Разнообразие животных
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок разработан для 3 класса по окружающему миру. На уроке учащиеся знакомятся с представителями царства животных. Учатся классифицировать животных по их групповым признакам.Разнообразные формы работы на уроке способствуют активному участию учеников в обсуждении поставленных вопросов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе

Учитель: Малькова Е.В.

Тема: «Разнообразие животных»

Цель:- углубить знания учащихся о разнообразии животных;

- систематизировать и расширить знания о группах животных.

Оборудование: - плакаты демонстрирующие многообразие животных;

- схема «Классификация животных»

- таблица «Какие бывают животные»

- учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь. Автор А.А.Плешаков

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания

- Домашней работой вам было задано самостоятельно прочитать и разобрать тему «Охрана растений». Как вы справились с заданием проверим, выполнив тестовые задания:

Выбери правильный ответ.

1. Для чего людям необходимы расте ния?

A) для дыхания

Б) для питания

B) для изготовления одежды

Г) для лечения

Д) для получения древесины

Е) для изготовления компьютеров

2. Как хозяйственная деятельность лю дей влияет на жизнь растений?

A) хорошо

Б) плохо

B) никак не влияет

3. Какие растения заносят в Красную книгу?

A) самые распространённые

Б) редкие

B) самые красивые

Г) лекарственные

4. Какое из этих растений не занесено в Красную книгу?

A) ландыш

Б) подснежник

В) подорожник

Г)кувшинка

5. Какие лекарственные растения мож но заготовлять?

A) которые часто встречаются

Б) которые редко встречаются

B) которые приносят наименьшую пользу

Г) которые приносят наибольшую пользу

6. Почему в лесу надо стараться ходить только по тропинкам?

A) чтобы не уплотнять почву и не топтать траву

Б) чтобы не заблудиться

B) чтобы не съели дикие звери

  1. Актуализация знаний

- Какую роль играют растения в жизни человека?

- А в жизни кого еще они играют не меньшую роль? (для животных, т.к. растения для животных это и пища, дом, способ защиты).

-  Сегодня мы покидаем царство растений, и переходим к изучению нового царства – царства животных.

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, и их основные групповые признаки. А что такое «классификация»? (это разбиение, разделение на классы, группы животных). Ну что начнем наше путешествие?

4. Новый материал

- Ребята, существует целая наука, которая изучает животных. Может кто-нибудь знает, как она называется? Нет, тогда я дам вам 2 подсказки. 1 подсказка – в нашем городе есть удивительный музей, в котором многочисленные чучела животных и мы этот музей посещали. Что это за музей? (зоологический). 2 подсказка – в нашем городе есть парк, где собраны животные со всего мира. В этом парке вы можете и посмотреть на животных, и сфотографироваться, и просто отдохнуть. Что это за парк? (зоопарк)

- Какая общая часть есть в этих словах? (зоо…)

- Зоо... (от греч. zoon — животное, живое существо), часть сложных слов, указывающая на отношение к животному миру. Приведите пример слова, в котором есть такая часть. (зоомагазин)

- А чем занимаются ученые в этой науке? (рассматривают, исследуют, изучают)

Если перевести слово –УЧЕНИЕ- с русского языка на греческий язык, то получим слово lógos (от греч. lógos — слово, учение), часть сложных слов, означающая: учение, знание.

- Соединим 2 части в одно слово, что получим? (зоология)

- Действительно, наука о животных называется – ЗООЛОГИЯ. Это еще один раздел биологии (учения о живой природе)

- Ученые-зоологи делят царство животных на 2 типа. Прочитай сами названия и объясните почему животных разделили на такие типы? (позвоночные и беспозвоночные)


Позвоночные животные, тип животных; характеризуются, главн. образом, присутствием твердого осевого скелета, состоящего из ряда последовательно расположенных позвон. ков, спинные отростки которых окружают и центральную нервную систему.



Беспозвоночные, животные, не имеющие позвоночника: простейшие, губки, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие и др.; примерно 3/4 видов всех животных.


[Дальше все объяснения способствуют составлению схемы]

- К каждому типу ученые относят свои группы животных. Давайте подробнее познакомимся с этими группами и с их представителями, выделяя основные признаки в каждой группе. Но с некоторыми группами мы уже знакомились во 2 классе. Вспомните эти группы. [В ходе диалога составляется схема на доске]

Животные

                                             беспозвоночные                                  позвоночные

Земноводные

Птицы

Черви

Ракообразные

Моллюски

Иглокожие

Звери

Пресмыкающиеся

Паукообразные

Рыбы

Насекомые

                

5. Практическая работа

- У каждой группы есть свои представители и главные признаки. Давайте вместе разберем новые группы, выделяя признаки и представителей. А свои выводы будем записывать в таблицу. Верным помощником будет наш учебник на стр.90-92. [В ходе обсуждения ребята заполняют таблицу. Все что касается новых групп животных, то материал разбирается коллективно, а уже изученных групп – самостоятельно дома]

Какие бывают животные

Группы животных

Признаки группы

Беспозвоночные животные

Черви: дождевой червь, пиявки

Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы

Мягкое тело обычно защищено раковиной.

Иглокожие: морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы

Имеются иголки.

Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы

Паукообразные: скорпионы, сенокосцы, пауки, клещи

Имеют восемь ног.

Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи

Имеют шесть ног.

Позвоночные животные

Рыбы

Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигается при помощи плавников, дышат жабрами.

Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

Часть жизни живут на суше, часть — в воде. Кожа голая, нежная.

Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем.

Птицы

Тело покрыто перьями.

Звери

Тело покрыто шерстью. Детёнышей кормят молоком.

6. Физкульминутка

7. Закрепление материала

- Глядя на группы животных, мы убеждаемся, что мир животных разнообразен и неповторим. Он даже не до конца изучен учеными, т.к. до сих пор ученые открывают все новых и новых представителей разных групп. Но ученые изучают новых животных, а мы изучаем новые группы. И для того, чтобы лучше запомнить эти группы и ближе познакомиться с их представителями мы поиграем с вами.

Звери

- Очень разнообразен подводный мир. В толще воды можно повстречать представителей разных групп. И вот я посмотрю как хорошо вы определяете по представителю нужную группу животных. Начинаем игру «Ты чей будешь?» - я буду называть животного, а вы должны будете определить его в нужную группу, прикрепив нужную карточку и доказав правильность своего ответа. [Работа проводится с плакатом «Обитатели морей и океанов»]Рыбы

Моллюски

Иглокожие

Ракообразные

- Продолжим играть. Для игры нам понадобится наша рабочая тетрадь на стр.40-41. Игра называется «Найди меня». Вам надо самостоятельно соотнести группу с представителем(ями) эти групп и прономеровать.


Дополнительный материал.



Игра «Ты лишний» - проводится в рабочих тетрадях под №2 стр.41. Работают ребята в парах. Им нужно прочитать и  зачеркнуть лишнее название в строчке, доказав правильность своего решения.


8. Итог

- По какому царству мы сегодня путешествовали?

- Как называется наука, которая изучает животных?

- Перечислите группы животных, с которыми познакомились на уроке.

- Назовите одного - двух представителей каждой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...