Урок Знаний.Город-герой Волгоград.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Шорохова Марина Владимировна

Урок посвящен городу-герою Волгограду.Путешествуя" по ленте времени" ,обучающиеся изучают историю своего города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

Тема: "Всемирный день мира"

учителя высшей категории Шороховой Марины Владимировны

г.Волгоград

Цель: воспитание у обучающихся любви к Родине, чувства гордости, уважения к    историческому прошлому    и землякам, которые внесли огромный вклад в историю нашего края и города.

1 ученик: День мира - праздник особый

                  Тише, пушки, прошу тишины!

                   Мы хотим, чтобы дети не знали

                    Страшных ужасов грозной войны.

2 ученик: Только в мире пока не спокойно,

                  Где - то дети в кроватках не спят

                  И лишенные пищи и крова,

                   В небо грозное плача глядят.

3 ученик:  В детский сад никогда не ходили,

                   Не учились писать и читать.

                   Мы хотим, чтобы детям отныне

                   Не пришлось никогда голодать!

4 ученик: Чтоб у них были мама и папа

                   Чтобы солнца хватило на всех.

                   Мы за мирное, доброе небо,

                   Мы за детство без взрослых проблем!

 Учитель:  Ребята, сегодня у нас Всемирный день мира. Мир на Земле, прежде всего, начинается с любви к Родине. Наш город-герой Волгоград является ее частичкой.

Я хочу предложить вам совершить экскурсию в прошлое нашего города, области. А поможет нам совершить это путешествие - лента времени. На ленту вписан 1589 год, может кто-нибудь знает, что это за дата?

                    ( ответы детей )

Учитель: Это год основания нашего города. А всегда ли наш город носил имя   Волгоград?

                    ( ответы детей )

 Учитель:  Правильно, сначала наш город носил имя – Царицын.

                   ( На ленте времени выделяем этот участок).

                    Местом основания Царицына стал берег реки Волги в месте впадения в    нее реки Царицы.

Учитель:      Участок степи между двумя водными торговыми путями, Волгой и Доном многие века была центром жестоких битв и сражений. И Царицыну, основанному в 1589 году, отводилась роль сторожевой крепости для защиты русской земли и великого волжского пути от набегов кочевников.

 Учитель:   А почему город назвали Царицын?

                    ( По названию реки Царица )

                     А почему река—Царица?

                    ( Дети готовили домашнее задание о версиях названия реки Царица.)

1 ученик: Одна из версий.

Существует легенда о татарской царице, которая  любила гулять по берегам реки  и  утонула в ней.

2 ученик: В некоторых источниках говорится, что Царица—это преобразованное на

русский лад татарское слово Сары — су, которое обозначает «желтая вода». И действительно, в реке Царице весной, да и летом после дождей вода бывала мутной от глины, желтой. Сейчас река Царица течет по трубам, ее не видно.

3 ученик: Некоторые историки рассказывают, что еще до появления нашего города, до расселения русских в низовьях Волги в старинных картах встречается слово Цицара  или Цецера — так называется самый большой остров на Волге, который сейчас называется Сарпинским.

Учитель: Царицын — один из первых революционных городов. Рабочий класс города вместе с первыми отрядами Красной Армии отвели угрозу голода от Петрограда и Москвы. За заслуги в годы гражданской войны Царицын был награжден революционным знаменем  ВЦИК и орденом Красного Знамени. 336 лет город носил имя Царицын. А в 1925 году город был переименован в Сталинград. К этому времени по числу жителей  город   занимал 19 место среди городов нашего государства. Сталинград рос, креп, строился. Строились новые лечебные учреждения, школы. Был открыт Драматический театр, для рабочих металлургического завода «Красный Октябрь» был построен  лучший  в то время в городе клуб имени В.И. Ленина. В 1928 году началось строительство тракторного завода. А уже в 1930 году с конвейера сошел первый колесный трактор.

К 1940 году население нашего города составило около 480 тысяч человек. Город стал крупным индустриальным центром страны.

                     ( Звучит песня "Вставай, страна огромная!")

Учитель обращает внимание учащихся на ленту времени.

В дни Сталинградской битвы (1942 -1943) город превратился в кипящее море огня.

Ученик: Вы думаете, павшие молчат?

 Конечно, да - вы скажете.

 Неверно!

 Они кричат.

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь,

А в нас кричат,

За нас кричат,

Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И  прошлое толпится за плечами,

Они кричат, когда покой,

Когда приходят в город

Ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И  памятники дышат как живые.

Учитель: За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками городу Сталинграду было присвоено почетное звание города - героя. Город был награжден  орденом Ленина  и  медалью

« Золотая Звезда .»

В 1961 году Сталинград был переименован в Волгоград. На  доске  вы  видите  герб нашего города.

                 (показать)

 Учитель: Современный Волгоград - крупный промышленный и культурный центр юга России, вытянулся вдоль правого берега  Волги почти на 100 км. Волгоград является вторым по протяженности городом Европы.

                ( показать на карте города)

Город разбит на 8 районов. Давайте их назовем.

               ( показываем на карте и называем).

 В городе проживает более 1 миллиона жителей.

               ( На доске фото современного города)

Учитель: Наш город является областным центром Волгоградской области.

 ( на доске флаг и герб области )

 Площадь области более 114тысяч кв. км. Население -2702 тысяч человек. На  территории области 19 городов, 33 сельских района. Наша область многонациональна. Здесь  живут русские, украинцы, казахи, немцы.  Труженики  села  выращивают - .зерновые, масличные, овощные культуры, крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. На  территории   области добывают: нефть, газ, известняк, мел, глины, песчаники, фосфориты, поваренную и калийную соли. А что вы знаете о нашей области? ( Дети рассказывают о достопримечательностях Волгоградской области, отмечают на карте области)

В Волгоградской области родились, выросли, трудились многие известные люди. Я  хочу, чтобы  вы запомнили эти имена: поэтессу Маргариту  Агашину , певца  Владимира  Мигулю , поэта Юрия Окунева, Героя Советского Союза летчика  Виктора  Степановича  Хользунова  и снайпера Петра Гончарова, космонавта Юрия  Малышева,  певицу  Ирину  Дубцову, телеведущую Татьяну  Веденееву, актера Петра Зайченко,  олимпийскую чемпионку  Елену  Исынбаеву  и др.. Каким вы видите сегодня наш город,  это заслуга  ваших  родных:  прабабушек, прадедушек,  бабушек, дедушек, мам, пап. Каким город будет  в будущем,  зависит  от  вас.  Вы - будущее нашего города. Растите умными, добрыми. Любите  свою Родину, свой город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы МО учителей начальных классов Моу сош №100 г. Волгограда

Разработаны и запланированы заседания МО учителей начальных классов  с учетом целей и задач школы и вопросо необходимых для работы МО....

Волгоград - город -герой

Методическая разработка ....

Конспект урока- призера конкурса "Нескучные уроки" в г. Волгограде

Конспект урока чтения. Тема Русская народная сказка "Колобок"...

Царицын-Сталинград-Волгоград.

Презентация состоит из 2 частей. После скачивания их можно объединить....

Волгоград и чемпионат мира по футболу 2018год.

Дана презентация с описанием животного мира Волгоградской области...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...