Живая природа-зеленый друг
классный час (окружающий мир, 1,3 класс) по теме
в данном материале используются примеры пользы растений человеку если он не дома
Окончен 1 класс - разработка классного часа после окончания 1 класса
Кто такие птицы? Характерные особенности птиц, их повадки .
Сосна - в данной статье рассказывается о произрастании данного дерева, о хвое, о шишке.
Фенолог- в данной статье собран материал о фенологических изменениях в природе и вжизне животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takie_pticy.doc | 48 КБ |
zhivaya_prir..doc | 54.5 КБ |
fenolog..doc | 63.5 КБ |
sosna.doc | 70 КБ |
okonchen_pervyy_klass.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Манакова Марина Васильевна
Учитель начальных классов
658277 Алтайский край Угловский район
поселок Мирный
МКОУ «Мирненская СОШ»
2011г
Птицы развились из чешуеобразных рептилий, живших примерно 180млн. лет тому назад. Миллионы лет назад чешуя превратилась в перья, а передние ноги стали крыльями.
Большинство птиц – хорошие летуны, некоторые из них могут пролететь тысячи километров. Однако есть и нелетающие птицы, такие, как страус и пингвин, которые ходят по земле или плавают.
Все птицы откладывают яйца. Большинство из них – заботливые родители, которым приходится много сил, чтобы высидеть яйца и вырастить птенцов.
Но есть такие птицы, которые откладывают яйца в гнезда своих приемных родителей, чтобы те воспитывали подкидыша. Например; так поступает, кукушка. Большинство птиц строит гнезда, но некоторые виды просто откладывают в теплом месте, а затем оставляют их.
Большинство птиц – дикие, однако некоторых человек приручил и вывел их основе домашних птиц. Среди них – куры, голуби и канарейки. Некоторых птиц даже выращивают на фермах, чтобы получать от них мясо и яйца.
Но человек научился использовать и такие виды птиц, которые живут в природе. Так, например, очень вкусные перепелиные яйца. Еще в глубокой древности человек научился приучать некоторых хищных птиц, чтобы их использовать во время охоты.
Очень интересная форма клюва птиц, которая бывает весьма разнообразной. Чтобы хищные птицы могли разрывать свою добычу, их клюв загнут наподобие крючка. У птиц, которые питаются твердым кормом, клювы, как правило, небольшие. Для выковыривания червяков из щелей коры деревьев удобен острый и тонкий клюв. Немного странно выглядит клюв клеста. Но его скрещенные концы приспособлены для вылущивания семени из шишки, хвойных деревьев. Короткий и широкий клюв козодоя удобен для того, чтобы хватать на лету мошек и других ночных насекомых. Болотные птицы имеют длинные и тонкие носы, чтобы было удобно копаться в иле и грязи.
Могут ли птицы чувствовать
запах?
Важно ли обоняние для птиц? Вероятно, не очень важно, потому что оно практически отсутствует у всех птиц. Какие же чувства важны для них? Значительная часть мозга и нервной системы связаны с органами зрения и балансировки, так как это нужно для полета. Острое зрение – жизненная необходимость для летающих животных, поэтому у птиц удивительное зрение. Особенно у них широкий угол зрение. Каждый глаз смотрит под определенным углом к телу птицы и видит только ту часть окружающего мира, которая находится по одну сторону от неё. Таким образом, оба глаза дают очень широкий обзор.
Способность птиц различать цвета более или менее напоминает человеческую.
У птиц отлично развит слух, ориентация в пространстве. Органы этих чувств находятся в ухе. Многие птицы обладают осязанием. Так они могут находить необходимую пищу.
Есть ли у птиц уши?
Очень важно для птиц иметь хороший слух. У птиц есть уши. Органы слуха, ориентация в пространстве и способность к равновесию во время движения – все это связано с ухом. Полет требует больших затрат энергии. Поэтому быстрее обмен веществ у птиц протекает очень быстро. Температура тела птиц очень высокая между 40 и 45 градусов Цельсия. Учащенный пульс и высокая скорость дыхания. Например, воробьиное сердце бьётся более 500 раз в минуту.
Какая из птиц самая – самая?
Название «самой – самой» из всех летающих птиц по праву претендуют три кандидата. Каждый из них чемпион в своей категории. Самая тяжелая птица – это бородатая дрофа, обитающая в Южной Африке, самец, который может весить до 20 килограммов. Самый большой размах крыльев у альбатроса – до трех с половиной метров. А вот чемпионом по ширине крыльев является южно – африканский кондор. Каждое крыло достигает ширины в один метр двадцать сантиметров. Так что можете выбрать победителя сами.
С какой скоростью летают голуби?
50 – 70 км/ч. Все зависит от преодолеваемого расстояния и ветра. При попутном ветре он может достигать и 100 км/ч. Еще утром быстрокрылый сизарь кружил над Парижем, а вечером встречайте в Бонне.
Почему голубям доверяют переносить
почту?
В прошлые времена, когда ещё не придумали телеграф, телефон и другие технические средства связи, было замечено, что переносить почту могут голуби. Эти птицы умеют очень точно находить дорогу и возвращаться даже издалека обратно в то место, откуда их выпустили. Первыми начали использовать для доставки почты китайцы и египтяне. У греков голубиная почта появилась в 5 веке до нашей эры.
Особого вида – почтовый голубь – в природе, конечно, не существовало. Для этой цели отбирали птиц сильных и здоровых. Корреспонденцию прикрепляли ему к лапке или вешали ему на шею, и голубь отправлялся в дорогу. В дальнейшем почтовых голубей начали выводить специально, и голубиная почта появилась во многих странах мира: у частных лиц, в государственных учреждений, в армии. Так, в боевом уставе римской армии еще в 1 веке до нашей эры содержалось предписание каждому легиону иметь своих почтовых голубей. Многие тысячелетия почтовые голуби, верно, служили людям. Уже позже, с возникновения журналистики, свои голубятники завели и многие редакции. Иногда журналисты, отправлялись в командировки, захватывали с собой тренированных птиц, чтобы с помощью их побыстрее передать в редакцию важные сообщения.
Современные технические средства связи, казалось бы, вполне заменили голубиную почту. Какое – то время так и было. Но в конце 80 – х. годов появилось сообщения, что в Англии, США и ряде других стран голубиная почта возвращается.
Существует ли «синяя птица»?
Выражение «гонятся за синей птицей» у некоторых европейских народов означает «искать счастье». В России образ синей птицы стал популярен с начало 20 – века благодаря пьесе бельгийского писателя М. Метерлинка «Синяя птица».
