Растительный мир нашей местности
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 Данный урок вызывает интерес к окружающему миру, формирует реалистические представления о природе, расширяет у детей знания и представления о растительном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_mir_nashey_mestnosti.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме:         Растительность нашей местности.

Цель урока: познакомить с представителями растительного мира станицы, их биологическими особенностями; развивать познавательный интерес к природе малой родины; воспитывать бережное отношение к природе; расширять кругозор знаний учащихся ; обогащать словарный запас учащихся; работать над развитием речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, презентация по теме.

                                                       Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока. (слайд 2)

Ребята, сегодня мы на уроке будем говорить о растениях нашей станицы Дмитриевской.

3. Основная часть:

Давайте  вспомним группы растений. ( слайд 3)

Назовите признаки каждой группы растений. ( слайд 4,5,6)

Что необходимо для жизни растений? Что произойдет с растениями из-за недостатка света или воды?  (слайд 9)

А на какие группы делятся растения  по виду листвы?  (слайд 10)  Чем отличаются лиственные растения от хвойных?  

Угадай  что это за дерево?  ( слайд 11)

 ( ученик) А знаете ли вы, что на Руси любили белоствольную красавицу-берёзу. И называли её деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарство, а березовыми  венечками  в банях выгоняли хворь. Некопанный колодец – это сладкий  и целебный  березовый сок. Береза – щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. А в далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже воде.

(слайд 12) ( ученик)         В старину про липу говорили: « Липа человека обувает, кормит и поит». В самом деле,  из липовой коры получают лыко ( верхний волокнистый слой коры молодой липы), а из него плели лапти ( крестьянская обувь, сплетенная из лыка). Липовый мед очень вкусный и полезный. А из мягкой белой липовой древесины мастера вырезали миски, ложки и другую домашнюю утварь. Липовый цвет люди собирают, сушат, заваривают и получают душистый медовый отвар, который пьют при простудах и гриппе. Из высушенных и измельченных липовых семян тоже готовят целебные отвары и настои.

(слайд 13) ( ученик) Дуб – могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят далеко в землю. В народе говорят « Могуч, как дуб, потому и люб». Человеку дуб щедро дарит  свою крепкую древесину. Из неё делают красивые и прочные  вещи: мебель, паркет, бочки и лодки. Из дубовой коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла и рта.  Когда высушенные и измельченные желуди смешивают с зернами других растений, получается вкусный и полезный напиток – желудевый кофе. Кабаны, медведи, лоси, белки и бурундуки осенью с удовольствием поедают желуди.

(слайд 14) ( ученик)    Осина – подруженька белой   березы. Оба дерева любят яркий свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах. У осины ствол внизу – темно-серый, а выше, где крона – серебристо-зеленый. Листья у осины – особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. Осина – очень полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготовляют бумагу, паркет и спички.

 Какие деревья  растут в нашей станице? А каких деревьях хочешь рассказать?

( ответы детей)

( слайд 14 – 17)   Кустарники.

*Бусы красные висят,

         Из кустов на нас глядят,

    Очень любят бусы эти

                        Дети, птицы и медведи. (малина)

     *Стоит петух над водой

С красной бородой.

                                    Кто не идет, за бороду возьмет. ( калина)

-.Я  на розу не похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. ( шиповник).

Шиповник еще называют дикой розой. Это потому, что из него выращено много садовых роз. Шиповник – лекарственное растение. Его плоды заваривают и пьют при кашле. По цветкам шиповника определяют время: в 4-5 часов утра они распускаются, а к 7-8 часам вечера закрываются.

Назовите кустарники, которые растут  у вас .

У какого растения интересный лист. Сверху он зеленый, гладкий и холодный, а снизу белый, покрытый теплыми ворсинками. Это растение широко используется в медицине как средство от кашля. О каком цветке идет речь? ( слайд 18)

Каждый лист мой

Любит тропки

У обочины дорог.

Но однажды людям добрым

Раны вылечить помог.  ( подорожник)     ( слайд 18)

Из-под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг. ( подснежник)  ( слайд 19)

 С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты. ( одуванчик)

Одуванчик еще до рассвета чувствует, каким будет наступающий день. Если хмурым и дождливым, то цветок солнышко не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, цветки одуванчика откроются уже к 6 часам утра. ( слайд 20)

Назовите известные вам травы. Для чего они нужны?  ( ответы детей) А какие вы еще знаете растения? Для чего они нужны? ( слайд 21-22)

4. Итог урока:

 Богат и разнообразен растительный мир нашей станицы. Многообразие дикорастущих и культурных растений помогает человеку в сельской жизни. Что нового на уроке узнали?

Мудрая сова приготовила вам задания, которые необходимо выполнить. ( слайд23 -26)

 Молодцы!  ( слайд 27)

5. Домашнее задание: подготовить материал о любом растении станицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру: "Почва нашей местности и её состав".

При проведении урока использованы приемы работы в группах, которая позволяет заинтересовать учащихся, пробудить в них исследовательскую творческую активность.  На уроке дети знакомятся с почвами ...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4   классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...

материал для проекта "Растения нашей местности"

Растения водоема, луга, леса, пришкольного участка помогут учителю при подготовке к проекту ....

Презентация "Реки нашей местности"

Презентация проекта "Реки нашей местности"...

Конспект урока кубановедения "Растительный мир моей местности." 2 класс

Знакомство обучающихся с растительным миром Краснодарского края....