«Лес – наш друг»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира в 1 классе
УМК «Школа России»
«Лес – наш друг»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 44.5 КБ |
novaya_papka.zip | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3 города Алексеевки Белгородской области
Урок окружающего мира в 1 классе
УМК «Школа России»
«Лес – наш друг»
Разработала: учитель первой
квалификационной категории
Шургинова Юлия Александровна
апрель, 2010
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Лес – наш друг».
(УМК «Школа России»)
Цели:
- Изучить основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов;
- Выяснить значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.
- Прививать навыки коммуникативного мышления, работы в группе, воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе.
Задачи:
- Создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию понятий «лес – природное сообщество», «этажи (ярусы) леса;
- Создать условия для формирования предметной компетентности по распознаванию представителей растительного и животного мира леса, используя информационные источники (работа с определителями, краеведческой справочной литературой), межпредметных умений классифицировать объекты природы леса, устанавливать связи между компонентами природы леса (целостный взгляд на мир леса);
- Презентовать материал об объекте природы леса в публичном выступлении;
- Создать условия для понимания необходимости бережного отношения к лесу как части природы, его обитателям, важности рационально использовать богатства леса.
Учащиеся должны уметь :
- Выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.
Основные понятия: «лес – природное сообщество», «ярусы леса», «экологическое равновесие».
Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры; рисунок большого дуба с приклеенными листочками, на которых написано задание.
Ход урока
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Здравствуйте, юные исследователи! Рада, что мы снова вместе.
Серьезные проблемы сегодня
Будем мы решать,
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Лес – наш друг – это важно или нет?» (Слайд 1, 2.)
- Распределение детей по группам.
Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. ( Дети распределяются по группам путём отрыва листочков с картинки дуба)
В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.
Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.
- Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.
- Формулирование темы и целей урока.
- сегодня мы с вами собрались для того, чтобы рассмотреть очень важную проблему. Я предлагаю принять участие в проекте «Лес – наш друг». Давайте вспомним особенности проектной деятельности.
Отличие проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы.
В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учётом нового распределения на группы. Слайд 3
На доске план:
Действия в группе:
- Обсуждение задания (коллективно).
- Выполнение практического задания ( «экспериментаторы»).
- Оформление задания ( «иллюстраторы»).
- Формулирование выводов ( «аналитики»).
- Применение результатов ( «исследователи»).
Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.
- Давайте обсудим цели урока. Слайд 4.
В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле. Слайд 5.
Правила работы в группе
- Уважайте мнение каждого, выслушивайте все аргументы.
- Работая над проектом, четко следуйте инструкциям по работе с оборудованием. Соблюдайте правила техники безопасности!
- Для поиска необходимой информации используйте все возможные средства: Интернет, справочную и научную литературу, учебники, газеты, журналы.
- Обменяйтесь информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями).
- Обсудите результаты работы в группе и создайте на основе вашего материала доклады, презентацию или буклет.
Выберите докладчиков по теме своего исследования. - Отрепетируйте выступления участников.
- Будьте готовы представить свой материал на научной конференции.
- Вперёд! Удачной работы!
III. Подготовительный этап.
- Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозгового штурма». ( «Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта.)
В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.
Слайд 6.
- Распределение заданий.
- Физкультминутка.
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.
( Проект выполняется на разных листах ватмана, в результате получается книга о лесе.)
V. Подготовка и защита презентации. (Дети докладывают о результатах своей работы.)
VI. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Какие цели были достигнуты на уроке? Какие цели мы не достигли?
VII. Домашнее задание.
Рассказать родителям о создании книги. Посоветоваться с ними: какой еще материал может содержать книга.
VIII. Рефлексия.
- Продолжите фразу: «Я сегодня на уроке научился…»
«Мне было интересно ….»
« Мне было непонятно…..»
Подписи к слайдам:
- Изучить основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; - Выяснить значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.- Прививать навыки коммуникативного мышления, работы в группе, воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе.