Синяя птица стала символом прекрасной, но недостижимой мечты. Недостижимой, потому что синей птицы, как считалось, нет в природе. Но оказывается, птица с таким названием существует. Она относится к отряду воробьиных, семейству дроздовых живет в горах Южной и Средней Азии. Она похожа на обыкновенного дрозда, но с более длинным хвостом и длинными ногами. Длина ее тела около 35см, оперение скорее темно – фиолетового цвета с лиловым отливом, чем синее. Синие птицы любят селиться в ущельях, вблизи озера, рек и ручьев. Они обожают купанья, после которых они не отряхиваются, как большинство пернатых, а долго бегают по камням, пока не обсохнут перья.
Кто может видеть впереди себя и за спиной?
Это вальдшнеп, птица, которая уже много лет привлекает внимание ученых. Прежде всего вальдшнеп – мастер прятаться. Его оперение – настоящий маскировочный халат. Волны бурых, охристых перья с вкраплениями черного и белого покрывают спину и крылья птицы. Пестрота размывает птичку, растворяет ее очертания на фоне лесной подстилки из листьев и травы. Даже зная место, где затаился вальдшнеп, не всегда его можно разглядеть. Грудь прикрывает серая тельняшка, а подкрылья у него охристо – ржавые. Поэтому внезапно взлетевший вальдшнеп кажется огненным цветком. Глаза у него устроены удивительно, ими птица замечает все вокруг. При этом ей не надо крутить головой, она может сохранять неподвижность и видеть все вокруг. Дело в том, что необыкновенно красивые глаза вальдшнепа подобные перископам. Крупными черными маслинами выделяются они на долгоносой голове. За счет того, что органы зрения отнесены необычно далеко назад, к затылку, лесная птичка может одновременно контролировать пространства впереди и за спиной.
Какие перья помогают сове слышать?
Среди всех птиц лучше всех слышит сова. Она также лучше всех ориентируется, откуда идет звуковая волна. Как же это у них получается? У сов во многом необычный слуховой аппарат. У некоторых из них слуховые раковины весьма большого размера. Они образуются большими складками, на которых растут перья. Всего перьев около 600. Одна их часть расположена впереди слухового аппарата, а другая позади. Жесткие перья на слуховом аппарате и перья помягче, которые располагаются концентрическими кругами вокруг клюва, создают так называемый лицевой диск. Он очень подвижен. Двигаться может не только каждое перо, но также складки кожи и целый слой перьев. Всё это вместе взятое и помогает сове точно определять, откуда идет звук, и с какого, расстояния.
Важно ещё и то, что уши у сов располагаются асимметрично.
На правой стороне головы кожная складка расположена над слуховым отверстием, направляя его ось вниз, а на левой стороне, наоборот, под слуховым отверстием. Ученые считают, что именно такое расположение ушей позволяет сове особенно хорошо определять направление звука.
А улавливает она даже очень слабые звуки. Это объясняется тем, что ее барабанная перепонка увеличена гораздо сильнее, чем у других птиц, а по размерам она такая же, как у льва или ягуара. Таким образом, давление звуковой волны, которое передается во внутреннее ухо, усиливается в 40 раз. ( Для сравнения : у человека такое давление усиливается только в 18 раз.)
Исследования показывают, что все совы слышат неодинаково. Лучше всех слышит болотная сова, в её слуховых центрах, которые расположены в головном мозге, насчитывается 46010 нейронов. У сизого голубя в слуховом центре имеется всего 8 тысяч нейронов.
Предварительный просмотр:
Работу выполнила учитель
начальных классов
Манакова Марина Васильевна
МОУ Мирненская СОШ
658277 Алтайский край
Угловский район п.Мирный
Ул.Боровая д.12
Тел.8(385-79) 24-3-80
2011г
Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах?
(Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)
Чем ценна древесина лиственницы?
( Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.)
Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему?
( Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)
Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?
( Сосна - светолюбивое дерево.)
Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?
( В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)
Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища?
(Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения.)
Какое дерево цветет позднее всех?
( Липа. Цветет летом.)
Какое растение называют северной мимозой?
( Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки складываются и «вянут», как у мимозы стыдливой)
Какие ядовитые грибы растут в наших лесах?
( Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб.)
Съедобен ли дождевик?
( Молодые дождевики едят.)
В какое время суток следует отправляться за грибами?
( С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)
Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Зверя?
( Вороний глаз. Волчье лыко.)
Какую ягоду называют северным гранатом?
( Костянику.)
« ЛЕСНАЯ АПТЕКА»
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
( Приложить лист подорожника.)
Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых?
( Листья подорожника.)
Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
( Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)
Какая ягода заменяет лимон?
( Клюква, содержит лимонную кислоту.)
Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
( Черная смородина, шиповник.)
Какими лечебными свойствами обладает мать и мачеха?
( Отвар из сухих цветков – хорошее средство от кашля.)
Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?
( Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)
Какие болезни лечит красавица – березка?
( Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство.)
Когда следует собирать лекарственное сырье?
( Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения, листья – перед цветением или в начале его, корни и корневища – весной и осенью, кору – весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.)
Назовите правила сушки лекарственного сырья.
( Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают.3 -4 раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.)
« ОСТРОГЛАЗ.»
Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?
( Воронье – лотком, сорочье – круглое, с крышей.)
Как по клюву различить молодого грача и взрослого?
( У взрослого грача основание клюва белое.)
Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему?
( Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)
Какая птица умело подражает голосам многих птиц?
( Скворец.)
У птенцов рот ярко – красный или оранжевый. Почему?
( Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги) птицы – родители суют корм в раскрытый клюв.)
На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа?
( Дятел весной пил березовый сок.)
Кто кукует у кукушки? ( Самец.)
Какие насекомые появляются весной первыми? Почему?
( Зеленовато – синие гренландские мухи, бабочки крапивницы, лимонницы, комары – толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии.)
Какие ягоды можно собирать весной из – под снега?
(Клюкву, бруснику.)
Что обозначает «плач» березы весной?
( Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.)
Какое травянистое растение зацветает первым? Когда?
( Мать – и – мачеха, в апреле.)
Какое растение называют « цветок – букетик»? Почему?
( Медуница. Сначала все цветы розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют свою окраску.)
Почему у березки молодые листочки клейкие?
( Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)
Какое значение имеет листопад?
( Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями, защита дерева от поломок.)
У каких растений листья краснеют?
( У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки.)
Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними?
(Они самые молодые, дольше живут.)
Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?
(Зимний дуб.)
У каких растений семена снабжены « парашютами»?
(У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)
Какие животные помогают распространять семена?
( Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки.)
« МАЛЕНЬКИЕ ТАЙНЫ ПРИРОДЫ»
Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое?
