Окружающий мир по программе "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конпект урока в 4 классе по теме:"Как человек двигается", разработан учителем начальных классов Шестеровой Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizenie.doc | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Окружающий мир»
4 «Б» классе МБОУ СОШ N 16
Учитель: Шестерова Надежда Васильевна
Тема: «Как человек двигается».
Цели:
1. Формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц.
2. Создать для учащихся проблемную ситуацию-мотив для изучения нового материала, самостоятельно найти выход из этой ситуации.
3. Продолжать работу в группах .Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать друг друга.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Наш урок начнем с высказывания: «Один ум хорошо, а два лучше.»
- Как вы понимаете это высказывание?
Сегодня на уроке мы попробуем сделать новое открытие. Желаю вам удачи!
Вспомним два шага учебной деятельности. С чего начнем урок? (С повторения.)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
- Что такое система органов?
Организм человека состоит из групп органов. Группу органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу в организме, называют системой органов.
- С какими системами мы с вами познакомились?
- Из чего состоит опорно-двигательная система? ( Из скелета и мышц.)
- Для чего служит? ( Служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы.)
Прочитайте слова Лены на странице 16.
- Какие суждения она высказала? ( Как же мы ходим?)
- Какое противоречие вы заметили в ее словах?
(Тело человека не может опираться на мышцы, а жесткие кости сковывают движение.)
-Какой у вас возникает вопрос?
( Какую роль в движении играют мышцы и кости.)
Ваши ответы. Ответы разные. Почему?
( Мы еще не знакомы с этой темой. Будем открывать новые знания.)
-Как? ( Сами).
3. Выявление места и причины затруднения.
- Из чего состоит опорно-двигательная система. ( Из скелета и мышц.)
- Какую роль играет эта система в организме человека?
( Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создает опору для тела.)
- о чем же сегодня пойдет речь на уроке? Какова его цель? (Узнать, как двигается человек.)
- А тема нашего урока? (<< Как человек двигается ?»)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- По какому плану будем работать?
Работа в группах.
Давайте вспомним правила работы в группах.
Задание. Расположите пункты плана по порядку.
- Скелет человека.
- Роль скелета.
- Свойства костей.
- Как кости соединяются друг с другом.
- Роль мышц.
- Какие качества имеют мышцы.
Работа над построенными проектами.
5. Реализация построенного проекта.
- Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. Страница 17.
- Какие части можно выделить в скелете человека?
- Какое значение имеют эти части скелета?
- Какую основную роль выполняет весь скелет? ( Опорную.)
Если скелет выполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его? ( Кости должны быть прочными, крепкими, жесткими.)
Проверим ваши версии с помощью учебника. Стр.16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя ее масса всего 200 граммов.
- Почему же тогда случаются переломы? ( Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.)
Тетрадь: задание 3 стр.6.
- Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос
проведите наблюдение.
Встаньте. Поверните голову влево, вправо. Поверните туловище влево, вправо. Согните руку, ногу.
- Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение дает возможность человеку свободно двигаться.
Попробуем объяснить результаты своих наблюдений с помощью текста учебника. Стр. 18.
- Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, могли бы мы двигаться? ( Нет, так как кости твердые.)
- Что бы выяснить роль мышц в организме, проведем наблюдение.
Согните руку в локте и найдите мышцы, определите на ощупь какие они?
Как ведут себя мышцы при сгибании и разгибании?
Мышцы могут быть мягкими и твердыми, в зависимости от того какую работу они выполняют. Мышцы представляют собой активную часть нашего опорно-двигательного аппарата. Следуя приказам мозга, они приводят в движение наше тело.
В целом мышцы составляют 40% веса взрослого человека. В каждом из нас около 400 мышц. Такое большое количество мышц необходимо для выполнения самых разнообразных движений. Мышцы являются генераторами движения и как всякой машине, им необходим источник энергии.
- Как питаются мышцы?
Главным источником питания является глюкоза. Наш организм получает это вещество в процессе пищеварения из фруктов, мучных продуктов и обычного сахара.
Мышцы обладают двумя основными качествами: эластичностью и возбудимостью. Эластичность позволяет им удлиняться и укорачиваться. Расслабленная мышца - мягкая, работающая - твердая. А возбудимость придает особую чувствительность мышцам к нервным импульсам и внешним раздражителям, таким как уколы, изменение температуры окружающей среды.
Существует такое состояние мышц, как мышечный тонус. Оно представляет собой легкое напряжение мышц в период покоя. Такое напряжение позволяет поддерживать тело, когда ты неподвижен и отдыхаешь.
Давайте сделаем вывод.
- Какую роль выполняют мышцы в организме человека?
Вывод. Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом, мы совершаем движение.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Мы сделали открытие?
- Что теперь будем делать? (Самостоятельную работу.)
-Для чего? ( Что бы про верить свои знания ) Выполняют задания на карточках. Выберите правильный ответ. Проверка по эталону.
8. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
- Узнали? Мы сделали открытие?
- Какое открытие мы сделали?
Только сочетание твердых костей и эластичных мышц может обеспечить движение такого крупного существа, как человек, ведь сами по себе мышцы слишком эластичны, а кости слишком жестки.
Оцените свою работу на уроке.
Лесенка знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей
Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...
Конспект урока 2 класс окружающий мир по программе "2100"
Конспект урока проводимый во 2 классе по теме: "Материки и океаны"...
Рабочая программа " Окружающий мир УМК "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по учебнику А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова УМК " Школа 2100", 2 часа в неделю....
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по изучению Правил Дорожного Движения в рамках программы «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (МОДУЛЬ «ШКОЛА 2100») .
Работая над ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( в ПРОГРАММЕ 2100),мной разработана и внедрена для работы ПРОГРАММА ,со...
КТП по предмету " Окружающий мир", УМК " Школа 2100", 2 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...