Разработка урока по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру "Лесная аптека". урок посвящен ознакомлению учащихся с миром растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lesnaya_apteka.zip | 181.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Теплинская основная общеобразовательная школа
План-конспект урока
Предмет: Окружающий мир, 2 класс
Тема: "Лесная аптека"
Учитель: Подгорная Тамара Вячеславовна
Цели урока:
- Образовательная: закрепить имеющиеся у детей представления о природном сообществе "лес", Расширить знания о растительном мире леса, Раскрыть причинно-следственные связи между представителями растительного и животного мира данного природного сообщества;
- Развивающая: развивать интеллектуальны умения сравнивать, Обобщать, Классифицировать, Формулировать вопросы, Описывать – объяснять;
- Мотивационная: стимулировать познавательный интерес к данной теме, Развивать нравственные чувства и отношения, Воспитывать бережное отношение к природе, Необходимость охраны леса.
Форма: урок-игра
Тип: комплексное применение знаний
Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградовой "Окружающий мир", Таблицы, Рисунки учащихся, Кроссворд, Карточки с предметными картинками гербарий.
I. Психологическая минутка
«Мои глаза хорошо видят
Мои уши хорошо слышат,
Я все запоминаю»
Все ли правильно сидят?
Все ли правильно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
II . Актуализация знаний и создание мотивации
- Чтение учителем стихотворения С.Никулина «Русский лес»
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес…
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я не жалея ног,
А если и устану-
Приясду на пенек..
Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- Беседы с учащимися
–Ребята, обычно о лесе говорится так:
Лес – это легкие планеты, среда обитания животных и растений, сырье для производства мебели, строительных материалов, химических веществ.
– А что вы понимаете под словом лес?
(ответы детей)
- Выставка рисунков учащихся.
- На дом вам было дано задание: нарисовать иллюстрации на тему «Лес». Сейчас мы сделаем выставку ваших рисунков.
(Вывешиваем рисунки)
- А теперь послушайте одну историю:
(чтение рассказа Ю.Дмитриева в сокращении, см. Приложение№1)
- Вот сейчас мы посмотрим и расскажем, что или кого вы изобразили на своих рисунках (рассказы детей)
4. Слово учителя (звучит музыка «Голоса птиц в природе»)
- Ребята, давайте представим, что мы сидим на лесной полянке или на опушке леса. Посмотрим вокруг себя, прислушаемся к звукам леса. Что мы увидим? Что мы услышим? Это только кажется, что в лесу только травы да деревья растут. Здесь много насекомых, птиц, животных. И все они между собой дружат.
5. Игра «Кто быстрее?» (классификация предметных картинок: мальчики – деревья, кустарники; девочки – травы, цветы (лекарственные и ядовитые)).
6. Разгадывание кроссворда (см. Приложение 2)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
7. Рассказ учителя о ядовитых растениях.
- В природе существуют опасные растения, ягоды которых не только нельзя есть, но даже трогать нельзя.
Ядовитых растений много: лютик, белена, дурман, вех ядовитый, бузина красная, волчье лыко, бересклет.
Но есть и растения – убийцы, чья дурная слава распространилась по всему миру.
Например, существует дерево анчар. В соке этого дерева находится такое вещество, которое сильно действует на сердце и вызывает быструю смерть. Но стоять под этим деревом можно совершенно спокойно.
8. Экологическая сказка
«Все друг другу мы нужны»
(см. Приложение 3)
III. Обсуждение проблемного вопроса
- А вы согласны с высказыванием лесовичка «Избавишься хотя бы от одного растения, а погибнуть может вся прекрасная страна - Природа»?
IVРешение проблемы в процессе учебной и игровой деятельности.
- Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» с.104
- В природе существуют и добрые, очень полезные растения – это лекарственные растения, о которых мы сегодня и поговорим.
- Давайте узнаем из учебника давно ли используются лекарственные растения (чтение текста учащимися).
2. К нам сегодня на урок пришел доктор, который расскажет вам о целебных свойствах некторых растений.
«Театрализованная сценка»
Доктор: В лесу, в поле и даже на пыльной дороге в большом количестве растут лекарства. Еще в древние времена наш народ пользовался травами для лечения разных болезней.
1-й ученик: У моей бабушки часто болит сердце, чем его лечить?
Доктор: При болях в сердце помогают капли этого растения
Знаете как оно называется?
