"Какие предметы окружали русских людей?" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

План-конспект урока по окружающему миру с использованием элементов кейс-технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_seminar.docx777.32 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по предмету «Окружающий мир»

3 класс

Тема: «Какие предметы окружали русских людей?»

     

 Учитель Николаенко И.В.

Цели:

1.Продолжить знакомство учащихся с качествами характера славян.

2.Формирование и развитие представлений учащихся о быте и культуре славянского народа.

3.Развивать историческое мышление, учить ориентированию в историческом времени.

4.Познакомить учащихся с обстановкой крестьянской избы, дать представление о домашней утвари.

Задачи.

1.Познакомить  учащихся с бытом и культурой славян через организацию исследовательской работы.

2.Развивать умения учащихся самостоятельно работать с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами.

3.Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян.

Оборудование:

1.Учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», часть2.

2.Тетрадь.

3.ИКТ (презентация).

4.Приложения №1, №2, №3 (раздаточный материал).

5.Конверты с карточками-помощницами (раздаточный материал).

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Ребята! Готовы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Сегодняшний разговор будет  посвящён нашей Родине, её истории, жизни наших далёких предков славян.

-Как называется раздел учебника по которому мы работаем? ( «Как жили наши предки»)

-Предлагаю ряд слов: СЛАВЯНЕ, ИСТОРИЯ, ПРЕДКИ. (Карточки вывешиваются на доске)

-Выберите синонимы. (СЛАВЯНЕ, ПРЕДКИ)

-Кто такие предки? ( Люди, которые жили перед нами)

-Кто такие славяне? (Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

2. Работа исследовательских групп.

-На прошлом уроке работали 3 исследовательские группы.

-Какие вопросы мы рассматривали?

-Какая группа желает начать?

Выходит 1 группа ( 6 человек)

1 ученик.

Мы решили назвать группу «Родии», искали и готовили материал о том, как выглядели славяне. Выскажем своё предположение. ( слайд №5, №6, №7, №8, №9 )

- Чтобы ответить на этот вопрос ребята нашей группы ходили в библиотеку, просматривали страницы в интернете.

2 ученик.

Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щёки алые, шея белая, поступь величавая.

Мужик носил окладистую бороду, а волосы стригли «под горшок» (слайд)

3 ученик.

-По рисунку можно судить о том, как выглядел каждый из членов большой славянской семьи.

Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой. Румяные, светловолосые, с голубыми глазами. Они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская – скромность, мягкость, обаяние. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетённым из ниток шнурком. На ноги обували лапти. Гордостью славянских мужчин была большая окладистая борода, а волосы стригли «под горшок».

4 ученик.

- Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми – это считалось не приличным. Поэтому крестьяне обычно носили на голове платки. Славянки любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты.

5 ученик.

- Самой первой пелёнкой для новорождённого мальчика была рубаха отца, а для девочки – рубашка матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребёнка от «сглаза» и болезней. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха.

        Одежда мальчиков и девочек – подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка – сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты.

        - Ребята, давайте выскажем своё мнение о работе группы «Родии». Какую оценку поставите ребятам? Может кто- нибудь  дополнит рассказ?

Выходит 2 группа исследователей ( 6 человек )

1 ученик.

        Мы решили назвать свою группу «Россы». Нас заинтересовал  вопрос «Как работали славяне». Мы задумались над тем, почему одни люди – трудолюбивые, а другие ленивые. Информацию мы брали из энциклопедии, много читали исторических книг.

        При изучении раздела «Как жили наши предки» мы выбрали для исследования два высказывания: (слайд №10, №11, №12)

*Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.

*От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

2 ученик.

        Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась ( особенно в деревне ) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

        Пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те времена были топор да пила.

3 ученик.

        Тяжелым трудом добывали славяне себе пропитание. Земледелие было главным занятием славян. Они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мёд диких пчёл.

4 ученик.

        Каждая семья изготовляла для себя всё необходимое. В маленьких глиняных печах из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.

        Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте, например, соль – ведь её не везде можно было найти. Денег тогда ещё не было, поэтому расплачивались пушниной, мёдом, воском, зерном, скотом.

5 ученик.

