Урок по окружающему миру 2 класс "Начальная школа XXIвека"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Южанина Татьяна Викторовна

Урок на тему "Если ты пришёл в лес..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayu._mir.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  "Если ты пришел в лес…"

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с правилами поведения в лесу, раскрыть значение природы в жизни человека.
  2. Обосновать основные правила на природе и убедить обучающихся в необходимости их выполнения.  

Развивающие:

  1. Развивать интеллектуальные и практические умения детей.
  2. Продолжить развитие речи, логического мышления, познавательной активности детей.

Воспитательные:

            5.   Воспитывать бережное и заботливое  отношения к природе.  

   Задачи:

  1. Изучение  и значение леса для человека;

2.   Изучение правил поведения на природе;

3.   Развитие интеллектуальных умений;

4.   Воспитание  интереса к предмету;

5.  Сохранение и бережное отношение детей к природе.

Методы:  рассказ, беседа, самонаблюдение, игра, логические рассуждения.

Материалы и оборудование:                                                                    

 учебник «Окружающий мир» 2 класс под ред. Н.Ф. Виноградовой;

компьютер, мультимедиа-проектор;                                                                 презентация Microsoft  Power Point (приложение 1);  

презентация Microsoft  Power Point  Игра (приложение2);

рисунок леса, совы;

памятки «Правила поведения в лесу»                              

Раздаточный материал:

карточки разного цвета (у каждого);

 рисунки (солнце, облако, туча, лучи солнца)

шаблоны моделей обложки;

Тип урока: объяснение нового материала

1. Организационный момент

Все ль готово, все ль в порядке?

Проверяйте-ка,  ребятки.

Учебник, ручка и тетрадь,

Карандаш, дневник, линейка.

А настроение, каково?

Отвечают дети: «Во!»

- Отметьте  настроение,  с которым вы пришли на урок. (Слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Это задания различной сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить его.

Красные карточки – самые сложные.

 Желтые - средней сложности.

Зеленые – легкие.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок путешествия. А где мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Дом со всех сторон открыт.

 Он резною крышей крыт.

 Заходи

 В зеленый дом -

 Чудеса увидишь в нем!

Дети: Лес. (Слайд 3)

Учитель:  В тексте загадки звучит приглашение.

- Какое приглашение вы услышали?

Дети: Заходите в лес.

Учитель: Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку  по лесу. ( слайд4)

-Добро пожаловать в волшебное Царство Природы! А живёт здесь мудрая Бабушка Сова. Она охраняет зелёное царство.

4. Сообщение темы урока

Учитель: Бабушка Сова просит вас послушать, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.

Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку. На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.

- Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?

Дети: Нет!

-  Чтобы правильно вести себя, что необходимо знать?

Дети: Правила поведения в природе.

- Как вы думаете, для того чтобы не повторить ошибки этих ребят, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Дети: На уроке мы должны вспомнить правила поведения на природе и понять, как и почему надо к ней бережно относиться.

5. Работа над темой

1.Беседа.

Учитель: Что такое лес?

 Дети: Это место обитания зверей, птиц, насекомых. (слайд 5)

Учитель:  Что получает человек от леса?

Дети: Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но еще и любуется красотой природы и отдыхает на природе.

Учитель: Человек в природе занимает особое место. Человек – единственное создание природы, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным способностям, он изучил законы природы и подчинил их своей воле.

2. Правила поведения в природе.

Учитель: давайте прогуляемся с вами  по лесу и послушаем разные звуки.(слайд 6)

Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. ( слайд 7-15)

Учитель:  Зайдем с вами  на поляну, на ней очень много цветов.

- А можно ли рвать цветы?

Дети: Нет.

Учитель: Какой же знак мы можем с вами повесить на поляне, чтобы дети придя в лес обратили внимание   Не рвите цветы! (Слайд 16 ) Прикрепить знак.

Цветы украшают луга и леса…

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них  составлять…

Завянут букеты… Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Учитель: Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Много их гибнет от рук человека. Все они занесены в Красную книгу. (Показ книги)

-А почему она красная?

Дети: Красный цвет предупреждает нас – стой. Остановись!

Учитель: Слайд(   )

Есть цветочки редкие,

Белые и нежные:

Вам кивнут приветливо

Ландыши, подснежники…

Только рвать не надо их –

С ними лес добрей, светлей.

Ведь теперь цветов таких

Очень мало на земле…

(Прикрепить знак)

Учитель: Продолжаем наше путешествие по лесу. В лесу очень много птиц.

А чем является лес для птиц?

Дети: Домом.

Учитель: Что вы увидели на деревьях?

Дети: Гнёзда.

Учитель: Для чего они нужны?

Дети: Чтобы выводить птенцов.

Учитель: Какой же знак мы можем повесить на дереве, где есть гнёздо?

Дети: нельзя разорять гнёзда птиц.

(Прикрепить знак)

(слайд 18)

Дети запомнить должны и понять:

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте  ни птиц, ни гнезда.

Учитель: Ребята, а что это у нас под ногами?

Дети: Муравейник

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какую работу делаю в лесу муравьи?

(слайд 19 )

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны.

Учитель: А что делают ребята с муравейниками?

Дети: Разоряют.

Учитель: Какой повесим знак?

Дети: Нельзя разорять муравейники.

Учитель: Ребята, на лесной полянке можно отдохнуть и нам.

Физминутка

Мы с вами вошли в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Учитель: Продолжаем наше путешествие.

Ребята, а кого мы можем встретить еще в лесу.

Дети: Животных.

