Собака - друг человека. а друзей не бросают в беде.
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме

Урываева Ольга Анатольевна

 Классный час, посвящённый проблеме бездомных собак в Москве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час:    

«Собака – друг человека. А друзей не бросают в беде»

 Автор:  Урываева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов ГОУ СОШ №883 «Школа здоровья»

Цель:   воспитание гуманного отношения к бездомным животным и ответственности за домашних питомцев.

Прогнозируемый результат:  получение школьниками опыта переживания,

формирование ценностного отношения к реальности на основе  приобретенных социальных знаний, спрогнозировать социально ориентированную акцию.

Оборудование:  Мультимедиа,  материал о собаках  (см. приложение № 1),  иллюстрации с изображением различных пород собак , можно заранее попросить учеников найти или нарисовать, памятки  (см. приложение №2),  анкеты  (см. приложение №3),  ватман, клей, фломастеры, ножницы.

Рассадка детей произвольная, лучше расставить стулья по кругу.

Ход занятия:

I.  Вводная беседа. Учитель:

        - Можно ли купить друга за деньги? ( «Нет!»)

       -Кто считает, что всё-таки за деньги купить друга можно?  Поднимите руки!  Неожиданно учитель поднимает руку и комментирует своё решение:

       - Купите собаку и вы приобретёте верного, преданного и бескорыстного друга.

II.   Содержание .

№1.  Сообщение темы классного часа.  Демонстрируется иллюстрация собак.

         - Кто догадался о теме нашего классного часа?  Тема: « Собака – друг человека».

         - А зачем возникла необходимость,  провести классный час именно по этой теме?  Рассуждения школьников:

         - Самое первое домашнее животное;

         - Отношение человека к животным;

         - Ответственность людей;

         - Проблема бездомных животных и т. д.

Учитель:

- Всё правильно, существует проблема: с каждым годом на улицах нашего города появляется всё больше бездомных собак. Они страдают от голода и холода, гибнут от болезней и под колесами машин, а временами, дичая и сбиваясь в стаи под предводительством агрессивного вожака, даже становятся небезопасны для людей.

- Какой эпиграф вы подобрали бы к нашему классному часу? Вспомните художественные произведения. Из различных вариантов выбирается: «Маленький принц» Антуана де Сент- Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Тема заранее записана и открывается по мере угадывания.)  

  №2. История происхождения собаки.  Демонстрируется иллюстрация с изображением стаи волков.  Происхождение и эволюция и взаимоотношения с человеком. Желательно рассказывают заранее подготовленные ученики.

О происхождении собаки выдвигается масса различных гипотез, наиболее вероятным предком современной собаки считается волк и некоторые виды шакала.

Существуют разные сценарии начала одомашнивания волка. В одном из них инициатива одомашнивания волка принадлежала человеку, в другом волк сам начал осваивать новую экологическую нишу вблизи стоянок первобытного человека, то есть происходила его «самоодомашнивание». Собака принадлежит к древнейшим из всех домашних животных.

Существуют находки окаменелых костей волка 100.000 лет до нашей эры, которые обнаружены в связи с деятельностью человека. По теории американских биологов, собака приручилась сама. Как только люди поселились и начали заниматься сельским хозяйством, они начали разведение своих собак для различных целей, пасти стада, охранять жилища и различных видов охот.

Процесс одомашнивания диких животных основывается на отборе особей, дружественно относящихся к человеку. Одомашнивание волка происходило следующим образом: в те отдалённые времена первобытные люди жили небольшими группами и вели оседлый образ жизни. Мужчины были заняты охотой, а женщины собирали птичьи плоды и коренья растений, птичьи яйца, и нянчили детей. Вокруг стойбища человека, привлечённые объедками, бродили дикие волчьи стаи: так как человек и волк охотились практически на одних и тех же животных. Человек и волк ещё мало знали друг друга, и когда они иногда встречались, в их глаза мелькало недоверие и настороженность. Но волк или, ещё точнее, собака, похожая на волка, чуяла добычу там, где человек о ней даже и не подозревал, и загоняла жертву до полного изнеможения, а за ней бежал человек с камнем или копьём в руке. Хотя с другой стороны, человек был гораздо умнее собаки, и поэтому мог охотиться на таких животных, как мамонт, перед которыми собака была просто бессильна. После трапезы людей собака получала остатки пищи и оставалась рядом со стойбищем человека, выполняя одновременно санитарные и охранные функции.

