Окружающий мир. «Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)». 4 класс УМК "Гармония"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Морозова (Пакуть) Екатерина Александровна

На уроке продолжается знакомство с природными зонами России, даётся  представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_om.docx51.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету: «Окружающий мир»

Дата проведения урока: 21.12.2016

Учитель: Пакуть Екатерина Александровна

Урок: Окружающий мир

Тема урока: «Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)»

Класс: 4 класс

Тип: Освоение новых знаний

Цель урока Выявление главного отличия данной зоны от уже изученных природных зон.

Задачи:

  • продолжить знакомство с природными зонами России;
  • сформулировать представление о зоне лесов;
  • сформулировать представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов;
  • способствовать формированию умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
  • способствовать формированию умения различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;
  • способствовать обогащению словарного запаса; развитию памяти, произвольного внимания;
  • воспитывать чувство чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научиться узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
  • Научиться объяснять особенности природных зон

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • уметь обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления;
  • уметь выполнять учебные действия с учётом выделенных учителем ориентиров действия.
  • проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока;

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по  коллективно составленному плану;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с партнерами;
  • воспринимать другое мнение и позицию. 

Личностные:

  • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности
  • Оценивать выразительность результатов своей деятельности и сверстников.

Оборудование:

  • Технические средства: Компьютер, оснащённый проектором
  • Наглядные пособия: Учебник О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, 2013. С.124-133;

   Рабочая тетрадь О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, 2015. С.47-51;

   Карта «Природные зоны России»

  • Инструменты: карточки с заданиями, карточки с изображениями животных.

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организационный этап

Проверка домашнего задания

Проверочная работа

8 мин.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Наш урок мы начнём с проверки домашнего задания и выполнения проверочной работы по теме прошлого урока.

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Верно, о природных зонах России, а именно о тундре.

Отвечают на вопрос учителя. Выполняют тест.

Регулятивные УУД: Формируем умение  оценить свою готовность к уроку.

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Предметные: Демонстрация полученных знаний на прошлом уроке.

Мотивационный этап

2 мин.

Ребята перед вами загадка, дайте ответ, о чём здесь идёт речь?

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.  (лес)

Верно, это лес. О какой же природной зоне мы сегодня будем с вами говорить?

А по каким природным зонам России мы с вами уже путешествовали?

Замечательно! Мы продолжаем наше путешествие на самолёте, летим с севера на юг и оказываемся над зоной лесов.

Учащиеся отгадывают загадку.

Учащиеся называют природную зону, вспоминают зоны по которым «путешествовали» недавно.

Рассматривают карту «Природные зоны России»

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Этап изучения нового материала 

Физкультминутка

15 мин.

Ребята, а что вы можете сказать об этой зоне, гладя на карту?

Совершенно верно!

А сейчас я попрошу вас ответить на мой вопрос: «Каковы же главные отличия климатических условий зоны лесов от других, ранее изученных нами зон?». Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на с.124.

Совершенно верно! Молодцы!

На слайде перед вами схема. Прошу вас заполнить её, используя данные учебника на с.125.

Отлично! А теперь мы проведём с вами блиц-турнир “Я знаю лес”.

  1. Какой лес называется тайгой?
  2. Какие деревья можно встретить в зоне смешанных лесов?
  3. В какой зоне в основном встречаются лиственные породы деревьев?

Замечательно! Теперь мы с вами с лёгкостью сможем выполнить задание в рабочей тетради: с.47 №14 (вставь в текст пропущенные слова).

Проверка.

Предлагаю вам размяться и «потанцевать» с деревьями (Музыкальная физкультминутка - презентация).

Огромное значение для леса играет лесная подстилка.

Ребята, как вы думаете, что такое «лесная подстилка»?

Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на с.127. Кто быстрее находит – поднимает руку и читает для всех вслух.

Отвечают: «Большая часть России расположена в зоне лесов»; «Она находиться южнее, чем зона арктических пустынь и зоны тундры».

Читают § учебника, находят ответ  на вопрос: «Глубокое оттаивание почвы весной; Достаточное количество тепла и  влаги летом»

Заполняют схему:

Леса: тайга, смешанные, широколиственные.

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Затем вместе проверяем.

Выполняют разминку.

Учащиеся высказывают предположения.

Работа с учебником.

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста  и  карты;

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Предметные: Получение новых знаний о природной зоне лесов.

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Личностные: Осознание необходимости получения новых знаний о природной зоне лесов.

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста учебника;

Предметные: Получение новых знаний о природной зоне лесов.

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста учебника

Практическая работа

20 мин.

А теперь я предлагаю работу в парах.

