Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass_umk_garmoniya.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа №1
Дмитровского муниципального района Московской области
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № ___ от _________ Руководитель ____Демьянская С.В. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________Н.В. Зайцева «__»______________ г | «Утверждено» Директор _____________ О.В. Чуб «__»______________ г Приказ № ___ от ________ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 4 класса
на 2011-2012 учебный год
Составитель программы :
Зайцева Н.В.
д. Каменка ,2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе примерной программы по окружающему миру начального общего образования , авторской программы О.Т. Поглазовой « Окружающий мир», утвержденная Министерством образования и науки РФ (Москва 2005, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004))
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится :
Количество часов в год | Количество часов в неделю | Количество часов в 1 триместре | Количество часов во 2 триместре | Количество часов в 3 триместре |
68 | 2 | 22 | 21 | 25 |
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений , при этом учтено, что учебные темы , которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ , отнесены к элементам дополнительного (необязательного)содержания.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».
Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:
- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:
- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;
- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;
- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».
Основными целями образовательного процесса являются:
1)создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
2) последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
3) формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;
4) выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
1) развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
2) ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
3) усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
4) освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
5) воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;
6) формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Разделы программы «Окружающий мир 4 класс»
Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч.)
Путешествия – источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия « во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки – источник знаний о прошлом. Движение Земли, Луны и счёт времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь.«Лента времени».Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности. Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление
маятникового секундомера или модели водяных часов – минутомера (по выбору); освоение приёмов ориентирования на местности с помощью компаса.
Экскурсии в музей часов (часовой завод), на пришкольный участок.
Способы изображения предметов и местности (6 ч.)
Рисунок, чертёж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.
Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, её отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.
Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.
Как изображают Землю (8 ч.)
Представления древних о форме Земли. Земля – шарообразное космическое тело. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе(полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.
Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.
Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».
Экскурсия в планетарий.
Россия на географической карте (8 ч.)
Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие
водоёмы родного края.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля.
Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных
ископаемых.
Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов.
Экскурсия в минералогический музей ( в карьер, на шахту).
Природные зоны и природные сообщества (11 ч.)
Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения.
Лес – природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоёмов, их
приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озёр и осушением болот. Местные водоёмы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.
Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных
сообществ, рекламного плаката «Родной край».
Экскурсии к водоёму, в лес, (в окрестности города, посёлка).
Важнейшие события в истории Отечества (22 ч.)
Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города –памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси
Золотой Орде.
Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы – памятники культуры России XV века.
Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV@XVII веков. Пётр I – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времён Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края
XVIII-XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях
искусства.
Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического
хозяйства. Великая Отечественная война 1941@1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая –День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам) родного края.
Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации.
Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; оформление страниц в тетради по истории родного края; ролевая игра «Я – экскурсовод по историческим местам родного края».
Экскурсии: в исторический музей, в краеведческий музей, к историческим памятникам города или посёлка.
Материки и океаны Земли (6 ч.)
Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.
Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий;изготовление аппликаций «Растительный и животный мир
континентов» (по выбору)
В результате усвоения содержания курса
«Окружающий мир» в 4 классе ученик должен:
знать:
знать: причины смены дня и ночи, сезонов, изменения дли тельности дня и ночи; длительность промежутков времени (сутки, неделя, год, век, тысячелетие); основные и промежу точные стороны горизонта; назначение компаса; способы изображения земной поверхности (план, карта, глобус; окрас ка, условные знаки, масштаб); отличие плана от карты, гео графической карты от исторической; условные линии глобу са (параллели, меридианы, экватор, полюсы); названия и расположение на глобусе и карте полушарий океанов и мате риков; названия и расположение 3—4 крупных рек и озер России, 2—3 равнин, горных систем, морей, омывающих Россию; названия рек и озер родного края; особенности природы раз ных материков; имена великих путешественников, открыв ших или исследовавших материки Земли;
Земля — одна из 9 планет Солнечной системы; Луна — естественный спутник Земли; чем отличается естественный спутник от искусственного; имя первого космонавта Земли;
свойства распространенных полезных ископаемых, их ис пользование; полезные ископаемые, добываемые в родном крае;
расположение природных зон на территории России, харак терные растения и животные природных зон и их приспособля емость к природным условиям; взаимосвязи растений и живот ных в природных сообществах; природную зону и основные природные сообщества родного края; экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека в природных зонах и сообществах; меры по охране природы своего края;
названия российского государства, его правителей и сто лиц; важнейшие события в истории России; исторические па мятники культуры и истории России, родного края; государ ственное устройство и символику современной России;
уметь: ориентироваться на местности по компасу, Солнцу, местным признакам; читать план и карту, пользоваться масш табом; находить и показывать положение своего края, России, материков и океанов на карте полушарий и глобусе; показывать на карте реки, озера, равнины, горы, природные зоны, границы государств, города, места исторических событий; показывать на глобусе полюсы, экватор, параллели и меридианы;
соотносить и определять римские и арабские цифры, век по дате исторического события, упорядочивать исторические события во времени;
кратко характеризовать природные сообщества и при родные зоны, объекты окружающего мира и исторические со бытия; выявлять признаки приспособленности живых орга низмов к среде обитания, причинно-следственные связи в неживой и живой природе, составлять цепи питания в при родных сообществах; сравнивать и объединять природные объекты по существенным признакам в группы; выявлять эко логические проблемы, связанные с жизнедеятельностью лю дей, предлагать варианты решения проблем и аргументиро вать свою точку зрения;
выполнять практические работы и опыты, делать выводы по их результатам; проводить фенологические наблюдения и вести дневник наблюдений; пользоваться таблицами, схема ми, моделями;
выделять главное в научном тексте; систематизировать информацию в виде таблиц и схем; моделировать предметы и явления окружающего мира;
осознать: в окружающем мире «все связано со всем», деятель ность человека может нарушать природное равновесие; важность и необходимость бережного отношения к окружающему миру и своего участия в сохранении красоты и гармонии природы;
наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю; народы нашей страны прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость; россияне могут гордиться наследием предков, памятниками отечественной истории и культуры; родной край — частица России, нашего многонационального государства; родной край имеет свою богатую историю;
люди всегда стремились открывать новые земли, узнавать об особенностях их природы, о жизни других народов; что рос сийские путешественники внесли большой вклад в открытие новых земель на нашей планете; Россия является пионером освоения космического пространства.
Календарно- тематическое планирование
по окружающему миру для 4 класса
№п/п | Учебно-тематическое планирование | Контрольные параметры оценивания | Дата проведения | изменения |
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ (7 часов) | ||||
1. | Путешествия – источник знаний | Фронтальный опрос | 05.09.11 | |
2. | Природные явления и счет времени | Фронтальный опрос | 07.09.11 | |
3. | Устройства, изобретенные для счета времени | Беседа | 12.09.11 | |
4. | Историческое время | Самостоятельная работа в тетради | 14.09.11 | |
5. | Ориентирование на местности | Опрос | 19.09.11 | |
6. | Компас | Взаимопроверка | 21.09.11 | |
7. | Практическая работа | Практическая работа | 26.09.11 | |
СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И МЕСТНОСТИ (4 часа) | ||||
8 | Изображение предметов | Практическая работа «Начерти план предмета» | 28.09.11 | |