          Постепенно человек и собака привыкали доверять друг другу. Сообщество людей становилось для собаки стаей, а дом человека - её домом. Собака, живя рядом с людьми, была приучена к повиновению, и могла выбирать хозяина. Для собаки вожак людей, был вожаком стаи, которому она беспрекословно подчинялась. В холодные ночи собака ложилась рядом со спящим человеком, и  таким образом согревали друг друга. Таким образом, для ранних человеческих групп совместное проживание с собаками повышало шансы выживания. 

Беседа – обсуждение:

          - Что нового вы узнали об истории происхождения древней собаки?

          - Как сегодня собака помогает людям?  (Заслушиваются варианты ответов школьников). Учитель:

          -  Приблизив к себе в далеком прошлом дикую собаку, человек не ошибся. Он получил от этого животного гораздо больше, чем дал сам. Работа собаки была всегда основана на преданности человеку,  нетребовательна и бескорыстна. Обостренные  чувства слуха и обоняния, великолепные сторожевые качества, злоба и активная борьба с врагом и, наконец, твердая привязанность к хозяину, дала человеку мысль использовать указанные качества собаки в целом ряде работ. Постепенно виды работ усложнялись. Человек предъявлял все более высокие требования к своему верному помощнику, разные породы ориентировались на разные виды деятельности.  Широкий диапазон породных признаков  дал возможность выбора из них наиболее подходящих для тех или иных нужд.

Коллективная работа,  группы  из 2-3 человек.

 Учитель раскладывает на столе картинки с изображением различных пород собак.

         - Чтобы продолжить классный час, нам необходимо разбиться на тройки. Для

этого каждый вытянет «счастливый» билет с номером группы, а затем найдёт иллюстрацию, соответствующую вашему номеру.

         - Как вы думаете, по какому принципу у нас образовались группы? (Заслушиваются варианты ответов школьников).  

         - Использование собаки человеком. Правильно, молодцы. А на обратной стороне иллюстрации вы найдёте небольшое сообщение – аннотацию о данной породе. Подготовьте блиц – выступление, выбрав самый интересный эпизод. На это задание целесообразно дать не более пяти минут. Время выступлений не более одной минуты.

Блиц – выступление.

Ученики выходят в центр и рассказывают о «своей» собаке.  Можно сопровождать параллельно кадрами из презентации. После рассказа иллюстрации вывешиваются на доске.

Группа  №1.   Собаки-целители.   

Сенсорная способность собак всё чаще используется для лечения и диагностики больных людей. Кроме диагностики болезней, собаки также, широко используются для реабилитации больных. Лечение людей при помощи собак получило название канистерапия.

  Группа №2.  Cобака -ассистент. Другие натренированы для того, чтобы помогать людям с эпилепсией. Нейробиологи из университета Флориды (США) обнаружили, что 11 процентов собак, принадлежащих эпилептикам, по каким-то им одним заметным признакам могут определить, что вскоре начнётся приступ, и дают сигнал хозяину, чтобы он успел подготовиться или принять лекарство: лают или осторожно прижимают зубами ладонь.

Группа  №3. Собаки-спасатели. Собачий нюх спас жизни многих людей. Три сотни лет назад монахи высокогорного монастыря Сен-Бернар использовали крупных собак, названных впоследствии сенбернарами, для того, чтобы находить людей, попавших в беду. Когда на перевалах начиналась пурга, на шею животным привязывали небольшие бочонки с ромом и отправляли их на поиски людей. Обученная собака улавливает запах человека и его вещей под двухметровым слоем снега. Легендарной собакой спасателем стал пес по кличке Аякс, который в 1954 году спас 11 школьников и учителя, занесённых лавиной в горах Дахштейна. Овчарка работала 96 часов без отдыха. Сегодня спасательную службу собаки несут не только в горах, но и в разных уголках мира, регионах, подверженных землетрясениям.

 Группа №4. Собаки-поводыри. Незрячие люди использовали собак-поводырей для своей защиты в путешествиях. Первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей для слепых, был Йохан Клейн (Johann Wilhelm Klein), основатель Института тренировки собак для слепых в Вене. В 1960 году, центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС),  была создана Центральная республиканская школа  подготовки собак-проводников для слепых.

11 сентября собака-поводырь по кличке Дорадо спасла своего слепого хозяина, проведя его с 70-го этажа горящего здания Всемирного торгового центра (World Trade Center) к выходу.

Группа  №5. Собаки на войне В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили депеши через линию фронта, протягивали телефонные кабели, а также помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам. Работали санитарами, в упряжках находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин.