        В трудный момент нашим предкам помогала взаимовыручка. Забота о ближнем – черта славянского характера. В старину было такое слово ПОМОЧЬ. (слайд) . Современные однокоренные слова: помощь, помогать, помощник. Никогда славянин не оставлял своего брата, соседа в беде. Если у кого то в доме случался пожар, то погорельцу помогали строить дом «всем миром». Брали в семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока. Если случался неурожай, делились друг с другом  - кто чем мог. Трудились не только взрослые, но и дети.

        -Давайте, ребята, выскажем своё мнение о работе исследовательской группы «Россы», поставим им оценки.

Выходит 3 группа исследователей ( 7 человек)

1 ученик.

        -Славяне о себе говорили: « Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим» (слайд №14)

        Мы изучали это выражение и хотим рассказать о том, как славяне защищали Родину. ( объяснение слов «вершок» и «пядь»)

2 ученик.

        Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы ходили в библиотеку, много читали, обращались за помощью к учителю истории, просматривали страницы в интернете.

        Читая книги и просматривая иллюстрации, мы пришли к выводу, что не только в мирном труде проходила жизнь славян, часто приходилось им воевать.

Сегодня мы хотим вспомнить крылатые слова Александра Невского, которые остались в назидание врагам и в наследство предкам: «Кто к нам с мечом придёт, тот от него и погибнет» (слайд на доске)

3 ученик.

        На войне славяне были храбры, прибегали к хитростям и разным уловкам. Они могли долго находиться под водой в реке или озере, дыша через длинные, пустые внутри трубочки тростника. Так спасались славяне от врага в момент опасности.

4 ученик.

        -В сражениях воины бились железными мечами и секирами в виде топора с длинной ручкой. Они осыпали врага стрелами, поражали копьями. Для защиты прикрывались деревянными щитами. Щиты были обтянуты  кожей или обиты железом. (слайд ).

5 ученик.

        Когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на её защиту. Трусость  и предательство осуждались. ( слайд – пословицы)

  • «ТРУСЛИВОМУ И ПЕНЬ ВОЛКОМ КАЖЕТСЯ»
  • "ЛУЧШЕ СМЕРТЬ ПРИНЯТЬ, ЧЕМ РОДИНУ ПРЕДАТЬ»

Смелость одобрялась. (слайд – пословицы)

  • «СМЕЛОСТЬ ГОРОДА БЕРЁТ»
  • «СМЕЛЫЙ ВОИН ТЫСЯЧИ ВОДИТ» (объяснить значение пословиц)

6 ученик.

        Славяне очень дорожили своей свободой и предпочитали скорее умереть в бою, чем сдаться в плен.

        Вот что пишет о славянах иностранец, который в те далёкие годы посетил Древнюю Русь: «Они любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, выносливы, легко переносят холод и жару».

        Ребята, что нового узнали из выступления ваших товарищей? Как вы оцените их работу?

        

3. Тема урока.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  -Ребята, как вы думаете, а всё ли мы уже знаем о жизни наших предков славян? А где они жили?

        -О чём будем говорить на уроке?

        На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать тему «Как жили наши предки». Сегодня мы узнаем, каким был славянский дом в разные эпохи, какие предметы его наполняли.

        Мы поговорим о простых вещах, сопутствующих человеку всю его жизнь и помогающих понять и узнать человека, его образ жизни. К таким вещам относятся предметы обихода и посуда, одежда и обувь, орудия труда и, конечно же, дом, обстановка в доме.

        Сегодня на уроке предлагаю провести экскурсию в краеведческий музей. Но, ребята, есть одна проблема, экскурсовод заболел.

        -Как же её решить?

        -Я предлагаю вам самим провести экскурсию для наших гостей, но для этого вам надо очень много знать.

        -Попробуем?

4. Физминутка.

        Русоволосые и сероглазые

        Лицом все светлые и сердцем славные

        Древляне, русичи, поляне

        Скажите кто мы?

        -Мы славяне! (руки вверх)

        Своей статью все пригожие

        Все разные и все похожие,

        Зовёмся ныне- россияне,

        Издревле кто мы?

        -Мы славяне! (руки вверх)

        Мы славяне молодые,

        Чтим предания святые.

        Наши предки день за днём

        Помогают нам во всём! (низко кланяются)

5. Работа в учебнике стр. 42 (работа в группах).

        Рассмотрим рисунки учебника.