( Это домик личинки цикадки – пенницы, или слюнявницы. Она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)
«Летят паутины над сонным жнивьем.»Объясните это явление. Когда оно бывает?
(Летающие нити – это паутина, на которой, расселяясь, маленькие паучки. Осенью.)
Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
( Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
Какое дерево «переодевается», становясь то серо – серебристым, то зеленым?
( Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у нее в верхней части сильно сплющены.)
Почему крапива «жжется»?
( В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)
Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое – четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяют тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?
( На теле зайчонка нет потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.)
Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как называют зайчат каждого выводка?
( Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст, летние зайчата – «колосовики» и «травники», осенние – «листопадники».)
Как называют гнездо белки?
(Гайно. Шарообразное с наружи гнездо замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью. У заботливой матери белки бывает от трех до пяти гнезд. Когда в теплом гнезде разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо. То же самое она делает в момент опасности.)
Какой зверь самый чистоплотный?
( Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.)
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?
(Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.)
Почему яркую божью коровку птицы не клюют?
( Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)
Назовите самого прожорливого хищника планеты.
( Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)
Почему луговую герань называют журавельником?
( Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)
«ОХРАНА ПРИРОДЫ»
Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
( Лесную подстилку образует лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т.п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)
Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивал мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?
( Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300 – 500 лет.)
Почему не в каждом лесу растут лишайники?
( Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)
Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры?
( Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места.)
Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
( Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)
Почему к весеннему шмелю нужно относится особенно бережно?
( Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
Каковы причины лесных пожаров?
(Непотушенный костер, окурок, молния.)
Как правильно разжечь костер?
( Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить.)
Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
( Фотоохота.)
«БЮРО ПОГОДЫ»
Признаки ухудшения погоды.
Какая будет погода?
Рыба не клюет – она сыта.
Пчелы сидят в улье и громко гудят.
Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.
Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации.
Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.
Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.
Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.
Крот нагребает высокие холмики.
Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
Признаки хорошей погоды.
Какая будет погода?
Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
Ласточки и стрижи летают высоко.
Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.
Соловей поет всю ночь.
Птицы весело поют.
Раскрыты цветки кувшинки.
Голуби разворковались.
Паук усиленно плетет сети. ( К сухой погоде.)
Предварительный просмотр:
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
В ПРИРОДЕ.
Фенология занимается изучением закономерностей сезонного развития природы. Особенно большое значение фенологические материалы имеют в сельском и лесном хозяйстве, пчеловодстве, охотничьем промыслах. Они используются в озеленении, здравоохранении, охране природы.
Систематические наблюдения над сезонными явлениями научат вас любить и понимать природу, помогут ознакомиться с растениями и животными своей местности. Вести наблюдения нужно в одном и том же месте длительное время.
Явления в мире растений.
Фенологические наблюдения над древесными растениями в местных условиях надо начинать с конца марта, когда начинается сокодвижение у клена, затем у березы. Отмечают следующие даты.
Начало сокодвижения. Из отверстий в стволе появляются капельки сока.
Начало облиствения. Первые листья раскрылись и развернулись, и издали становится заметной зеленая дымка на деревьях. Охвоением сосны считается день расхождения хвои на концах почек.
Начало цветения. Для травянистых растений отмечается датой, когда на участке появились 2 – 3 первых зацветших растения. У березы, осины, ели, сосне начало цветения отмечают в день, когда при отряхивании ветвей появляется пыльца. У калины началом цветения считается раскрывание внутренних цветков.
Начало созревания плодов. Появление первых зрелых плодов отмечается в день, когда плоды стали мягкими, съедобными, приобрели свойственную данному виду окраску. Созревание плодов – летучек (осина, ива, тополь) определяется по появлению летящих плодов и семян – «пуха».
Начало созревания черемухи. У первых ягод в кистях мякоть стала коричневой.
Плоды рябины созрели, если в них обнаруживаются коричневые семена.
Массовое созревание плодов. У большинства растений данного вида большая часть плодов созрела.
Начало осеннего пожелтения листвы, хвои. В кроне 2- 3 деревьев замечены первые полностью по – осеннему раскрашенные листья хвоинки или целые ветки.
Массовое осеннее пожелтение листвы.
У большинства растений данного вида стали преобладать по – осеннему окрашенные листья.
Массовый листопад, хвоепад. После заморозков, ветра листопад идет очень интенсивно. Это следует иметь в виду, чтобы вовремя отметить конец листопада – день, когда крона деревьев полностью освободилась от листвы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЯВЛЕНИЙ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ.
ПТИЦЫ:
Большая синица начинает петь очень рано. Поэтому следует иметь ввиду вероятность услышать ее первую песню в середине зимы.
Фактическое начало прилета грачей бывает трудно определить, так как в конце зимы и в начале весны они широко кочуют. Поэтому рекомендуется отмечать, помимо первой встречи, хорошо наблюдаемый момент появления первых грачей на грачевниках (гнездовьях).
Разгар весеннего прилета уток и гусей отмечается датой или серединой из нескольких дат, когда наблюдалось наибольшее количество стай и наибольшая сумма составляющих ее особей.
Прилет ласточек и стрижей отмечается датами появления первых групп этих птиц. Стрижи появляются обычно массово. Следует учитывать возможность временного исчезновения ласточек и стрижей после их появления, вызываемого возвратом холодов.
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.
Начало выхода сусликов из нор отмечается датой, когда замечены единичные зверьки или обнаружены следы их активности на снегу.
Начало выхода сурков отмечается также, как и у сусликов.
Наблюдения за летучими мышами надо проводить после заката солнца у стоячих водоемов, на опушках и полянах, в парках, скверах , садах.
Первые появления молодых сусликов отмечается датой, когда среди появляющихся на поверхности зверьков впервые замечены резко отличающиеся мелкими размерами особи.
КАЛЕНДАРЬ РОДНОЙ ПРИРОДЫ И
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ.
1.От января до декабря.
Январь – вершина зимы.
В старину январь называли «Вершиной зимы». У нас это самый морозный месяц в году. Этим он напоминает вторую половину декабря, хотя прошедший месяц не баловал морозами. Большую часть месяца стоит малооблачная, морозная погода со слабыми юга – западными ветрами. Оттепели бывают, но очень редко и продолжаются не дольше 1 дня, после чего снова начинается похолодание.(за сутки - 20 – 25 градусов).
Январь – самое тяжелое время в жизни зверей и птиц.
Значительная часть птиц гибнет не столько от холода, сколько от голода. Чтобы спасти пернатых друзей, следует подкармливать их на кормовых столиках.
