. Выставка книг.
8. Дидактический материал.
9.Слайды.
Ход урока.
I. Вступление.
1.Звучит музыка( LIKE A SEAGULL P. Peter –R. Zuckowski ) и стихи
(слайд 2)
« Природа милая,
Тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне
И небеса, и землю,
И их помощником
Я буду век за веком,
Лишь оттого, что я
Родился человеком».
М.Чоконаи.
Слайд 3.
« Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить о ней».
Л.Н. Толстой.
2. Тема нашего урока: Разнообразие природы нашей Родины.
Задача. Установить связь между неживой и живой природой: высотой солнца, температурой и видами осадков. Климатом и растительностью, и животным миром.
Выявить особенности растений и животных.
3. Сегодня у нас необычный урок. Урок – игра, работаем в группах.
-Мы отправимся в путешествие по природным зонам России.
-Отправляясь в путешествие, что необходимо изучить и взять с собой?
( карту)
- Рассмотрим карту полушарий и вспомним, где расположена наша страна
( показ и рассказ учеником).
II. Определение маршрута путешествия в группах.
-Каждая группа должна определить маршрут своего путешествия, для этого вы должны разгадать кроссворды по заданиям (у каждой группы свой кроссворд).
-У каждой группы получилось по вертикали свое слово( слайд 4):
1. « север»
2. « тундра»
3. « лес»
4. «степь»
5. «пустыня»
-Это маршруты вашего путешествия(на каждом столе группы таблички с этими словами).
III. Путешествие по станциям.
1 станция: «Природа природной зоны»(слайд)
- Составить маленький рассказ – описание природы той полосы , куда вы отправились по данному плану:
1) показ зоны на карте природных зон;
2) выберите рисунки, которые отображают внешний облик вашей природной зоны и укажите ее характерные признаки;
3) вы кратко рассказали о характерных признаках природных зон.
- О природе писали и пишут сегодня многие художники слова.
-Кого вы знаете?
- У вас на партах описания природы разных природных зон Н.И.Сладковым.
- Прочитайте про себя описание, определите, описание какой зоны у вас, и надпишите о какой полосе идет речь.
- Каждая группа зачитывает описание соответственно своему маршруту (природой зоне).
- В какой природной полосе мы с вами живем? ( Книга « Природа Ленинградской области и ее охрана »)
2 .Станция: « Растительный и животный мир» ( слайд)
- Природа нашей страны очень разнообразна. Большое количество природных зон.
- Почему природа нашей страны разная?
-Солнце, тепло, свет, влага, осадки, т.е. – климат влияет на состав растительности зоны. Состав растительности определяет и животный мир. Давайте это и рассмотрим.
1) Работа с гербарием.
- Я показываю растения, вы определяете, что это за растение и каждая группа записывает свое.
- Я показала типичные растения зоны, дополните список .
- Зачитайте свои растения по группам.
- Назовите особенности растительности данной природной зоны.
2) Состав растений определяет и животный мир.
-На столах карточки с изображением животных.
-Выберите и выпишите животных своей природной зоны. Зачитайте.
- Каких характерных животных еще вы могли бы назвать?
- Как приспособились животные этой зоны к внешней среде, в чем их особенности?
3 станция: « Магнитофонные записи подслушанных разговоров животных» ( слайд)
1. Тексты из рассказов Н. Сладкова.
2.- А сейчас мы с вами проведем игру «Перекличка природных зон» ( слайд), приготовьте карточки. Я буду читать загадки о животных, обитающих в нашей стране. Поднимают карточку ребята той группы, номер которой соответствует номеру климатической зоны, где можно встретить это животное. Остальные, зная отгадку, просто поднимают руки.
- Сел Егор между гор. Говорит: « А ну-ка, горы, молодца везите в горы!»
+ верблюд.
- В какой природной зоне живет это животное?
+в пустыне
- Что вы знаете о нем интересного?
- У него широкие подошвы, благодаря которым он не проваливается в зыбкий песок, и мозоли, чтобы не обжигать ноги. Мозоли есть и на коленях, чтобы удобнее было отдыхать в пути. У него узкие ноздри, которые позволяют дышать во время песчаных бурь.
- Какие животные еще обитают в этой зоне?
Столбиком стоит зверек
На степной тропинке.
Он и вдоль, и поперек
Знает все травинки. (Суслик)
-Каких степных животных вы еще знаете?
Деток очень я люблю,
Но не всегда сама кормлю.
Чужим мамам доверяю,
Пока по лесу гуляю.
+ зайчиха
- Эта зона нам всех роднее. Каких животных – наших «земляков», вы знаете еще?
Мал и глуп я, вам признаюсь,
Подскажите, как мне быть:
Очень часто я пытаюсь
Океаны переплыть.
+ пеструшка-лемминг
- Назовите других представителей тундры
Мой брат в лесу глухом живет.
Он - сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мед,
Живу, где ветер, снег и стужа.
+ белый медведь
- Назовите остальных представителей животного мира Крайнего Севера.
