Конспект урока окружающего мира, 4 класса Тема «Наш край».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Данный конспект урока поможет учащимся узнать ближе свой край, познакомиться с традициями народов, воспитание бережного отношения к природе и природным ресурсам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок для изучения родного края | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира, 4 класса
Тема «Наш край».
Тип урока: комбинированный, урок обобщения знаний.
Цели урока:
Образовательная:
- расширение представлений учащихся об их родном крае, Кемеровской области;
- обобщение и систематизация материала о родном крае, определить его положение на физической карте России;
- познакомить учащихся с тем, как проходят встречи учёных всего мира (пресс-конференции, форумы), дать ребёнку почувствовать себя участником такой встречи.
Развивающие:
- развитие стремления учащихся активно, наравне со взрослыми участвовать в деле охраны природы;
- развитие наблюдательности, любознательности у учащихся.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному краю;
- воспитание сознательной дисциплины;
- воспитание гордости за природные богатства нашей страны, своего края.
- Развитие навыка работать в коллективе.
Методы: 1. Словесные (беседа, рассказ)
2. Наглядные (таблицы, карта, слайды, рисунки)
3. Практические (организационные практические работы в группах).
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- раздаточный материал.
- Раздаточный дидактический материал.
- Закладки
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните все неприятности. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек, свежесть и красоту родной земли.
Учитель: Ребята, я хочу рассказать вам одну историю. Жил-был человек, и была у него работа, семья, друзья. Но вдруг у него начались у него неприятности, и решил он уехать за границу. Там жилось ему хорошо, но почему – то у человека на душе было тоскливо, неспокойно.
Учитель: - Поразмышляйте, что случилось с человеком?
Дети: человек тоскует по Родине, которую он покинул, по друзьям; по русскому языку, по родному краю.
Учитель: Хорошо, молодцы! Сегодня на уроке мы будем говорить о родном крае. Работать вы будете в группах. А какие правила нужно помнить, работая в группе?
Учитель: Ребята, в русском языке есть много пословиц о Родине, о матери. У меня есть к вам небольшое задание, в конвертах лежат пословицы, нужно собрать пословицы и выбрать самую подходящую к нашей истории.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Человек без Родины, что соловей без песни.
В своём доме и стены помогают.
За морем теплее, а у нас светлее.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если народ един, он непобедим.
Учитель: Давайте назовём по очереди все собранные пословицы. А какая из пословиц будет подходить к нашей истории. Молодцы! На уроках окружающего мира вы изучали родной край. А знаем ли свой родной край?
Для нас неведомой страной
Является наш край родной!
Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово край?
Ответы: Мы будем говорить о родном крае, о Кузбассе, о Кемеровской области, о Кузнецкой земле.
Учитель: Действительно, тема нашего урока «Наш край», т.е область, часть страны,(показать на карте) где проживаем мы с вами. А что вы знаете о своём крае? Ребята, а сколько лет нашей области? В этом году наша область отмечает свой юбилей -70 летие (эмблема на доску).
Учитель: 1 группа будет работать на тему «История нашей области в глубокой древности»; 2 группа - «Богатства земли кузнецкой»; 3 группа – поработает над значимыми событиями за 70 лет.
(Музыка «С чего начинается Родина»)
Учитель: Я вижу, что вы хорошо поработали и готовы поделиться с нами своей информацией.
Учитель: Перед тем, как начать первый рассказ я прошу вас встать, чтобы немного отдохнуть и повторять за мной слова и движения.
Мы живём в краю родном,
Много мест прекрасных в нём.
По родному краю дружно мы шагаем (шаг на месте)
В густых лесах листва шумит, как будто с нами говорит (руки вверх)
Осенью в поход пойдём, грибов корзину наберём (наклоны).
На природе отдохнём, смело Томь переплывём (пловец)
А потом домой пойдём, у фонтана отдохнём.
Мы живём в краю родном, много мест прекрасных в нём.
