Кто такие птицы?
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок посвящен: 1- формированию компетентности в решении учебных проблем;
2- организации исследовательской деятельности на уроке окружающего мира.
Урок предназначен для учеников второго класса, занимающихся по УМК "Мир вокруг нас" А.А. Плешакова,
а также для внеурочных занятий.
Представлена пояснительная записка и конспект урока, включающий описание этапов урока; действий , направленных на формирование компетентности; формируемые компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoprofilnyy_licey.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Многопрофильный лицей-
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Димитровграда Ульяновской области
Формирование компетентности в решении учебных проблем.
Организация исследовательской деятельности на уроке окружающего мира.
Тема: Кто такие птицы?
Пясецкая Татьяна Александровна
Учитель начальных классов
г.Димитровграда
2012г.
Пояснительная записка.
Федеральный государственный стандарт второго поколения ставит задачей формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни. Речь идет о подготовке функционально-грамотной личности, способной действовать в нестандартной обстановке. Под компетентностью понимается личностная характеристика индивида, совокупность его знаний, отношений, поведенческих и личностных особенностей, отражающая его способность успешно реализовывать социально-значимую деятельность и разрешать проблемные ситуации.
Начальная школа - стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
- Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию.
- Думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.
- Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.
- Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.
- Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
К наиболее значимым компетентностям личности, необходимым для продолжения образования, относятся:
- Коммуникативная компетентность
- Информационная компетентность
- Компетентность разрешения проблем
Результативность формирования компетентностей учащегося в начальной школе определяется систематической работой учителя по включению учащихся в специально организованную деятельность по овладению каждой из составляющих компетентностей. Работа предполагает особую организацию учебно-познавательной деятельности младших школьников и специфику урока как главной формы включения ребенка в учебную деятельность.
Одним из способов формирования компетентности в решении учебных проблем является организация исследовательской деятельности детей. Большим потенциалом исследований обладают уроки окружающего мира. Далее представлен конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме: «Кто такие птицы?» , организованного на основе исследования.
Фамилия имя отчество автора: Пясецкая Татьяна Александровна
Полное название образовательного учреждения: Многопрофильный лицей – муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Город: Димитровград
Предмет - Окружающий мир
Класс - 2
Тема - Кто такие птицы?
Тип урока – Комбинированный на деятельной основе
Данный урок связан с предыдущими и опирается на знания полученные ранее.
У.М.К. – курс Мир вокруг нас созданный авторским коллективом под руководством
А. А. Плешакова.
Цели:
- Познакомить детей с птицами; учить определять принадлежность птиц к своей группе.
- Формирование умения применять методы научной деятельности для решения проблемы в процессе учебного познания (на доступном для учеников уровне).
- Развитие мыслительной активности через выделение главного, анализ, сравнение, обобщение и доказательства предложенной гипотезы.
- Формирование информационной компетентности через проведение наблюдения по плану в соответствии с поставленной задачей; формирование умения работать с книгой и другими источниками информации.
- Создать условия на уроке для воспитания активной жизненной позиции в решении появившихся проблем, для воспитания культуры речи, коммуникативных умений через работу в группах.
Ход урока:
Этапы урока | Действия, направленные на формирование компетентностей | Формируемые компетентности | |||||||||||||||
1. Организация начала урока. | -Какие царства живой природы мы знаем? (Растения, грибы, животные) -Какие большие группы живых существ мы уже знаем? Учитель демонстрирует схему Живые существа Насекомые Рыбы Звери -Чтобы перейти к изучению следующей группы живых существ, представим себя учеными-исследователями и выполним задание, работая в группах. -Кто напомнит правила работы в группе? Правила коллективной работы
|
1. Коммуникативная: Культура общения и конструктивность взаимодействия со сверстниками; Стремление к самовыражению при помощи речевых средств; Самостоятельность в построении монологических высказываний. 2. Информационная: Умение извлекать из памяти информацию. | |||||||||||||||
2. Выбор темы и цели исследования. | Работа учащихся в группах по карточке номер 1. Задание. Раздели живых веществ на группы: Насекомые Рыбы Звери Окунь, орел, стрекоза, рысь, шмель, волк, щука, тетерев. Представитель от каждой группы предлагает свой вариант ответа по заданию. - А у кого возникла проблема при выполнении задания? (Куда записать орла и тетерева?) - Какие будут предположения-гипотезы? (Птицы- не насекомые, не рыбы, не звери) - Вот мы и определили тему нашего исследования-птицы. - Теперь наметим цель нашего исследования. На какой вопрос надо ответить? (Доказать что птицы- отдельная большая группа живых существ.) На доске продолжилась запись в схеме: Живые существа
Насекомые Рыбы Звери Птицы |
1. Коммуникативная: Умение работать в группах; Самостоятельность в построении монологических высказываний; Умение выступать публично. 2. Разрешения учебных проблем: Анализировать проблему; Выдвигать гипотезы. 3. Информационная: Умение формировать и вычленять учебную задачу. | |||||||||||||||
3. Планирование исследования | - Прежде чем начать исследование птиц , составим план работы как настоящие ученые. - Чтобы доказать свои предположения что птицы - отдельная группа живых существ, надо узнать…? (Чем птицы отличаются от других живых существ?) - Как и где мы можем это узнать? ( Посмотреть в энциклопедиях, по ТВ, в компьютере, спросить у взрослых, понаблюдать, провести эксперимент…) Дети предлагают, а учитель прикрепляет на доску карточки в такой последовательности:
- Проводить исследование вы будете, работая в группах. Одни группы будут теоретиками, другие - практиками. Для того, чтобы доказать, что птицы- отдельная группа живых существ, воспользуйтесь нашим планом на карточках. | 1. Коммуникативная: Умение вырабатывать и обосновывать свою точку зрения; Умение выступать публично. 2. Информационная: Умение выбирать источники информации и оценивать их адекватность. 3. Разрешения учебных проблем: Определять ресурсы для решения проблем; Выдвигать гипотезы для решения проблем; Целеполагание; Планирование.
