"Наши подземные богатства" - урок по предмету "Окружающий мир" в 4 - м классе
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Обобщить сведения о полезных ископаемых, наиболее  ценных в народном хозяйстве, повторить сведения о свойствах полезных ископаемых, познакомить с полезными ископаемыми родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uro_k_po_okruzhayushch_miru.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Окружающий мир»  в 4 классе

Тема: Наши подземные богатства.

Цели:
1. Обобщить  сведения о полезных ископаемых, наиболее ценных в народном хозяйстве; повторить знания о свойствах полезных ископаемых; познакомить с  полезными  ископаемыми Рузского края.

2. Формировать  навыки  исследования, составления отчетов о проделанной работе,  развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету; гордость, бережное отношение к недрам земли; умение работать в команде.

Оборудование:
Индивидуальные карточки, глобус, карта РФ и Рузского района,  карточки-аппликации, компасы, коробочки с кусочками пол – х  ископ - х, , учебник «Мир вокруг нас» для 4 класса, А.А.Плешаков, часть I, Изд-во « Просвещение», 2006.

                                                  ХОД УРОКА.


I. Организационный момент.
Учитель:

-Ребята, для чего  вы ходите в школу?

-Зачем вам нужны знания?

-Кто из вас кем хочет стать?

-Сегодня на уроке мы все мысленно станем геологами.

-Кто такие геологи?

-Что такое полезные ископаемые?

2.Постановка целей и задач урока.

-Итак, на прошлом уроке мы познакомились  с полезными  ископаемыми, узнали об их свойствах и применении в народном хозяйстве.

Сейчас поиском полезных ископаемых занимаются геологи. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места. Среди снаряжения любого геолога можно обязательно найти три вещи: полевой дневник – главный документ экспедиции, который хранят как зеницу ока, геологический молоток и компас.

-Я  приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением будет ручка, полевой дневник – тетрадь, листы для записей, карта.

В экспедицию отправятся три геологических  отряда:

1. -наблюдательные

2. -любознательные

3. -находчивые

Каждый отряд будет заниматься исследованием полезных ископаемых, составлением отчета о проделанной работе. Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, находчивость, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь – необходимые качества   при работе командой  в любой экспедиции .

3.Актуализация знаний учащихся.

 - Проверим готовность отрядов к экспедиции.

1- На какой планете мы живём?

2- Какую форму имеет наша планета?

3 –Чем окружена планета?

1 – Что называют макушкой Земли?

2 – Что находится на поверхности земли?

3 – Что находится в ее недрах?

-Я рада, что все отряды готовы. Отправляемся в экспедицию

.4 . Практическая работа.

_ Я раздаю  компасы.

- Как им пользоваться?

-Раздаю карты  маршрутов.

1отр.

2отр.

3отр.

-Определите направление маршрута.

 - Давайте подготовим наши глаза к выполнению важной работы.

Физкультминутка. (гимнастика для глаз)

- Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые.

(раздаю образцы пород)

-Исследуйте, что это за ископаемое и расскажите о нем по плану.

                                                                    План.

1.Название полезного ископаемого______________________________

2.Основное свойство ________________________

3. Использование и значение _______________________________________

1 отр – гранит, известняк, песок

2 отр – уголь, глина ,торф

3отр – Железная руда, нефть, природный газ

-Давайте вспомним, в каком направлении вы оправились в экспедицию и определим, в каком направлении вам необходимо возвращаться.

1отр.

2отр.

3отр.

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим,

Стоп. Немного отдохнем,

И домой пешком пойдем.

-А  теперь мы совершим маленькое путешествие по родному краю и узнаем , какие полезные ископаемые есть в нем.

-Как называется наш край?

-Вам предстоит выполнить одно интересное задание: узнать по описанию полезное ископаемое Рузского края.

 Каждый отряд обнаружил в Рузском крае какое – то полезное ископаемое.

1 отр.

-легкий, впитывает влагу. Хорошо горит.

-служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания помещений.

-образуется из остатков растений на болотах

2 отр.