Этот край зовётся наш, замечательный Кузбасс.
Учитель: Спасибо. Прошу всех сесть. Слово первой группе.
1 группа.
История нашей области в глубокой древности.
(Вам нужно поработать с картой, приклеить картинки в нужных местах)
Первые люди на территории Кемеровской области появились
400 тысяч лет назад. Они выполняли из природного материала
орудия труда. Жители каменного века охотились, ловили рыбу, собирали плоды и коренья.
У села Кузедеево был найден настоящий древнекаменный клад.
В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили: сибирские шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты. Останки мамонтов нередко находят в Беловском, Гурьевском и Прокопьевском районах.
Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн! Следы древней металлургии найдены на озере Танай (Промышленновский район). Самыми интересными памятники нашего края являются писаницы – наскальные рисунки древних людей. Все писаницы находятся вдоль берега реки Томи.
Издавна населяют территорию Сибири шорцы, телеуты, калмаки и сибирские татары. ( Открыть атлас на странице №7 и посмотреть место заселения и быт коренных народов Сибири).
Учитель: Ребята, рассмотрите на странице атласа №7 , чем занималось коренное население Сибири.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 5 4
2 группа
Богатства земли Кузнецкой?
(Ребята, вам нужно изучить текс и рассказать текст с показом на карте)
Земля Кузнецкая, Кузбасс, Кемеровская область — это названия нашей небольшой по площади малой Родины. (На доску слова)
Учитель: Ребята, почему так много названий у нашего края? Расскажите, что каждое из них обозначает?
Русские называли их "кузнецами" - за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие.
От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. В 1842 году стало известно, что наш край обладает огромными запасами угля, и он стал называться «Кузнецким угольным бассейном», или сокращённо «Кузбасс».
Учитель: Молодцы, не каждая область имеет столько названий.
На месте современного города Кемерово была деревня, "Щеглово".
Учитель: Давайте покажем на карте, деревню Щеглово.
Присоединение Сибири к России активно началось в XVI веке.
Русские служивые люди стали продвигаться вглубь Сибири и ставить крепости-остроги для защиты новых земель.
В 1604 году был основан в нашем крае Кузнецкий острог. Это была большая изба с хозяйственными постройками. Можно сказать, что с этого началась история земли Кузнецкой.
Место выбрали очень удачно: слияние двух больших рек, вокруг обширные поля для пашни и для скота, недалеко лес для охоты, много рыбы в реках.
Острог был поставлен на земле шорцев, чтобы защищать их от набегов врагов и собирать дань для царя. Кузнецкий острог долго оставался важной крепостью России.
Учитель: ребята, откройте атлас на странице № 6 и найдите место расположения Кузнецкого острога.
Царь Пётр I издал Указ, в котором говорилось. (Пётр I читает Указ).
Я, ИМПЕРАТОР ВСЕЯ РУСИ, УЗНАВ О НАЙДЕННЫХ У РЕКИ КИТАТ СЕРЕБРЯНЫХ РУД И МНОГИХ
ЗАПАСОВ В ЗЕМЛЕ ПОВЕЛЕВАЮ:
«СОДЕЙСТВОВАТЬ СО ВСЯЧЕСКИМ ПРИЛЕЖАНИЕМ И УСЕРДИЕМ РУДОИСКАТЕЛЬСКОМУ
И РУДОПЛАВНОМУ ДЕЛУ НА ПРИТОКАХ РЕКИ КИИ.
ТАК В СИБИРИ БЫЛИ ОТКРЫТЫ:
В 1781 ГОДУ ДМИТРИЙ ПОПОВ ОТКРЫЛ СЕРЕБРЯНЫЕ РУДЫ В САЛАИРЕ, ЖЕЛЕЗНЫЕ РУДЫ В ГОРНОЙ ШОРИИ, В 1827 ГОДУ ЕГОР ЛЕСКОВ ЗОЛОТО В КУЗНЕЦКОМ АЛАТАУ»
В 1721 году русский рудознатец, Михайло Волков, поднимаясь вверх по течению Томи на сто двадцатой черте от Томска, обнаружил у самой кромки воды «горелую гору» трехсаженный угольный пласт. Куски угля он послал в Московскую берг-коллегию.
