Кто такие птицы?
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок посвящен: 1- формированию компетентности в решении учебных проблем;

                               2- организации исследовательской деятельности на уроке окружающего мира.

Урок предназначен для учеников второго класса, занимающихся по УМК    "Мир вокруг нас" А.А. Плешакова, 

а также для внеурочных занятий.

 Представлена пояснительная записка и конспект урока, включающий описание этапов урока; действий , направленных на формирование компетентности; формируемые компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoprofilnyy_licey.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

              Многопрофильный лицей-

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

          города Димитровграда Ульяновской области

Формирование компетентности в решении учебных проблем.

Организация исследовательской деятельности на уроке окружающего мира.

Тема: Кто такие птицы?

Пясецкая Татьяна Александровна

Учитель начальных классов

г.Димитровграда

2012г.

Пояснительная записка.

Федеральный государственный стандарт второго поколения ставит задачей формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни. Речь идет о подготовке функционально-грамотной личности, способной действовать в нестандартной обстановке. Под компетентностью понимается личностная характеристика индивида, совокупность его знаний, отношений, поведенческих и личностных особенностей, отражающая его способность успешно реализовывать социально-значимую деятельность и разрешать проблемные ситуации.

Начальная школа - стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:

  1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию.
  2. Думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.
  3. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.
  4. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.
  5. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

К наиболее значимым компетентностям  личности, необходимым для продолжения образования, относятся:

  1. Коммуникативная компетентность
  2. Информационная компетентность
  3. Компетентность разрешения проблем

Результативность формирования компетентностей учащегося в начальной школе определяется систематической работой учителя по включению учащихся в специально организованную деятельность по овладению каждой из составляющих компетентностей. Работа предполагает особую организацию учебно-познавательной деятельности младших школьников и специфику урока как главной формы включения ребенка в учебную деятельность.

Одним из способов формирования компетентности в решении учебных проблем является организация исследовательской деятельности детей. Большим потенциалом исследований обладают уроки окружающего мира. Далее представлен конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме: «Кто такие птицы?» , организованного на основе исследования.

Фамилия имя отчество автора: Пясецкая Татьяна Александровна

Полное название образовательного учреждения: Многопрофильный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        лицей – муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Город: Димитровград

 

Предмет - Окружающий мир

Класс - 2

Тема - Кто такие птицы?

Тип урока – Комбинированный на деятельной основе

Данный урок связан с предыдущими и опирается на знания полученные ранее.

У.М.К. – курс Мир вокруг нас созданный авторским коллективом под руководством

А. А. Плешакова.

Цели:

  1. Познакомить детей с птицами; учить определять принадлежность птиц к своей группе.
  2.  Формирование умения применять методы научной деятельности для решения проблемы в процессе учебного познания (на доступном для учеников уровне).
  3. Развитие мыслительной активности через выделение главного, анализ, сравнение, обобщение и доказательства предложенной гипотезы.
  4. Формирование информационной компетентности через проведение наблюдения по плану в соответствии с поставленной задачей; формирование умения работать с книгой и другими источниками информации.
  5. Создать условия на уроке для воспитания активной жизненной позиции в решении появившихся проблем, для воспитания культуры речи, коммуникативных умений через работу в группах.

Ход урока:

Этапы урока

Действия, направленные на формирование компетентностей

Формируемые компетентности

1. Организация начала урока.

-Какие царства живой природы мы знаем?

(Растения, грибы, животные)

-Какие большие группы живых существ мы уже знаем?

Учитель демонстрирует схему

Живые существа

        Насекомые     Рыбы             Звери

-Чтобы перейти к изучению следующей группы живых существ, представим себя учеными-исследователями и выполним задание, работая в группах.

-Кто напомнит правила работы в группе?

Правила коллективной работы

  1. в общей работе надо уметь и уступать, и настаивать на своем.
  2. Не капризничать, а договариваться.
  3. Договоритесь о плане работы и ее результатах.
  4. Выслушать предложения всех и выбрать важное.
  5. Распределите работу справедливо. Каждый выполняет свою работу  в  срок и как можно лучше, при этом все время имеет в виду общую цель.
  6. Помоги тому, у кого не получается.
  7.  Учись у других тому ,чего не умеешь

 

1. Коммуникативная:

Культура общения и конструктивность взаимодействия со сверстниками;

Стремление к  самовыражению при помощи речевых средств;

Самостоятельность в построении монологических высказываний.

2. Информационная:

Умение извлекать из памяти информацию.

2. Выбор темы и цели исследования.

Работа учащихся в группах по карточке номер 1.

Задание. Раздели живых веществ на группы:

Насекомые

Рыбы

Звери

Окунь, орел, стрекоза, рысь, шмель, волк, щука, тетерев.

Представитель от каждой группы предлагает свой вариант ответа по заданию.

- А у кого возникла проблема при выполнении задания? (Куда записать орла и тетерева?)

- Какие будут предположения-гипотезы?

 (Птицы- не насекомые, не рыбы, не звери)

- Вот мы и определили тему нашего исследования-птицы.

- Теперь наметим цель нашего исследования. На какой вопрос надо ответить?

(Доказать что птицы- отдельная большая группа живых существ.)

На доске продолжилась запись в схеме:

Живые существа

 

       Насекомые     Рыбы     Звери       Птицы

             

1. Коммуникативная:

Умение работать в группах;

Самостоятельность в построении монологических высказываний;

Умение выступать публично.

2. Разрешения учебных проблем:

Анализировать проблему;

Выдвигать гипотезы.

3. Информационная:

Умение формировать и вычленять учебную задачу.

