Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Стараюсь выстраивать образовательный процесс на решение следующих задач: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры, формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения, развития коллективизма и взаимовыручки, привитие любви к природе и историческому наследию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чиркова Вера Александровна | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Чиркова Вера Александровна (221-896-371)
Урок окружающего мира (изучения нового материала)
Класс: 4-б
Дата проведения: 29.11.11
Тема: Наш край.
Цели: 1)сформировать представления учащихся о родном крае;
2)развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России;
3)воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», административная карта России, карта родного края фотографии и рисунки с изображением родного края, бумажные сердечки.
Этапы урока | Содержание урока | Использование современных образователь-ных технологий и формирование компетентностей | Используемые наглядные пособия и раздаточный материал |
1.Организационный момент. Сообщение темы, целей урока. 2.Работа над новой темой. 3.Физкультминутка. 4.Выступления детей с докладами о родном крае. 5.Закрепление изученного. Самопроверка и взаимопрверка. 6.Подведение итогов урока. Рефлексия. 7.Домашнее задание. | Звучит запись песни «Наш край». -Почему наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае) -Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны». -Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке. О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём! -Давайте познакомимся с административной картой России (учебник с.144-145) Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? -Что вам говорят условные обозначения? -Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны. -Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? -Найдите самые крупные республики , края, округа (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.) Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Средне-Сибирском плоскогорье.) -А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) -Что мы можем сказать о плотности населения Восточно-Европейской равнины? Посмотрите как много здесь населённых пунктов, городов. -Найдите на карте территорию, где мы живём. -Какой город является главным на нашей территории. (Находят на карте город Самара) -Какое название имел наш областной центр ранее? (Куйбышев) -Это наш край. Наша малая родина, которую мы должны любить и беречь. -Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, областями? -В какой природной зоне мы живём? -А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о территории, глядя на карту? -Наш Сергиевский район расположен на северо-востоке Самарской области и граничит на севере с Челно-Вершинским и Шенталинским районами, на востоке – с Исаклинским, на юго-востоке-с Похвистневским, на юге-с Кинель-Черкасским, на юго-западе - с Елховским и Кошкинским районами. Граница проходит по равнинной местности, что облегчает налаживание экономических связей с соседями. Административный центр – с. Сергиевск находится в 126 км от областного центра города Самара, связан с ним железной дорогой Кротовка-Серные Воды -2 и асфальтированной дорогой республиканского значения Самара-Уфа-Челябинск, проходящей по территории с юго-запада на северо-восток в 7 км от с. Сергиевск (трасса МП-5). На территории района нет судоходных рек регионального или областного значения. Наиболее крупная река Сок-приток Волги. Район богат природными материалами: строительный камень, известняк, доломиты, гипс, песок, глина, поваренная соль, сера. В недрах района имеется нефть. И наш посёлок Суходол возник как посёлок нефтяников. Прежде, чем более подробно мы узнаем о родном крае, необходимо отдохнуть. По родному краю Дружно мы шагаем. (Марш на месте.) Справа от нас – зелёный луг. (Поворот направо.) Слева находится лес (Поворот.) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок (Прыжки.) Филин крыльями машет. Ух А ж захватывает дух! (Махи руками.) -А теперь послушаем выступления ребят нашего класса, которые расскажу нам более полно о родном крае, в котором мы с вами живём. 1. –Источник под Самарой есть, Здесь серный дух над ним витает, Народ слагает оды в его честь: Больных он многих исцеляет. -Да. Это о нашем знаменитом курорте Сергиевские Минеральные воды. Ваша задача, как можно больше информации запомнить, чтобы суметь любому человеку, приехавшему к нам на курорт рассказать о своём родном крае, который богат и щедр. Озеро Серное расположено на территории курорта «Сергиевские Минеральные воды». Площадь водного зеркала составляет около гектара, а глубина не превышает трёх метров. Водоём питается источниками, дающими около 6 миллионов литров воды. Основное грязевое месторождение курорта – река Молочка-находится в 30 км от курорта и имеет большие грязевые запасы. На курорте помогают исцелению больных с заболеваниями опорно-двигательной системы. (Выступление, сопровождается показом фотографий.) 