Это был каменноугольный пожар. Первым интерес к разработке кузнецкого угля проявил уральский промышленник А.Н.Демидов. Открытия привели к строительству рудников, приисков, заводов. В недрах Кемеровской области заключена вся таблица Менделеева».
Учитель: А кто знает, почему на карте есть красные места, что они обозначают? (Заповедники + Томская писаница)
В России активно развивалась металлургическая промышленность, заводы и шахты. В 1816 году в городе Гурьевске начал работать металлургический завод, а в 1883 году в Кольчугино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий) вступает в строй первая шахта. В Кузбассе 20 городов и 19 районов.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 5 4
3 группа
Значимые события Кемеровской области за 70 лет
(Ребята, вам нужно подчеркнуть самые главные даты и объяснить их значение)
26 января 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Кемеровская область. История многих городов исчисляется веками и тысячелетиями. В жизни области 70 лет – незначительный срок. Но именно в этот небольшой отрезок времени, на месте захолустного и мало кому известного села Щеглова воздвигнут современный город, крупный индустриальный и культурный центр нашей страны, административный центр земли Кузнецкой.
В годы войны 1941 - 1945 Кузбасс становится главным поставщиком угля и металла. Мы помним героев – земляков Иллариона Романовича Васильева, героев-панфиловцев, которые защищали подступы к Москве.
Центром химической промышленности не только Кузбасса, но и востока России является город Кемерово. В 1949 году началось строительство завода «Азот». В Кузбассе выпускается около 600 наименований химической продукции: аммиак, минеральные удобрения, серная и азотная кислота, пластмассы и многое другое.
18 марта 1965 год – впервые человек вышел в открытый космос, им был наш земляк Алексей Архипович Леонов. 18 марта 1965 года космонавт СССР Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Событие произошло во время полета КК "Восход-2". Командир корабля - Павел Иванович Беляев, пилот - Алексей Архипович Леонов. Корабль был оснащен надувной шлюзовой камерой "Волга". Перед стартом камера складывалась и имела размеры 70 см в диаметре и 77 - в длину. В космосе камера надувалась и имела следующие размеры: 2,5 метра в длину, внутренний диаметр - 1 метр, внешний - 1,2 метра. Масса камеры - 250 кг
В Кузбассе произошло важное событие. 19 октября 1997 года – в Кузбассе прошли первые выборы губернатора области. Победу на них одержал Аман Гумирович Тулеев.
Ежегодно в Кузбассе добывается миллионы тонн угля. 2005 год – в Кузбассе добыто рекордное за всю историю количество угля – 160 миллионов тонн. Наибольший вклад в это внесли филиал ОАО «СУЭК» в Ленинске-Кузнецком (23,9 миллиона тонн — наивысший результат среди предприятий, занимающихся подземной добычей) и ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (добыто 40,3 миллиона тонн угля открытым способом). 98423 тысячи тонн угля уже удалось добыть за семь месяцев текущего года. В этом году горняки вполне смогут установить новый рекорд.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 5 4
Учитель: Для тех, кто хочет больше узнать об историческом прошлом нашего края, я предлагаем печатные издания… (перечисляются книги на выставке:
Учитель: Спасибо за интересные выступления. Оцените работу своей группы.
Рефлексия:
Учитель: - Ребята, какое чувство возникло у вас, ребята, когда вы так много узнали о своём крае? Чувство гордости.
-А какое желание? Путешествовать по красивым местам, чтобы поближе узнать свой край, беречь свой край.
Учитель: Ребята, чтобы наши места были красивые, нужно бережно относиться к родному краю, не загрязнять нашу землю и заботиться о экологической безопасности нашей планеты. Этот год объявлен годом Экологии и я вам предлагаю составить экологическую листовку.