9 | Масштаб и его использование | Практ. Работа «План учебника (парты) в масштабе» | 03.10.11 | |
10 | План местности | Практическая работа «Начерти маршрут по описанию» | 05.10.11 | |
11 | Географические и исторические карты | Беседа | 10.10.11 | |
КАК ИЗОБРАЖАЮТ ЗЕМЛЮ (7 часов) | ||||
12 | Представление о Земле древних народов | Опрос | 12.10.11 | |
13 | Глобус – модель Земли | Практич. работа с глобусом | 17.10.11 | |
14 | Карта полушарий | Фронтальный опрос | 19.10.11 | |
15 | Обобщающий урок | Самостоятельная работа в тетради | 24.10.11 | |
16 | Земля – планета Солнечной системы | Взаимопроверка | 26.10.11 | |
17 | Освоение человеком космического пространства | Самоконтроль | 07.10111 | |
18 | Солнце и звезды | Тестирование | 09.11.11 | |
РОССИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ(8 часов) | ||||
19 | Россия на географической карте | Работа с контурной картой | 14.11.11 | |
20 | Первые карты России | Рассказ о реке по плану | 16.11.11 | |
21 | Горные породы | Беседа | 21.11.11 | |
22 | Минералы и их свойства | Фронтальный опрос | 23.11.11 | |
23 | Полезные ископаемые | Самоконтроль | 28.11.11 | |
24 | Использование металлов и горючих полезных ископаемых | Взаимоконтроль | 30.11.11 | |
25 | Практическая работа | Практическая работа | 05.12.11 | |
26 | Обобщающий урок. Проверочная работа | Проверочная работа (в тетради) | 07.12.11 | |
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ И ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (12 часов) | ||||
27 | Природная зона. Суровая Арктика | Рассказ о жизни в Арктике (по рисунку) | 12.12.11 | |
28 | Ранимая тундра | Рассказ по рисунку об особенностях почвы и растений тундры | 14.12.11 | |
29 | Россия – страна лесов | Самоконтроль (заполнение схемы) | 19.12.11 | |
30 | Степные просторы | Рассказ о почве степи и тундры (по рисунку) | 21.12.11 | |
31 | Жаркие пустыни | Фронтальный опрос | 26.12.11 | |
32 | Горные районы | Взаимоконтроль | 28.12.11 | |
33 | Обобщающий урок | Опрос | 11.01.12 | |
34 | Проверочная работа | Проверочная работа (в тетради | 16.01.12 | |
35 | Природное сообщество. Жизнь в море | Опрос | 18.01.12 | |
36 | Болото | Самоконтроль | 23.01.12 | |
37 | Озеро. Пруд | Рисование расположения растений и животных в озере | 25.01.12 | |
38 | Луга. Значение лугов для человека | Фронтальный опрос | 30.01.12 | |
39 | Контрольная работа | Контрольная работа (в тетради) | 01.02.12 | |
ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (19 часов) | ||||
40 | Откуда пошла Русь | Беседа | 06.02.12 | |
41 | Киевская Русь. Крещение Руси | Фронтальный опрос | 08.02.12 | |
42 | Как распалась Киевская Русь | Взаимоконтроль | 13.02.12 | |
43 | Власть Золотой Орды | Беседа | 15.02.12 | |
44 | Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский | Рассказ по плану о ходе битвы | 27.02.12 | |
45 | Расширение Московского княжества | Самоконтроль | 29.02.12 | |
46 | Иван Грозный. Ослабление Московского государства | фронтальный опрос | 05.03.12 | |
47 | Смутное время. Борьба за независимость России | Фронтальный опрос | 07.03.12 | |
48 | Петр Великий. Российская империя | Взаимоконтроль | 12.03.12 | |
49 | Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства | Беседа | 14.03.12 | |
50 | Нашествие Наполеона | Самоконтроль | 19.03.12 | |
51 | Контрольная работа | Тест (в тетрадях) | 21.03.12 | |
52 | Октябрьская революция. Конец Российской империи | Фронтальный опрос | 26.03.12 | |
53 | Образование СССР | Взаимоконтроль | 28.03.12 | |
55 | Великая Отечественная война | Опрос | 02.04.12 | |
55. | Великая Отечественная война | Сообщение по теме | 04.04.12 | |
56 | Послевоенные годы в Советской России | Фронтальный опрос | 16.04.12 | |
57 | Начало перестройки. Современная Россия | Фронтальный вопрос | 18.04.12 | |
58 | Обобщающий урок. Кем и чем гордится Россия | Самостоятельный ответ на вопрос «Кем и чем гордится Россия?» | 23.04.12 | |
МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ (8 часов) | ||||
59 | Россия на карте мира. Открытие Азии | 25.04.12 | ||
60 | Материк Евразия | Взаимоконтроль | 28.04.12 | |
61 | Африка | Самоконтроль | 02.05.12 | |
62 | Америка | Фронтальный опрос | 07.05.12 | |
63 | Австралия | Беседа | 14.05.12 | |
64 | Антарктида | Фронтальный опрос | 16.05.12 | |
65 | Обобщающий урок. Материки Земли | Рассказ о родном крае | 21.05.12 | |
66 | Контрольная работа по теме «Материки и океаны Земли | Контрольная работа (в тетрадях) | 23.05.12 | |
67 | Обобщающий урок по материалу 4 класса | 28.05.12 | ||
68 | Игра- путешествие «Мир вокруг нас» | 30.05.12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Гармония" для 2 класса по ФГОС
Пояснительная записка + тематическое планирование с УУДами....
Рабочая программа по окружающему миру для УМК "Гармония", 1 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Т.Поглазовой, входящей в УМК "Гармония", и предназначена для 1 класса. В программе представлены: пояснительная записка с указанием цели, за...
Рабочая программа по окружающему миру для 4класса (Гармония)
Рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса программа "Гармония"
Представлена рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Гармония"...
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Гармония"
Рабочая программа по окружающему миру НОО 1-4класс по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...