Это растение успокоит сердцебиение.
2-й ученик: - доктор, у меня плохой аппетит. Что делать?
Доктор: Вам поможет корень одуванчика, он возбуждает аппетит.
3-й ученик: Я часто болею ангиной. Какие лекарства вы посоветуете, чтобы быстро выздороветь? Если простудитесь, появится кашель, поднимется температура - выпейте горячий, слегка горьковатый душистый отвар этого растения. (лекарственная ромашка) .
4-й ученик: У меня часто болит желудок. Какое растение мне поможет?
Доктор: Вам поможет тысячелистник.
5-й ученик: Какое растение поможет при лечении ран, ссадин, ожогов?
Доктор: При лечении ссадин. ожогов, укусах насекомых прикладывают свежие листья подорожника.
Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из вас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке у ног.
А еще я вам хочу рассказать о душице, мяте, бессмертнике.
Душица – назначают для повышения аппетита, при бронхитах, заболеваниях кожи, диатезах, отваром моют голову для укрепления волос.
Мята – успокаивает головную боль, для лечения простудных заболеваний, бессоннице, сердечных заболеваниях.
Бессмертник – от многих болезней (противовоспалительное, спазмолитическое. Печень, желудок и другие органы.)
Но самое ценное лекарство, которое пчелы получают из растений, Собирая нектар, это мед.
Мед поможет от простуды,
Он излечит и склероз,
Успокоит ваши нервы,
Оградит от горьких слез.
Физкультминутка
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
(Руки развести в стороны
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
(апокачивание руками)
Закрывают лепестки
Наши алые цветки
(руки на пояс)
Тихо засыпают,
Головой качают.
3. Работа с гербарием.
- Ребята! Обратимся к гербарию Растения, Которые мы рассматривали с вами раньше, Обладают лекарственными свойствами.
- Недаром говорят, Что лес – природная аптека.
- давайте вспомним некоторые астения, А я расскажу об их лекарственных свойствах.
(см. приложение)
Работа по учебнику (с.105)
А) отгадайте загадку:
Стоит красавица на полянке:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке.
Б) чтение сообщений о целебных свойствах березы, липы, брусники, крапивы.
Знакомство с царством грибов.
Слово учителя.
– Что же такое грибы? При слове «гриб» мы вспоминаем знакомые нам с детства подосиновки, опята, сыроежки и даже поганки, словом, нечто, состоящее из шляпки и ножки, которое растет в лесу и попадает к нам в корзину, если оно съедобное.
Ученые несколько веков не могли решить: что это вообще такое - грибы?
Сначала они предположили, что грибы – это растения. Но потом выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Но этого недостаточно, чтобы считать грибы животными. И следовательно, грибы – это не растения и не животные. Грибы – это грибы. С тех пор считают, что грибы – отдельное царство живой природы. Грибов на свете очень много. Их насчитывают 100 тысяч видов.
Б) работа по таблицам «Грибы», «Несъедобные ягоды и грибы».
В) Работа с предметными картинками.
V. Беседа об охране природы.
- Ребята, вы уже знаете, что человек и природа неразрывно связаны между собой.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и в стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
(М. Карим)
- Иногда слышишь, человек – царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек?
- А кто человек без природы? Без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев?
Все это чудо дарит людям природа, а взамен просит только бережного отношения.
Нельзя уничтожать ни вредных насекомых, ни хищников, ни ядовитые растения. Одно лечит- другое калечит.
Гусеницы напали на лес – потравили ядовитыми порошками – отравились другие насекомые – птицы стали их клева ть и тоже отравились – птиц принялись есть звери – и их не стало. Стоит лес здоровый, но не слыхать ни птичьего пения, ни звериного шороха.
Охраняется «Красною книгой»столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются птицы,
Охраняются даже цветы.
VI. Д/З: - Сейчас я предложу вам карточки. Возьмите одну из них и приготовьте дома сообщение о растении, которое на ней изображено. Учебник: с.104-106.
Давайте, люди, дружить друг с другом
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету-
Во всей вселенной похожей нету. Во всей вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
VII. Итог: (рефлексия )
Если урок не понравился – желтый листик.
Если понравился, но ничего нового – зеленый листик.
Если хорошо поработали, узнали что-то новое, было интересно – красное яблочко.
Прикрепите на дерево (дерево изображено на ватмане).
