Разработки уроков по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
На уроках, конспекты которых я предлагаю вашему вниманию, детям было очень интересно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_vnutrennih_sil_zemli.doc | 43.5 КБ |
vulkany.ppt | 2.05 МБ |
zakony_lesnoy_zhizni.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ лицей №12
Открытый урок окружающего мира
во 2 классе А
по теме:
« Работа внутренних сил Земли. Вулканы».
Учитель: Егорова Л.В.
г. Лениногорск
«Работа внутренних сил Земли. Вулканы»
Цель: 1. Дать представление о работе внутренних сил Земли; познакомить с вулканом, его строением, дать характеристику вулканам.
2.Развивать логическое и практическое мышление, речь, умение рассматривать художественное произведение, передавать свои мысли и чувства, вызванные наблюдением природного явления и произведением искусства.
3. Воспитывать творческие способности через эмоциональное воздействие.
Учет возрастных особенностей:
Урок для проведения во 2 классе.
Слайд 1. Это наша Земля.
Слайд 2. Такой мы видим ее из космоса.
Земля – наш общий дом. О своем доме нам необходимо все знать, свой дом мы любим, свой дом мы бережем и охраняем. Сегодня, я надеюсь, вы еще больше узнаете о нашей чудесной планете, и еще больше полюбите ее.
Обратите внимание на этот «черный ящик». В ящике лежит предмет, непосредственно связанный с темой сегодняшнего урока. Пока вы не сможете разгадать, что там лежит. А в конце урока, думаю, вы с легкостью разгадаете мой секрет. Внимание! Название этого предмета появится на экране, во время просмотра слайдов. Будьте внимательны, читайте и запоминайте информацию.
Разгадаете загадки: 1.Я и тучка, и туман
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
Слайд 3. Отгадка: вода.
2. Что в комнате есть всегда, но этого не видишь?
Слайд 4. Отгадка: воздух.
3. Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
Слайд 5. Отгадка: солнце.
Дети делают вывод.
- Вода, воздух, солнце – внешние силы природы.
- Как меняется рельеф местности под воздействием воды, воздуха и солнца?
-Вода и солнце разрушают горы. Твердые скалы, камни в природе очень медленно, но непрерывно разрушаются. Это вызвано изменениями температуры, действием воды. Ветер тоже может разрушать горы, образовываются останцы.
- Мы с вами вспомнили о работе внешних сил Земли. Но у нашей планеты есть и внутренние силы. Как вы думаете, почему их так называют?
- А можно ли человеку ощутить работу этих сил?
( Да, подземные толчки при землетрясениях.)
- Такие колебания земной коры, называют «земной лихорадкой».
Обратимся к словарю Ожегова:
Лихорадка – болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом. Возбужденное состояние, боязливо – беспокойная деятельность.
Землетрясения считают страшным стихийным бедствием для людей.
Слайд 6. Землетрясения.
1923г. Япония (г. Токио и г. Йокогама)
1948г. Туркмения (полностью разрушена столица – г. Ашхабад)
1988г. Армения (разрушены города Спитак, Ленинакан, Кировокан )
2008г. Китай
Причина работы внутренних сил Земли - земная кора. Она никогда не бывает в покое : то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате ее движения образуются горы и долины, впадины и возвышенности. Проведем эксперимент.
Возьмите носовой платок и накройте им ладонь. Платок- это земная кора. Теперь пошевелите пальчиками, а потом согните их – наша «земная кора» сразу пришла в движение: она морщится, горбится, прямо на глазах растут «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья». Примерно такое происходит в природе, только, конечно, не так быстро.
-Сейчас вы прослушаете небольшой отрывок. Подумайте, о каком явлении в нем говорится?
« Огнедышащая гора извергла фонтаном камни и раскаленные добела обломки скал; казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящихся скал. Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением изливалась в кипучую пучину…»
Жюль Верн
-О какой огненной горе так образно говорит писатель?
- О каком явлении говорится?
- Да, есть такие огнедышащие горы на нашей планете, и называются они - вулканы. Полюбуйтесь на них.
