Волгоград - город -герой
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Мероприятие, посвященное годовщине Сталинградской битве.
Волгоград – город-герой.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, высокую гражданскую позицию и нравственные качества личности.
Ученик. На приволжскую твердыню
Налетело воронье
Мы храним как святыню
Славу гордую ее.
Позади, полна тревоги,
Затуманилась река
Дальше не было дороги
Хоть Россия велика.
Микола Упеник
Ведущий: Сталинград! Здесь в 1942 году решалась судьба войны. Священная Сталинградская земля. Здесь каждый камень, каждый дом, каждая улица помнят беспримерный подвиг нашего народа.
200 дней и ночей продолжалась битва. В небо поднялись сотни фашистских самолетов, и они бомбили город.
Ученик читает по листку (Чуянов «Сталинский дворик»): В З часа дня объявляется воздушная тревога, и сразу над центральной частью города Появляются сотни тяжелых бомбардировщиков. Одна волна сменяет другую. Кромешный ад. Дым пожарищ застилает полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясают воздух. Горят жилые кварталы, рушатся здания. Отовсюду стоны, крики раненых. Смерть разит людей в квартирах, подвалах, магазинах, на работе.
Ведущий: На 18 дней город превратился в сплошное море огня, столбы дыма поднимались на огромную высоту. На Волге горела нефть, город превратился в руины.
Посмотрите (иллюстрация или слайд), здесь дом сержанта Павлова. Дом восстановлен, но одна стена оставлена такой, какой она была в те дни, обожженная, израненная пулями и снарядами. 58 дней в огне, 58 дней сержант Павлов со своими товарищами вел бой за этот дом. Гарнизон дома состоял из 25 человек. Фашисты здесь потеряли убитыми значительно больше, чем при взятии некоторых европейских столиц.
Рядом (иллюстрации или слайды) вы видите руины мельницы. Она не восстановлена – это памятник войны.
Много памятников в Волгограде, но самый главный – Мамаев курган. Евгений Викторович Вучетич – скульптор в этом памятнике – ансамбле отразил всю битву за город, обессмертил его героев.
(Иллюстрация или слайд) Сомкнутый строй тополей. Ты еще не видел ни братских могил, ни Вечного огня, но уже замирает сердце: это не тополя, это плечом к плечу стоят насмерть солдаты.
(Иллюстрации или слайды) Читает ученик: Из воспоминаний Родимцева А. И. « Отбивать высоту 102 (Мамаев курган) нам пришлось несравнимо меньшими силами, чем были силы гитлеровцев. На каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый наш танк, шло 10 вражеских, на каждый поднимавшийся в воздух «Як» или «Ил» приходилось 10 « мессиршмиттов» или «юнкеров».
(Иллюстрация или слайд скульптуры «Стоять насмерть») Дивизия Николая Филипповича Батюка закрепилась на склоне Мамаева кургана. Бойцы отбивали по 10 -12 атак каждый день. Враг смог продвинуться вперед всего на несколько метров, там, где уже не осталось в живых ни одного бойца. Была у Батюкова своя присяга.
Трое детей читают хором:
Помни присягу святую свою:
Будь беспощадным и стойким в бою.
Трусы погибнут, орлы победят –
Будем орлами! Ни шагу назад!
Ведущий: Четыре месяца непрерывных атак выдержали они. Четыре месяца хоронили своих боевых друзей. Фашисты с ужасом смотрели на них, им казалось, что русские встают из-под земли. Скульптура «Стоять насмерть!» -образ русского солдата, его мужества и стойкости. Двенадцатиметровая фигура воина с автоматом в руке, как бы вырастает из-под земли. Ни одну дивизию фашистов уложили здесь батюковцы.
(Иллюстрация или слайд) Поднимемся выше – улица, по обеим сторонам руины. На них сцены, рассказывающие о подвигах воинов, о фронтовой жизни, записаны клятвы защитников города, выдержки из боевых приказов. Видна на обеих стенах фигура одного и того-же командира. Слева он с пробитым сердцем, лицо выражает боль и скорбь, а справа он снова зовет в атаку. Так память героев зовет на подвиг.
Проходим стены – руины и мы на площади Героев (иллюстрация или слайд). В центре ее водяной партер (это слезы матерей). На одной стороне площади 100 метровая стена в виде знамени, за ней читаем (хором):
«Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»
На другой стороне площади 6 скульптурных композиций, передающих подвиги бойцов, командиров, матросов, знаменосцев. (Иллюстрации или слайды).
124 человека – стали Героями Советского Союза.
74500 человек – награждены орденами и медалями.
О ком вы можете рассказать? (Дети читают):
Ученик: Командир заметил меткость Зайцева и дал ему винтовку. Около 300 фашистов уничтожил он.
