"Собака- друг человека" - классный час
классный час (1 класс) по теме

Шпыркова Татьяна Борисовна

Занятие по внеурочной деятельности "Собака - друг человека". В ходе занятия детьми и учителем создаётся номер журнала о собаках в годы Великой Отечественной войны. Данное мероприятие относится кнравственно-патриотическому воспитанию младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия

Собака – друг человека.

Цель занятия

воспитание чувства патриотизма как важнейшей социальной и духовно-нравственной ценности, формирование духовной культуры личности,  гуманных отношений между детьми, между человеком и животным, воспитание у них действенных нравственных чувств, интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры.

Планируемые результаты

Предметные - познакомить обучающихся с историей нашей страны через жизнь собак; выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные- развитие познавательного интереса школьников; формирование исследовательских навыков, умения  работы с источниками; умения рассуждать, делать выводы, анализировать.

Личностные - формирование духовной сущности  культуры школьника; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение , аргументировать свою точку зрения и событий.

УУД: познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические-осуществляют поиск  информации (из материалов карточек, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями. Слушать другого ученика-партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;строить понятные речевые условия.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная и индивидуальная, групповая.

Форма организации

внеурочная работа (классный час)

Ресурсы

компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, электронная презентация.

Организационная структура занятия

Этап

Содержание этапа

Организационный момент. Актуализация опорных знаний

Учитель: Посмотрите на доску. Здесь вы видите «дерево настроений», но у этого дерева нет листочков. На ваших столах лежат веточки на которые вы наклеите листочки. Листочки лежат у вас на парте. Давайте определим - с каким настроением вы начинаете занятие. Зелёный – отличное настроение, жёлтый – так себе, розовый – плохое настроение. Командиры групп сдайте веточки.

-Сегодня мы с вами вновь окунёмся в мир интересных фактов и событий истории нашей Родины. Я предлагаю вам отгадать загадку мудрой Совы.

Я, друзья, совсем не злая.

 В дом чужой идет – залаю.

 Задавака? Забияка?

 Нет! Обычная ... (Собака)

-Как вы  думаете, о чём или о ком пойдёт сегодня  речь на занятие?

- Прочитайте тему занятия.

Этап. Открытие знаний

Собака — верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень-очень давно. (Рассказ Аксёнова Никиты).

Собака  — самое умное живое существо на Земле, даже умнее человека. В отличие от других животных, собаки понимают человеческую речь на всех языках мира и речь всех животных вообще. Также собаки достаточно гуманны, чтобы не использовать свой разум для завоевания всего мира.

-Как вы думаете, можем ли мы люди брать пример в некоторых поступках собак? А какие это могут быть поступки?

(Выступление Коровина Богдана с авторским произведением «Пример собачей верности»).

- Ребята, из каких источников информации мы узнаём о собаках? (из книг, журналов, газет, телевидения, интернета)

- Целью нашего занятия будет выпуск очередного номера журнала «Жизнь животных - жизнь людей». (прикрепляю на доску цель)

-А для чего мы будем выполнять эту работу?

- Как лучше назвать номер нашего журнала? (Собака – друг человека)

-Ребята, а кто такой друг? (ответы детей) Давайте посмотрим, что об этом написано в словаре Ожегова. (слайд)

- Через некоторое время наша страна будет отмечать 68-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

С кем сражался наш народ в этой войне?

- Как называют человека, который готов на самопожертвование ради своей Родины? (слайд)

- А знаете ли вы, что собаки тоже сражались за Победу. Подрывали вражеские танки, ходили в разведку, обнаруживали лазутчиков, были связистами, санитарами, разыскивали фугасы и мины. За боевые подвиги их вожатые получали ордена, медали и звания. А те, кто, повинуясь рефлексу, лез в самое пекло, в лучшем случае — кусок сахара или ломоть черствого хлеба…

- Вы будете работать в группах. В каждой группе есть руководитель. У вас на столах лежат карточки с рассказами о собаках.

Прочитайте внимательно текст. Определите тему вашей страницы. (Тема каждой группы вывешивается на доске)

Подберите иллюстрации к вашему рассказу. Оформите страницу. Готовую страницу сдайте учителю.

  1. 1. Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны тюменца Сергея Соловьева: «Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считанные минуты…

На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии.

Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. В Заполярье зимы суровые, не раз от лютых морозов раненых спасали собаки – они грели их своим дыханием. Вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими…»

В период Великой Отечественной войны собаки-санитары вынесли на себе с поля боя более 700 тысяч раненых бойцов.

  1. 2.  Собаки-миноискатели – их было около 6 тысяч, обнаружили, а вожатые саперы обезвредили 4 млн. мин, фугасов и других взрывчатых веществ.

Знаменит ленинградский колли Дик. В личном деле записано: «Призван на службу из Ленинграда и обучен минно-розыскному делу. За годы войны обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и других городов.

Главный подвиг Дик совершил в Павловске». Это было так. За час до взрыва Дик обнаружил в фундаменте дворца фугас в две с половиной тонны и часовым механизмом. После Великой Победы легендарный пес, несмотря на множественные ранения, был неоднократным победителем выставок собак. Пес-ветеран дожил до глубокой старости и был похоронен с воинскими почестями, как и подобает герою.