За годы войны было подготовлено более 6.000 минно-розыскных собак, на счету которых более 4 миллионов найденных мин.  Собаки были и взрывниками: неся на себя взрывчатку, бросались под танки. В Сталинградской битве собаки сожгли 63 танка врага — целую танковую бригаду. Диверсионные собаки подрывали и эшелоны врага. Собак мобилизовали у мирного населения, невзирая на возраст и породу.

Благодарные англичане установили в центре Лондона животным, погибшим в человеческих войнах, памятник с надписью «у них не было выбора».

Пожалуй, самой маленькой и известной собакой Второй мировой войны стал Йоркширский терьер Смоки. Смоки числился в составе 26-го разведывательного авиаполка 5-й Армии ВВС США. За боевые подвиги он был награждён 8 звездами, ему было присвоено звание капрала. После войны Смоки работал в госпиталях качестве собаки-терапевта.

Группа №6. Служебные собаки.

Служебные собаки используются милицией для поиска и задержания преступников (работа по следам, обыск местности), в качестве конвойных собак, для патрульно-караульной службы  (охрана всякого рода помещений, вещей, людей, лагерей военнопленных, складов). Пограничная собака используется для охраны границ, особенно ночью, работы по следам прошедших контрабандистов, в целях нахождения их. Также служебные собаки обучаются для поиска наркотиков и взрывчатки.

Группа №7.  Собаки-крысоловы. В природе собаки являются естественными врагами крыс. Это их полезное качество издавна заметил человек и стал использовать в целях истребления крыс – распространителей чумы и холеры. (В трюмах кораблей, на складах, в торговых портах, трактирах, в конюшнях, кожевенных заводах).

В дальнейшем человек усовершенствовал природный талант охоты собак на крыс и вывел десяток различных пород крысоловов.

Группа №8.  Гужевые  и ездовые собаки. 

В крестьянских дворах собаки были незаменимы не только в качестве охранников, охотников на крыс, но и широко использовались для транспортировки. В прежние времена собаки широко использовались для транспортировки грузов и в качестве ездового транспорта. В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу — там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. В пургу собаки стремятся к жилью, их чутье и инстинкт заменяют компас, тогда как олени стараются бежать по ветру, часто прочь от дома. Собаки едят то же, что и люди, и потому на них можно уходить с запасом пищи далеко во льды. Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на  оленях. Именно благодаря собачьим упряжкам человек исследовал Северный и Южный полюса.

Группа №9. Использование в научных целях.

     Собак часто используют в научных целях, проводят биологические (например, проверка воздействия лекарственных препаратов) и биотехнические (например, полет в космос) исследования и эксперименты.

Учитель:

         - А как ещё  собаки используются человеком?  (Охота, помощь пастухам, охрана и защита, спорт, собаки – артисты и т. д.)

№ 3. Мини-дискуссия. Постановка проблемы.

Демонстрация иллюстрации с изображением собаки декоративной породы.

         - Как вы считаете, каких собак  так называют? ( Называют различные декоративные  породы собак).

         - От какого слова образовано - «компаньон»? ( Варианты: компания и т. д.)

         - Докажите, что к собакам-компаньонам можно отнести всех собак, независимо от породы.

         - Вспомните эпиграф, который мы подобрали к теме нашего классного часа.

         - Всегда ли люди благодарны собакам за их преданность?

  № 4. (Демонстрируется иллюстрация  бездомной овчарки и лабрадора.) Продолжение беседы. 

        - Как вы думаете, откуда появились породистые собаки на улице?

        - Почему они оказались на улице?

        - Что их ждёт, если они вновь обретут «свободу?»

          -  Несмотря на все заслуги перед человеком, по самым скромным подсчетам только лишь официальной статистики, на улицах  Москвы обитает не менее 30000 бездомных собак. Откуда  же они там берутся?       Бывает, что люди приобретают щенка, даже не задумываясь, что уход за ним  требует времени, сил и финансовых вложений. Горе-хозяева не готовы тратить деньги на ветеринара, не желают вставать рано утром для прогулки с питомцем, не хотят отказываться от долгожданной поездки за границу из-за неожиданной четвероногой обузы. Бывает, что, по незнанию, приводят в дом собаку слишком сложной для собачника-новичка породы (например, какой-нибудь из бойцовых пород), и, не справившись с воспитанием, выставляют ставшее неуправляемым животное за дверь. Не менее жестоко и безответственно поступают те, кто берет в дом щенка на время дачного сезона, а осенью избавляются от привязавшегося  к новым «хозяевам» живого существа, как от надоевшей плюшевой игрушки. А ещё случается, что «недостаточная» породистость купленного щенка разбивает амбициозные мечты хозяев о выставках и наградах. Или бедолага просто «выходит из моды», как старый предмет интерьера.

