Удивительные превращения бабочки
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

 

 

Конспект урока по окружающему миру

                                                                  1 класс УМК «Школа 2100»

Учитель: Буянова Татьяна Никтарьевна

 

Тема:« Удивительные превращения бабочки».

 

Цели:

1.     Изучить особенности развития бабочек. Выявить основные стадии развития. Сформировать представление о цикличности жизни насекомых. Дать представление об экологических седантациях разных стадий развития бабочек.

2.     Развивать монологическую речь учащихся, двигательную имитационную активность, умение структурировать знания. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, систематизация.

3.     Воспитывать чувство прекрасного, научное мировоззрение, сотрудничество, развитие творческих способностей учащихся, экологически грамотного отношения к окружающему миру.

Оборудование:  костюм бабочки, таблица « Превращение лягушки», творческие работы учащихся 9-х классов « Цикл развития бабочек», тексты для чтения, изображения бабочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnye_prevrashcheniya_babochki.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

                                                                  1 класс УМК «Школа 2100»

Учитель: Буянова Татьяна Никтарьевна

МБОУ СОШ № 33 г. Смоленск

Тема: « Удивительные превращения бабочки».

Цели:

  1. Изучить особенности развития бабочек. Выявить основные стадии развития. Сформировать представление о цикличности жизни насекомых. Дать представление об экологических седантациях разных стадий развития бабочек.
  2. Развивать монологическую речь учащихся, двигательную имитационную активность, умение структурировать знания. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, систематизация.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, научное мировоззрение, сотрудничество, развитие творческих способностей учащихся, экологически грамотного отношения к окружающему миру.

Оборудование:  костюм бабочки, таблица « Превращение лягушки», творческие работы учащихся 9-х классов « Цикл развития бабочек», тексты для чтения, изображения бабочек.

Ход занятия.

1. Организация детей на работу.

Проверить подготовку рабочего места.

2. Сообщение темы и задач занятия.

Педагог. Сегодня у нас интересный урок, потому что рассказывает о …

                Впрочем, вы сами всё узнаете…

                ( входит ребёнок в костюме бабочки)

Ученик. Ты прав. Одним воздушным очертаньем

               Я так мила.

               Весь бархат мой с его живым миганьем

               Лишь два крыла.

               Не спрашивай, откуда появилась

               Куда спешу?

               Здесь на цветок я лёгкий опустилась

               И вот - дышу.

               Надолго ли, без цели, без усилья,

               Дышать хочу!

               Вот -  вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

               И улечу.

П. Это чудесное стихотворение написал Александр Фет. О ком оно?

У. Оно о бабочках.

П. Вспомните, как мы называли бабочек, когда говорили о красоте окружающего мира.

У. Мы называли их живыми цветами.

П. Сегодня на занятии мы будем говорить об удивительных превращениях бабочек.

      Как вы понимаете тему занятия? Для чего нам эти знания?

У. Мы должны узнать, как развивается бабочка. Эти знания помогут сохранить на планете как можно больше этих красивых насекомых.

3.Актуализация знаний.

П. Давайте вспомним, тему прошлого занятия.

У. На прошлом занятии мы говорили о превращениях лягушки.

П. Найдите лишнее слово, объясните выбор.

( на доске карточки со словами)

лягушка   лягушачья икра   головастик  гусеница  лягушонок

У. Лишнее слово гусеница. Все остальные слова связаны  с превращениями лягушки.

П. Расскажите об этом превращении при помощи таблицы « Превращения лягушки».

У. Откладывают лягушки в воду икру, а через несколько дней, из икринок появляются личинки – маленькие чёрные головастики. На лягушек они совсем не похожи! Лапок нет, а есть длинный хвост, да ещё наружные жабры.

     Головастики быстро растут и постепенно изменяются: исчезают наружные жабры, появляются лапки. И вот через два месяца после появления на свет головастики превращаются в настоящих лягушат и выбираются из воды наверх. Пока они ещё совсем маленькие, размером с пуговицу. Они так смешно прыгают! За лето немного подрастут, но во взрослую лягушку превратятся только через два года.

П. А теперь давайте проверим, как вы были внимательны на прошлом занятии. Отвечаем на вопросы теста. Если согласны ставим знак «+», если высказывание ложное, то «- ».

