Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Зайцева Надежда Васильевна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Гармония

Скачать:


Предварительный просмотр:

РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа №1

Дмитровского   муниципального   района  Московской области


 «Рассмотрено»

 на заседании ШМО  учителей начальных классов

Протокол № ___ от _________

Руководитель ____Демьянская С.В.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________Н.В. Зайцева

«__»______________ г

«Утверждено»

Директор

_____________ О.В. Чуб

        «__»______________ г

Приказ № ___ от ________ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру    для  4  класса

на 2011-2012 учебный год

Составитель программы :

Зайцева Н.В.

д. Каменка ,2011

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе примерной программы по окружающему миру начального общего образования , авторской программы О.Т. Поглазовой « Окружающий мир», утвержденная Министерством образования и науки РФ (Москва 2005, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004))

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4  классе отводится :

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Количество часов

 в 1 триместре

Количество часов

 во 2 триместре

Количество часов

 в 3 триместре

68

2

22

21

25

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений , при этом учтено, что учебные темы , которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ , отнесены к элементам  дополнительного (необязательного)содержания.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;

- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;

- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;

- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».

    Основными целями образовательного процесса являются:

 1)создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

2) последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

3) формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

4) выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.

     При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:

1) развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

2) ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

3) усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

4) освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

5) воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

6) формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Разделы программы «Окружающий мир 4 класс»

Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч.)

Путешествия – источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия « во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки – источник знаний о прошлом. Движение Земли, Луны и счёт времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь.«Лента времени».Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности. Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление

маятникового секундомера или модели водяных часов – минутомера (по выбору); освоение приёмов ориентирования на местности с помощью компаса.

Экскурсии в музей часов (часовой завод), на пришкольный участок.

Способы изображения предметов и местности (6 ч.)

Рисунок, чертёж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, её отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.

Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.

Как изображают Землю (8 ч.)

Представления древних о форме Земли. Земля – шарообразное космическое тело. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе(полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.

Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.

Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».

Экскурсия в планетарий.

Россия на географической карте (8 ч.)

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие

водоёмы родного края.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля.

Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных

ископаемых.

Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов.

 Экскурсия в минералогический музей ( в карьер, на шахту).

Природные зоны и природные сообщества (11 ч.)

Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения.

Лес – природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоёмов, их

приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озёр  и осушением болот. Местные водоёмы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.

Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных

сообществ, рекламного плаката «Родной край».

Экскурсии к водоёму, в лес, (в окрестности города, посёлка).

Важнейшие события в истории Отечества (22 ч.)

Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города –памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси

Золотой Орде.

Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы – памятники культуры России XV века.

Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV@XVII веков. Пётр I – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времён Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края

XVIII-XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях

искусства.

Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического

хозяйства. Великая Отечественная война 1941@1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая –День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам) родного края.

Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации.

Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; оформление страниц в тетради по истории родного края; ролевая игра «Я – экскурсовод по историческим местам родного края».

Экскурсии:  в исторический музей, в краеведческий музей, к историческим памятникам города или посёлка.

Материки и океаны Земли (6 ч.)

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.

Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий;изготовление аппликаций «Растительный и животный мир

континентов» (по выбору)

В результате усвоения содержания курса

«Окружающий мир» в 4 классе ученик должен:

знать:

 знать: причины смены дня и ночи, сезонов, изменения дли тельности дня и ночи; длительность промежутков времени (сутки, неделя, год, век, тысячелетие); основные и промежу точные стороны горизонта; назначение компаса; способы изображения земной поверхности (план, карта, глобус; окрас ка, условные знаки, масштаб); отличие плана от карты, гео графической карты от исторической; условные линии глобу са (параллели, меридианы, экватор, полюсы); названия и расположение на глобусе и карте полушарий океанов и мате риков; названия и расположение 3—4 крупных рек и озер России, 2—3 равнин, горных систем, морей, омывающих Россию; названия рек и озер родного края; особенности природы раз ных материков; имена великих путешественников, открыв ших или исследовавших материки Земли;

Земля — одна из 9 планет Солнечной системы; Луна — естественный спутник Земли; чем отличается естественный спутник от искусственного; имя первого космонавта Земли;