          - Что можно сделать для тех, кого предали люди?  (Ответы детей).

Учитель:

         - Частично изменить ситуацию помогают собачьи приюты, в которых собаки получают, пусть и в минимальных размерах, необходимую помощь, еду и крышу над головой.  Но частные приюты переполнены. А  в государственных приютах собаки часто содержатся вне всяких санитарных норм и правил. Во многих приютах нет воды. Вольеры не моются. Смотреть на это невозможно. Поэтому добровольцев туда не пускают. Собаки, живущие в приюте – это больше, чем просто собаки. Разные судьбы, разные пути попадания в приют, но есть и общее: почти каждая из них в прошлом пострадала от предательства, жестокости или равнодушия людей. И каждая – простила. И снова поверила в человека. Собаки в приютах — как детдомовцы. Они понимают, что люди приезжают сюда выбирать, и очень стараются понравиться.

         - Ребята, даже если вы решите навестить этот приют, без взрослых, конечно, вам не обойтись.

         - А могут ли дети, самостоятельно принять участие в судьбах брошенных собак? (Школьники предлагают свои варианты).

Зачитывается учителем: «Лиза Олешко живет в Новосибирске. Она учится в шестом классе. Хорошо рисует. Вместе с мамой помогает приюту животных «Право животных на жизнь» новосибирского Академгородка.

         30 декабря 2009 года Лиза написала письмо. Нет, не Деду Морозу, как многие другие дети, – она понимала, что он не в силах ей помочь. Лиза написала президенту Дмитрию Медведеву.

 «Почему тысячи животных оказываются брошенными на улице? За что они страдают? И что делает Россия для того, чтобы этого не было? - Мне очень страшно видеть замерзающих собак и кошек. Я очень прошу вас принять такой закон, чтобы в Новосибирске и во всей России  люди не могли выкидывать животных на улицу, а если выбрасывали, то этим животным можно было бы найти приют и новых хозяев. А сейчас их местному приюту почему-то не хотят продлять аренду…

К письму Лиза приложила новогодний подарок для президента – картину, на которой изображена собака Найда. «На картине она улыбается так, как будто она сыта и у нее есть теплый дом. На самом деле, Найда бездомная собака и живет на стройке».

         - Как вы думаете, ребята, получила девочка ответ?  

         - Спустя два месяца Лиза получила ответное письмо. Правда, не от президента, а от новосибирского городского департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства (решение таких вопросов в компетенции местных органов власти). Бумага, как и само Лизино письмо, тоже получилась необычная. Не отписка, не снисходительная ссылка на нормы действующего законодательства, а полноценный ответ пусть еще не совершеннолетнему, но уже гражданину!

          - Аренду приюту для беспризорных собак в новосибирском Академгородке продлили и из городского бюджета выделили финансирование  для приюта.

III.  Коллективное  изготовление газеты.

          - И  мы с вами можем помочь нашим друзьям, попавшим в беду.  Для этого  нам надо рассказать всем о собаках, которые тысячи лет служат человеку и тех из них, которые попали в беду.

         - Каким способом это можно сделать?

         - Правильно, мы с вами для всех учеников нашей школы создадим  газету,  и я предлагаю вам внести частичку своего сердца в благородное дело помощи нашим верным друзьям, ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Может кого-то она сделает добрее. Но самое основное, важно донести простую мысль - если вы не готовы взять на себя ответственность за свою собаку, не стоит ее заводить. А если, взвесив все «за» и «против», всё же решились на этот серьезный шаг, то отправляйтесь за другом в приют. Из приюта можно взять приглянувшееся животное, тем более, что приютские собаки уже привиты и подрощены. Хлопот с ними меньше, чем с маленькими щенками, правда, это не значит, что проблем нет совсем. Сделать благородное дело - взять собаку из приюта это, конечно,  очень большая ответственность, посерьезнее, чем кредит в банке. Но взамен вы получаете любовь и преданность без границ. Некоторые ищут такую любовь всю жизнь, тогда как она на самом деле рядом.

Практическая работа.

Для работы  пригодятся иллюстрации, использованные в работе с группами и дополнительный материал из приложения.

VI.  Подведение итогов.

          - Почему из всего множества животных именно собаку называют другом человека?

         - Как оказываются на улице домашние животные - собаки?

         - Что мы можем сделать, все вместе, сообща, взрослые и дети, чтобы на улицах  нашего города, стало как можно меньше несчастных обездоленных животных?