В ясные, солнечные дни в мрачной, суровой тайге, укутанной глубоким снегом, нередко слышится пение клестов. Они не страдают от недостатка корма. Шишек ели, сосны всюду много, а добывать из них вкусные, питательные семена птицам своим массивным крючковатым клювом совсем не трудно.
Мало от морозов страдают снегири. Целыми часами они сидят на деревьях, перекликаясь между собой тихими свистами.
Лоси продолжают держаться отдельными семьями, кочуя по болотистым сограм, обросшим осинником и сосняком.
В январе больше стало синего неба, наступает прояснение – синеют небеса.
ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ.
ФЕВРАЛЬ.
Февраль - последний месяц зимы. Значительно увеличивается длина светового дня, заметно повышается интенсивность солнечного освещения. В степных районах края солнце светит в два раза дольше, чем в январе. Вторая половина февраля имеет неустойчивую погоду. Часто идут обильные и длительные снегопады, ветры достигают большой силы. С установлением теплой погоды, происходят изменения в поведении птиц. Они становятся более оживленными и деятельными. Запевают синицы, песни их робки и непродолжительные. В конце месяца начинают распадаться стаи у ворон и сорок. Черные вороны становятся к концу месяца менее многочисленными, они постепенно откочевывают на восток. В феврале начинается гон у волков. В конце месяца, по ночам, можно услышать лай лисиц -самцов. Лисицы теряют свою обычную осторожность.
Для лосей февраль наиболее трудный зимний месяц. Образующийся по утрам плотный наст не может удержать огромную тяжесть животного, оно проваливается, а острые края разломанной снежной корки ранят ноги. Звери стараются не предпринимать дальних походов и держатся на небольших участках, называемых охотниками зимними «стойбищами». Молодые самцы сбрасывают рога.
Полеводы продолжают работы по накоплению снега на своих участках и полях.
ВЕСНА – ЗАПЕВКА ГОДА.
МАРТ.
За начало весны принимают 21 марта – день весеннего равноденствия. В этот день на всем земном шаре продолжительность дня и ночи равны между собой. В северном полушарии начинается весна, а в южном осень.
На крышах домов тает снег, со звоном капают сверкающие на солнце крупные капли. Края крыши обрастают толстыми ледяными сосульками. Снег становится рыхлым и зернистым. На полях появляются первые проталины, чернеют обочины дорог, обнажается помятая под снегом прошлогодняя, сухая, пожелтевшая трава.
Постепенно откочевывают к северу: чечетки, совы, свиристели, щуры, пеночки, подорожники. С момента появления проталин на полях, начинается возвращение с зимовок перелетных птиц. Первыми прилетают галки, в середине месяца прилетают грачи. С прилетом грачей начинается настоящая весна. Прилетают скворцы, жаворонки, на лесных опушках появляются небольшие стайки зябликов.
Большое оживление и у воробьев, они громко трещат, затевают между собой оживленные драки.
У пушистых белочек кончилась зима, они стали очень подвижны.
Мартовское солнце живительное влияние оказывает и на жизнь растений. У многих из них кончился период покоя, они пробудились от долгого зимнего сна. Начинается подготовка к цветению у некоторых ив.
С наступлением теплых солнечных дней пробуждаются многие насекомые. Земля еще покрыта снегом, а на улицах начинают порхать бабочки, мухи, жучки « божьи коровки».
Пересаживают многие комнатные растения, обрезают засохшие у них за зиму ветки, опрыскивают и подкармливают цветы минеральными удобрениями.
МЕСЯЦ ВЕСЕННИХ ЦВЕТОВ.
АПРЕЛЬ.
Апрель – месяц бурных потоков, ледохода, первых весенних цветов и возвращение на родину перелетных птиц.
Весна приходит и в лес. В середине месяца появляются всюду многочисленные проталины. Происходит взламывание льда на крупных реках и озерах.
В середине месяца над городами и селами края пролетают косяками журавли. В камышовых зарослях появляются серые цапли, а по ночам громко кричит большая выпь. Вслед за водоплавающими птицами летят хищники – соколы, луни, коршуны и громадные орлы.
В березняки возвращаются шумные дрозды. В степях просыпаются хомяки и ежики.
У лосей, маралов, ласок, косуль отрастают рога. У зверей продолжается начавшаяся еще в марте линька.
Над первыми весенними цветами появляются шмели, осы, пчелы. Тополя меняют свой вид. Их кроны становятся гуще от набухших и листовых почек, да и цвет стал другим, ярче, красивей.
ЧТО НИ ДЕНЬ, ТО НОВЫЙ ЦВЕТ.
МАЙ.
Май – месяц зелени и птичьих песен. Это последний месяц весны и первый месяц начинающего лета.
Как только в лесах появляются волосатые гусеницы бабочек, в лесах начинает куковать кукушка. Чуть позднее соловьев возвращаются к нам маленькие перепела. Большую часть своего пути они прошли пешком. Путешествие кончилось, и сейчас петушки перепела день, и ночь пронзительно кричат «спать – пора»…
Прилет птиц в мае идет и ночью. Птицы летят, как в одиночку, так и стаями. В мае – июне идет отел у копытных зверей. Раньше ящериц просыпаются змеи. Особенно рано просыпается гадюка. Несколько позже выползают из зимних убежищ ужи.
Май – время нереста большинства наших промысловых рыб.
В середине мая листвой покрываются все наши деревья и кустарники. В мае продолжается сбор лекарственного сырья.
Изумрудной зеленью покрываются поля озимой пшеницы и ржи.
Кончилось трудное время у домашних животных.
Начинается весенний выпас скота.
РУМЯНЕЦ ГОДА.
ИЮНЬ.
Июнь – первый месяц алтайского лета. Месяц буйного роста трав и деревьев. Время цветов, пенья птиц и появление молодняка у большинства животных. Дни в июне длинные. От восхода до заката более 17 часов. 22 июня – самый длинный день и самая короткая ночь. Этот день считают началом астрономического лета.
Впервые дни месяца вылетают из гнезд, птенцы зябликов, воробьев, щеглят. Каждый поет на свой лад, стараясь перекричать один другого. Да и окраска у них серая, совсем не похожая на яркую окраску взрослых птиц.
У лосей, маралов, горных козлов и горных баранов появляются детеныши.
В начале июня начинается линька у всех наших зверей. Каждый зверек оделся в летнюю шубку, под цвет окружающей среды.
Зацветают боярышник и калина. Много травянистых растений цветет и в сосновых борах. В середине месяца обильно цветет земляника. В июне появляются почти все наши грибы ( сыроежки, дождевики, шампиньоны, белые, грузди, рыжики, лисички).
КРАСА И СРЕДИНА ЛЕТА.
ИЮЛЬ.
