Окружающий мир. «Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)». 4 класс УМК "Гармония"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
На уроке продолжается знакомство с природными зонами России, даётся представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_om.docx | 51.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету: «Окружающий мир»
Дата проведения урока: 21.12.2016
Учитель: Пакуть Екатерина Александровна
Урок: Окружающий мир
Тема урока: «Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)»
Класс: 4 класс
Тип: Освоение новых знаний
Цель урока: Выявление главного отличия данной зоны от уже изученных природных зон.
Задачи:
- продолжить знакомство с природными зонами России;
- сформулировать представление о зоне лесов;
- сформулировать представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов;
- способствовать формированию умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
- способствовать формированию умения различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;
- способствовать обогащению словарного запаса; развитию памяти, произвольного внимания;
- воспитывать чувство чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научиться узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
- Научиться объяснять особенности природных зон
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- уметь обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления;
- уметь выполнять учебные действия с учётом выделенных учителем ориентиров действия.
- проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока;
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с партнерами;
- воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные:
- Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности
- Оценивать выразительность результатов своей деятельности и сверстников.
Оборудование:
- Технические средства: Компьютер, оснащённый проектором
- Наглядные пособия: Учебник О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, 2013. С.124-133;
Рабочая тетрадь О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, 2015. С.47-51;
Карта «Природные зоны России»
- Инструменты: карточки с заданиями, карточки с изображениями животных.
Ход урока:
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Организационный этап Проверка домашнего задания Проверочная работа | 8 мин. | Я рада нашей новой встрече, Наш урок мы начнём с проверки домашнего задания и выполнения проверочной работы по теме прошлого урока. О чём мы говорили на прошлом уроке? Верно, о природных зонах России, а именно о тундре. | Отвечают на вопрос учителя. Выполняют тест. | Регулятивные УУД: Формируем умение оценить свою готовность к уроку. Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме; Регулятивные УУД Формирование умения высказывать своё предположение. Предметные: Демонстрация полученных знаний на прошлом уроке. |
Мотивационный этап | 2 мин. | Ребята перед вами загадка, дайте ответ, о чём здесь идёт речь? Есть у ребят зеленый друг, Верно, это лес. О какой же природной зоне мы сегодня будем с вами говорить? А по каким природным зонам России мы с вами уже путешествовали? Замечательно! Мы продолжаем наше путешествие на самолёте, летим с севера на юг и оказываемся над зоной лесов. | Учащиеся отгадывают загадку. Учащиеся называют природную зону, вспоминают зоны по которым «путешествовали» недавно. Рассматривают карту «Природные зоны России» | Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других; Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Этап изучения нового материала Физкультминутка | 15 мин. | Ребята, а что вы можете сказать об этой зоне, гладя на карту? Совершенно верно! А сейчас я попрошу вас ответить на мой вопрос: «Каковы же главные отличия климатических условий зоны лесов от других, ранее изученных нами зон?». Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на с.124. Совершенно верно! Молодцы! На слайде перед вами схема. Прошу вас заполнить её, используя данные учебника на с.125. Отлично! А теперь мы проведём с вами блиц-турнир “Я знаю лес”.