          - Какое слово выражает правильное отношение к домашним питомцам?                       Ответственность.

          - Для того чтобы узнать, готовы вы взять на себя эту ответственность я предлагаю ответить на вопросы анкет и проверить результаты.

Анкетирование.  Сравнивание результатов, обсуждение.

          - Всегда помните об ответственности,  «за тех, кого приручили»! Я думаю, вам пригодятся памятки для будущих владельцев собак. Сохраните их, и кто знает, может скоро, а может быть и через много лет, она вам пригодится!

Школьникам раздаются памятки.

          - После классного часа, каждый из вас, может «спасти» собаку, если вы попросите взрослых размножить памятки и провести акцию, например, во дворе, среди знакомых и родственников, в парках, распространяя их. А можно изготовить самостоятельно подобные газеты, используя материал классного часа, и вывешивать их на людных местах. О своей самостоятельной деятельности вы обязательно расскажите нам, что бы мы могли гордиться тем, что среди нас живут благородные и неравнодушные люди.

Приложение №1. Материал для газеты.

Памятники и награды.

В благодарность за свою преданность и безупречную службу собаке во многих странах установлены памятники.

  1. В Санкт-Петербурге, во дворе Института экспериментальной медицины находится памятник с надписью «От благодарного человечества», который был установлен в 1935 году по инициативе академика И. П. Павлова, посвящённый безымянной собаке, внёсшей вклад в развитие науки о человеке.

  1. В 2007 году в вестибюле станции «Менделеевская» Московского метрополитена открыт памятник «Сочувствие», посвящённый гуманному отношению к бездомным животным и дворняге по кличке Мальчик, жившей в подземном переходе у станции и жестоко убитой здесь в 2001 году.

  1. В Париже, на р. Сене установлен памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему жизни 40 человек в Альпах.

  1. В 2003 году в Тольятти установлен памятник «Преданности» псу, который 7 лет, до самой смерти, ждал своих погибших хозяев на месте аварии.

  1. В годы Великой Отечественной войны овчарка Дик обнаружила 11 тысяч немецких мин и огромную бомбу, спрятанную в фундаменте Павловского дворца. Талант и выдержка Дика спасли жизнь тысячам солдат.

  1. Собака Лайка - первое живое существо, побывавшее в космосе.

  1. Белка и Стрелка — собаки, запущенные в космос на советском космическом корабле Спутник-5 в 1960 году.

  1. Знаменитостью в России был доберман Треф, который помог раскрыть 1500 преступлений.

  1. Самой знаменитой собакой Нидерландов признана овчарка по кличке Лео. Она работала в аэропорту в течение 9 лет. За это время таможенники с её помощью арестовали 300 человек, перевозивших наркотики в зонтиках, чемоданчиках, часах. Из багажа она помогла конфисковать три тонны гашиша, тонну марихуаны, 29 килограммов героина и 17 килограммов кокаина. Наркотики переданы фармацевтам для переработки в лекарства, доход составил многие миллионы долларов.
  2. Хатико - собака породы акита-ину; символ преданности в Японии. Хозяин Хатико ежедневно уезжал в город на работу, и пёс следовал за ним. Хатико каждый день сначала провожал его до входа на станцию Сибуя, а затем в 3 часа дня вновь возвращался туда, чтобы встретить его. После смерти хозяина в течение 9 лет по-прежнему приходил на станцию и ждал его там до поздней ночи.

_______________________________________________________________

 Ты можешь:
-можешь начать день без кофеина,
-можешь хорошо поесть без таблетки,
-можешь быть приветливым, несмотря на болезни и боли,
-можешь не донимать людей своими жалобами на проблемы,
-можешь каждый день есть одну и ту же пищу и быть благодарным за это,
-можешь понять, если любимому человеку не до тебя,
-можешь без обиды воспринимать упреки и критику,
-можешь не обращать внимание на глупости друзей,
-можешь одинаково относиться и к богатым, и к бедным людям,
-можешь противостоять стрессу без медикаментов,
-можешь отдыхать без выпивки,
-можешь засыпать без снотворного.
ТАК ВСЁ И ЕСТЬ ???

Тогда ты – собака.