Слад 7. Вулканы.
- Почему их так называют? Существует легенда
Слайд 8. Легенда. Изображение бога Вулкана.
« Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.
Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилище, не засыпало сады и поля. Говорят, с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами».
Слайд 9. Вулканы.
- Откуда же берутся расплавленные породы?
( Из мантии) Процесс выхода расплавленных пород демонстрируется на примере сырого яйца. Расплавленные породы – это выходящий из отверстия в скорлупе белок.
Слайд 10. Строение Земли.
Чтение учебника стр. 94 1 абзац.
Слайд 11. Строение вулканического острова.
Схематично изобразим строение вулкана.
Кратер – огромная чаша с крутыми склонами;
Жерло – естественный канал; из недр выходят наружу потоки расплавленных пород. (По жерлу – магма, снаружи – лава; эти слова не являются синонимами.), ядовитые газы, многотонные камни, пепел, которые очень горячие от 700 до 1200 градусов.
Слайд 12. Стадии образования вулканического острова
Чтение учебника стр. 95 2 абзац.
-Перед тем как изобразить строение вулкана подумаем, почему вулканы разной формы. От чего это зависит?
Слайд 13. Вулканы разной формы.
- Форма вулкана зависит от густоты лавы.
Слайд 14. Лава, пемза.
Когда лава очень жидкая, она успевает растечься далеко от места выхода и образуется широкий пологий вулкан.
Более густая лава быстро застывает и образует вулкан в виде конуса с крутыми склонами.
Очень густая лава застывает мгновенно, она не растекается, и образуются вулканы в виде башни.
Слайд 15. 3 вида формы вулканов.
Это любопытно!
Действующим называют вулкан, периодически извергающийся в настоящее время или извергающийся хотя бы раз, за последние 10000 лет.
Слайд 16. Активный вулкан (действующий)
Вулкан ни разу не извергавшийся за 10000 лет, называют спящим.
Слайд 17. Спящий вулкан.
В спящем состоянии он может оставаться до 25000 лет. Далее его начинают считать потухшим.
Слайд 18. Потухший вулкан.
Физминутка.
Это удивительно!
В первом веке произошло одно из самых сильных извержений вулкана Везувий. Везувий считали потухшим вулканом. Но в результате его извержения всего за два дня погибли города Помпея, Стабия и Геркуланум.
В 1834 году художник Карл Брюллов создал грандиозное полотно «Последний день Помпеи»
Слайд 20. «Последний день Помпеи». Звучит мелодия Моцарта «День гнева».
Работа по картине.
1. Обратите внимание на руки людей. Что подметил художник?
( Руки – оберегающие, обнимающие, гневно простертые к небу, бессильно падающие.)
2. Какие цвета использовал художник для передачи трагедии людей?
( Тревожные, грозные, темные, мрачные.)
3. А как показана сама стихия? Мы видим извержение вулкана?
( Вулкан на картине не изображен, его извержение передано через людей, отблеск огня, молнии, тучи пепла, дым.)
4. Как вы думаете, почему так много мрачных красок?
( Чтобы показать весь ужас, трагедию этих людей.)
5. Что вы услышали в этой картине, что почувствовали?
( Грохот подземных толчков, треск рушащихся зданий, крики, стоны, вопли, плач людей, их мольбу о помощи.)
Подводя итог уроку, я прошу вас сочинить о вулкане синквейн.
Дети зачитывают свои работы.
ВУЛКАН
ЗАГАДОЧНЫЙ ОПАСНЫЙ
ИЗЗВЕРГАЕТСЯ ПУГАЕТ СПИТ
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ИЗУЧАТЬ ВУЛКАНЫ.
ЧУДО!
- Что же лежит в нашем «черном ящичке»?
- Застывшая лава, выброшенная вулканом из недр Земли! Пемза!
- Чем запомнится вам сегодняшний урок?
- Что вас удивило?
- Что вы расскажете об уроке своим друзьям, родителям?
- Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Такой мы видим ее из космоса
Внешние силы природы: ВОДА
ВОЗДУХ
ОГОНЬ
Землетрясения: 1923г. – в Японии (г. Токио и Йокогама); 1948г. – в Туркмении(полностью разрушена столица – город Ашхабад); 1960г.- в Чили ;1988г.- в Армении (разрушены города Спитак, Ленинакан, Кировокан); 2008г.- в Китае.
« Огнедышащая гора извергала фонтаном камни и раскаленные добела обломки скал: казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта…Огненные змеи извивались среди дымящихся скал. Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением изливалась в кипучую пучину…» Жюль Верн:
Бог по имени Вулкан Он стоял у наковальни, бил тяжелым молотом по железу, раздувал огонь в горне. Кузница была внутри высоченной горы. А гора стояла посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел… «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища…
Строение Земли 1 – земное ядро 4 – все воды Земли 2 – мантия (гидросфера) 3 – земная кора 5 – воздушная оболочка (атмосфера)
Стадии образования вулканического острова
вулканы
ЛАВА Остывшая лава ( пемза )
Форма вулкана зависит от густоты лавы: когда лава очень жидкая, она успевает растечься далеко от места выхода и образует широкий пологий вулкан Более густая лава быстро застывает и образует вулкан в виде конуса с крутыми склонами Очень густая лава застывает мгновенно, она не растекается и образуются вулканы в виде башни.
Активный вулкан
Спящий вулкан
Потухший вулкан
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
Предварительный просмотр:
МОУ лицей №12
Открытый урок окружающего мира
В 3 классе А
По теме: « Законы лесной жизни».
Учитель: Егорова Л.В.
Лениногорск
Слайд 1. Сотрудничество
Сообщество
Соединение
- Что общего в этих словах?
Слайд 2. В словах выделяется приставка.
- Что обозначает эта приставка?
( Общее участие в чем-либо, совместимость.)
- С каким из этих слов мы будем сегодня работать? Почему?
- Что такое природное сообщество?
( Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.)
- Разгадайте загадки:
1. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
2. Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч ее долой.
3. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной вновь оживает.
Слайд 3. Иллюстрации с изображением леса
.
Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.
- Какую роль играет лес для современного человека?
( Древесина, пушнина, собирательство, место отдыха, защитник воздуха, почв, аптека.)
- Какое значение имел лес для древних славян?
(Дом, пища, охота, собирательство.)
Слайд 4.Поселок древних славян.
- В чем роль леса осталась прежней?
- В чем роль леса изменилась?
- Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Дети делают вывод:
Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг. Он надежный защитник воздуха, почв, водоемов.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: грибы, ягоды, орехи.
Лес – это «зеленая аптека». У природы «на всякую хворь своя травка припасена».
Лес – это наше богатство!
Слайд 5. Леса.
Слайд 6. Птицы и звери леса.
Слайд 7. Зеленые леса.
Слайд 8. Ягоды, грибы, орехи.
Слайд 9. Лекарственные травы.
- Как вы понимаете смысл слова закон?
- На сегодняшнем уроке мы знакомимся с законами лесной жизни.
Дети получают карточку с текстом, который нужно прочитать и попытаться выделить главную мысль – закон лесной жизни. Карточки предлагаются в трех вариантах. При затруднении дети делятся для обсуждения на три группы.
1 группа.
На опушке леса выросло дерево. Вырасти – уже непросто: для этого надо соблюдать законы лесной жизни. Вы видели молодой ельник?
Ростом он по пояс, а пробраться сквозь него трудно – так тесно стоят елочки друг к другу. Но в старом хвойном лесу вы свободно проходите под кронами могучих деревьев. А ведь и здесь когда то была чаща. Но выжили из елочек лишь те, которые подходили к жизни в сообществе. Остальные исчезли.
2 группа.