Экологическая листовка
Уважаемые жители Кемеровской области!
К вам обращаются ученики Крапипивинской средней школы.
Наш край чудесный, богатый, уникальный. Но его природа в большой опасности. Давайте беречь свою Родину, чтобы сохранить её для будущих поколений! А для этого будем выполнять простые правила.
А правила, эти исходят из призыва к вам писателя Михаила Пришвина, вдумайтесь в содержание.
- «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы».
2. «В степях, лесах, горах живут разные животные – охраняйте
наши леса, степи, горы».
3. «На деревьях растут листья, в лесах, в полях растут травы и цветы –
будем охранять наши леса, поля, травы и цветы».
4. « В лесах живут звери, птицы, насекомые – не разоряйте гнёзда,
охраняйте и берегите животных и насекомых».
5. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку
нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Помните, что начинать нужно с себя, со своего класса, с территории своей школы, со своего посёлка. Эти листовки можно повесить в школе, в детском садике.
Учитель: Я благодарю вас за работу, в память о нашей встрече я хочу подарить вам закладки в память о нашей встречи.
До свидания.
1 группа.
История нашей области в глубокой древности.
Первые люди на территории Кемеровской области появились
400 тысяч лет назад. Они выполняли из природного материала
орудия труда. Жители каменного века охотились, ловили рыбу, собирали плоды и коренья.
У села Кузедеево был найден настоящий древнекаменный клад.
В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили: сибирские шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты. Останки мамонтов нередко находят в Беловском, Гурьевском и Прокопьевском районах.
Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн! Следы древней металлургии найдены на озере Танай (Промышленновский район). Самыми интересными памятники нашего края являются писаницы – наскальные рисунки древних людей. Все писаницы находятся вдоль берега реки Томи.
Издавна населяют территорию Сибири шорцы, телеуты, калмаки и сибирские татары. ( Открыть атлас на странице №7 и посмотреть место заселения и быт коренных народов Сибири).
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 5 4
2 группа
Возникновение и месторасположение земли Кузнецкой?
(Ребята, вам нужно изучить текс и рассказать текст с показом на карте)
Земля Кузнецкая, Кузбасс, Кемеровская область — это названия нашей небольшой по площади малой Родины.
Русские называли их "кузнецами" - за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. В 1842 году стало известно, что наш край обладает огромными запасами угля, и он стал называться «Кузнецким угольным бассейном», или сокращённо «Кузбасс». На месте современного города Кемерово была деревня, "Щеглово". Присоединение Сибири к России активно началось в XVI веке. Русские служивые люди стали продвигаться вглубь Сибири и ставить крепости-остроги для защиты новых земель. В 1604 году был основан в нашем крае Кузнецкий острог. Это была большая изба с хозяйственными постройками, обнесенная деревянным ограждением. Можно сказать, что с этого началась история земли Кузнецкой. Место выбрали очень удачно: слияние двух больших рек, вокруг обширные поля для пашни и для скота, недалеко лес для охоты, много рыбы в реках. Острог был поставлен на земле шорцев, чтобы защищать их от набегов врагов и собирать для русского царя. Кузнецкий острог долго оставался важной крепостью России.
Царь Пётр I издал Указ, в котором говорилось. (Пётр I читает Указ).