  1. 3. Собаки-связисты – в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тысяч км телефонного провода (для сравнения: расстояние от Берлина до Нью-Йорка — 6 500 км.).

Иногда даже тяжело раненая собака доползала до места назначения и выполняла свою боевую задачу. Связной собаке Альме немецкий снайпер первым выстрелом прострелил оба уха, вторым – раздробил челюсть. И все же Альма донесла пакет.

Знаменитая собака Норка за 1942-1943гг. доставила 2398 боевых донесений. Другой легендарный пес Рекс доставил 1649 донесений. Он был несколько раз ранен, трижды переплывал Днепр, но всегда добирался до своего поста.

  1. 4. Собаки-истребители танков – за время войны они подорвали более 300 фашистских танков.

В битве под Сталинградом 28-й отдельный отряд служебных собак под командованием майора Л. Кунина истребил 42 танка и две бронемашины, за что командующий 62-й армией генерал В. И. Чуйков за стойкость и отвагу объявил всему личному составу отряда благодарность, а 47 воинов отметил орденами и медалями.

  1. 5. Сторожевые собаки работали в боевом охранении, в засадах для обнаружения врага ночью и в ненастную погоду. Эти четвероногие умницы только натяжением поводка и поворотом туловища указывали направление грозящей опасности.

Сторожевая овчарка Агай, находясь в боевом охранении, 12 раз обнаруживала гитлеровских солдат, которые пытались скрытно подобраться к позициям наших войск.

  1. 6. Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, оказания помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно.

Пёс Джек и его проводник, ефрейтор Кисагулов, были разведчиками. На их совместном счету более двух десятков захваченных "языков", в том числе офицер, взятый в плен внутри тщательно охраняемой крепости Глогау. Проникнуть в крепость и уйти из неё с пленным мимо многочисленных засад и постов охраны ефрейтор смог лишь благодаря чутью собаки.

Среди отступавших порядков Красной армии был отдельный батальон Коломенского пограничного отряда, располагавший 250 служебными собаками. В ходе затяжных боев майору Лопатину было предложено распустить хвостатых бойцов — овчарок. Их нечем было кормить. Командир нарушил приказ и оставил четвероногих бойцов в отряде.

(Учащиеся сдают готовые страницы)

- В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелёгкий боевой путь. Об этом ученицы нашего класса Попова Кристина И Эмели Хок расскажут стихотворение.

Собак не поминают поименно,

Им не дают наград и орденов.

Но все же, должен помнить мир спасенный

О подвиге собак со всех дворов!

Услышала я, может не случайно,

Историю, как шел Великий бой!

Мне рассказал о подвиге отчаянном

Один седой участник битвы той.

Я слушала его и удивлялась,

Не уж-то правду говорит седой старик!?...

И на груди его награда красовалась,

Но, не хвалился той наградой фронтовик.

Тот бой тяжелый в памяти остался,..

Он не забыл историю о том,

Как с ними рядом с танками сражался

Четырехлапый храбрый батальон.

Полуголодные, худющие дворняги

Глазами умными все вглядывались в нас.

А мы на них скорей гранаты надевали,

Им командир уже смертельный дал приказ!

Собакам мы должны быть благодарны

За то, что были рядом в те года!

Их дружба и шальная солидарность

Пусть остаются с нами навсегда!..

Как мало вы - дворняги воевали,

Подбитый танк - и нет в помине вас...

И мы, глотая слезы, вспоминали

Собак, что жизни отдали за нас...

Мне трудно говорить о наболевшем,..

Я видел этот ужас не во сне...

Эх!.. Знали б Вы, что значит танк сгоревший...

Ведь это не прошедший танк в Москве...

Я видел как собаки воевали,..

Я не забуду это никогда!

И дай-то Бог, чтоб люди осознали,

Что это Он им помогал тогда!..

Да разве можно позабыть такое!..

В неравной схватке, жизни не щадя,

Дворняги шли на смерть за нас с тобою!..

Такое, люди, забывать нельзя!

- Подвиги собак во время войны являются примером подражания для любого человека.

III. Подведение итогов занятия

-  Что нового вы сегодня узнали о собаках?

-  Что сегодня было трудным? Что больше всего понравилось?

- Интересно ли вам узнать какие рассказы были у ребят в других группах?

- для этого вы можете прочитать новый номер нашего журнала.

Взгляните собачьи глаза. Там вы  увидите безмерную преданность и нежность, любовь и верность. Будьте немного милосердней и добрей к нашим четвероногим спутникам. Накормите бездомную собаку, обогрейте щенка, сделайте так, чтобы у собак не была собачья жизнь, как поется в песне «только от жизни собачьей, собака бывает кусачей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Собака - друг человека"

Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, ...

Классный час "Собака - друг человека"

Материал классного часа познакомит детей с разными породами собак, отличительными признаками собак, с их ролью в жизни человека....

Классный час «Собака – друг человека»

Разработка классного часа...

Классный час "Собака - друг человека"

Классный час для детей 1-2 класса, в котором идет рассказ о разных породах собак, дружбе собаки и человека....

Презентация к классному часу "Собака-друг человека"

middot;        Познакомить детей с историей одомашнивания собаки.·        Расширить знания детей о породах собак, их назна...

Классный час на тему: "Собака - друг человека"

интересный и познавательный классный час о четвероногом друге...