Июль – самый жаркий месяц на всей территории края. Июль – месяц наименьших контрастов в жизни природы. В конце месяца перестают петь птицы.
У птиц начинается линька. Они забираются в самые дебри камышей и там живут до тех пор, пока не отрастут новые перья.
У разных зверей в июле жизнь идет по – своему. Целыми днями без умолку, громко звенят в траве кузнечики. Над лугами быстро летают различные виды стрекоз, ловят на лету мелких насекомых – к хорошей погоде.
К середине месяца степь выгорает. Отцветают все яркоцветущие растения. Травы желтеют, а листья становятся сухими и нередко сворачиваются в трубочки. Сочной зеленью покрыты лишь берега степных соленых озер.
Начинается ягодный сезон: спеет земляника, черника, клубника, лесная малина.
Сборщики лекарственных растений в июле собирают листья багульника, крапивы двудомной, подорожника, пастушьей сумки, пустырника, хвоща полевого, полыни горькой, тысячелистника, череды, липы, ягоды лесной земляники.
Во второй половине месяца зацветает картофель.
МЕСЯЦ ПАДАЮЩИХ ЗВЕЗД.
АВГУСТ.
Август – последний месяц алтайского лета. День заметно идет на убыль. Ночи удлиняются и становятся темнее. В августе солнца и тепла много.
В первой декаде заканчивается высиживание птенцов. Белки собирают шишки во рту и прячут их в дуплах деревьев. На ветках кустарников зверьки сушат грибы. Зимой белки нередко забывают про свои кладовые, и их удается найти весной сохранившимися. У лисят начинается линька. Темный пухлявый щенячий мех заменяется мехом, который по окраске приближается к меху взрослых лисиц. Барсуки запасают в норы много меха и сухих листьев, которые таскают пятясь задом. Из них они делают теплую постель, в которой не будут страшны зимние морозы.
В конце лета в жизни растений происходят большие изменения. Цветущих растений становится все меньше и меньше. Особенно это заметно в степях. На пустырях вблизи дорог отцветают лиловые татарники и пурпурные головки чертополоха. Начинается листопад. В конце месяца появляются первые желтые листочки на березах и тополях. Продолжается сбор лекарственных растений.
НАСТУПАЕТ МЕСЯЦ ЛИСТОПАДА.
СЕНТЯБРЬ.
Сентябрь – первый отчетливый осенний месяц на всей равнинной и горно – степной частях Алтайского края. Погода в сентябре, в большинстве случаев, стоит сухая и ясная. Отдельные дни бывают теплые , что напоминают лето. В лесах в сентябрьские дни становится оживленнее. Они снова наполняются голосами птиц. Все чаще стайки больших синиц появляются в городах, оживляя их своим нравом. Все чаще в небе можно увидеть треугольники журавлей, которые летят в теплые края. В конце месяца заканчивается линька почти у всех оседлых птиц: тетеревов, рябчиков, глухарей, куропаток. Осенняя линька у промысловых зверей протекает слишком медленно, постепенно. Темноватый, тусклый мех меняется на пушистую, мягкую зимнюю шубку, в которой не страшна зима. Сильно жиреют , готовясь к зимней спячке: барсуки, суслики, сурки. В последние дни месяца залегают в спячку бурундуки. В теплые дни они просыпаются и подкрепляются из своих запасов, а затем снова засыпают. В спячку впадают многие жуки, мухи, тараканы. С наступлением холодов, погибают все насекомые, которые не впадают в состояние временного оцепенения.
Самым характерным явлением осенней природы является листопад. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт. На место монотонной зеленой летней окраски древесной растительности выступает большое разнообразие осенних тонов. Осенью изменяют окраску не только деревья и кустарники, но и раскрашенными становятся травы. Цветущих растений в сентябре мало. В тайге созревают семена у хвойных растений. У сосны семена зрели долго, а высыпаются они только ранней весной, когда в лесу лежит еще много снега. В сентябре растет много грибов( рыжики, сыроежки, подосиновики, дождевики, шампиньоны, опята).
МЕСЯЦ БЛИЗКОЙ ПОРОШИ.
ОКТЯБРЬ.
Октябрь – второй период осени. Погода стоит в течении всего месяца прохладная. Небо подолгу затянуто тяжелыми дождевыми тучами. В основном идут моросящие дожди, переходящие в мокрые хлопья снега или в крупу. Редко бывают и теплые дни. Замерзают лужи, появляется лед по краям прудов, и оттаивают лишь к вечеру. В начале октября начинается прилет северных птиц. Первыми появляются свиристели, затем красногрудые снегири.
В жизни зверей большие изменения. Продолжается линька у зверей: лис, волков, горностаев, зайцев, норок, росомах. В степях глубоко в норы забираются тушканчики. И в них зверьки спят до тех пор, пока не появятся высокие травы.
К середине октября деревья и кустарники полностью сбрасывают с себя листву. Частично опадает хвоя у сосны. Листопад не вредит деревьям, а, наоборот, предохраняет их от излишнего испарения. Наши хвойные деревья – ель и сосна – засухоустойчивые растения. Цветущих растений в октябре уже нет. Только в затяжную, теплую осень в начале месяца можно встретить одиноко цветущие одуванчики, невзрачные цветочки пастушьей сумки.
Цветоводы в своих садах перед наступлением холодов укрывают на зиму розы, пионы, лилии, тюльпаны.
МЕСЯЦ САННОГО ПЕРЕПУТКА.
НОЯБРЬ.
На территории Алтайского края осенний месяц ноябрь по праву считают началом установления зимы. Начинается самый длинный сезон года. На нашу территорию нередко вторгаются холодные воздушные массы. В первые дни месяца выпадает снег, и устанавливается снежный покров. Это происходит с 4 – 12 ноября. В ноябре замерзают реки.
По опушкам лесов и на пустыре, поросших репейником, держатся небольшие стайки щеглов, снегирей, чечеток. В лесах появляются щуры – крупные коренастые птицы, обитатели северных лесов. Подобно дроздам, кочуют птицы в поисках ягод. Особенно любят птицы рябину. Уничтожив ягоды в одном месте, они перекочевывают в другое. Где бы ни остановились в течение зимы, с первым же признаком весны они спешат на север. Снегири и щуры выедают из ягод одни семена. В жизни промысловых зверей мех становится полноценным, а добыча выгодной.
Сбросив с себя листья, деревья и кустарники сейчас же привлекают к себе внимания. Они кажутся безжизненными, мертвыми. В их корнях, стволах, ветках происходят сложные изменения. Растения впадают в период глубокого покоя. Период покоя для растений имеет большое значение, но у всех растений он длится по- своему. У тополя, черемухи, сирени он заканчивается к декабрю. У березы продолжается до февраля.