  1. Икринка имеет запас питательных веществ.
  2. Лягушка откладывает икру на суше.
  3. Откладывают  лягушки икру в воду, а через несколько лет появляются маленькие личинки – чёрные головастики.
  4. У головастика имеются плавники и хвост для перемещения в воде.
  5. При превращении головастика во взрослую лягушку хвост исчезает.
  6. Жизнь взрослой лягушки проходит только на  суше.

Самопроверка по ключу.

( +, - , -, +, +, -.)

П. Кто выполнил работу без ошибок?

4. Работа над темой.

П. Посмотрите ещё раз на слова, с которыми начали работать  в начале занятия. Возьмём «лишнее» слово и сделаем перестановку.

                      Бабочка                        Гусеница

                                 

                                     Что между ними общего?

П. Как вы можете ответить на этот вопрос?

У. Гусеница превращается в бабочку.

П. Сегодня на занятии вы узнаете, как это происходит. Помогут нам в этом работы учеников 9 классов, выполненные на занятии «биология в проектах».

Откройте коробочки, которые есть у вас на столах. Что вы в них видите?

У. Это этапы развития бабочки.

Физминутка.              Белыми крыльями машет капустница

                                        Машет капустница

                                        Только поднимется –

                                        Тут же опустится.

                                        Носиком водит

                                        По краю ромашки:

                                        Мёд или чай

                                        В этой беленькой чашке?

Работа с текстом.

П. Перед вами текст, который поможет вам. Прочитайте его самостоятельно.

     О чём вы читали?

     ( чтение текста по частям)

1 часть. Что может быть красивее бабочки? Не только знаменитые махаоны, адмиралы, но и скромные капустницы, белянки и репейницы удивительно изящны в полёте, у них такие резные, хрупкие крылья, покрытые мельчайшей пыльцой. И окраска у одних - яркая, броская, у других - нежная, скромная.

П. Какие названия бабочек вам знакомы?

П. Согласно древней легенде к первому человеку на Земле подходили разные животные, и он давал им  названия. Он не полностью справился с этой задачей. До наших дней существует множество ещё не названных живых существ. Но это сказка. Но … всего в мире 140000 видов бабочек, и только 4000 видов зверей, 8600 птиц.

2 часть. Бабочки не только красивы, но ещё и загадочны! Каждая бабочка

живёт двойной жизнью. Из яйца, отложенного бабочкой, вылупляется нечто, совсем не похожее на маму. Маленький «червячок», голый или мохнатый. Это- гусеница! Она сразу начинает есть, есть и есть - ужасно прожорливая! Зато быстро растёт и толстеет. И вот эта жирная гусеница должна превратиться в красивую изящную бабочку?! Но как? У гусеницы и бабочки нет ничего общего, ни одной похожей черты! Вот здесь и начинаются чудеса. Гусеница заматывает себя паутиной в кокон и становится куколкой. Висит на ветке или лежит на земле такой неподвижный чехольчик. А внутри - чудо превращения!

П. Давайте, восстановим этапы развития бабочки.

 (на доске набор иллюстраций)

Бабочка            яйца             гусеницы                куколка

3 часть.

Если вскрыть куколку через несколько дней, после того как гусеница окуклилась, то внутри вы этой гусеницы уже не найдёте. Вся куколка заполнена тёмной жижей. Гусеница растворилась! Значит, конец ей? Нет, в этом и есть чудо! В этой жидкости находится «программ сборки» бабочки! Она записана в особых молекулах, несущих гены. Это как инструкция к конструктору «Лего», только в тысячи раз сложнее. Ведь надо собрать бабочку из жидкости, оставшейся от гусеницы! Собрать красивые, хрупкие, покрытые тончайшей пыльцой крылья в жуткой тесноте кокона. Собрать в свёрнутом виде, вместе с лапками, брюшком, головой и усиками! И чтобы безошибочно вышел тот самый вид бабочки, которая отложила яйца. И такое чудо происходит на наших глазах ежегодно с каждой бабочкой.

П. Давайте посмотрим, что же происходит в куколке?

У. В куколке идёт сборка бабочки.

П. Почему «куколка» неподвижна, не питается, находится в укромном месте?

У. В ней идёт очень сложная работа.

4 часть. 

Пока бабочка была гусеницей, она ела очень много. У неё были грызущие челюсти. А теперь бабочка стала взрослой и питается только нектаром цветов. У неё гибкий хоботок – как трубочка для питья. Некоторые бабочки живут всего месяц или два. А другие остаются на зиму под корой деревьев или в почве.