Замечательно! Теперь мы с вами с лёгкостью сможем выполнить задание в рабочей тетради: с.47 №14 (вставь в текст пропущенные слова). Проверка. Предлагаю вам размяться и «потанцевать» с деревьями (Музыкальная физкультминутка - презентация). Огромное значение для леса играет лесная подстилка. Ребята, как вы думаете, что такое «лесная подстилка»? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на с.127. Кто быстрее находит – поднимает руку и читает для всех вслух. | Отвечают: «Большая часть России расположена в зоне лесов»; «Она находиться южнее, чем зона арктических пустынь и зоны тундры». Читают § учебника, находят ответ на вопрос: «Глубокое оттаивание почвы весной; Достаточное количество тепла и влаги летом» Заполняют схему: Леса: тайга, смешанные, широколиственные. Учащиеся дают ответы на вопросы. Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Затем вместе проверяем. Выполняют разминку. Учащиеся высказывают предположения. Работа с учебником. | Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию из текста и карты; Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других; Предметные: Получение новых знаний о природной зоне лесов. Регулятивные УУД Формирование умения высказывать своё предположение. Личностные: Осознание необходимости получения новых знаний о природной зоне лесов. Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию из текста учебника; Предметные: Получение новых знаний о природной зоне лесов. Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других; Регулятивные УУД Формирование умения высказывать своё предположение. Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию из текста учебника |
Практическая работа | 20 мин. | А теперь я предлагаю работу в парах. Откройте рабочие тетради на с.47. Прочитайте задание №15. Обсудите в парах, как отличить деревья, изображённые в тетради. Укажите цифрами их названия. Проверка. В отличие от других зон, леса отличаются разнообразием животного мира. Это можно объяснить тем, что в лесу наиболее благоприятные для них условия. Лес – это жилище для зверей и птиц, их дом, убежище от врагов. Лес кормит всех обитателей. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы подумайте, о каком животном идет речь? Хозяин лесной, просыпается весной, Через поле напрямик Кто на своей голове лес носит? (Лось)
Водяные мастера строят дом без топора. С ветки на ветку, быстрый как мяч, Черный жилет, красный берет, У меня на доске вы можете увидеть схему. Схема не простая – в ней утеряны данные. В ваших рабочих тетрадях есть такая же схема, откройте их на с.49 №18. Ваша задача – восстановить все утерянные данные. Животные: растительноядные, хищники, всеядные. Работаем вместе. Постарайтесь вспомнить как можно больше информации о животных (о животных, которые вызвали затруднение, рассказывает учитель, с опорой на слайды и учебник). Вы хорошо справились с заданием! На доске приготовлена цепь питании я для зоны лесов, как бы вы предложили мне её заполнить? Наш урок стремительно движется к завершению, но смею вам напомнить, что и в зоне лесов (как и в других природных зонах), есть виды животных, которые взяты под международную охрану, а значит занесены куда?... Я прошу вас найти в учебнике (с.129) названия этих животных и причины их вымирания. | Учащиеся работаю в парах, выполняют письменное задание. Учащиеся отгадывают загадки. Учащиеся восстанавливают схему, опираясь на известные факты.
Учащиеся предлагаю варианты, составляют возможные цепи питания. Учащиеся: «В Красную книгу»
Самостоятельная работа с учебником, нахождение необходимой информации. | Познавательные УУД: Поиск необходимой информации в учебнике, тетради. Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других; Предметные: Воспроизведение знаний о растениях зоны лесов. Предметные: Воспроизведение знаний о животных зоны лесов. Предметные: Воспроизведение знаний о животных зоны лесов. Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других; Регулятивные УУД Формирование умения высказывать своё предположение. Предметные: Умение составлять цепи питания, используя полученные на уроке знания о животных зоны лесов. Личностные: Формирование гуманного отношения к природе. |
Итог урока | 5 мин. | Ребята, время работы подходит к концу. Пришло время подвести итоги нашего урока. Итак, о какой природной зоне мы с вами говорили сегодня? Где относительно зоны тундры находится зоне лесов? На какие 3 подзоны делится зона лесов? Оцените свою работу на уроке и покажите мне ваши смайлики: - тему до конца не понял, задания выполнял с трудом; - тему усвоил, но есть некоторые вопросы; - тему усвоил хорошо, вопросов нет. Вы хорошо работали, молодцы! Домашнее задание: читаем § учебника с.124-133, выполняем письменное задание в тетради: с.50-51 №19,22 Урок окончен. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся оценивают свою работу. Записывают домашнее задание. | Личностные: Способность к самооценке Регулятивные УУД: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смешанные и широколиственные леса (конспект)
Урок окружающего мира по теме "Смешанные и широколиственные леса"....
Смешанные и широколиственные леса(презентация)
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Смешанные и широколиственные леса"....
Смешанные и широколиственные леса(к уроку)
Раздаточный материал к уроку по теме "Смешанные и широколиственные леса"....
Презентация по окружающему миру 4 класс "Зона смешанных и широколиственных лесов"
Данная презентация предназначена для учащихся 4 класса при изучении темы "Природные зоны"....
Тест по окружающему миру "Зона Арктики, тундры, тайги и смешанных лесов"
Тест по окружающему миру.4 класс.УМК "Школа России"...
Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов
Тип урока: Открытие новых знаний.Цель: Создание условия для ознакомления учащихся с природными зонами России: тайга и зона смешанных лесов.Задачи: Образовательные:1. Познакомит...
Урок окружающего мира в 4 классе " Зона смешанных и широколиственных лесов".
1. Географическое положение зоны лесов.2. Животный и растительный мир....