МЕСЯЦ ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ.
ДЕКАБРЬ.
22 декабря – день зимнего солнцестояния. В декабре много пасмурных дней. Часто идут снегопады и дуют сильные ветры. Нередко снежные бураны. Декабрь самый ветреный месяц в году. Осадков выпадает немного.
Многие птицы по – прежнему держатся стайками, которые кочуют с места на место в поисках пищи. Стайность эта особенно заметна у мелких птиц. Короткий декабрьский день у них полностью уходит на добывание пищи, так как расход сил и тепла зимой очень велик. Ближе к селеньям держаться и вороны, сороки. Глухари и рябчики питаются по утрам и вечерам, а куропатки в поисках пищи целые дни бродят по буграм снега. Заяц – беляк проводит все время на лежке в ямке. Ночью он выходит на кормежку: он поедает кору различных кустарников. За ним охотится волк, лиса, ястреб – тетеревятник. У всех зверей отрос теплый мех, и им не страшны суровые морозы и метели.
Деревья и кустарники продолжают находиться в покое. Их почки, образовавшиеся летом уже готовы. Ветви и стволы деревьев и кустарников покрыты корой и пробковой тканью, которые защищают растения от колебаний температуры.
Предварительный просмотр:
СОСНА
Зарделись ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
И покрывала златотканые.
С.Есенин.
В греческой мифологии со хранилась легенда о судьбе красавицы нимфы Питие, ко торую полюбил бог ветра Бо рей и, приревновав ее к лесно му богу Пану, превратил ним фу в сосну. Сосны издавна счита лись волшебными деревьями.
Так, в Древнем Вьетнаме их сажали у дворцов императоров в ка честве символа процветания, ве личия и долголетия монархов. Этрус ки почитали итальянскую сосну пинию (от имени Питие), рощи которой объяв лялись священными. Исключительная красота пинии позволила
этому дереву стать одним из самых популярных на его родине — в Ита лии. Пинию там называют pino domestico, что в переводе с итальянского означает «домашняя сосна». В странах Средиземноморья пинию выращи вают с древнейших времен. Установлено, что это дерево было известно людям уже в начале I тысячелетия до нашей эры.
Сосна широко распространена практически по всему Северному полу шарию. Всем хорошо знакома сосна обыкновенная — светолюбивое веч нозеленое дерево, растущее как на открытых пространствах, так и в лес ных массивах. Высота дерева — от 25 до 35 м, иногда до 50 м и выше. Листья сосны обыкновенной довольно короткие, растут пучками. Шишки небольшие (длиной 3-7 см и шириной 2-3 см), в основном одиночные, но иногда по 2—3, сначала располагаются на ветках вертикально, но при созревании повисают.
На территории нашей страны сосна является самым распространен ным древесным растением. Она встречается повсеместно от Белого до Черного моря в направлении с севера на юг и от границы с Белорусью до Восточной Сибири включительно в направлении с запада на восток. При чиной тому служит неприхотливость сосен к почве, хотя, конечно, вели чественные боры растут лишь на добротных песчаных почвах и сухих песках. Однако дерево способно селиться на меловых обнажениях, гра нитных скалах и поросших мхом болотах. Суммарная площадь сосновых лесов нашей страны достигает 100 млн.га. Впрочем, человек в ходе хозяйственной деятельности ограничивает область распростране ния сосны.
Дерево невероятно чувствительно к загрязнению воздуха. Сажа и газы быстро за купоривают дыхательные устьица пены, и дерево погибает. Промышленные выбросы в атмосферу близ городов сокращают число сосно-вых рощ, окружающих поселения че ловека.
Преобладающий в России вид сосен – сосны обыкновенные. Кроме нее, в Сибири произрастает сосна сибирская, не совсем точно называемая кедром, а в Приморье встречается сосна корейская. Площадь лесов корейской сосны на нашей территории составляет 4 млн га. Это дерево обладает древесиной с отличными качествами, а потому является ценным лесохозяйственным растением. Также в нашей стране, на Чукотке, встречается относящийся к данному роду кедровый стланик, носящий научное название карликовой сосны. У Хвалынска, в Нижнем Поволжье, находятся рощи реликтовых третичных сосен, с ботанической точки зрения родственных современной
сосне обыкновенной.
БИОГРАФИЯ СОСНОВОЙ ШИШКИ
Сосна обыкновенная — дерево хорошо знакомое жителям многих районов нашей страны. Она растет на огромной террито рии — от Карелии на севере до Казахстана на юге и от западных границ страны до Восточной Сибири.
Внешний вид сосны очень привлекателен. Особенно наряден у этого дерева ствол, покрытый в верхней части гладкой корой бронзово-оранжевого цвета. Только внизу ствола кора менее красива — серовато-коричневатая, с глубокими трещинами. По смотрите ясным летним вечером на сосновый лес. Он в этот момент очень наряден. Бронзовые стволы словно светятся в лучах заходящего солнца, а рыхлая кудрявая крона радует глаз светлым зеленым цветом.
Как выглядят зрелые сосновые шишки, наверное, многие видели. Коричневатые, деревянистые, величиной немного больше грецкого ореха. Когда сухие — рыхлые, упругие, с оттопыренными чешуями. Такие шишки иногда во множестве валяются под ста рыми соснами.
Из чего же вырастает сосновая шишка и сколько времени развивается? Биография ее интересна и заслуживает подробного рассказа. Прежде чем стать вполне зрелой, коричневатой, дере вянистой, шишка проходит долгий путь развития.
Все начинается с маленького красноватого шарика размером с крупинку пшена. Именно так выглядит будущая шишка в самом юном возрасте, когда ей всего несколько дней от роду. Шишечка-крупинка появляется на свет в конце
весны, когда у сосны начинают расти из почек молодые побеги. Эти побеги первое время еще не не сут обычных хвоинок, длинных и зеленых. Вместо них мы видим только короткие пеньки, маленькие беловатые отростки, заострен ные на конце. Именно на верхушке такого молодого побега и распо лагается маленькая шишечка. Иногда их бывает сразу две. Найти шишечку на побеге не очень просто, она мало заметна. Но даже тот, кто ее увидит, вряд ли догадается, что это такое. Кому придет в голо ву, что перед ним маленький зачаток большой сосновой шишки.
