В некотором царстве. Грибы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Это первый урок раздела «Царства живой природы. Грибы», т. е. урок изучения нового материала и должен иметь определённую структуру, которой я придерживалась. На уроке делался акцент на жизненный опыт учащихся, их наблюдения.
Особое внимание на уроке уделяется отличию грибов от растений, формируется определённый уровень информированности о грибах, как особом царстве органического мира природы. Знакомство с грибами проводится на примере шляпочных, как наиболее известных и распространённых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nekotorom_carstve._griby..docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В некотором царстве. Грибы.
Цель:
Воспитательная:
содействовать воспитанию у школьников бережного отношения к окружающему миру, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассников, воспитывать культуру диалога, интерес к изучаемому предмету.
Развивающая:
Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, самостоятельно систематизировать знания, развитие устной речи.
Образовательная:
Сформировать представление о грибах, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием грибов, отличительными особенностями и характерными признаками, раскрыть особенности строения шляпочных грибов, познакомить со съедобными, несъедобными и ядовитыми грибами, ролью в природе и жизни человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок с элементами игры.
1
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично—поисковый.
Оборудование: Виноградова «Окружающий мир» (учебник 2 класс)
Изображение Старичка-Лесовичка
Таблица « Строение гриба»
Мини-сообщения учащихся
Мультимедиа. Презентация «Царство живой природы. Грибы»
Сигнальные карточки
Организация урока: класс делится на 6 групп по 5 человек.
Ход урока.
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ставьте ушки на макушки
Слушайте внимательно.
Ни минуты не теряйте,
Всё сейчас запоминайте!
Изучение нового материала.
Целеполагание.
Ведь мы с вами отправляемся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство. Нет-нет, ребята, не в тридевятое царство, а в царство природы.
Слайд №1 Царство природы
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои! 2
- А в пути нам будет помогать Старичок-Лесовичок. (на доску иллюстрацию) Он поможет узнать нам многие тайны и будет охранять в дороге.
- Мы в лесу! Какое значение в природе имеет лес?
- А что такое природа?
- Ребята, вспомните всё, что вы знаете о природе и заполните опорную схему.
(учащиеся работают в микрогруппах, заполняют опорную схему)
Слайд № 2 опорная схема «Природа»
- А теперь проверим вашу работу.
(от 2-3 микрогрупп выступает по 1 ученику)
- Вы, молодцы! Данное задание выполнили хорошо.
- Мы отправились в царство, которое рядом с нами, вокруг нас. Это царства живой природы.
Слайд №3 Царства живой природы
- А какие царства живой природы вы знаете?
(по мере называния на слайде появляются названия—растения, животные, бактерии)
Слайд № 4 - Отгадайте загадку.
Отгадайте загадку. Она поможет вам определить тему урока.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы—
Нет под шапкой головы. Что это?
- Ребята, о чём мы с вами будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке вспомним всё, что вам известно о грибах, и узнаем о них много нового.
- А для чего нам нужно знать о грибах?
Планирование работы.
- На какие вопросы о грибах вы хотели бы получить ответы?
Записать вопросы на доске
Реализация плана.
3
- Кто из вас когда—нибудь собирал грибы?
- Какие грибы вам известны?
- Как вы думаете, грибы—это живая или неживая природа?
-Почему?
- А какие части растений вам известны?
- Есть ли они у грибов?
- Мы с вами знаем, что растения сами создают нужные для своего роста органические вещества, а грибы так «не умеют». В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
- А к миру животных?
Слайд № 5 Живая природа
- Грибы—это особенное царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
- А какая часть гриба упоминается в загадке?
- Все грибы, у которых есть шляпка, называются шляпочные.
Слайд № 6 Шляпочные грибы
Рассмотрите рисунки и дайте ответ на вопрос Старичка-Лесовичка «Почему они так называются».
Перед вами таблица «Строение гриба»
- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?
- Как их можно назвать?
-Из чего состоит надземная часть?
- Что играет важную роль в жизни шляпочных грибов?
Слайд № 7 Строение гриба.
Мини-доклад «Грибные споры» .
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шляпка, т.е надземная часть, имеют название «плодовое дерево».
- А теперь рассмотрим подземную часть гриба. Из чего она состоит?
- На что похожа?
- Подземная часть гриба называется «грибница».
- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по—вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба?
- Какое значение в природе имеют грибы?
- Как человек использует грибы?
- Все ли грибы можно использовать в пищу? Почему?