__________________________________________________________________

ВОЗНИКНОВЕНИЕ и классификация ПОРОД

       В настоящее время кинологи (собаковеды) насчитывают около четырехсот различных пород собак. Среди них есть породы, которые распространены по всему земному шару и насчитывают огромное количество особей как, например, немецкая овчарка. Другие исчисляются десятками особей или имеют очень узкое распространение, например, шарпей, ирландский волкодав или мексиканская голая. Некоторые породы известны только в пределах стран, где они были выведены. К таким относятся стабихун — в Нидерландах, норбеттенхунд в северной Норвегии, словацкий чувач в Чехословакии.                                                                

Собаки одной и той же породы обладают похожими характеристиками в экстерьере и поведении, первоначально потому, что они происходят от избранного набора предков, которые имеют одинаковые характеристики. Особи определенной породы производят на свет потомство, которое подобно родителям.   Различают заводские и аборигенные породы собак.                                                          Заводские породы созданы человеческим трудом. Они получены путем селекции и поддерживаются человеком. При соответствующей работе с заводской породой она способна изменяться в желаемом направлении.                                                       Аборигенные породы сохраняют облик предков и обладают меньшим количеством  признаков одомашнивания. Различия в аборигенных породах формировались естественным путем.  В первые периоды одомашнивания диких собак, разновидностей их было сравнительно немного, о чем и свидетельствует небольшое количество разных по форме и размерам черепов и костей, найденных при различных раскопках и изысканиях. Но постепенно, в силу закона приспособляемости живых существ к окружающей среде (т. е. к условиям жизни в данной обстановке) собаки, живущие в холодных странах, покрывались более густой шерстью, с теплым подшерстком; наоборот, собаки, живущие в жарких странах, имели короткую шерсть. Точно также, в зависимости от общих окрасок окружающих местностей, собаки в силу того же закона «одевались» медленным (эволюционным) путем в так называемую «защитную окраску», то есть менялся цвет их шерсти.

Кроме того, оказывали влияние и различные условия жизни: собаки, которые искали себе пищу среди животных, живущих на земле, постепенно преобразовались в собак маленького роста с острыми мордами  и мощными лапами, способными разгребать землю; те же собаки, которые в борьбе за существование боролись с более крупными и быстрыми в движениях зверями, преобразовывались тем же путем в собак с быстрыми, крепкими ногами, а также сильным и мощным телом; собаки, живущие в снежных равнинах, стали обладать широкими пальцами на ногах, дабы не проваливаться в снегу. Все это и выдвигало постепенно все новые и новые разновидности пород собак.                                                                                                              

 В нашей стране к аборигенным породам  принадлежат, например, арктические и северные охотничьи, ездовые и оленегонные шпицы, кавказская и среднеазиатская овчарки в местах своего исторического разведения.

Постепенно  сложилось деление пород собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Такая классификация  является в значительной степени условной и породы часто переходят из одной группы в другую. Например, пудели, которые раньше относились к  охотничьим собакам, позднее стали служебными (во времена ВОВ королевские пудели использовались для охраны Рейхстага), а сегодня перешли в разряд комнатно-декоративных.

Существуют различные типы подобных классификаций, вот одна из них:  

  1. Охотничьи (подружейные) 
  2. Охотничьи (гончие, борзые)
  3. Собаки-компаньоны
  4. Служебные породы 
  5. Терьеры 
  6. Комнатно-декоративные 
  7. Пастушьи 

Приложение №2. Для раздачи участникам классного часа.

Памятка для тех, кто решил завести собаку.

Кто берет животных в дом - берет ответственность.
Обязанность обеспечивать животному нормальные условия - в течение ВСЕЙ его жизни.
Ч
астенько люди считают, что счастливая жизнь собаки - это кушать 24 часа в сутки. Невнимание к собственной собаке нельзя заменить куском торта или буженины. Собака - это полноценный член Вашей семьи. Она нуждается в Вашем внимании, любви и заботе, ей нужно общение, - и это нельзя заменить едой. Так легко и так нужно об этом помнить. Меньшие, да. Но братья. Человек обеспечивает им условия существования. В обмен на их любовь, доверие, преданность и дружбу им нужно лишь человеческое обращение.

У животных есть права. Вряд ли мы можем с этим спорить.

  1. Право пить. Право есть.
  2. Право на место для сна и отдыха.
  3. Право не испытывать боль и не страдать от болезней.
  4. Право не испытывать страх и страдание.
  5. Право достаточно двигаться. Право на естественное, свойственное животному поведение.

Что надо и что не надо делать, чтобы стать «двуногим вожаком»: 
1. Обязательно ходите с собакой в незнакомые для нее места. Ведущий по незнакомой территории всегда — вожак. 
2. Никогда не паникуйте при собаке, не визжите, не суетитесь. Собаки реагируют на изменение запаха мгновенно. Вожак не может быть неуверенным или напуганным. 
3. Никогда не позволяйте собаке забегать впереди вас по лестнице и, останавливаясь смотреть на вас сверху вниз. Собака уважает размеры. Вожак большой. 
4. Если вы решили произвести какое-либо действие с собакой, не отступайте, обязательно сделайте то, что планировали. Если собака чем-то напугана или остерегается ваших действий, не форсируйте событий, можно их имитировать, но произвести нужно.

