Урок окружающего мира. 3 класс.Какие предметы окружали русских людей.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Данный урок окружающего мира проводится в 3 классе по программе УМК "Начальная школа ХХI века". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchiy_mir.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Номеровская Лариса Николаевна  

Урок окружающего мира

3 класс

УМК « Начальная школа ХХI века»


Тема урока: Какие предметы окружали русских людей ?

ЦЕЛИ:

-создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека в разные эпохи,

- развитие умений работать со справочной литературой, развитие способностей анализировать и делать выводы,

- привитие уважения к образу жизни русского народа в стародавние времена,

- формирование правильной осанки.

Оборудование:

Зал музея «Живая старина», учебник «Окружающий мир» 3 класс, толковые словари, каточки со словами из пословицы, компьютер, аудиозапись.

Ход урока.

1. Организационный  момент.

Вход детей в класс как в игре «Военный на параде». (Для формирования правильной осанки).

Вам желаю доброго пути!

На урок , чтоб было радостно идти!

Приведёт, конечно, добрый путь

Непременно к доброму чему-нибудь!

2. Проверка домашнего задания.

Непременно к доброму, потому что мы на последних уроках окружающего мира мы говорим с вами о жизни людей на Руси.

- А с какой целью мы с вами знакомимся с жизнью наших предков? (Ответы детей).

- Что вы готовили дома?

- Как отдыхали наши предки?

- Вспомните и назовите русские народные песни.

- Назовите какие игры вы приготовили? (Разучивание одной игры). А в остальные игры мы обязательно поиграем на уроке физической культуры.

3. Целеполагание.

- Откройте и исследуйте страницу 41 учебника. Определите тему урока.

ТЕМА: КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЛИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ?

- Поставьте цели на урок.

ЦЕЛИ: знакомство с жильём крестьянина и предметами быта.

Учитель: мы с вами сейчас живем в домах, благоустроенных квартирах. А раньше люди жили в избах. Вам знакомо слово изба? Найдите в толковом словаре понятие слова изба. (Дети находят и зачитывают понятие).

4. Изучение нового материала.

Собираясь строиться крестьянин сам рубил деревья поздней осенью или ранней весной, когда жизнь в дереве замирает. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она то и дала название своей постройке «ИЗБА» . Слово «изба» произошло от древнего «ИСТЪБА», «ИСТОПКА».

«Скажи, какой у тебя дом, и я скажу где ты живёшь»- гласит русская пословица. И в этом мы сейчас убедимся.

А) Работа в группах.

--- учебник с. 42 (каждая группа работает над одной иллюстрацией и рассказывает о жилище людей в разные эпохи от 8 до 19 века).

Подведение итога работы в группах.

ФИЗМИНУТКА

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок,

А потом на стенку.

Хлопнули в ладоши!

Ах, какой хороший!

(Дети показывают двумя руками на солнечного зайчика)

Садитесь, закрыли глаза. Тишина! Слышите?

Звучит аудиозапись.

Беседа:

- Почему изба называлась курной?  

-Что значит изба топилась по чёрному?

- Какую пользу приносил дым?

А вот и на пороге избы нас хозяин с хозяйкой встречает. (Дети выступают в роли хозяев)

Экскурсия в зал музея «Живая старина».

Дети выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о русской печи, о красном угле, о сундуках.

Рассказ учителя о старинных предметах : прялке, рубель, ухваты, саднике, чугунах, гребнях, шкаф для одежды, буфет для посуды и др..

-Что интересного взяли для себя?  

Выходя из музея вы должны найти карточки со словами пословицы и составляем эту пословицу. («Догадлив крестьянин, на печи избу поставил»)

-Объясните смысл этой пословицы.

ВЫВОД:  - Что является основой русской избы?

- Чем являлась печь для крестьянина? (Кормилица, защитница от холода, лекарь)  

- Какие элементы (предметы) были обязательны в каждой русской избе? (Печь, красный угол, палатьи, большой прямоугольный стол, лавки, предметы посуды)  

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

 А сейчас я предлагаю вам перенестись в эпоху Московской Руси. Какие это века? (15-17 в.)  

      Работа с рубрикой «Картинная галерея» по учебнику на с.46

5. Итог урока

-К чему доброму привёл сегодняшний урок? Что нового и интересного узнали?  Какой вывод вы сделали для себя?

6. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке. Что хотели бы узнать на следующем уроке?  

7.  Домашнее задание  

Составить рассказ на тему «Моя изба» (представьте, что вы жители Древней Руси).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Почему на Луне не живут люди?»

УМК:  «Школа России»Тип урока: усвоение новых знанийЦель урока: создать условия для формирования познавательных способностей в области изучения Луны, как естественного спутника ЗемлиЗадачи ...

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Люди и домашние животные»

План-конспект урока окружающего мира в 1 классеТема урока «Люди и домашние животные»Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока: дать представление о домашних и диких животных; познакоми...

Урок окружающего мира во 2 классе "Для чего люди выращивают культурные растения?"

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Для чего люди выращивают культурные растения?"(УМК "Перспективная начальная школа"). Презентацию урока вы сможете посмотре...

"Какие предметы окружали русских людей?" (3 класс)

План-конспект урока по окружающему миру с использованием элементов кейс-технологии...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что окружает нас дома?" УМК "Школа России" 1 класс

Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся об окружающих их дома предметах.Задачи урокаДидактические:Повторить материал по пройденной теме «Кто...