Учитель: А если животное вам понравилось, возьмете его домой?

Дети: Нет.

Учитель: (слайд 20)

Для ежиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом, и зимой:

Находят пропитанье,

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят…

Поэтому не стоит…

Их в город забирать

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

Учитель: Какой повесим знак?

Дети: Не забирай из леса домой животных. (Прикрепить знак)

Учитель: Следующее правило, для тех кто пришёл в лес Не шуми (слайд  21)

У леса музыка своя…

Её послушайте, друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать. (Прикрепить знак)

Учитель:  А почему нельзя шуметь?

Дети: Можно распугать птиц и животных.

Учитель: Мои помощники приготовили для нас небольшую инсценировку. Вам предлагается посмотреть ее, а затем ответить на вопрос: “Правильно ли поступали дети?”

Инсценировка “У леса”

1 ученик:

Эй, ребята

 Вот местечко хоть куда!

 Родниковая вода, чудный вид!

 Прекрасный пляж!

 Распаковывай багаж!

2 ученик:

Мы купались, загорали

 Жгли костер, в футбол играли.

3 ученик:

Пили квас, консервы ели,

 Хоровые песни пели…

Все: Отдохнули и ушли!

Учитель: Верно ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети?

Дети: Убрать за собой мусор.

Учитель: (слайд 22 )

Вы в поход пришли ребята

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки,

Оставлять их здесь нельзя

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой.

Учитель: Повесим знак?

Дети: Да.

Учитель: Какое ещё правило не знали отдыхающие?

Дети: Нельзя разжигать костёр в лесу (слайд23 )

Без взрослых с огнём развлекаться опасно-

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

 Начнёт полыхать, разбегаться, искриться-

Его потушить невозможно тогда!

Погибнут деревья, и звери, и птицы.

Без взрослых костёр разжигать не годится.

(Вешает знак)

3. Закрепление. Работа по учебнику.

Учитель: Ребята, рассмотрите рисунки в учебнике. Какие правила не знали ребята.

Ответы детей.        

Гимнастика для глаз.

4. Практическая работа. Моделирование обложки.

Учитель: Если бы вам предложили сделать модель обложки книги, в которую поместили бы все знаки, какой бы вы её сделали. ( !!!!)

Дети: Моделируют обложку.

Я назвала книгу….

6. Работа в парах.

Учитель: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Найди 10 отличий»

Повторим правила поведения при работе в паре.

В первой пере ответст. Селивёрстова Александра.

Во второй паре ответ. Атапин Станислав.

7.  Обобщение и вывод.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие.  Какие  правила поведения на природе мы вспомнили во время путешествия?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Мы с вами говорили о том, что цветы рвать нельзя и в лесу и в поле.

- А как же быть с цветами, которые мы с вами ставим в вазы, которые нам дарят к празднику? (Их специально выращивают в садах и оранжереях)

- Мы с вами тоже приготовили на уроках труда, цветы.

- На память о нашем уроке подарите гостям цветы.

Учитель: А вам на память о путешествии Сова дарит Памятку «Правила поведения в природе».

8. Рефлексия.

Учитель:  На партах у вас, ребята, лежат лучики солнца. Если у вас после этого урока возникло хорошее настроение, вам было все понятно и у вас есть желание соблюдать все эти правила вывесите желтые лучики. Если у кого- то есть сомнения по какому- либо из названного мною правила, вывесите оранжевые лучики. (Вывешивают на доске вокруг желтого круга)

Стихи!

Человек, ты царь природы

О тебе веду я речь

Можешь ты помочь живому

Иль на гибель всех обречь?

Помоги траве родиться

Белкам жить, а рекам течь

Ты на свете самый главный

Значит должен всех беречь!

                                        Всем спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (ОС "Школа 2100") для 1 класса.

В данному уроке использован проблемный вопрос, а также самостоятельное "открытие" учащимися нового знания....

урок по окружающему миру. УМК "Школа России" 4 класс. "Дети имеют право на особую заботу и помощь ".

презентация к уроку "Дети имеют право на особую защиту и помощь"....

Урок по окружающему миру УМК "Школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой

Урок с элементами литературного ринга. Раскрыть сущность понятия "дружба", показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни....

Урок по окружающему миру УМК "Школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой

Урок с элементами литературного ринга. Раскрыть сущность понятия "дружба", показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни....

Урок по окружающему миру УМК " Школа России" 2 класс Тема: "Невидимые нити"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. Тема урока " Невидимые нити"  . В конспекте указаны планируемые образовательные результаты....

Урок по окружающему миру. Программа "Школа России" автор А.А. Плешаков 1 класс. Тема: Кто такие птицы?

Цели деятельности учителя: формировать представления о внешнем строении птиц.Тип урока: решение частных задач Планируемые образовательные результаты:  Предметные (объем освоения и уровень вл...

Конспект открытого урока по окружающему миру УМК "Школа 2100" 3 класс

Открытый урок по окружающему миру  тема "Золотые ворота в Древнюю Русь" 3 класс УМК "Школа 2100"...


 

Комментарии

Мишарина Ирина Михайловна

Уважаемая Татьяна Викторовна,очень заинтересовал Ваш урок по окружающему миру, Ваша методическая разработка пригодится на уроке по экологии. Спасибо!Хотелось бы обменяться опытом, у меня на сайте есть разработки по уроку окружающий мир, а так же проекты в разделе разное, может они пригодятся в Вашей работе.Просмотрев, оставьте комментарий, очень интересно Ваше мнение. С уважением Ирина Михайловна.