4
Слайд № 8 Грибы съедобные и несъедобные
Слайд № 9 «Съедобные грибы»
Слайд № 10 «Несъедобные грибы»
Слайд № 11—14 «Ядовитые грибы»
Промежуточный итог
- Что же нового вы узнали о грибах?
- Из каких частей состоит гриб?
- Старичок-Лесовичок просит вас ему помочь:
Берём по лукошку и скорее в путь-дорожку.
Разбежались по полянке мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики, чтобы сбить тебя с пути.
Слайды № 15—18 —загадки о грибах.
(В форме игры «Съедобные и несъедобные грибы»)
у учащихся сигнальные карточки, если гриб съедобный—показывают зелёный сигнал, а если несъедобный—красный.
Слайд № 19 Расшифруйте совет дедушки Гриба
- Ребята, расшифруйте совет дедушки Гриба.
Физминутка:
Дети утром рано встали
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали
Белый гриб в траве нашли.
На пеньки растут опята
Наклонитесь к ним, ребята,
Влез опёнок на пенёк
Простоял один денёк.
На ветру качается,
Низко наклоняется.
Шляпку к солнышку потянет
Ещё выше станет.
Раз волнушка, два волнушка,
По грибы пошла старушка.
Целый день в лесу ходила 5
И волнушкам говорила:
«Раз волнушка, два волнушка
Ждёт вас новая кадушка».
- А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы.
Демонстрация заплесневелой корки хлеба, апельсина, варенья.
- Что это?
- Плесень-это тоже грибы.
Слайд № 20 «Плесень»
- Внимательно посмотрите из каких частей состоит плесень?
- Можно назвать её грибом?
- А чего нет у плесени?
- Можно ли в таком случае назвать плесень шляпочным грибом?
- А как бы вы назвали этот гриб?
- Этот вид грибов называется «плесневые»
Мини-доклад «Плесень» с использованием слайдов № 21, 22, 23.
Слайд № 21 «Строение плесени»
Слайд № 22 «Факторы, способствующие образованию плесени»
Слайд № 23 «Плесневые грибы вредители»
- А плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу?
Слайд № 24
- Из плесневых грибов изготавливают лекарство.
Итог урока.
- Какую тему мы изучали на уроке?
- Что такое грибы?
Слайд № 25 «Грибы. Классификация. Строение»
(итоговый- с выступлением учащихся)
-Какие виды грибов вы знаете?
- У шляпочных грибов какие группы можно выделить? 6
Слайд № 26
- Посмотрите, как много можно сказать о грибах.
- Теперь ваш багаж знаний пополнился. А Старичок—Лесовичок предлагает вам выполнить его задания.
Работа в микрогруппах: каждая группа выбирает задание:
Строение гриба слайд № 27
Классификация грибов слайд №28
Взаимопроверка, оценивание выполненных работ
Слайд № 29 «Советы Старичка—Лесовичка»
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
Слайд № 30
На опушке посидели
Всё вокруг мы поглядели.
А теперь давай с тобой
Мы отправимся домой.
До свиданья, лес!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем!
Домашнее задание.
Учебник стр. 18-25.
По желанию—кроссворд , подобрать вопросы для викторины по теме «Съедобные и несъедобные грибы», загадки о грибах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: "В некотором царстве, в некотором государстве.."
Я как классный руководитель проблемой профилактики ДДТТ( детский дорожно-транспортный травматизм) занимаюсь несколько лет, понимая, насколько важно в условиях сплошной автомобилизации страны знать и с...
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Предлагаю вам сценарий выпускного вечера в 4 классе....
Мероприятие по правовому воспитанию « В некотором царстве, в некотором государстве…..»
Мероприятие по правовому воспитанию« В некотором царстве, в некотором государстве…..»...
Конспект комплексного занятия для будущих первоклассников «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Цели:- уточнить представления детей о буквах и звуках, цифрах и числах,- совершенствовать умения составлять слова, сравнивать числа, складывать и вычитать в пределах 10.Задачи:- развитие и...
Рабочая программа: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Рабочая программа, модульная: «В некотором царстве, в некотором государстве…» для 1-4 классов с элементами сказкотерапии....
Мероприятие по литературному чтению "В некотором царстве, в некотором государстве"
Описание материала: сценарий разработан для учащихся начальных классов. Данное мероприятие способствует повышению читательской активности ребят, решает задачу по активизации читательско...
Урок литературного чтения в 3 классе «В некотором царстве, в некотором государстве...» Обобщение по разделу.
План-конспект по литературному чтению (3 класс)...