- Создать условия для учебной деятельности, способствующей формированию понятий «лес – природное сообщество», «этажи (ярусы) леса;- Создать условия для формирования предметной компетентности по распознаванию представителей растительного и животного мира леса, используя информационные источники (работа с определителями, краеведческой справочной литературой), межпредметных умений классифицировать объекты природы леса, устанавливать связи между компонентами природы леса (целостный взгляд на мир леса);- Презентовать материал об объекте природы леса в публичном выступлении;- Создать условия для понимания необходимости бережного отношения к лесу как части природы, его обитателям, важности рационально использовать богатства леса.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Распределение детей по группам. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.Формулирование темы и целей урока. Подготовительный этап.Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.Подготовка и защита презентации. (Дети докладывают о результатах своей работы.) VI Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Обсуждение задания (коллективно).Выполнение практического задания ( «экспериментаторы»).Оформление задания ( «иллюстраторы»).Формулирование выводов ( «аналитики»).Применение результатов ( «исследователи»).Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.
Уважайте мнение каждого, выслушивайте все аргументы.Работая над проектом, четко следуйте инструкциям по работе с оборудованием. Соблюдайте правила техники безопасности!Для поиска необходимой информации используйте все возможные средства: Интернет, справочную и научную литературу, учебники, газеты, журналы.Обменяйтесь информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями).Обсудите результаты работы в группе и создайте на основе вашего материала доклады, презентацию или буклет.Выберите докладчиков по теме своего исследования.Отрепетируйте выступления участников.Будьте готовы представить свой материал на научной конференции.Вперёд! Удачной работы!
Страница 1
Виды лесов:
Хвойные
Лиственные
Смешанные
«Этажи леса»
Древесный – ярус высоких деревьев (дуб, сосна, ель, тополь, береза)Кустарниковый – ярус низких деревьев (яблоня, рябина, черемуха)Кустраничковый – ярус кустарников, молодого подроста (смородина, шиповник)Травянистый – ярус травянистых растений(мхи, грибы, папоротник. Подорожник…)
Страница 3
Значение леса
Место отдыха
Аптека
Источник чистой воды и пищи
Источник топлива
Источник древесины
Дом для растений, животных, грибов
Защитник воздуха, водоемов, почв
Красота
Страница 4правила поведения в лесу:
Не рубить живые деревья;Не разводить костры под деревьями;Не рвать цветы;Не разорять гнезда;Не брать детенышей зверей домой;Не кричать, не пугать диких животных;Не ловить ради забавы бабочек, муравьев и других животных;Не сорить в лесу. Убирать за собой мусор и стеклянную посуду.
Страница 5Опасно для здоровья :
Пищевые отравления (грибы, ягоды);Переохлаждение;Солнечные ожоги (нельзя долго находиться на солнце);Клещи (необходимо одевать защитную одежду);Аллергия (возможна непереносимость пыльцы растений);Ветки и ямыОпасность заблудиться;Гроза или пожар в лесу
Страница 6Красная книга
Растения:Береза МаксимовичаКолокольчик персиколистныйЛандыш майскийПодснежник И др. Животные:Черный коршунСерая цапляЖук-оленьЕвропейский благородный оленьЛесная мышовкаИ др.
«Я сегодня на уроке научился…» «Мне было интересно ….» « Мне было непонятно…..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».
Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».Цель:-Сформировать у учащихся представление о толерантности;- Развивать критическое мышление и навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу...
Как мы обращаемся друг к другу
Данное внеклассное мероприятие обогатит опыт детей в ведении диалога, расширит знания о правилах хорошего тона. Подобранный материал даст возможность применить теоретический материал на практике....
Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг
Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...
Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг
Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...
День Семьи. Праздник "Поймем друг друга!"
Ежегодно отмечаем праздник "День Семьи". Придумываем много интересных поздравлений, конкурсов. Читаем стихи, поем песни....
Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Назначение ПрограммыНастоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руко...
Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."
1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали? (Ответы детей) Га...