Приложение 1
Один художник решил нарисовать лес.
- что такое лес? – размышлял он.
-Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как положено, нарисовал старичка- лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины.
- Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили деревья.
-Нужны птицы, а еще кусты и ягоды, - не унимался старичок – лесовичок. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть .
- Нарисуй жабу и ящерицу!
- Нет, - сказал художник.
Долго спорили и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей. было темно, И художник хотел зажечь свет, Но, Вдруг, Послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
- Вот это лес! – сказал старичок и исчез.
- А может и не исчез, А притаился за кустом или деревом. ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они есть лес.
(Ю. Дмитриев)
Приложение 2
Приложение 3
Экологическая сказка
Все друг другу мы нужны!
Мальчик Костя возвращался из леса домой. Боровичок взялся его проводить.
«Интересно, сколько сейчас времени?»- подумал он.
- «Уже шестой час», - сказал Боровичок, будто услышав.
Костя даже остановился.
- «Откуда ты знаешь, о чем я думаю?»
- «По тебе видно. Сколько уже раз на солнышко глядел. И теперь посмотрел.»
-«А у тебя часы, что ли есть?»
- «Во-он их сколько – часов-цветов кислицы. У них привычка закрываться к шести вечера»
- «Только вредных много. Вот бы избавиться от них!»
- «Ты уже хотел избавиться от «вороньего гнезда»».
- «Ну, его можно оставить. А этот…копытень, например. Вонючий какой!»
- «Из него хорошие духи делают»
- «Тогда багульник», - не сдавался Коля.
- «Порошок из его листьев отпугивает вредных насекомых».
Костя задумался. Наконец сказал:
_ «Значит нельзя ничего трогать?»
- «Ничего и никого. Потому что в лесу, в поле нет ничего лишнего. Природа – это удивительная страна со своими жителями: животными, растениями. И они не могут обходиться друг без друга. Их надо беречь и охранять. Даже опасных. Например, «вороний глаз»нужен белкам, белена – людям, хоть и ядовиты.»
- «Людям?»
- «Да, людям. Потому что из всех ядовитых растений делают лекарства от разных болезней. В некоторых лекарствах есть немного яду. Но он не отравляет людей, а, наоборот, лечит.» (Белена, белладонна, ландыш, многие лютиковые).
А ты – «Избавиться!» ведь избавишься хотя бы от одного растения, а погибнуть может вся прекрасная страна – Природа.
- «Тогда, наверное, и птицы, и животные тоже ими лечатся?», - спросил Костя.
- «А вот об этом ты узнаешь из книг, когда подрастешь»
Приложение 4
Лекарственные растения
Растение | Применение |
Липа | Для лечения простудных заболеваний, при ангине, бронхитах. |
Сосна | При заболеваниях верхних дыхательных путей, при ревматизме, кожных заболеваниях, сердечно-сосудистых заболеваниях и как общеукрепляющее средство. |
Дуб | Кора дуба обладает целебными свойствами, ее отваром обрабатывают раны , применяют для укрепления зубов и десен. |
Пихта | Применяют при бронхитах, пневмонии. Камфорный спирт – ревматизм, суставы. Из пихтовой смолы получают скипидар (для растирания, ингаляций) |
Мать-и-мачеха | При легочных заболеваниях, кашле. |
Полынь | Для улучшения работы органов пищеварения, ревматизме, неврозе. Свежие листья прикладывают при вывихах и растяжениях, масло из смян – при стоматитах, мозолях, вывихах. |
Кислица Земляника | При заболеваниях органов пищеварения (Листья и ягоды), ягоды – при малокровии, при порезах, мелких ранах (сок). |
Клюква | Жаропонижающее действие, противовоспалительное, общеукрепляющее. |
Брусника Голубика | Лечит гастриты. Понижает давление.. |
Пастушья сумка | Гипертония. Кровеостанавливающее действие. |
Шалфей | При кашле, заболеваниях горла и ротовой полости. |
Крапива | Кровоостанавливающее действие., противовоспалительное, при нарушениях сна, при заболевания желудка, для укрепления волос. |
Черемуха | При расстройствах желудка, при зубной боли (настой коры), нарушениях обмена веществ. |
Рябина | При авитаминозах, гипертонии, заболеваниях почек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."
Цели урока:Образовательные- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;- пополнить знания у...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...