В 1721 году русский рудознатец Михайло Волков, поднимаясь вверх по течению Томи на сто двадцатой черте от Томска, обнаружил у самой кромки воды «горелую гору» угольный пласт. Куски угля он послал в Московскую берг-коллегию. Это был каменноугольный пожар. Первым интерес к разработке кузнецкого угля проявил уральский промышленник А.Н.Демидов. Открытия привели к строительству рудников, приисков, заводов. В недрах Кемеровской области заключена вся таблица Менделеева». Эти открытия пришлось, кстати, в России активно развивалась металлургическая промышленность, заводы и шахты. В 1816 году в городе Гурьевске начал работать металлургический завод, а в 1883 году в Кольчугино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий) вступает в строй первая шахта. В Кузбассе 20 городов и 19 районов.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 5 4
3 группа
Значимые события Кемеровской области за 70 лет
(Ребята, вам нужно выделить, подчеркнуть самые важные предложения, так как текст большой, в соответствии с датами, которые даны на доске)
26 января 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Кемеровская область. История многих городов исчисляется веками и тысячелетиями. В жизни области 70 лет – незначительный срок. Но именно в этот небольшой отрезок времени, на месте захолустного и мало кому известного села Щеглова воздвигнут современный город, крупный индустриальный и культурный центр нашей страны, административный центр земли Кузнецкой.
В годы войны 1941 - 1945 Кузбасс становится главным поставщиком угля и металла. Мы помним героев – земляков Иллариона Романовича Васильева, героев-панфиловцев, которые защищали подступы к Москве.
Центром химической промышленности не только Кузбасса, но и востока России является город Кемерово. В 1949 году началось строительство завода «Азот». В Кузбассе выпускается около 600 наименований химической продукции: аммиак, минеральные удобрения, серная и азотная кислота, пластмассы и многое другое.
18 марта 1965 год – впервые человек вышел в открытый космос, им был наш земляк Алексей Архипович Леонов. 18 марта 1965 года космонавт СССР Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Событие произошло во время полета КК "Восход-2". Командир корабля - Павел Иванович Беляев, пилот - Алексей Архипович Леонов. Корабль был оснащен надувной шлюзовой камерой "Волга". Перед стартом камера складывалась и имела размеры 70 см в диаметре и 77 - в длину. В космосе камера надувалась и имела следующие размеры: 2,5 метра в длину, внутренний диаметр - 1 метр, внешний - 1,2 метра. Масса камеры - 250 кг. Перед сходом с орбиты камера отстреливалась от корабля.
Ежегодно в Кузбассе добывается миллионы тонн угля. 2005 год – в Кузбассе добыто рекордное за всю историю количество угля – 160 миллионов тонн. Наибольший вклад в это внесли филиал ОАО «СУЭК» в Ленинске-Кузнецком (23,9 миллиона тонн — наивысший результат среди предприятий, занимающихся подземной добычей) и ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (добыто 40,3 миллиона тонн угля открытым способом). 98423 тысячи тонн угля уже удалось добыть за семь месяцев текущего года. В этом году горняки вполне смогут установить новый рекорд.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 5 4
Уважаемые жители Крапивинского района!
К вам обращаются ученики 4 Б класса
Крапивинской средней школы.
Наш край чудесный, богатый, уникальный. Но его природа в большой опасности. Давайте беречь свою Родину, чтобы сохранить её для будущих поколений! А для этого будем выполнять простые правила.
- Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы!
- В степях, лесах, горах живут разные животные - будем
охранять наши леса, степи, горы!
- На деревьях растут листья, в лесах, в полях растут травы
и цветы – будем охранять наши леса, поля, травы и цветы!
- В лесах живут звери, птицы, насекомые – не разоряйте
гнёзда, охраняйте и берегите животных и насекомых!
- Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А
человеку нужна Родина.
Охранять природу – значит охранять Родину!
Учащиеся 4 «Б» класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс
Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....
Конспект урока окружающего мира "Твой родной край"
Данный урок разработан для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"....
конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс
Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....
Конспект урока окружающего мира в 4 классе: «ОХРАНА ВОДОЁМОВ НАШЕГО КРАЯ»
формировать представления о водоёмах нашего края;познакомить со значением водоёмов и их значением;воспитывать экологически грамотного, социально активного школьника, бережно относящегося к природе;обо...
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете самостоятельная работа учеников, направленная на разв...
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"
Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира на тему "Труд людей родного края"
Урок окружающего мира "Труд людей родного края" (ПНШ)....