В течение лета юная шишечка немного подрастает, к осени дости гает размера горошины, становится зеленой. В таком виде она зимует. На следующую весну развитие ее продолжается дальше. Шишечка сильно увеличивается в размерах, а к концу лета приобре тает свою взрослую величину и форму, но остается еще зеленой. К зиме она делается вполне зрелой, коричневатой, но не раскрывается. Чешуи ее плотно прижаты, и семена не могут высыпаться. Рассеи вание семян происходит позднее — только на третью весну, в сухие солнечные весенние дни, когда уже сошел снег. Шишки сильно под сыхают, чешуи их оттопыриваются и крылатые семена освобож даются из своего долгого заточения.
Такова биография сосновой шишки, если ее изложить более или менее подробно. Как видим, шишки сосны зреют довольно долго — около двух лет. А семена высыпаются и того позднее — только на третью весну. Сосна в этом отношении сильно отличается от ели, пихты, лиственницы. Шишки этих деревьев гораздо более скороспе лые. Они созревают уже к осени первого года.
Дольше зреют шишки сибирской сосны, которую неправильно называют кедром. Здесь дело обстоит почти так же, как у сосны обыкновенной с которой мы только что подробно познакомились. Для достижения полной зрелости шишке требуется около двух лет.
Два вида сосны — обыкновенная и сибирская — сильно разли чаются друг от друга по многим признакам. У_сосны обыкновенной, например, хвоинки располагаются попарно, а у сибирской собраны в пучки по пять. У первого дерева крона очень рыхлая, ажурная, про пускает много света, у второго, напротив, плотная, густая, сильно затеняет почву. Сосна сибирская отличается еще тем, что шишки ее гораздо крупнее и никогда не раскрываются. Они опадают на землю целиком вместе с семенами — теми самыми кедровыми орешками, которые многим знакомы. Семена сибирской сосны тоже особые — очень крупные, лишенные крылышка, одетые крепкой оболочкой. Они не могут распространяться ветром, и их разносят по лесу различные птицы и звери (кедровка, бурундук и др.).
Условия произрастания
Растет сосна на сыпучих песках и болотах, плодородных почвах и на почвах с вечной мерзлотой, в городах поднимается до 1700 – 1800 метров над уровнем моря. Обладает высокой приспосабливаемостью и к богатству почв, и к влажности. Сосна растет на почвах различного механического свойства, однако, на легких значительных.
Из всех древесных пород произрастающих на песчаных почвах, сосна наиболее устойчива к недостатку влаги. В этих условиях ее корни проникают в глубь почвы до шести метров и даже в засушливые периоды снабжают дерево влагой.
Растёт быстро.
Сосна растёт быстро. Особенно значителен прирост у неё в высоту с 10 до 40 лет. Сосна обладает пластической корневой системой, которой может изменяется от эдофических ( Прим. Ред. почвенных)условий.
Растёт сосна преимущественно на почвах легкого механического состава, живет до 350 – 600 лет.
Обилие света соснового бора.
Войдём в сосновый бор после посещения кедрового леса. Что прежде всего бросается в глаза? Обилие света! Нет той суровости и даже мрачности во всей лесной обстановке. Огромные колонны стволов, кажется, упираются своими вершинами с увенчанными вечнозелёными кронами в небо.
Пора цветения.
Цветёт сосна весной. Цветы мужские и женские располагаются на одном дереве. Мужские колоски (красного цвета ) после вылета пыльцы опадают, а женские продолжают развиваться.
Во время опыления все в сосновом бору заполнено золотистой пыльцой. Она ложится на деревья, на траву, на вашу одежду. Вес пыльцы ничтожно мал, и она разносится ветром на огромное расстояние.
Весь процесс развития семени длится полтора года. Созревают они осенью и находятся в шишках всю зиму, весной же, при наступлении тёплой погоды, шишки раскрываются и семена выпадывают. Раскрытые пустые шишки висят ещё два – три года.
Семена мелкие, имеют крылышко, с его помощью разносятся ветром до двух километров от дерева.
Толстая кора сосны – спасение от беглых пожаров.
Кора толстая, в комлевой части достигает десяти сантиметров и надежно предохраняет ствол от огня. Толщина коры на высоте 30 – 50 сантиметров от земли в пять раз толще, чем на середине ствола. Поэтому так называемые беглые лесные пожары, которые распространяются по земле и быстро уничтожают молодые деревца, оказываются неопасными. Это неоценимое качество вида позволяет ему успешно распространяться и жить.
Янтарь – это тоже сосновая смола, только…
А кто не знает про чудесный янтарь? Янтарь – это тоже сосновая смола, только миллионы лет пролежавшая в земле. В некоторых кусочках янтаря встречаются насекомые, сделавшие когда – то опрометчивый шаг, присев на вытекшую смолу – живицу.
У янтаря богатая световая гамма – от золотисто – желтого и красного до сине – зеленоватого и почти черного цвета.
Высшим достижением искусства обработки янтаря стала знаменитая янтарная комната в Царском селе под Санкт – Петербургом, в которой все, начиная от небольшой вещицы и кончая стенами, было выполнено из резного янтаря.
Знаете ли вы что…
Сосновые леса выделяют в атмосферу огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ. Подсчитано, что каждый гектар сосняка выделяет в год более пяти тонн кислорода, который снимает усталость, вызывает эмоциональный подъем у человека.
Предварительный просмотр:
Окончен первый класс
Звучит музыка песни «Школьные годы чудесные» (ел. Е. Долматовского). На сцену выходят ученики.
Ученик 1. Малышами много раз
Мы играли в первый класс,
Даже снился мне во сне
Класс с табличкой 1-й
Ученик 2. Повторяли раз по сто Маршака или Барто
И вздыхали день за днем: «Очень медленно растем!»
Ученик 3. Снился класс нам не раз,
В сентябре мечта сбылась.
Утром форму мы надели,
Взяли новые портфели
И пошли мы первый раз
В первый класс!
Ученик 4. Мы были все смешными малышами,
Когда вошли впервые в этот класс,
И, получив тетрадь с карандашами,
За парту сели первый в жизни раз!
Ученик 5. У каждого в жизни единственный раз
Бывает свой первый,
свой памятный класс!
И первый учебник,
и первый урок,
И первый заливистый школьный...
Ученики (хором). Звонок!
Звенит школьный звонок.
Ученик 6. Ты помнишь, было вокруг
море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
торжественно и почтительно,
Твоя рука и сейчас в руке
твоего учителя.
Учитель выходит на сцену.
Учитель. Дорогие ребята! Дорогие родители! До рогие гости!
Сегодня мы все немного волнуемся. Сегодня у нас необычный день - день прощания с первым классом!
Кажется, совсем недавно вы пришли в нашу шко лу, держа за руки мам. Но вот пролетел год. Вы многому научились за это время, прочитали немало книг, провели много интересных дел, крепко под ружились.