| |||||||||||||||
4. Проведение исследования. | На столах в группах «теоретиков» лежат энциклопедии, лист бумаги, фломастер. Задание 1 группе. Карточка №2: Назови места обитания птиц в природе. Задание 2 группе. Карточка №2: Узнай, какую пользу приносят людям птицы? Задание 3 группе. Карточка №2: Как появились в домах людей декоративные птицы? На столах в группах «практиков» 4 и 5 стоят чучело белки, вороны; перья птиц, разные по размеру, форме и цвету; лист бумаги, фломастер. Задание 4 группе. Карточка №2: Назови признаки отличия птиц от других живых существ. Задание 5 группе. Карточка №2: Исследуй перья птиц по плану:
Самостоятельная работа детей в группах. Время работы определяет учитель. | 1. Коммуникативная: Умение вести диалог; Умение конструктивно реагировать на критику; Умение работать в группах; Умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации. 2. Информационная: Умение выделять главное от вторичного; Умение структурировать информацию; Выделять план; Умение пользоваться классификаторами (энциклопедии); Умение вести краткие записи, схемы. 3. Разрешения учебных проблем: Применять технологии в решении проблем; Оценка продукта деятельности; Рефлекс. | |||||||||||||||
5. Обобщение и обработка полученных знаний. | - Теперь проанализируем ваши наблюдения и полученные знания, выясним, верна ли наша гипотеза о том, что птицы - отдельная группа живых существ. - Доклад от группы проводит представитель по плану. План доклада лежит на столе в каждой группе. План доклада:
При выступлении детей из 4 и 5 групп, учитель дополняет ответы детей.
Далее учитель демонстрирует видеофрагмент о птицах с ярким оперением. На доске появляются картинки с изображением пингвинов, страусов. Умение летать не является признаком птиц. Есть птицы, которые не умеют летать.
| 1. Коммуникативная: Самостоятельность в построении монологической речи; Осознанность восприятия речи; Умение конструктивно реагировать на критику; Умение выступать публично. 2. Информационная: Умение слушать и слышать; Умение толковать. 3. Разрешения учебных проблем: Оценка продуктивности деятельности; Рефлекс. | |||||||||||||||
-
Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу- рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы - ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают и крылья выполняют другие функции. Подведем итог исследованию. Напомните мне тему исследования. - Какую гипотезу выдвигали? (Птицы относятся к отдельной группе живых существ.) | |||||||||||||||||
6. Закрепление знаний, подведение итогов. | Работа с учебником. Ученики знакомятся со строением птицы по учебнику. Далее дети работают в парах, называя друг другу части тела птицы. - Рассмотрите тело птицы. 1 вариант назовет все части тела птицы, а 2 вариант их покажет на картинке. Проверочная работа Подчеркни лишнее слово в каждой строчке:
Проверка работы по ключу. - Кем вы были сегодня на уроке? (Учеными-исследователями) - Вот как ученым я задаю вам домашнее задание-исследование. Домашнее задание. Узнай, почему так говорят: «Глухая тетеря»? - Все ли мы смогли узнать о птицах? - Изучение птиц мы продолжим на других уроках, вы можете узнавать сами. По ходу урока учитель может давать кружечки с картинками птиц за полные правильные высказывания, за активную работу, за умение помочь товарищу. | 1.Коммуникативная: Умение вести диалог; Выполнение правил поведения и речевой коммуникации. 2. Информационная: Умение слушать и слышать; Умение устанавливать причинно-следственные связи; Умение толковать. 3. Разрешения учебных проблем: Целеполагание и планирование; Умение оценивания и самооценивания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....