Окружающий мир "Форма Земли" 2 класс
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Чешева Мария Владимировна

Предмет:  Окружающий мир.

Класс: 2

УМК: Школа 2100 (автор учебника А.А. Вахрушев)

Тема урока:  Форма Земли

Тип урока:  открытие новых знаний.

Цели урока: Систематизация знания учащихся о шарообразной форме Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Окружающий мир.

Класс: 2

УМК: Школа 2100 (автор учебника А.А. Вахрушев)

Тема урока:  Форма Земли

Тип урока:  открытие новых знаний.

Цели урока: Систематизация знания учащихся о шарообразной форме Земли.

Оборудование:

Компьютер

  мультимедийный проектор, 

  презентация к уроку,

  учебник «Наша планета», 2 класс, 1 часть,   авторы А.А. Вахрушев,                      О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М.: Баласс, 2009 г.,    

 Толковы словарь, С.И. Ожегова, М.: Азъ, 2002г.,

Мяч,

бумажный кораблик,

 пластилин, 

фонарики.

1.     Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Я вас рада видеть. Мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Поднимите соответствующий кружочек вашему настроению. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи.

2.     Актуализация и пробное учебное действие.

- Давайте вспомним, что  мы изучали на прошлом уроке. Для этого отгадаем кроссворд.  (Приложение 1).

- Какое  «ключевое» слово у нас получилось?

- Что обозначает слово «земля»?

- Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова.

-  Что вы знаете о планете Земля?

Совершенно верно.  Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений  о форме Земли. – Что вы знаете о планете Земля?

- Как представляли форму Земли древние мудрецы?

3.                Выявление места и причины затруднения.

- Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему?

4.     Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

- Какова тема урока?

- Каковы цели урока?

Наша сегодняшняя цель:  найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

5.     Реализация построенного проекта. Проверка гипотез. Работа в группах и парах.

- У вас на столах лежат карточки с текстами. Прочитайте их. Подчеркните то, что узнали нового для себя.

- Обсудите, что нового вы узнали для себя.

- Давайте по группам озвучим, что нового узнали для себя.

1. Исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта. (Приложение 2).

 - Доказательства о шарообразности Земли люди получили задолго до первых космических полетов, путешествуя по суше и воде.  Отправляясь в дальние путешествия, они хотели дойти до «края»  Земли. Как вы думаете, удалось это им или нет?

 - Что  называют линией горизонта, или просто горизонтом?

- Можно ли дойти до горизонта?

- Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль?

- Давайте это проверим на опыте:

(Мяч, бумажный кораблик)

- Что мы видим?

(Мяч и бумажный кораблик)

2. Кругосветные путешествия мореплавателей. (Приложение 3).

- Одним из доказательств мы с Вами назвали кругосветные путешествия моряков. Что вам об этом известно?

Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

- Что интересного вы знаете о Магеллане?

- Еще до плавания Магеллана ученые, считавшие, что Земля – шар, придумали глобус. Как вы думаете, что  такое «глобус»?

3. Гипотеза Пифагора и доказательство Аристотеля. (Приложение 4).

- Древнегреческий ученый Пифагор первый предположил, что Земля имеет форму шара. Предлагаю провести опыт, который когда помог великому ученому доказать свою гипотезу. Для этого надо вспомнить, что такое Луна и Лунное затмение?

- У вас на столе лежит кусочек пластилина, как вы думаете для чего?

- Какую тень дают круг? Куб? шар?

- Сейчас мы работаем в парах. Оденьте свои шарики на шпажки. Возьмите лист белого картона фонарик. Определите какую тень дали ваши шарики.

- Какой сделаем вывод?

- Какое самое важное доказательства шарообразной формы Земли?

4.  Вид Земли из космоса.

Вы совершенно правы. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса. Давайте вспомним, что нам известно об этом. Кто совершил первый полет в космос?

- Что интересного вы можете рассказать?

- Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю.Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. А вот первые снимки нашей планеты из космоса, сделанные человеком, появились немного позже

6.     Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Какие были трудности?

- Что нам помогло выйти из трудной ситуации?

- Наш урок подошел к концу. Поднимите кружочки, соответствующие вашей самооценки урока. Все молодцы! Большое спасибо за работу.


Приложение 1.

1

2

3

4

5

1.     Направление, сторона света, где вечером заходит солнце.

2.     Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы.

3.     Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности.

4.     Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния.

5.     Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу.


Приложение 2.

Выйди в ровное поле и погляди вокруг. Зеленеет трава. Звенит ручеёк. Высоко в небе плывут облака. Кажется, что Земля, сколько бы ни шёл по ней, остаётся ровной, плоской, как стол.

А теперь представь себе, что ты поднялся в небо на самолете или находишься на вершине горы. С самолёта увидишь дальше и больше, чем стоя в поле. Под самолётом раскинулись зелёные леса, разноцветные прямоугольники полей, рассекаемые светлыми лентами рек. Но всё равно Земля кажется плоской.

Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. Она ограничена линией горизонта. Север, юг, запад, восток – основные стороны горизонта.


Приложение 3.

В далекие времена Португалия и Испания враждовали из-за территорий в Индийском и Тихом океанах. Одними из таких островов были Молуккские острова, богатые разнообразными пряностями. В 1519 году экспедиция, возглавляемая Магелланом, отправилась в далекий путь.

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад.

    Только  через несколько месяцев флотилия Магеллана достигла своей цели. К тому времени от пяти кораблей осталось только два  «Тринидад» и «Виктория». Сам Магеллан погиб в пути. На островах были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь.

 «Виктория» продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами вернулась на родину.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.


Приложение 4.

Одним из первых высказал такую мысль греческий философ Пифагор более 2500 лет назад. Он рассуждал примерно так. Если Солнце и Луна — небесные тела, то и Земля, возможно, тоже. У них идеальная форма ша ра. Вот и наша планета, и Вселенная должны соответствовать идеалу, самой совершенной геометрической фигуре.

Но это всего лишь предположение. Спраши вается, а чем куб или пирамида хуже шара?

Первым предоставил доказательства фор мы Земли Аристотель через 200 лет после ги потезы Пифагора. В этом ему помогли... лун ные затмения!

 Почему они происходят? Задав себе такой вопрос, Аристотель сделал пра вильный вывод: потому что на Луну надвига ется тень нашей планеты. Тень круглая. Зна чит, она — от шара.

Лунным затмением называется явление, когда Луна в своем движении попадает в область тени Земли.

В этот момент Луна, Земля и Солнце находятся на одной линии, причем Земля загораживает собой Солнце от Луны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами проектной деятельности " Дикие и домашние животные" курс " Окружающий мир" 1 класс учебник А. А. Плешакова " Окружающий мир. 1 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365758","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 154px; width: 120px;"}}]]Окружающий мир...

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...

Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков».

Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»....

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...