Трудным был первый класс - первая ступенька на лесенке знаний. Трудным как для вас, так и для ваших родителей. Но все вы достойно справились с поставленной задачей. И я от всей души поздрав ляю вас с первой серьезной победой!
Звучит песня «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского). Затем одна из девочек читает стихотворение А. Барто «Первый урок»»
Первый урок
Я на уроке первый раз,
Теперь я ученица,
Вошла учительница в класс.
Вставать или садиться?
Как надо руку поднимать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне говорят: «Иди к доске».
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Я на уроке первый раз,
Теперь я ученица.
За партой правильно сижу,
Хотя мне не сидится!
Учитель. День погожий, день весенний,
Небо - золото и синь.
Белокаменная школа
Между сосен и осин.
Рядом - роща, рядом - поле,
Знают заяц и сурок:
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет...
Ученики (хором). Урок!
Учитель. Ребята, а давайте вспомним, какие у нас были уроки!
Ученик 1. Первый урок - русский язык.
Ученик 2. Ох, и трудное задание –
Буквы правильно писать.
И у Коли есть желание
Вам об этом рассказать.
Ученик читает стихотворение М. Бартенеева.
Долго Лидия Петровна нас писать учила ровно,
И примерно через год написал я слово «кот».
Получился «кот» не сразу, вышел он как по заказу:
Весь рябой, хвост трубой, залюбуется любой.
Учитель. Очень хочется ребятам
Поскорее подрасти...
Ученик 3. Мы уже умеем в слове Ударение найти.
Ученица читает стихотворение Л. Фадеевой.
В нашем классе, не в лесу, долго звали мы лису.
Это мы искали все ударение в «лисе».
Закричали мы: «Лиса!» Зазвенели голоса.
Мне подумалось, а вдруг прибежит лиса на звук?
Мы ее за парту сзади рядом с Вовочкой посадим.
«Посиди у нас, лиса, подождут тебя леса!»
Учитель. А теперь перемена! Дети играют в «Эхо».
Собирайся, детвора!
Начинается игра.
Да ладошек не жалей.
Бей в ладоши веселей!
Сколько времени сейчас?
Сколько будет через час?
И неправда, будет два.
Думай, думай, голова!
Как поет в селе петух?
Да не филин, а петух!
Вы уверены, что так?
А на самом деле как?
Сколько будет дважды два?
Ходит кругом голова!
Это ухо или нос?
Или, может, сена воз?
Это локоть или глаз?
А вот это что у нас?
Вы хорошие всегда?
Или только иногда?
Не устали отвечать?
Разрешаю помолчать!
Учитель. День-дилень - звенит звонок. Начинается урок.
Ученик 4. Второй урок - математика.
Учитель. Наверное, каждому из вас приходилось слышать, что математика любит смекалистых и на ходчивых. А сейчас вы сами можете в этом убедиться.
Дети инсценируют стихотворение Б. Заходера «Два и три».
Автор. Пошел Сережа в первый класс, С Сережей не шути! Считать умеет он у нас Почти до десяти! Не грех такому мудрецу Задрать курносый нос: Вот как-то за столом отцу Он задает вопрос...
Сережа. Два пирожка тут, папа, да? А хочешь, на пари, Я доказать могу всегда, Что их не два, а три!
Автор. Считают вместе.
Сережа. Вот один, а вот и два. Смотри!
Один да два...
Автор. Закончил сын...
Сережа. Как раз и будет три!
Отец. Вот молодец!
Автор. Сказал отец.
Отец. И в самом деле три!
И потому я два возьму,
А третий ты бери!
Учитель. Но больше всего всем в математике нра вятся задачи.
Один из учеников читает стихотворение «Адик-математик».
Адик-математик
- Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач,
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет
Пробегает дикобраз — это раз.
Чистит перышки сова - это два.
Третьей стала черепаха,
А четвертой — росомаха.
Серый волк улегся спать - это пять.
Попугай в листве густой - он шестой.
Вот лисенок рядом с лосем -
Это будет семь и восемь.
Девять — будет бегемот.
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый.
Он последний, он десятый.
Учитель. Но не только о животных мы узнали за год, мы познакомились также и с растительным ми ром. Про одно из растений вы сейчас услышите пес ню. А какое это растение, догадайтесь сами.
Дети исполняют песню «Во поле березка стояла».
Учитель. И опять перемена!
Ученик исполняет стихотворение «Перемена».
Перемена
Шла большая перемена,
Стул сломал на части Гена.
Стул сломался? Не беда!
Впереди урок труда.
Наконец-то, склеив стул,
Гена радостно вздохнул.
Труд закончен - перемена!
Снова стул ломает Гена.
Ученик 1. Первый класс! Первый класс!
Год назад ты принял нас.
Перешли мы во второй
И прощаемся с тобой.
Ученик 2. Мел, доска, картины, карты
Вместе с нами перейдут.
Чуть повыше станут парты,
Вместе с нами подрастут.
Ученик 3. Полюбили мы друг друга,
За подруг стоим горой.
И со мной моя подруга
Переходит во второй.
Ученик 4. А учительница что же?
Бросит разве нас с тобой?
Нет, учительница тоже
Переходит во второй.
Ученик 5. Первый класс! Первый класс!
Год назад ты принял нас,
Перешли мы во второй
И прощаемся с тобой.
Ученик 6. В школе кончены уроки,
Перешли мы в старший класс,
Полежать на солнцепеке
Приглашает речка нас.
Ученик 7. Пусть спокойно в нашем классе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка!
Здравствуй, поле! Здравствуй, солнечный денек!
В конце праздника дети исполняют песню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живая природа - зеленый друг.
Данный материал поможет ребятам находить полезные советы на поляне в лесу, во дворе,на лугу....
Раздел программы школы будущего первоклассника "Познаю других людей, себя, мир, в котором я живу"
Раздел программы школы будущего первоклассника«Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу», диагностические материалы для детей и родителей...
"Я в мире людей или живи в согласии с другими"
"Я в мире людей или живи в согласии с другими"...
Живи во благо себе и другим
Конспект урока по ОРКСЭ...
Технологическая карта фрагмента занятия из раздела «Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу» по программе «Предшкольная пора»
Цель: развитие наблюдательности через сравнение объектов природыЗадачи:Учить детей вести наблюдение за объектами природы.Обучать конкретным способам исследования объектов.Развитие познавательных и пси...
Презентация «Живи во благо себе и другим»
Презентация по ОРКСЭ...
Технологическая карта фрагмента занятия "Я - наблюдатель"из раздела «Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу» по программе «Предшкольная пора»
В работе представлены формы работы по развитию наблюдательности младших школьников через сравнение объектов природы....