свойства распространенных полезных ископаемых, их ис пользование; полезные ископаемые, добываемые в родном крае;

расположение природных зон на территории России, харак терные растения и животные природных зон и их приспособля емость к природным условиям; взаимосвязи растений и живот ных в природных сообществах; природную зону и основные природные сообщества родного края; экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека в природных зонах и сообществах; меры по охране природы своего края;

названия российского государства, его правителей и сто лиц; важнейшие события в истории России; исторические па мятники культуры и истории России, родного края; государ ственное устройство и символику современной России;

уметь: ориентироваться на местности по компасу, Солнцу, местным признакам; читать план и карту, пользоваться масш табом; находить и показывать положение своего края, России, материков и океанов на карте полушарий и глобусе; показывать на карте реки, озера, равнины, горы, природные зоны, границы государств, города, места исторических событий; показывать на глобусе полюсы, экватор, параллели и меридианы;

соотносить и определять римские и арабские цифры, век по дате исторического события, упорядочивать исторические события во времени;

кратко характеризовать природные сообщества и при родные зоны, объекты окружающего мира и исторические со бытия; выявлять признаки приспособленности живых орга низмов к среде обитания, причинно-следственные связи в неживой и живой природе, составлять цепи питания в при родных сообществах; сравнивать и объединять природные объекты по существенным признакам в группы; выявлять эко логические проблемы, связанные с жизнедеятельностью лю дей, предлагать варианты решения проблем и аргументиро вать свою точку зрения;

выполнять практические работы и опыты, делать выводы по их результатам; проводить фенологические наблюдения и вести дневник наблюдений; пользоваться таблицами, схема ми, моделями;

выделять главное в научном тексте; систематизировать информацию в виде таблиц и схем; моделировать предметы и явления окружающего мира;

осознать: в окружающем мире «все связано со всем», деятель ность человека может нарушать природное равновесие; важность и необходимость бережного отношения к окружающему миру и своего участия в сохранении красоты и гармонии природы;

наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю; народы нашей страны прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость; россияне могут гордиться наследием предков, памятниками отечественной истории и культуры; родной край — частица России, нашего многонационального государства; родной край имеет свою богатую историю;

люди всегда стремились открывать новые земли, узнавать об особенностях их природы, о жизни других народов; что рос сийские путешественники внесли большой вклад в открытие новых земель на нашей планете; Россия является пионером освоения космического пространства.

Календарно- тематическое планирование

  по окружающему миру  для 4 класса

№п/п

Учебно-тематическое планирование

Контрольные параметры оценивания

Дата проведения

изменения

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ  (7 часов)

1.

Путешествия – источник знаний

Фронтальный опрос

05.09.11

2.

Природные явления и счет времени

Фронтальный опрос

07.09.11

3.

Устройства, изобретенные для счета времени

Беседа

12.09.11

4.

Историческое время

Самостоятельная работа в тетради

14.09.11

5.

Ориентирование на местности

Опрос

19.09.11

6.

Компас

Взаимопроверка

21.09.11

7.

Практическая работа

Практическая работа

26.09.11

СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И МЕСТНОСТИ (4 часа)

8

Изображение предметов

Практическая работа «Начерти план предмета»

28.09.11

9

Масштаб и его использование

Практ. Работа «План учебника (парты) в масштабе»

03.10.11

10

План местности

Практическая работа «Начерти маршрут по описанию»

05.10.11

11

Географические и исторические карты

Беседа

10.10.11

КАК ИЗОБРАЖАЮТ ЗЕМЛЮ (7 часов)

12

Представление о Земле древних народов

Опрос

12.10.11

13

Глобус – модель Земли

Практич. работа  с глобусом

17.10.11

14

Карта полушарий

Фронтальный опрос

19.10.11

15

Обобщающий урок

Самостоятельная работа в тетради

24.10.11

16

Земля – планета Солнечной системы

Взаимопроверка

26.10.11

17

Освоение человеком космического пространства

Самоконтроль

07.10111

18

Солнце и звезды

Тестирование

09.11.11

РОССИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ(8 часов)

19

Россия на географической карте

Работа с контурной картой

14.11.11

20

Первые карты России

Рассказ о реке по плану

16.11.11

21

Горные породы

Беседа

21.11.11

22

Минералы и их свойства

Фронтальный опрос

23.11.11

23

Полезные ископаемые

Самоконтроль

28.11.11

24

Использование металлов и горючих полезных ископаемых

Взаимоконтроль

30.11.11

25

Практическая работа

Практическая работа

05.12.11

26

Обобщающий урок.

