Учитель начальных классов МОУ МСОШ №2 Батоева Галина Батомугкуевна Предмет: Окружающий мир. Класс: 2 УМК: Школа 2100 (автор учебника А.А. Вахрушев) Тема урока: Форма Земли Тип урока: открытие новых знаний. Цели урока: организовать деятельность учащихся для систематизации знаний учащихся о шарообразной форме Земли. Оборудование: Компьютер мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник «Наша планета», 2 класс, 1 часть, авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М.: Баласс, 2009 г., Толковый словарь, С.И. Ожегова, М.: Азъ, 2002г., Мяч, бумажный кораблик, пластилин, фонарики. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Я вас рада видеть. Мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Поднимите соответствующий кружочек вашему настроению. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи. 2. Актуализация и пробное учебное действие. - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Для этого отгадаем кроссворд. (Приложение 1). - Какое «ключевое» слово у нас получилось? - Что обозначает слово «земля»? - Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова. - Что вы знаете о планете Земля? - Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли. – Что вы знаете о планете Земля? - Как представляли форму Земли древние мудрецы? 3. Выявление места и причины затруднения. - Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему? 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. - На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? - Какова тема урока? - Каковы цели урока? Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара. 5. Реализация построенного проекта. Проверка гипотез. Работа в группах и парах. - У вас на столах лежат карточки с текстами. Прочитайте их. Подчеркните то, что узнали нового для себя. - Обсудите, что нового вы узнали для себя. - Давайте по группам озвучим, что нового узнали для себя. 1. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта. (Приложение 2). - Доказательства о шарообразности Земли люди получили задолго до первых космических полетов, путешествуя по суше и воде. Отправляясь в дальние путешествия, они хотели дойти до «края» Земли. Как вы думаете, удалось это им или нет? - Что называют линией горизонта, или просто горизонтом? - Можно ли дойти до горизонта? - Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль? - Давайте это проверим на опыте: (Мяч, бумажный кораблик) - Что мы видим? (Мяч и бумажный кораблик) 2. Кругосветные путешествия мореплавателей. (Приложение 3). - Одним из доказательств мы с Вами назвали кругосветные путешествия моряков. Что вам об этом известно? Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу. - Что интересного вы знаете о Магеллане? - Еще до плавания Магеллана ученые, считавшие, что Земля – шар, придумали глобус. Как вы думаете, что такое «глобус»? 3. Гипотеза Пифагора и доказательство Аристотеля. (Приложение 4). - Древнегреческий ученый Пифагор первый предположил, что Земля имеет форму шара. Предлагаю провести опыт, который когда помог великому ученому доказать свою гипотезу. Для этого надо вспомнить, что такое Луна и Лунное затмение? - У вас на столе лежит кусочек пластилина, как вы думаете для чего? - Какую тень дают круг? Куб? шар? - Сейчас мы работаем в парах. Оденьте свои шарики на шпажки. Возьмите лист белого картона фонарик. Определите какую тень дали ваши шарики. - Какой сделаем вывод? - Какое самое важное доказательства шарообразной формы Земли? 4. Вид Земли из космоса. - Вы совершенно правы. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса. Давайте вспомним, что нам известно об этом. Кто совершил первый полет в космос? - Что интересного вы можете рассказать? - Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю.Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. А вот первые снимки нашей планеты из космоса, сделанные человеком, появились немного позже 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). - Какие были трудности? - Что нам помогло выйти из трудной ситуации? - Наш урок подошел к концу. Поднимите кружочки, соответствующие вашей самооценки урока. Все молодцы! Большое спасибо за работу. Приложение 1. 1 2 3 4 5 1. Направление, сторона света, где вечером заходит солнце. 2. Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы. 3. Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности. 4. Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния. 5. Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу. Приложение 2. Выйди в ровное поле и погляди вокруг. Зеленеет трава. Звенит ручеёк. Высоко в небе плывут облака. Кажется, что Земля, сколько бы ни шёл по ней, остаётся ровной, плоской, как стол. А теперь представь себе, что ты поднялся в небо на самолете или находишься на вершине горы. С самолёта увидишь дальше и больше, чем стоя в поле. Под самолётом раскинулись зелёные леса, разноцветные прямоугольники полей, рассекаемые светлыми лентами рек. Но всё равно Земля кажется плоской. Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. Она ограничена линией горизонта. Север, юг, запад, восток – основные стороны горизонта. Приложение 3. В далекие времена Португалия и Испания враждовали из-за территорий в Индийском и Тихом океанах. Одними из таких островов были Молуккские острова, богатые разнообразными пряностями. В 1519 году экспедиция, возглавляемая Магелланом, отправилась в далекий путь. Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад. Только через несколько месяцев флотилия Магеллана достигла своей цели. К тому времени от пяти кораблей осталось только два «Тринидад» и «Виктория». Сам Магеллан погиб в пути. На островах были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь. «Виктория» продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами вернулась на родину. Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу. Приложение 4. Одним из первых высказал такую мысль греческий философ Пифагор более 2500 лет назад. Он рассуждал примерно так. Если Солнце и Луна — небесные тела, то и Земля, возможно, тоже. У них идеальная форма ша¬ра. Вот и наша планета, и Вселенная должны соответствовать идеалу, самой совершенной геометрической фигуре. Но это всего лишь предположение. Спраши¬вается, а чем куб или пирамида хуже шара? Первым предоставил доказательства фор¬мы Земли Аристотель через 200 лет после ги¬потезы Пифагора. В этом ему помогли... лун¬ные затмения! Почему они происходят? Задав себе такой вопрос, Аристотель сделал пра-вильный вывод: потому что на Луну надвига¬ется тень нашей планеты. Тень круглая. Зна¬чит, она — от шара. Лунным затмением называется явление, когда Луна в своем движении попадает в область тени Земли. В этот момент Луна, Земля и Солнце находятся на одной линии, причем Земля загораживает собой Солнце от Луны |