Откройте рабочие тетради на с.47. Прочитайте задание №15.

Обсудите в парах, как отличить деревья, изображённые в тетради. Укажите цифрами их названия.

Проверка.

В отличие от других зон,  леса отличаются разнообразием животного мира. Это можно объяснить тем,  что в лесу наиболее благоприятные для них условия. Лес – это жилище для зверей и птиц,  их дом,  убежище от врагов. Лес кормит всех обитателей.

Сейчас я буду вам загадывать загадки,  а вы подумайте,  о каком животном идет речь?

Хозяин лесной,  просыпается весной, 
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Через поле напрямик 
Скачет белый воротник. (Заяц)

Кто на своей голове лес носит? (Лось)


Кто зимой холодной бродит злой,  голодный? (Волк)

Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотину? (Бобры)

С ветки на ветку,  быстрый как мяч, 
Прыгает по лесу,  рыжий циркач. (Белка)

Черный жилет,  красный берет, 
Нос как топор,  хвост как упор. (Дятел)

У меня на доске вы можете увидеть схему. Схема не простая – в ней утеряны данные.  В ваших рабочих тетрадях есть такая же схема, откройте их на с.49 №18. Ваша задача – восстановить все утерянные данные.

Животные: растительноядные, хищники, всеядные.

Работаем вместе. Постарайтесь вспомнить как можно больше информации о животных (о животных, которые вызвали затруднение, рассказывает учитель, с опорой на слайды и учебник).

Вы хорошо справились с заданием!

На доске приготовлена цепь питании я для зоны лесов, как бы вы предложили мне её заполнить?

Наш урок стремительно движется к завершению, но смею вам напомнить, что и в зоне лесов (как и в других природных зонах), есть виды животных, которые взяты под международную охрану, а значит занесены куда?...

Я прошу вас найти в учебнике  (с.129) названия этих животных и причины их вымирания.

Учащиеся работаю  в парах, выполняют письменное задание.

Учащиеся отгадывают загадки.

Учащиеся восстанавливают схему, опираясь на известные факты.

 

Учащиеся предлагаю варианты, составляют возможные цепи питания.

Учащиеся: «В Красную книгу»

 

Самостоятельная работа с учебником, нахождение необходимой информации.

Познавательные УУД: Поиск необходимой информации в учебнике, тетради.

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других;

Предметные:

Воспроизведение знаний о растениях зоны лесов.

Предметные:

Воспроизведение знаний о животных зоны лесов.

Предметные:

Воспроизведение знаний о животных зоны лесов.

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Предметные:

Умение составлять цепи питания, используя полученные на уроке знания о животных зоны лесов.

Личностные: Формирование гуманного отношения к природе.

Итог урока

5 мин.

Ребята, время работы подходит к концу.  Пришло время подвести итоги нашего урока.

Итак,  о какой природной зоне мы с вами говорили сегодня? Где относительно зоны тундры находится зоне лесов?

На какие 3 подзоны делится зона лесов?

Оцените свою работу на уроке и покажите мне ваши смайлики:

- тему до конца не понял, задания выполнял с трудом;http://festival.1september.ru/articles/635485/Image1597.jpg

http://festival.1september.ru/articles/635485/Image1598.gif

- тему усвоил, но есть некоторые вопросы;

- тему усвоил хорошо, вопросов нет.

Вы хорошо работали, молодцы!http://festival.1september.ru/articles/635485/Image1599.jpg

Домашнее задание: читаем § учебника с.124-133, выполняем письменное задание в тетради: с.50-51 №19,22

Урок окончен.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся оценивают свою работу.

Записывают домашнее задание.

Личностные: Способность к самооценке

Регулятивные УУД:

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смешанные и широколиственные леса (конспект)

Урок окружающего мира по теме "Смешанные и широколиственные леса"....

Смешанные и широколиственные леса(презентация)

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Смешанные и широколиственные леса"....

Смешанные и широколиственные леса(к уроку)

Раздаточный материал к уроку по теме "Смешанные и широколиственные леса"....

Презентация по окружающему миру 4 класс "Зона смешанных и широколиственных лесов"

Данная презентация предназначена для учащихся 4 класса при изучении темы "Природные зоны"....

Тест по окружающему миру "Зона Арктики, тундры, тайги и смешанных лесов"

Тест по окружающему миру.4 класс.УМК "Школа России"...

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель: Создание условия для ознакомления учащихся с природными зонами России: тайга и зона смешанных лесов.Задачи: Образовательные:1.     Познакомит...

Урок окружающего мира в 4 классе " Зона смешанных и широколиственных лесов".

1. Географическое положение зоны лесов.2. Животный и растительный мир....