        В 8-10 веках славянским жилищем была полуземлянка с печкой- каменкой. (иллюстрация 1-2)

        -В народе говорят: «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, где ты живёшь».

        Ребята, выдвигайте свои версии по поводу иллюстраций 3.4(лента времени)

        Как менялись на Руси постройки?

6. Работа с приложением №1 (работа в группах по рядам).

        -Рассмотрите внимательно иллюстрации приложения, обсудите их. Попробуйте ответить на вопрос: «Как выглядело жилище древних славян в 8-10 веках? От чего зависел внешний вид жилища?» (дети обсуждают иллюстрации приложения и делают вывод.)

Вывод: внешний вид дома всегда зависел от окружающей природы, климата, особенностей строительства, которые были приняты в данной местности. Внешний вид жилища зависел от того, где жили люди, - на севере или юге Руси. На севере России крестьянские жилища были двухэтажными. Жилые комнаты были на втором этаже, а первый этаж был хозяйственным. Избы крестьян Сибири были обнесены высокими заборами с тяжелыми воротами. Эти тёплые, хорошо дышащие дома строили из древесины, т.к. вокруг много леса. В местностях, где мало леса, обычно строят из кирпича. (если дети не смогут сделать вывод самостоятельно, то подсказка  на столе в конверте №1)

7.Работа с приложением №2 (работа в парах).

        -Как назывался на Руси крестьянский дом? Изба- очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Крестьянская изба – строение простое, но хорошо продуманное. Здесь нет ничего лишнего, а только самое необходимое.

        -Когда- то древнерусское слово «ИСТЬБА»,или «ИСТОБКА», означало отапливаемое помещение – комнату, в отличие от неотапливаемого – клети (кладовой).

        Избы строились («рубились») чаще всего из брёвен деревьев хвойных пород. Обычно крестьянская изба состояла из двух половин: кухни и светлой, парадной комнаты – горницы, в которой по праздникам собиралась вся семья. (слайды «Изба»)

        «Изба без печи, что дом без крыши», - говорили в народе.

        -Можно ли обойтись без печи в крестьянском хозяйстве? ( Нет, она и накормит, и согреет)

        -Внимательно посмотрите на иллюстрации приложения №2. Что изображено на картинках №1 и №2? (русская печь) В чём разница? Посовещайтесь в парах и попробуйте дать ответ на вопрос: На какой иллюстрации изображена русская печь, которая топилась по – белому?

        -Как вы представляете избу, печь в которой топилась по- чёрному?

Вывод: Сначала избы топились по- черному, то есть, печь не имела трубы и дым уходил через дверь. Часть дыма оставалась в доме и это было очень неприятно. Стены в избе были закопчены, отсюда и название – топить по чёрному. Но уже сотни лет на Руси печи делают с трубой, дым выходит через неё. Теперь печи топят по- белому. (если дети не смогут сделать вывод самостоятельно, то подсказка на столе в конверте №2 ).

8. Работа с приложением №3 (работа в группах).

        -Какие же предметы быта наполняли русскую избу?

        Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями.

        -Что такое слово утварь? Где можно уточнить значение этого слова? (работа с толковым словарём русского языка)

        В русской деревне утварью называлось «всё движимое в доме». Утварь – это посуда для заготовки, приготовления пищи, подачи её на стол. Посуда была деревянная: ложки, миски, блюда, ковши. Их часто украшали многоцветными орнаментами. Из мебели были полки, буфеты, лавки. На деревянных лавках и сидели, и спали.

        Рассмотрите иллюстрации в приложении №3. Посовещавшись в группах, ответьте на вопрос: Какие же предметы наполняли крестьянскую избу? (дети соотносят иллюстрацию с описанием предмета и делают вывод)

9. Итог.

        -Вы много узнали на уроке. Давайте попробуем провести экскурсию для наших гостей, а поможет нам план, который вы видите на доске.

План ( слайд)

А) От чего зависел внешний вид жилища?

Б) Как выглядела русская изба?

В) Какие предметы быта наполняли крестьянскую избу?

        -Дорогие гости, у вас есть вопросы к экскурсоводу? (оценивание детей)

10. Рефлексия.

        -Вот и подошел к концу наш урок.

        -Что интересного, нового узнали на уроке?

        -Какие задания хотели выполнить ещё раз?