2. Не менее известно в нашей области чудо-природы – Голубое озеро. Писатель И.С.Аксаков в своих письмах с серных вод писал родителям: «…Что за красота!.. Оно голубо от преломления лучей в этой светлой серной воде. Озеро или озерко –глубоко, до двадцати сажен и идёт вниз воронкой… Но ещё краше сама степь, и горы, и ковыль! Что за роскошь!..» Голубое озеро образовано карстовой воронкой, поэтому имеет круглую форму. Со дна бьёт мощный сероводородный источник, в озере нет жизни, этим можно объяснить его прозрачность. Преломляясь, солнечный свет окрашивает поверхность в насыщенный голубой цвет. 3.Очень любят приезжать к нам не только драйверы, изучающие Голубое озеро, но и спелеологи, так облюбовавшие Серноводскую пещеру. Серноводская пещера находится в 1 км от Серноводска. Впервые её описал горный инженер М.С.Сергеев в 1907 году. Он проник в пещеру на 50 м, но до конца её не достиг. Вход в пещеру начинается с карстового провала. Проникнуть в него можно только ползком, затем на четвереньках по коридору достичь лала 3-х метровой высоты с мрачными, чёрными от копоти стенами. Через несколько метров они сужаются и превращаются в глубокие трещины. Брошенный камень, падая, ударяется о стенки, и звук его постепенно замирает на большой глубине. Дальше двигаться опасно. Кромешная тьма, могильная тишина производит на новичка гнетущее впечатление, и хочется поскорее выбраться наверх. 4.Гора Шихан. Находится в 5 км от пос. Серноводск, вблизи автотрассы Самара-Уфа. Это геологический останец. Уникальный природный комплекс. Отражает в своём рельефе типичный ландшафт Высокого Заволжья. Он неповторим в своём флористическом составе. Разнотравно-злаковые степи Шихана насчитывают более 100 видов растений, что характерно для формации в целом, а не отдельного его участка. Сегодня здесь произрастают 2 вида растений Красной книги СССР: тонконог жестколистный, глобулярния точечная; 10 растений Красной книги РФ: ковыль перистый, ковыль красивейший, ирис низкий, астрагал Цингера, астрагал Гельма, копеечник крупноцветковый, рябчик русский, полынь солянковидная, люцерна сетчатая. -А сейчас проверьте сами себя, на сколько вы были внимательны при объяснении нового материала. (Работа в тетради с.47), а потом проверьте выполнение заданий друг у друга. -Что интересного узнали о родном крае? Предлагаю выразить своё настроение при помощи сердечка. Если полученные знания были для вас новыми, интересными, если у вас появилось желание больше узнать о своём родном крае, то прикрепите сердечко на контур карты нашей области, если урок для вас был скучным, то оставьте сердечко у себя. Приготовить устный рассказ на тему «Наш край». (Новые сведения приветствуются!) | Компетентности: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные и коммуникатив-ные Здоровье-сберегающие технологии Технологии поддержки и сотрудничества Технологии поддержки и сотрудничества | Административная карта России Карта нашего края Фотографии курорта «Сергиевские Минеральные воды» Фотографии Голубого озера Фотографии Серноводской пещеры Фотографии горы Шихан, гербарии растений Бумажные сердечки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 4 класс "Животноводство в нашем крае"
Тема:Животноводство в нашем краеЦели:Сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства - животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства, которые развиты в нашем районе.Р...
конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс
Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....
Урок окружающего мира 1 класс "Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?"
Тема: Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?Задачи: формировать представление о разнообразии природы нашей Родины;познакомить с холодными районами Земли: с живот...
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"
Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...
Урок окружающего мира 4 класс УМК "Школа России" по теме "Растениеводство в нашем крае"
Урок окружающего мира, 4 класс, УМК «Школа России». Тема: «Растениеводство нашего края». Данный урок предполагает познакомить учащихся с отраслями растениеводства. На основе поиска и отбора информации...
Водоемы родного края. Урок окружающего мира. 4 класс
Технологическая карта открытого урока в 4 классе по окружающему миру....
Конспект урока окружающего мира, 4 класса Тема «Наш край».
Данный конспект урока поможет учащимся узнать ближе свой край, познакомиться с традициями народов, воспитание бережного отношения к природе и природным ресурсам....