Но ведь и многие грибы не растут сами по себе. Им нужны деревья. Они питают грибы органическими веществами, способствуя их росту. А гриб в свою очередь, снабжает деревце веществами, необходимыми для его роста. Появление гриба – это информация, в которой лес сообщает деревцу, что он принял его в свое сообщество. Лесные ароматы – это тоже информация, которую посылают растения животным. Они сообщают, что в чашечках цветов заготовлен нектар, который можно взять, прихватив заодно и пыльцу для опыления других цветов. Подобной же цели служат и ягоды, в которых содержатся семена растений. Животные насыщаются ягодами, но одновременно разносят семена по земле. Услуга за услугу. Но всю эту информацию воспринимает не каждое животное, а только те из них, которые смогут включиться в это сообщество и найти здесь необходимую пищу.
3 группа.
Солнечные лучи, ветер, дождь тоже несут информацию лесу и его обитателям. Солнце указывает растениям, когда надо распускать почки, а когда сбрасывать листву, готовясь к зиме. Для нас выглядит чудом, как, зимуя в жарких странах, птицы определяют, что пора возвращаться домой, в нашу страну. Видимо, они тоже принимают информацию от солнца.
Слайд 10. Законы лесной жизни.
Много добра и радости дарит нам лес. Но он, такой могучий и сильный нуждается в нашей защите и охране.
Разбор ситуаций. Объединившись по две парты, дети совещаются.
1 ситуация
Во время экскурсии в лесу дети увидели сон – траву. Дима хотел сорвать и принести ее в класс, а Лена предложила ее выкопать и посадить цветок на участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав?
- Кто из ребят прав?
2 ситуация.
Сережа рассказал о том, что когда они с папой гуляли в лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара.
- В чем папа не прав?
Я предлагаю вам поиграть. Я называю правило, а вы хлопаете в ладоши – если утверждение верное, топаете ножками – если нет.
- Ломать ветки деревьев для костра.
- Перед уходом хорошо затушить огонь.
- Убирать за собой мусор в лесу.
- Нарвать букет из полевых цветов.
- Ловить птенчиков и детенышей зверей.
- Подкармливать птиц.
- Ловить жаб, лягушек, бабочек, стрекоз, разрушать муравейник.
- Сажать деревья, цветы. Делать кормушки, скворечники.
Вставьте пропущенные слова в предложение:
« Хочешь услышать – стань …
Хочешь увидеть – стань …
Хочешь узнать - …»
Н. Сладков.
( неслышим, невидим, затаись)
- О каком правиле поведения в лесу идет речь?
( В лесу соблюдай тишину.)
Слайды 11 – 26 Правила поведения в лесу.
Лес – это источник энергии, это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на Земле. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало.
- Какой помощи ждет лес от человека?
- Люди какой профессии занимаются этим?
Обратимся к словарю Ожегова:
Егерь – охотник- профессионал (устар.)
Охотовед – специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны.
Лесник – лесной сторож.
Лесничий – служащий лесничества.
- Очень востребована в наше время профессия эколога.
Угадайте, что лежит в «черном ящике»?
И в тайге и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане
А ведет нас за собой.
- Для чего нужен компас?
В незнакомой местности компас помогает находить нужные направления, то есть ориентироваться. Не случайно люди берут с собой компас, когда идут в незнакомый лес за грибами, ягодами или отправляются в поход. Без компаса не отправляется в путь ни один корабль. Компас - обязательный прибор на пульте управления самолета.
Практическая работа по определению сторон света.
1.Установи компас на ровную горизонтальную поверхность.
2.Открой предохранитель. Дай стрелке успокоиться.
3.Поверни коробочку так, чтобы синий конец совпал с буквой С на циферблате, красный с буквой Ю. Определи другие направления.
4. Закрой предохранитель.
5. Не работай с компасом во время грозы, вблизи линий электропередачи, железных дорог. В этих случаях компас не покажет правильного направления, и ты можешь сбиться с пути.
- Но вдруг возникла проблема!
Компас дома,
Карта тоже,
Солнце в тучах,
Что поможет?
-Дети вспоминают об ориентировании по местным признакам.
( Муравейники, овраги, мох на деревьях, веточки деревьев, сугроб снега у дерева и тд.)
Домашнее задание: Придумать экологические знаки и их названия: для грибников, туристов, браконьеров (Разрешающие и запрещающие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."
Цели урока:Образовательные- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;- пополнить знания у...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...