Окружающий мир "Форма Земли" 2 класс
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 2
УМК: Школа 2100 (автор учебника А.А. Вахрушев)
Тема урока: Форма Земли
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока: Систематизация знания учащихся о шарообразной форме Земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 2
УМК: Школа 2100 (автор учебника А.А. Вахрушев)
Тема урока: Форма Земли
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока: Систематизация знания учащихся о шарообразной форме Земли.
Оборудование:
Компьютер
мультимедийный проектор,
презентация к уроку,
учебник «Наша планета», 2 класс, 1 часть, авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М.: Баласс, 2009 г.,
Толковы словарь, С.И. Ожегова, М.: Азъ, 2002г.,
Мяч,
бумажный кораблик,
пластилин,
фонарики.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Я вас рада видеть. Мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Поднимите соответствующий кружочек вашему настроению. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Для этого отгадаем кроссворд. (Приложение 1).
- Какое «ключевое» слово у нас получилось?
- Что обозначает слово «земля»?
- Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова.
- Что вы знаете о планете Земля?
- Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли. – Что вы знаете о планете Земля?
- Как представляли форму Земли древние мудрецы?
3. Выявление места и причины затруднения.
- Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?
- Какова тема урока?
- Каковы цели урока?
Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.
5. Реализация построенного проекта. Проверка гипотез. Работа в группах и парах.
- У вас на столах лежат карточки с текстами. Прочитайте их. Подчеркните то, что узнали нового для себя.
- Обсудите, что нового вы узнали для себя.
- Давайте по группам озвучим, что нового узнали для себя.
1. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта. (Приложение 2).
- Доказательства о шарообразности Земли люди получили задолго до первых космических полетов, путешествуя по суше и воде. Отправляясь в дальние путешествия, они хотели дойти до «края» Земли. Как вы думаете, удалось это им или нет?
- Что называют линией горизонта, или просто горизонтом?
- Можно ли дойти до горизонта?
- Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль?
- Давайте это проверим на опыте:
(Мяч, бумажный кораблик)
- Что мы видим?
(Мяч и бумажный кораблик)
2. Кругосветные путешествия мореплавателей. (Приложение 3).
- Одним из доказательств мы с Вами назвали кругосветные путешествия моряков. Что вам об этом известно?
Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.
- Что интересного вы знаете о Магеллане?
- Еще до плавания Магеллана ученые, считавшие, что Земля – шар, придумали глобус. Как вы думаете, что такое «глобус»?
3. Гипотеза Пифагора и доказательство Аристотеля. (Приложение 4).
- Древнегреческий ученый Пифагор первый предположил, что Земля имеет форму шара. Предлагаю провести опыт, который когда помог великому ученому доказать свою гипотезу. Для этого надо вспомнить, что такое Луна и Лунное затмение?
- У вас на столе лежит кусочек пластилина, как вы думаете для чего?
- Какую тень дают круг? Куб? шар?
- Сейчас мы работаем в парах. Оденьте свои шарики на шпажки. Возьмите лист белого картона фонарик. Определите какую тень дали ваши шарики.
- Какой сделаем вывод?
- Какое самое важное доказательства шарообразной формы Земли?
4. Вид Земли из космоса.
- Вы совершенно правы. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса. Давайте вспомним, что нам известно об этом. Кто совершил первый полет в космос?
- Что интересного вы можете рассказать?
- Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю.Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. А вот первые снимки нашей планеты из космоса, сделанные человеком, появились немного позже
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Какие были трудности?
- Что нам помогло выйти из трудной ситуации?
- Наш урок подошел к концу. Поднимите кружочки, соответствующие вашей самооценки урока. Все молодцы! Большое спасибо за работу.
Приложение 1.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
1. Направление, сторона света, где вечером заходит солнце.
2. Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы.
3. Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности.
4. Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния.
5. Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу.
Приложение 2.
Выйди в ровное поле и погляди вокруг. Зеленеет трава. Звенит ручеёк. Высоко в небе плывут облака. Кажется, что Земля, сколько бы ни шёл по ней, остаётся ровной, плоской, как стол.
А теперь представь себе, что ты поднялся в небо на самолете или находишься на вершине горы. С самолёта увидишь дальше и больше, чем стоя в поле. Под самолётом раскинулись зелёные леса, разноцветные прямоугольники полей, рассекаемые светлыми лентами рек. Но всё равно Земля кажется плоской.
Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. Она ограничена линией горизонта. Север, юг, запад, восток – основные стороны горизонта.
Приложение 3.
В далекие времена Португалия и Испания враждовали из-за территорий в Индийском и Тихом океанах. Одними из таких островов были Молуккские острова, богатые разнообразными пряностями. В 1519 году экспедиция, возглавляемая Магелланом, отправилась в далекий путь.
Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад.
Только через несколько месяцев флотилия Магеллана достигла своей цели. К тому времени от пяти кораблей осталось только два «Тринидад» и «Виктория». Сам Магеллан погиб в пути. На островах были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь.
«Виктория» продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами вернулась на родину.
Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.
Приложение 4.
Одним из первых высказал такую мысль греческий философ Пифагор более 2500 лет назад. Он рассуждал примерно так. Если Солнце и Луна — небесные тела, то и Земля, возможно, тоже. У них идеальная форма ша ра. Вот и наша планета, и Вселенная должны соответствовать идеалу, самой совершенной геометрической фигуре.
Но это всего лишь предположение. Спраши вается, а чем куб или пирамида хуже шара?
Первым предоставил доказательства фор мы Земли Аристотель через 200 лет после ги потезы Пифагора. В этом ему помогли... лун ные затмения!
Почему они происходят? Задав себе такой вопрос, Аристотель сделал пра вильный вывод: потому что на Луну надвига ется тень нашей планеты. Тень круглая. Зна чит, она — от шара.
Лунным затмением называется явление, когда Луна в своем движении попадает в область тени Земли.
В этот момент Луна, Земля и Солнце находятся на одной линии, причем Земля загораживает собой Солнце от Луны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с элементами проектной деятельности " Дикие и домашние животные" курс " Окружающий мир" 1 класс учебник А. А. Плешакова " Окружающий мир. 1 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365758","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 154px; width: 120px;"}}]]Окружающий мир...
Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.
Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....
Конспект урока по предмету Окружающий мир, 1 класс по программе «Школа России» А. А. Плешаков Окружающий мир 1 класс
Урок постороен в форме игры - спектакля. Информация наглядна и доступна....
Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».
Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс.Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема: Природа. Уро...
Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков».
Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»....
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...