Окружающий мир по программе "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Шестерова Надежда Васильевна

Конпект урока в 4 классе по теме:"Как человек двигается", разработан учителем начальных классов Шестеровой Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizenie.doc30.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Окружающий мир»
4 «Б» классе МБОУ СОШ N 16

Учитель: Шестерова Надежда Васильевна

Тема: «Как человек двигается».


Цели:

1. Формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц.

2. Создать для учащихся проблемную ситуацию-мотив для изучения нового материала, самостоятельно найти выход из этой ситуации.

3. Продолжать работу в группах .Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать друг друга.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Наш урок начнем с высказывания: «Один ум хорошо, а два лучше.»

- Как вы понимаете это высказывание?

Сегодня на уроке мы попробуем сделать новое открытие. Желаю вам удачи!

Вспомним два шага учебной деятельности. С чего начнем урок? (С повторения.)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

- Что такое система органов?

Организм человека состоит из групп органов. Группу органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу в организме, называют системой органов.

- С какими системами мы с вами познакомились?

- Из чего состоит опорно-двигательная система? ( Из скелета и мышц.)


- Для чего служит? ( Служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы.)

Прочитайте слова Лены на странице 16.

- Какие суждения она высказала? ( Как же мы ходим?)

- Какое противоречие вы заметили в ее словах?

(Тело человека не может опираться на мышцы, а жесткие кости сковывают движение.)

-Какой у вас возникает вопрос?

( Какую роль в движении играют мышцы и кости.)
Ваши ответы. Ответы разные. Почему?

( Мы еще не знакомы с этой темой. Будем открывать новые знания.)

-Как? ( Сами).

3. Выявление места и причины затруднения.

- Из чего состоит опорно-двигательная система. ( Из скелета и мышц.)

- Какую роль играет эта система в организме человека?

( Помогает двигаться, защищает внутренние органы, создает опору для тела.)

- о чем же сегодня пойдет речь на уроке? Какова его цель? (Узнать, как двигается человек.)

- А тема нашего урока? (<< Как человек двигается ?»)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 - По какому плану будем работать?

Работа в группах.

Давайте вспомним правила работы в группах.

Задание. Расположите пункты плана по порядку.

  1. Скелет человека.
  2. Роль скелета.
  3. Свойства костей.
  4. Как кости соединяются друг с другом.
  5. Роль мышц.
  1.  Какие качества имеют мышцы.
       Работа над построенными проектами.

5. Реализация построенного проекта.

- Давайте познакомимся со строением скелета человека более подробно. Страница 17.

- Какие части можно выделить в скелете человека?

- Какое значение имеют эти части скелета?

- Какую основную роль выполняет весь скелет? ( Опорную.)

Если скелет выполняет роль опоры, то какими свойствами должны обладать кости, образующие его? ( Кости должны быть прочными, крепкими, жесткими.)


Проверим ваши версии с помощью учебника. Стр.16. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз в 1500 кг, хотя ее масса всего 200 граммов.

 - Почему же тогда случаются переломы? ( Переломы случаются, если неправильно распределена нагрузка на кости скелета.)

Тетрадь: задание 3 стр.6.

- Как кости соединяются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос

проведите наблюдение.

Встаньте. Поверните голову влево, вправо. Поверните туловище влево, вправо. Согните руку, ногу.

- Кости скелета соединяются подвижно или полуподвижно. Такое соединение дает возможность человеку свободно двигаться.

Попробуем объяснить результаты своих наблюдений с помощью текста учебника. Стр. 18.

- Если бы опорно-двигательная система состояла только из одного скелета, могли бы мы двигаться? ( Нет, так как кости твердые.)

- Что бы выяснить роль мышц в организме, проведем наблюдение.

Согните руку в локте и найдите мышцы, определите на ощупь какие они?

Как ведут себя мышцы при сгибании и разгибании?

Мышцы могут быть мягкими и твердыми, в зависимости от того какую работу они выполняют. Мышцы представляют собой активную часть нашего опорно-двигательного аппарата. Следуя приказам мозга, они приводят в движение наше тело.

В целом мышцы составляют 40% веса взрослого человека. В каждом из нас около 400 мышц. Такое большое количество мышц необходимо для выполнения самых разнообразных движений. Мышцы являются генераторами движения и как всякой машине, им необходим источник энергии.

- Как питаются мышцы?

Главным источником питания является глюкоза. Наш организм получает это вещество в процессе пищеварения из фруктов, мучных продуктов и обычного сахара.

Мышцы обладают двумя основными качествами: эластичностью и возбудимостью. Эластичность позволяет им удлиняться и укорачиваться. Расслабленная мышца - мягкая, работающая - твердая. А возбудимость придает особую чувствительность мышцам к нервным импульсам и внешним раздражителям, таким как уколы, изменение температуры окружающей среды.

Существует такое состояние мышц, как мышечный тонус. Оно представляет собой легкое напряжение мышц в период покоя. Такое напряжение позволяет поддерживать тело, когда ты неподвижен и отдыхаешь.

Давайте сделаем вывод.

- Какую роль выполняют мышцы в организме человека?

Вывод. Сокращение мышц изменяет положение костей. Таким образом, мы совершаем движение.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Мы сделали открытие?

- Что теперь будем делать? (Самостоятельную работу.)

-Для чего? ( Что бы про верить свои знания ) Выполняют задания на карточках. Выберите правильный ответ. Проверка по эталону.

8. Рефлексия. 

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Узнали? Мы сделали открытие?

- Какое открытие мы сделали?

Только сочетание твердых костей и эластичных мышц может обеспечить движение такого крупного существа, как человек, ведь сами по себе мышцы слишком эластичны, а кости слишком жестки.

Оцените свою работу на уроке.

Лесенка знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей

Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...

Конспект урока 2 класс окружающий мир по программе "2100"

Конспект урока проводимый  во 2 классе  по  теме: "Материки  и  океаны"...

Рабочая программа " Окружающий мир УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по учебнику   А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова    УМК " Школа 2100", 2 часа в неделю....

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по изучению Правил Дорожного Движения в рамках программы «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (МОДУЛЬ «ШКОЛА 2100») .

Работая над ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( в ПРОГРАММЕ 2100),мной разработана   и внедрена для работы  ПРОГРАММА ,со...

КТП по предмету " Окружающий мир", УМК " Школа 2100", 2 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...