- В каком направлении мы совершили это путешествие?
+ с юга на север.
- Итак, мы с вами повторили все, что знаем о природных зонах нашей Родины. По итогам повторения – небольшая проверочная работа – пятиминутка с использованием перфокарты.
( детям раздаются перфокарты)
^ 1.В первой строке отметь животных, обитающих на Крайнем Севере:
Белый медведь, северный олень, песец, тюлень, кайра, полярная сова, гагара, морж.
2.Во второй строке отметь животных, которых можно встретить в тундре:
Чистик, белая куропатка, лемминг, соболь, волк, северный олень, крот, песец.
3. В третьей строке отметь животных лесной полосы.
Лось, белая сова, барсук, куница, суслик, бобры, розовый скворец, дятел.
4.В четвертой строке отметь животных, которые встречаются в степной зоне:
Олень, лисица, орел, хомяк, белка, горностай, дрофа, жаворонок.
5. В пятой строке отметь животных, встречающихся в пустыне:
Суслик, верблюд, тушканчик, заяц, антилопа-джейран, кобра, лиса, варан.
1.В первой строке отметь животных, обитающих на Крайнем Севере:
Белый медведь, северный олень, песец, тюлень, кайра, полярная сова, гагара, морж.
2.Во второй строке отметь животных, которых можно встретить в тундре:
Чистик, белая куропатка, лемминг, соболь, волк, северный олень, крот, песец.
3. В третьей строке отметь животных лесной полосы.
Лось, белая сова, барсук, куница, суслик, бобры, розовый скворец, дятел.
4.В четвертой строке отметь животных, которые встречаются в степной зоне:
Олень, лисица, орел, хомяк, белка, горностай, дрофа, жаворонок.
5. В пятой строке отметь животных, встречающихся в пустыне:
Суслик, верблюд, тушканчик, заяц, антилопа-джейран, кобра, лиса, варан.
4 станция: « Природа и человек» (слайд)
-Что дает природная зона человеку?
-Человек все необходимое берет от природы.
- Что дает природа вашей зоны человеку? ( Подготовить сообщение от группы)
- Что дает нам наша зона, где мы с вами живем?
5 станция: « Охрана природы» ( слайд)
Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняются воздух, вода, а они необходимы для жизни растений, животных и человека.
-Об этом сейчас много говорят и пишут. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие представители растительного и животного мира занесены в Красную книгу.
- Кто из вас может объяснить, почему эта книга называется именно так?
-Растениям и животным, занесенным в Красную книгу, угрожает огромная опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезла морская корова, странствующий голубь и др.
На слайде таблица:( слайд)
|
- Вы здесь видите далеко не полный перечень животных, занесенных в Красную книгу. Они находятся под охраной человека. Кроме того, в нашей стране сейчас действует более 100 заповедников и заповедных хозяйств.
-К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Что же вы можете сделать для охраны родной природы?
-Прежде всего, соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке.
- Повторим эти правила.
- Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина « Охранять природу – значит охранять Родину!» ( на слайде).
-Если мы не будем беречь природу, мы можем все потерять
IV.Итог.
Итак, мы с вами говорили сегодня о разнообразии природы нашей Родины. Подведем итог.
- Отчего же зависят климат, растительный и животный мир, занятия населения каждой природной зоны?
- От ее положения по отношению к экватору и Северному полюсу. Чем ближе находится зона к экватору, тем больше тепла она получает, и наоборот. От географического положения природной зоны зависит высота солнца над линией горизонта и продолжительность зимы и лета. От сочетания тепла и влаги зависит состояние почвы и растительности – животный мир, виды занятий населения.
- А как вы думаете, зависит ли состояние природы от жизнедеятельности человека? В чем это проявляется?
-Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняются воздух, вода, а они необходимы для жизни растений, животных и человека.
V.Домашнее задание:
Придумать, нарисовать экологические знаки.
Подготовить сообщения о заповедниках нашей страны.
VI. Рефлексия: у детей на партах карточки:
Сегодня на уроке я научился________________
Было интересно_____________________
Было трудно_______________________
Мне показалось важным___________________
Я понял, что_________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе. Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России.
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе. Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России....
Урок окружающего мира. 1 класс. Тема "Охрана природы. Красная книга России".
Конспект урока и презентация по предмету "Окружающий мир" . 1 класс. УМК "Перспектива" На уроке создаются условия для знакомства учащихся с существованием Красной книги, содержащей сведени...
Урок- окружающий мир. Тема " Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России"
Данные об автореАвтор(ы): Пупынина Лариса НиколаевнаМесто работы, должность: МОУ СОш №127 учитель начальных классовРегион: Республика БашкортостанХарактеристики урока ...
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России»
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России»...
Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Неживая природа весной». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о неживой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое неживая природа;-отличительные признаки неживой природы весной....
Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о живой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое живая природа;-отличительные признаки живой природы весной.Уметь:...
Урок окружающего мира 3 класс Квест -игра «Природа нашего края»
Урок окружающего мира 3 класс Квест -игра «Природа нашего края»...