Ученик: Василий Андреевич Глазков – командир, истекающий кровью вел бой. Когда его вынесли с поля боя, на его шинели насчитали более 146 дыр от пуль.
Ученик: Стрелок – бронебойщик Каплунов сражался один с 9 вражескими танками. Он подбил 7 танков, когда его ранило. Придя в чувство, он увидел еще один танк, двигающийся на него. Теряющий силы воин с гранатами в руках пополз под танк и подбил его.
Ученик: На всю 62 армию прославился другой бронебойщик Протодьяконов. Из его расчета он один остался в живых и сумел подбить 15 танков. После войны он стал учителем, прилетел в Волгоград и посадил на Мамаевом кургане якутскую лиственницу.
Ученик: Матрос Михаил Паникаха тоже сражался с танками. У них броня, пушки, пулеметы, а у моряка одни гранаты, да и тех уже нет. Остались 2 бутылки с зажигательной смесью. Приподнял он бутылку, ударила пуля в стекло, разлетелась осколками бутылка. Факелом вспыхнул матрос. Замерли люди, замерло небо, остановилось на небе солнце. Схватил Михаил вторую бутылку , выскочил живым факелом из окна, рванулся навстречу ревущему танку и уничтожил его.
Ученик: Легендарный подвиг Николая Гастелло повторили в небе Сталинграда Владимир Землянский, Виктор Рогальский, обрушив свои горящие самолеты на головы врагов.
Ученик: Николай Сердюков закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Еще 10 бойцов повторили его подвиг.
Ведущий: С площади Героев (иллюстрация или слайд) входим в Зал Воинской славы. Стены выложены золотой смальтой, на стенах красные знамена с черной траурной каймой. На этих знаменах имена и фамилии павших в Сталинградской битве. В центре зала горит огонь Воинской Славы.
Минута молчания.
(Иллюстрация или слайд) Из зала Воинской Славы ступеньки ведут на площадь Скорби. Перед нами скульптура «Скорбь Матери». Опухшие от слез и горя материнское лицо. Мать склонилась над погибшем сыном. Он сражался, и погиб как герой об этом говорит знамя, которое накрывает его тело. Плакучие ивы склонили до земли свои ветви. Здесь же могила маршала Чуйкова. Он умер уже после войны, но попросил, чтобы его похоронили здесь.
(Иллюстрация или слайд) От площади Скорби поднимается насыпной курган. Сюда были перенесены и похоронены защитники города.
Завершает памятник – ансамбль скульптура Матери – Родины, в гневе поднявший на врагов нарастающий меч, зовущий на борьбу своих сыновей.
7 фашистских дивизий, 3000 орудий, 500 танков ползли железной лавиной, и нашли здесь свою гибель.
Идут и идут люди – наши соотечественники и туристы из-за рубежа. Идут с утра до ночи. И каждый убеждается в величии подвига нашего народа.
Ученики читают по очереди:
1 На приволжскую твердыню
Налетело воронье
Мы хранили как святыню
Славу гордую ее
2 Всполохнула алая зорька
Травы склонились у ног
Ах, как тревожно и горько
Пахнет степной полынок!
3 Тихое время заката
В Волгу спустило крыло
Ах вы, ребята, ребята!
Сколько вас здесь полегло!
4 Как вы все молоды были!
Как вам пришлось воевать!
Люди о вас не забыли
Как нам о вас забывать!
5 Вот мы берем как когда-то
Горсть волгоградской земли
Вы победили, ребята,
Вы до Берлина дошли!
6 Там, где 200 дней и ночей
Бушевала великая битва
Там, где кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан
7. Там, где сила наших солдат
Сокрушила фашистскую силу
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли
8. Там сегодня над Волгой – рекой,
На священной земле волгоградской
Рвется к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской
9. Жизнь! Мы славим величье ее
Жизнь! Вот благо и счастье людское
За него, за счастье твое и мое
Свои жизни отдали герои.
Грамзапись или хоровое исполнение песни «Мамаев курган».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Знаний.Город-герой Волгоград.
Урок посвящен городу-герою Волгограду.Путешествуя" по ленте времени" ,обучающиеся изучают историю своего города....
город-герой волгоград
данная презентация может быть использована при изучении родного края...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Город-герой Сталинград ( Волгоград)
Презентация состоит из двух частей, предназначена для внеклассных занятий. Работа знакомит учащихся с городом во время войны, его героями и памятниками современного города....
Поездка в город- герой Волгоград.
Патриотическое воспитание молодёжи является одним из главных направлений реализации программы ФГОС. С ребятами моего класса мы посетили город-герой Волгоград. Наша поездка была приурочена к вели...
Виртуальная экскурсия "Город герой - Волгоград. Путешествие по памятным местам города".
Виртуальная экскурсия....
Волгоград- город герой
Проектная работа учащейся 2 класса...