5. Играя в «перетягивание» с молодой собакой с задатками лидера, не уступайте. Суть этой игры для собаки — бескровное единоборство. Вожак должен быть сильным. 
6. Не позволяйте собаке проявлять агрессию к вам опосредованно через вещи. Например: когда вы вытираете собаку полотенцем (расчесываете щеткой и т. п.), а она ворчит и хватает его зубами (кусает его), она таким образом вымещает на полотенце то, что не осмелиться на ваших руках, т. е. агрессию по отношению к вам.
7. Во время игры, если собака нечаянно вам сделала больно не проявляйте к ней агрессии. Доминирующая особь в игре всегда неагрессивна. 
8. Если вы позволяете своей собаке сидеть на диване или в вашем кресле, никогда не разрешайте ей садиться или ложиться туда первой. В том случае если собака заняла ваше место, обязательно сядьте, как вам удобно (как будто там никого нет) и «выдавите» собаку на оставшуюся территорию.
9. Обязательно дрессируйте и воспитывайте! Этим вы показываете наличие личного опыта и подчиняете собаку своей воле.
10. Демонстрация ваших возможностей, например, умение плавать, автоматически делает вас вожаком. 

11. Нежелательное поведение (например, попытка погнаться за кошкой) должно пресекаться до его начала (собака об этом сигнализирует позой и мимикой), желательно моральным давлением.
12. Сначала применяйте более мягкие способы давления: пристальный неодобрительный взгляд, укоризненные, а затем неодобрительные, угрожающие, гневные интонации. Доминирующая особь, уверенная в своем положении, демонстрирует претенденту превосходство силой духа и морального прессинга, драка возникает только при выяснении «кто же выше»

13. Никогда не наказывайте собаку без ясной для нее причины, срывая зло, по прошествии времени. Вожак справедлив. 
14. Никогда не травите собаку на других животных или людей для развлечения, или потакая собственным комплексам! Вожак должен реагировать только на реальную угрозу и не «дергать стаю за нервы» по пустякам. 
15. Не спускайте на тормозах демонстрацию малейших признаков агрессии по отношению к вашей, священной для собаки, особы. Бунтовщик должен быть поставлен на место немедленно, твердо и навсегда, не ждите никакого второго раза! 
16. Одобрение и порицание должно следовать немедленно за поступком, наказывать за естественное поведение, непосредственно касающееся только собаки, нельзя. Например: вам не нравится то, что собаки нюхают под хвостом друг друга, но это информация! Неприятно, что собака вылизывает «некоторые места», но это ее туалет! 
17. Что бы вы, ни делали с собакой — никогда не суетитесь, будьте уверены в себе, в неотделимости ваших прав от вашей личности. 
18. Никогда не бегайте за собакой,  даже играя! Вожак догоняет только для наказания, при необходимости прогнать или что-то отобрать. В детстве, особенно приучая к команде «Ко мне!», желательно отходить, чтобы ваша команда совпадала с инстинктом следования за «родителем».

Давайте разберемся, почему кусают собаки? Одни кусают от отчаяния, будучи загнанными в угол, испытывая боль и страх, другие - охраняя свою территорию, своих щенков, свою пищу, третьи - принимая поведение человека как вызов. Часто детей родители пугают: не подходи к собачке, а то она укусит. Вместо того чтобы объяснить, как правильно вести себя с животными. А вот в семьях, где есть животные, дети намного более общительны, собраны и внимательны, Быстро обучаются состраданию и ответственности. Если на ребенке лежит хотя бы часть обязанностей по уходу за животным, он намного быстрее учится дисциплине.

Кого же чаще кусают собаки? Людей, которые от них убегают, людей, которые их ненавидят и на них кричат, а то и бьют, людей с неадекватным поведением, пьяных или находящихся под действием наркотических веществ.

Если человек спокоен, уверен в себе, неконфликтен, собака не станет причинять ему вред. При условии, что её воспитывает адекватный человек. Ведь ответственность за то, как ведет себя животное, безусловно, полностью лежит на его владельце.

Из журнала "Welt des Boxers"

ОБРАЩЕНИЕ СОБАКИ К ЧЕЛОВЕКУ:

Моя жизнь продолжается десять или двенадцать лет. Каждая разлука с тобой будет приносить мне страдания. Подумай об этом, прежде чем ты возьмешь меня!