        -Поднимите руку кто расширил свои знания о том, какими людьми были наши предки, как они жили?

11.Домашнее задание.

        На этом исследовательская работа не заканчивается, следующая тема: «Какие предметы окружали русских людей».

1 гр. «Как славяне отдыхали и принимали гостей».

2 гр. «О первых каменных домах».

3 гр.  «По одёжке встречают».

        

        

Приложение №1

Жилище древних  славян 9-10 век

Войлочная юрта кочевников Азии

C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\землянка словяне.jpg

F:\хижины\urts.jpg

Глиняное жилище Индии, покрытое    соломой и листьями

Жилище Японии из бамбука и соломы

F:\хижины\индия.jpg

F:\хижины\япония.jpg

Приложение №2

1.

C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\по белому.jpg

2.

C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\по черному.jpg

[a]

Приложение №3

1.

F:\утварь\мебель1.jpg

2.

F:\утварь\мебель7.jpg

3.

F:\утварь\посуда1.jpg

4.

F:\утварь\мебель6.jpg

  5.

F:\утварь\посуда11.jpg

6. F:\утварь\посуда7.jpg

   Ковш - деревянный или металлический сосуд для питья и разлива воды, кваса. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высокой ручкой.

Чугунок — крупный сосуд, округлой формы, для тушения и варки в русской печи.

Сундук-предмет мебели, напольный, обычно большой и громоздкий ящик с крышкой, для хранения вещей, на петлях и с замком.

Скамья - длинная мебель со спинкой  для сидения нескольких человек. Скамью снабжали ножками, ее можно было легко передвигать.

Ухват — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач.

Веретено — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства.

Карточка №1.

Древние славяне в 9-10 веке строили полуземлянки с печью-каменкой, а в 10-11 веках с глиняной печью.

   В Африке предпочитают плетеные хижины, обмазанные глиной. У кочевников Азии издавна известна войлочная юрта, жилище, которое легко разбирается и перевозится. В Индии, средней Азии строят глиняные жилища, покрытые соломой или листьями, а в Японии - из бамбука.

   Внешний вид дома всегда зависел от окружающей природы, климата. На Севере России крестьянские жилища были двухэтажными. Жилые комнаты были на втором этаже, а первый этаж был хозяйственным. Дома были обнесены высоким забором с тяжелыми воротами.

Карточка №2.

Когда-то древнерусское слово «ИСТЬБА» или «ИСТОПКА», означало отапливаемое помещение – комнату, в отличие от не отапливаемого – клети (кладовой).

        Избы строились (рубились) чаще всего из брёвен деревьев хвойных пород. Обычно крестьянская изба состояла из двух половин: кухни и светлой, парадной комнаты – горницы, в которой по праздникам собиралась вся семья.

        «Изба без печи, что дом без крыши», - говорили в народе. Печь и накормит, и согреет. Сначала избы топились по- чёрному, то есть, печь не имела трубы и дым уходил через дверь. Часть дыма оставалась в доме и это было неприятно. Стены в избе были закопчены, отсюда и название – топить по- чёрному.

   Но уже сотни лет печи делают с трубой, дым выходит через неё. Теперь печи топят по- белому.

[a]т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 3 класс.Какие предметы окружали русских людей.

Данный урок окружающего мира проводится в 3 классе по программе УМК "Начальная школа ХХI века"....

Учебный предмет: Окружающий мир 2 класс Тема: «Какие бывают животные»

Учебный предмет:  Окружающий мир   2 класс УМК  «Школа России» Тема: «Какие бывают животные» Цель:   Сформировать знания детей о видах животных. Задачи: Расширять кру...

Урок по предмету Окружающий мир 1 класс Школа 21 века Тема: "Нас окружает удивительный мир"

Урок по предмету Окружающий мир 1 класс Школа 21 векаТема: "Нас окружает удивительный мир"...

урок по окружающему миру в 3 классе по теме:"Какие предметы окружали людей в старину".

Создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека в разные эпохи,  развитие умений работать со справочной литературой, развитие спос...

Самостоятельная работа по окружающему миру "Какие предметы окружали людей в старину?"

По окружающему миру в 3 классе по УМК "21 век" есть очень интересная тема  -- "Какие предметы окружали людей в старину?".Детям всегда интересно, как жили люди раньше, во что о...