    Но оказывается, что многие бабочки совершают дальние перелёты – точно так же как птицы! Дальность их перелёта – тысяча километров, и летят они громадными стаями!

П.  Какой этап развития следующий?

У. Следующий этап развития – это опять бабочка.

П. Как  нужно расположить схему, чтобы показать, что это чудо происходит ежегодно с каждой бабочкой?

У. Нужно расположить схему по кругу.

П. А теперь, давайте, заменим рисунки словами и схему перенесём в альбом:

Бабочка

Куколка                          Яйца

Гусеница

 

 

5. Закрепление изученного материала.

П. А теперь давайте послушаем сообщения, которые подготовили ребята.

1 сообщение.

После появления бабочки на свет крылья у неё совсем мягкие, «жидкие», и лететь на  таких крыльях нельзя. Постепенно крылья расправляются. Пройдёт ещё минут двадцать, а может и полчаса – крылья становятся ровными, большими, но пока мягкими. Бабочка терпеливо ждёт. Пока её крылья не затвердели, она будет ползать по земле. Только через 2 часа крылья окрепнут, и бабочка сможет улететь.

П. Что интересного вы узнали?

Работа с выставкой книг.

П. Рассмотрите книги, которые вы подобрали к уроку. Это энциклопедии с научными знаниями и книги художественной литературы. Все они о бабочках.

     Бабочки – «летающие цветы»! Такие они на вид нежные и беззащитные, а могут всю зиму под снегом проспать и ничего им не сделается! А слышали ли вы о зубастых бабочках, о ядовитых, а знаете ли вы, что бабочки умеют запахами переговариваться?  Всё это вы можете узнать из книг.

2 сообщение.

Некоторые ребята думают, что чешуйки покрывающие крылья – это цветочная пыльца, но это не так.

    Ещё когда бабочка не появилась на свет, когда она скрыта внутри неподвижной куколки, на крыльях её, пока бесцветных, возникают бугорки. Эти бугорки растут и постепенно превращаются в чешуйки. В них откладываются различные красящие вещества. И поэтому из куколки бабочка выходит уже с рисунком. Эти чешуйки – отличительный признак бабочек. Все бабочки относятся к отряду чешуекрылых.

П. Что нового узнали?

Двигательная рефлексия

Под музыку дети движениями показывают различные стадии превращения бабочки.

6. Работа с экспозицией.

Дети делятся на группы и получают задания для работы с экспозицией.

  1. Кто знает, как отличить бабочку от другого насекомого? Найди подтверждение на примере.
  2. Чем питается бабочка и гусеница? Почему?
  3. Найдите на экспозиции представителей класса насекомых и расскажите, что вам известно.

Затем дети собираются в классе и обсуждают ответы на вопросы

7. Итог занятия.

- О каком удивительном превращении вы узнали сегодня?

- Что общего и в чём различие развития бабочки и лягушки?

П. На следующем занятии, мы продолжим знакомиться с превращениями. Только это превращение будет длиться несколько лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительные превращения пирожка" (занятие - эксперимент)

Занятие-эксперимент по программе "Разговор о правильном питании"  по теме "Удивительные превращения пирожка" (знакомство с темой «Пищеварительная система»)...

Коллективный проект «Удивительные превращения пирожка»

   Запуск  проекта  осуществляется  на  первом  уроке  и  проходит  интегрированно   на  протяжении   всего  учеб...

Технологическая карта занятия по теме: " Удивительные превращения пирожка" программы Разговор о правильном питании.

Программа " Разговор о правильном питании" автор М. Безруких, Т. Филиппова, часть 1,урок 4.·    Цель : дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима пи...

Конспект урока по окружающему миру "Удивительные превращения воды"

Урок окружающего мира по теме "Удивительные превращения воды" в 1 классе УМК "Планета знаний". Тип урока: урок - исследование. Соотвнтствует требованиям ФГОС НОО....

Урок "Удивительные превращения цветка"

Вашему вниманию предоставлен урок окружающего мира по теме «Удивительные превращения цветка» Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков с элементами исследования.Перед собо...

"Удивительные превращения пищи внутри нас"

Обучающиеся знакомятся с отделами пищеварительной системы. Сначала дети наблюдают, что происходит с печеньем у них в ротовой полости. С помощью зеркала рассматривают свои зубы; представляют, что было ...

Удивительное превращение лягушки.

На исследовательскую  работу «Удивительные превращения».В работе автор  рассматривает развитие личинки лягушки.      Актуальность работы в том, что ...