3. Планирование исследования

- Прежде чем начать исследование птиц , составим план работы как настоящие ученые.

- Чтобы доказать свои предположения что птицы - отдельная группа живых существ, надо узнать…?

(Чем птицы отличаются от других живых существ?)

- Как и где мы можем это узнать?

( Посмотреть в энциклопедиях, по ТВ, в компьютере, спросить у взрослых, понаблюдать, провести эксперимент…)

Дети предлагают, а учитель прикрепляет на доску карточки в такой последовательности:

  1. Подумай сам
  2. Спроси у другого
  3. Посмотри в книге
  4. По ТВ, компьютеру
  5. Понаблюдай
  6. Проведи эксперимент.

- Проводить исследование вы будете, работая в группах. Одни группы будут теоретиками,

другие

- практиками. Для того, чтобы доказать, что птицы- отдельная группа живых существ, воспользуйтесь нашим планом на карточках.

1. Коммуникативная:

Умение вырабатывать и обосновывать свою точку зрения;

Умение выступать публично.

2. Информационная:

Умение выбирать источники информации и оценивать их адекватность.

3. Разрешения учебных проблем:

Определять ресурсы для решения проблем;

Выдвигать гипотезы для решения проблем;

Целеполагание;

Планирование.

 

4. Проведение исследования.

На столах в группах «теоретиков» лежат энциклопедии, лист бумаги, фломастер.

Задание 1 группе. Карточка №2:

Назови места обитания птиц в природе.

Задание 2 группе. Карточка №2:

Узнай, какую пользу приносят людям птицы?

Задание 3 группе. Карточка №2:

Как появились в домах людей декоративные птицы?

На столах в группах «практиков» 4 и 5 стоят чучело белки, вороны; перья птиц, разные по размеру, форме и цвету; лист бумаги, фломастер.

Задание 4 группе. Карточка №2:

Назови признаки отличия птиц от других живых существ.

Задание 5 группе. Карточка №2:

Исследуй перья птиц по плану:

  1. Чем различаются перья?
  2. Какое строение имеют перья?
  3. Что случится, если на перья подует ветерок?
  4. Изучите перо внутри.
  5. Что случится с капелькой воды, если она попадет на перо?
  6. Для чего птицам нужны большие и маленькие перья?

Самостоятельная работа детей в группах. Время работы определяет учитель.

1. Коммуникативная:

Умение вести диалог;

Умение конструктивно реагировать на критику;

Умение работать в группах;

Умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

2. Информационная:

Умение выделять главное от  вторичного;

Умение структурировать информацию;

Выделять план;

Умение пользоваться классификаторами

(энциклопедии);

Умение вести краткие записи, схемы.

3. Разрешения учебных проблем:

Применять технологии в решении проблем;

Оценка продукта деятельности;

Рефлекс.

5. Обобщение и обработка полученных знаний.

- Теперь проанализируем ваши наблюдения и полученные знания, выясним, верна ли наша

   гипотеза о том, что птицы

- отдельная группа живых существ.

- Доклад от группы проводит представитель по плану. План доклада лежит на столе в каждой группе.

План доклада:

  1. Прочитай всем задание.
  2. Какую цель поставили?
  3. Что использовать для получения информации?
  4. Какие выводы сделали?
  5. Что нового о птицах узнали?

При выступлении детей из 4 и 5 групп, учитель дополняет ответы детей.

  1. Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им спрятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Далее учитель демонстрирует видеофрагмент о птицах с ярким оперением.

На доске появляются картинки с изображением пингвинов, страусов.

Умение летать не является признаком птиц. Есть птицы, которые не умеют летать.

  1. Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.

1. Коммуникативная:

Самостоятельность в построении монологической речи;

Осознанность восприятия речи;

Умение конструктивно реагировать на критику;

Умение выступать публично.

2. Информационная:

Умение слушать и слышать;

Умение толковать.

3. Разрешения учебных проблем:

Оценка продуктивности деятельности;

Рефлекс.

-

  1. Пингвины - морские птицы.

Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу- рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы - ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают  и крылья выполняют другие функции.

Подведем итог исследованию. Напомните мне тему исследования.

- Какую гипотезу выдвигали?

(Птицы относятся к отдельной группе живых существ.)

6. Закрепление знаний, подведение итогов.

          Работа с учебником.

Ученики знакомятся со строением птицы по учебнику.

Далее дети работают в парах, называя друг другу части тела птицы.

- Рассмотрите тело птицы. 1 вариант назовет все части тела птицы, а 2 вариант их покажет на картинке.

Проверочная работа

Подчеркни лишнее слово в каждой строчке:

  1. Жук, оса, филин.
  2. Перья, чешуя, клюв.
  3. Летучая мышь, сова, воробей.
  4. Утка, ястреб, гусь.
  5. Цыпленок, гусенок, мышонок.

Проверка работы по ключу.

- Кем вы были сегодня на уроке?

(Учеными-исследователями)

- Вот как ученым я задаю вам домашнее задание-исследование.

Домашнее задание. 

Узнай, почему так говорят: «Глухая тетеря»?

- Все ли мы смогли узнать о птицах?

- Изучение птиц мы продолжим на других уроках, вы можете узнавать сами.

По ходу урока учитель может давать кружечки с картинками птиц за полные правильные высказывания, за активную работу, за умение помочь товарищу.

1.Коммуникативная:

Умение вести диалог;

Выполнение правил поведения и речевой коммуникации.

2. Информационная:

Умение слушать и слышать;

Умение устанавливать причинно-следственные связи;

Умение толковать.

3. Разрешения учебных проблем:

Целеполагание и планирование;

Умение оценивания и самооценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....