-Плотный камень, тяжелее воды, вскипает под действием уксусной кислоты

- используется в строительстве, в качестве удобрения;

мел используется в школе

-во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато – серый камень

3 отр.

- это ископаемое обладает пластичностью,

- используется  для изготовления кирпича, посуды,  цветочных горшков , ваз

- образуется в природе при разрушении гранита

- Узнайте еще одно полезное ископаемое, найденное в родном краю:

- оно обладает сыпучестью, бывает белого, желтого  цвета

- используется в строительстве, а также для изготовления стекла (песок)

5. Работа с книгой «Рузский край»  ( стр 18 и 79 )

6.Самостоятельная работа.

-Теперь каждому отряду необходимо подготовить отчет  о проделанной работе.:  каждый из вас должен выбрать  себе задание, с которым он может справиться.

1- отгадать кроссворд

2 – заполнить таблицу

 1 -отгадай  кроссворд.

По горизонтали:

1

2

1. Гранит

3

3. Мел

4. Песок

4

5. Газ

5

6. Нефть

8. Руда

6

7

По вертикали:

8

9

1. Глина

2. Известняк

7. Торф

9. Уголь

По горизонтали:

  1. Он очень прочен и упруг,
    Строителям – надёжный друг:
    Дома, ступени, постаменты
    Красивы станут и заметны.
  1. Этот мастер белый-белый
    В школе не лежит без дела
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след.
  2. Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже.
  3. На кухне у мамы  помощник отличный.
    Он синем цветком расцветает от спички.
  4. Без неё не бежит ни такси, ни мотоцикл,
    Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
  1. Она варилась долго в доменной печи.
    На славу получились ножницы, ключи…

По вертикали:

  1. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу -
    Она понадобится сразу.
  2. Покрывают им дороги,
    Улицы в селении,
    А ещё он есть в цементе.
    Сам он – удобрение.
  1. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением.
  1. Он чёрный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несёт в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Помогает плавить стали,
    Делать краски и эмали.

2 – Заполни таблицу

Полезные ископаемые

твердые

жидкие

газообразные

 – нанеси на карту Рузского  края обозначения полезных ископаемых

-нанеси на карту России обозначения полезных ископаемых

-Итак, экспедиция наша завершилась.  Сдавайте свои отчеты в конверты.

Назовите полезные ископаемые, которые необходимы для изготовления этих предметов.

- Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет?

- Когда-нибудь они закончатся – истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично.

7. Работа с учебником

Охрана  полезных ископаемых

- Прочитайте об этом в учебнике – стр 168

8.Подведение итогов урока.

Учитель: А сейчас - заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Что нового узнали?
-Сегодня на уроке вы были  геологами. А теперь подумайте и скажите, что это за профессии:

Гончар

Сталевар

Шахтер

- Попробуйте сами дать определение, что такое Геология?

 - Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

Учитель: Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

Дом. задание. Стр. 168

-подумайте над вопросами:-

-Что дороже железо или золото?

- Что называют «черным золотом»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 3 класс.

Материал к уроку содержит: технологическую карту, приложение к карте, презентацию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Наши подземные богатства"

Цели урока: сформировать представление учащихся о подземных богатствах;познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением,свойствами, способами добычи, охраной полезных ископаемых;развива...

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Наши подземные богатства"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Наши подземные богатства" по программе "Школа России", учебник А.А. Плешаков...

Конспект урока по развитию речи(окружающий мир) в 4 классе на тему :"Наши подземные богатства".

Знакомство с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств....

Урок окружающего мира в 4 классе "Наши подземные богатства"

Данный урок позволяет организовать деятельность учащихся по выявлению, осмыслению и усвоению характерных признаков полезных ископаемых в процессе овладения метапредметными универсальными учебными дейс...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: «Наши подземные богатства».

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: «Наши подземные богатства»....

конспект урока Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства» УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков

Урок Окружающего мира в 4 классеПо теме «Наши подземные богатства»УМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковТип урока:усвоение новых знанийЦели урока:1. Образовательные: познакомить с полезными бога...