Проверочная работа

Проверочная работа (в тетради)

07.12.11

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ И ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (12 часов)

27

Природная зона. Суровая Арктика

Рассказ о жизни в Арктике (по рисунку)

12.12.11

28

Ранимая тундра

Рассказ  по рисунку об особенностях почвы и растений тундры

14.12.11

29

Россия – страна лесов

Самоконтроль  (заполнение схемы)

19.12.11

30

Степные просторы

Рассказ о почве степи и тундры (по рисунку)

21.12.11

31

Жаркие пустыни

Фронтальный опрос

26.12.11

32

Горные районы

Взаимоконтроль

28.12.11

33

Обобщающий урок

Опрос

11.01.12

34

Проверочная работа

Проверочная работа (в тетради

16.01.12

35

Природное сообщество. Жизнь в море

Опрос

18.01.12

36

Болото

Самоконтроль

23.01.12

37

Озеро. Пруд

Рисование расположения растений и животных в озере

25.01.12

38

Луга. Значение лугов для человека

Фронтальный опрос

30.01.12

39

Контрольная работа

Контрольная работа (в тетради)

01.02.12

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (19 часов)

40

Откуда пошла Русь

Беседа

06.02.12

41

Киевская Русь. Крещение Руси

Фронтальный опрос

08.02.12

42

Как распалась Киевская Русь

Взаимоконтроль

13.02.12

43

Власть Золотой Орды

Беседа

15.02.12

44

Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский

Рассказ по плану о ходе битвы

27.02.12

45

Расширение Московского княжества

Самоконтроль  

29.02.12

46

Иван Грозный. Ослабление Московского государства

фронтальный опрос

05.03.12

47

Смутное время. Борьба за независимость России

Фронтальный опрос

07.03.12

48

Петр Великий. Российская империя

Взаимоконтроль

12.03.12

49

Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства

Беседа

14.03.12

50

Нашествие Наполеона

Самоконтроль

19.03.12

51

Контрольная работа

Тест (в тетрадях)

21.03.12

52

Октябрьская революция. Конец Российской империи

Фронтальный опрос

26.03.12

53

Образование СССР

Взаимоконтроль

28.03.12

55

Великая Отечественная война

Опрос

02.04.12

55.

Великая Отечественная война

Сообщение по теме

04.04.12

56

Послевоенные годы в Советской России

Фронтальный опрос

16.04.12

57

Начало перестройки. Современная Россия

Фронтальный вопрос

18.04.12

58

Обобщающий урок. Кем и чем гордится Россия

Самостоятельный ответ на вопрос «Кем и чем гордится Россия?»

23.04.12

МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ (8 часов)

59

Россия на карте мира. Открытие Азии

25.04.12

60

Материк Евразия

Взаимоконтроль

28.04.12

61

Африка

Самоконтроль

02.05.12

62

Америка

Фронтальный опрос

07.05.12

63

Австралия

Беседа

14.05.12

64

Антарктида

Фронтальный опрос

16.05.12

65

Обобщающий урок. Материки Земли

Рассказ о родном крае

21.05.12

66

Контрольная работа по теме «Материки и океаны Земли

Контрольная работа (в тетрадях)

23.05.12

67

Обобщающий урок по материалу 4 класса

28.05.12

68

Игра- путешествие «Мир вокруг нас»

30.05.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Гармония" для 2 класса по ФГОС

Пояснительная записка + тематическое планирование с УУДами....

Рабочая программа по окружающему миру для УМК "Гармония", 1 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Т.Поглазовой, входящей в УМК "Гармония", и предназначена для 1 класса. В программе представлены: пояснительная записка с указанием цели, за...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса программа "Гармония"

Представлена рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Гармония"...

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Гармония"

Рабочая программа по окружающему миру НОО 1-4класс по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...