Давай мне время и возможность понять, чего ты от меня требуешь!

Не сердись на меня долго и не запирай в наказание! У тебя есть твоя работа, твои друзья, твои удовольствия - у меня есть только ты.

Говори со мной! Пусть я и не всегда могу понять твои слова, но этот голос, обращенный ко мне...

Если ты видишь, что я провожу свои дни в мучениях на цепи или в других несчастиях, то заступись за меня!

Будь уверен: я не забываю ничего, ни камня, поднятого против меня, ни руки, когда-то сделавшей мне добро.

Прежде, чем ударить меня, вспомни, что мои челюсти с легкостью могли бы раздробить косточки твоей руки, но я не воспользуюсь этим.

Вместо того, чтобы во время нашей работы ругать меня вялой, упрямой или ленивой, подумай, может быть я плохо себя чувствую из-за негодной пищи, может быть я перегрелась на солнце или износилось мое сердце.

Иной постигает это слишком поздно.

Не оставляй меня в тяжелые минуты моей жизни! никогда не говори: "Я не могу этого видеть" или "Это должно произойти в мое отсутствие". Все для меня легче, когда ты рядом.

Умножай свою заботу обо мне, когда я старею!

Приложение №3.

Анкета «Готов ли ты завести собаку?»

Ответь на вопросы теста и запиши баллы напротив ответа, который тебе кажется правильным. Сложи количество баллов и узнай, хороший ли из тебя получится собаковод.

1. Где ты узнаешь о том, как нужно кормить и воспитывать собаку?
а) в книгах, у других собаководов, в интернете 3
б) у продавцов, соседей, в школе, у друзей 2
в) я и так все знаю 1

2. Все ли члены твоей семьи будут рады собаке?
а) все будут очень рады 3
б) собака не всех обрадует 2
в) не знаю 1

3. Нравится ли тебе лай собаки?
а) да 3
б) нет 1
в) я его не замечаю 2

4. Как относятся твои соседи к собакам?
а) любят 3
б) терпеть не могут 1
в) по-разному 2

5. Знаешь ли ты, как нужно содержать собаку?
а) да 3
б) не очень хорошо 1
в) в книге прочитаю 2

6. Кто будет гулять с твоей собакой?
а) Чаще всего она будет гулять со мной 3
б) родители 2
в) не знаю 1

7. Если не время нужно оставить собаку, с кем она будет?
а) не знаю 1
б) с соседями 2
в) с родственниками 3

8. Нужны ли собаке игрушки?
а) да, косточки и мячики 3
б) нужен только поводок 2
в) не нужны 1

Сосчитай количество баллов!

Результаты:

 От 18 до 24 баллов: 
Ты ответственный человек. Любишь животных и знаешь, как с ними обращаться. Твоему питомцу будет хорошо с тобой, вы очень нужны друг другу. Смело заводи собаку!

От 10 до 17 баллов: 
Может, ты и хочешь завести собаку, но плохо представляешь себе возможные проблемы. Хорошенько подумай, прежде чем решиться на такой ответственный шаг. Мы в ответе за тех, кого приручили!

Меньше 10 баллов: 
Собаку тебе пока лучше не заводить. Узнай о животных больше, посоветуйся с другими собаководами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Собака - друг человека"

Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, ...

Классный час "Собака - друг человека"

Материал классного часа познакомит детей с разными породами собак, отличительными признаками собак, с их ролью в жизни человека....

Внеклассное мероприятие для учащихся I класса. Тема: Собака - друг человека".

Внеклассное меропрятие II этапа работы по формированию познавательного интереса учащихся  по теме:  Собака - друг человека".I  этап - этап самостоятельной работы в группах по 6-8 челове...

Презентация "Собака-друг человека"

Викторина для детей на знание произведений. Проверяем наблюдательность и память, расширяем кругозор....

Урок чтения в 1 классе "Собака - друг человека"по технологии А.Кушнира

Первые шаги по технологии А.Кушнира – это понимание исключительно  звучащего текста. Далее – это по-прежнему развитое понимание звучащего текста, но с фрагментами опережающего считывания ин...

"Собака- друг человека" - классный час

Занятие по внеурочной деятельности "Собака - друг человека". В ходе занятия детьми и учителем создаётся номер журнала о собаках в годы Великой Отечественной войны. Данное мероприятие относится кнравст...

Внеклассное занятие "Собака - друг человека, а друзей не бросают в беде"

Внеклассное занятие "Собака - друг человека, а друзей не бросают в беде", конспект...