Конспект урока - окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира "Свойства полезных ископаемых" в 3 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа". Разработан в рамках Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_okruzhayushchiy_mir_-_3_klass.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
2. Предмет: окружающий мир
3. Класс: 3
4. Автор разработок/руководитель творческого коллектива: Беляева Наталья Владимировна (учитель)
5. Образовательное учреждение: МОУ «Гимназия №19»
6. Город/муниципальный район: Омск, ЦАО
7. Краткое описание: Конкурсный материал представлен разными предметными областями – информатика, математика, окружающий мир. Объединяющей идеей является формирование метапредметных умений, в частности – умение работать с таблицей; рефлексировать свои действия, используя оценочные листы разного типа.
8. Тип урока: практическая работа
9. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»
10. Представление о результатах:
Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельност; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы разного типа.
Метапредметные результаты: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач.
Предметные результаты: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка; представить результаты в таблице; подготовить сообщение
11. Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.
№ п/п | Этап уро ка | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный | Подготовить учащихся к работе на уроке | - Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир». Роль председателя (П) заседания сегодня отводится Диме | Полная готовность класса к работе | ||
П: -Тема очередного заседания клуба «Свойства полезных ископаемых»(на доске) Работать будем в 4-ёх группах, которые мы создали заранее. | |||||
2 | Мотивация и актуализация знаний | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации | П: - Давайте посмотрим видеосюжет, который мы подготовили с Даниилом. Вы все знаете, что он занимается краеведением. В видеосюжете выступает ученик (У ) класса на тему: «Полезные ископаемые Омской области». В начале сообщения звучит вопрос: У: -Ребята, скажите, какие полезные ископаемые добывают в Омской области для использования в строительстве? Учащиеся после просмотра отвечают. У: -Песок и глину используют в строительстве. | Активность познаватель ной деятель ности учащих ся на последу ющих этапах; эффек тив ность вос при ятия и ос мыс ления но во го материала; по нимание учащимися практической значимости изучаемого материала | |
-Какие еще полезные ископаемые используют в строительстве? | У: -Известняк, мрамор, гранит… | ||||
-Да, ребята, человек активно использует полезные ис ко па емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис ко паемых. | |||||
П: -Для этого выполним задание, которое прислали нам члены клуба. Вывешивает на доску и читает. П: -Подготовить сообщение о свойствах извест няка, мрамора, глины, песка и их использовании. |
3 | Этап целеполагания | Постановка учебной задачи, разработка плана действий | П: -Какая общая цель стоит перед участниками заседания? У: -Изучить свойства полезных ископаемых. Председатель вывешивает сформулированную цель на доску. П: -Давайте определим задачи заседания. | Правильная постановка цели урока, разработка плана действия | ||
-Добавьте слова из предло жен ного задания в незакон ченные предложения. | Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает задачи. | |||||
-Ребята, вторая задача непро стая. Сегодня вы пред ставите результаты прак ти ческой деятельности в таб ли це, которую составите самостоятельно. | 1.Определить … полезных ископаемых. (свойства) 2.Представить результаты … (в таблице) 3. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)
| |||||
4 | Общий инструктаж | Показать необ хо ди мость приме не ния инструкции при выполнении данной практи чес кой работы | (для экономии времени на уроке учитель подготовил более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебников) | П: -Правила работы с оборудованием вы знаете. Они вывешены на стенде. П: -Каждая группа получила: - план проведения опытов (Приложение №1) - памятку по составлению сообщения (Приложение №2) - каркас таблицы для заполнения (Приложение №3) | Полное соблюдение инструкции | |
- Вспомните, в чем залог успеха работы группы? | У: -Необходимо правильно распределить работу. У: -Будем выслушивать мнение каждого. У: -Следовать плану и следить за временем | |||||
5 | Исследования в группах | В ходе опытов выявить свойства известняка, мра мора, глины, пес ка; представить результаты в таб лице; подготовить сообщение. | Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности | Председатель присоединяется для работы к своей группе. | Организованная работа в группах | |
6 | Представление результатов | Умение пред ста вить и оценить результаты групповой работы в соответствии с планом | Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таб лице о свойствах известняка и представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается). У: - Мы записали свойства в названия столб цов. Размер частиц, цвет частиц, легче или тя же лее воды, твердость. У: - Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода. У: - Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий. (учащиеся показывают иллюстрации коллажа) П: -Скажите, какое свойство известняка дает возможность использовать его так многогранно? У: - Это твердость! Аналогично представляет результаты группа №2. А группы №3 и 4 рассказывают только о свойствах. П: -Маша Иванова прислала вопрос. Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину? Учащиеся высказывают предположения. П: -Ребята, Маша прислала аудио письмо с ответом и иллюстрациями (прилагается). Давайте послушаем, посмотрим и узнаем точный ответ. (Маша объясняет и задает вопрос: «Почему на уроках технологии мы используем глину, а не песок») | Правильность ответов и действий учащихся в процессе представления своей работы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы. | ||
- Учащиеся любой группы могут ответить | У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить. | |||||
- Ребята, а когда - то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Может кто - то догадывается о чем идет речь? | У: -Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее. | |||||
7 | Подведение итогов | Дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | П: -Участники заседания, как вы считаете, достигли мы цели урока? У: - Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины. | Осознание достижения цели урока | ||
- Какая задача была сложной для вашей группы? | У: - Составление таблицы, но мы справились, нам помогли знания с уроков информатики и математики. | |||||
8 | Рефлексия | Оценивать свой вклад в общий результат деятельности | - Рада за всех участников заседания. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы. | Учащиеся заполняют оценочные листы (оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)(Приложение №4) | Адекватная оценка своей деятельности | |
- Кто хочет поделиться своими достижениями? | У: - Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом. | |||||
Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов. | ||||||
9 | Домашнее задание | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | Записано на доске: Учебник стр.25, №1,2 №1 –Найди на физической карте России (форзац ч.№1)условные обозначения полезных ископаемых. №2 – Покажи на физической карте, где на территории России находятся месторождения тех из них, которые добывают в вашем крае. | Дети записывают задания в дневник | Понимание цели и методики выполнения домашнего задания |
Приложение №1
Группа №1 План изучения свойств известняка и создания плакатов ● Определите и запишите названия столбцов таблицы. ● Определите размер частиц известняка. 1. Рассмотрите под лупой образец известняка. 2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок. 3. Значение свойства запишите в таблице маркером. ● Определите цвет частиц известняка. 1. Рассмотрите под лупой образец известняка. 2. Значение свойства запишите в таблице маркером. ● Определите, известняк легче или тяжелее воды. 1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой. 2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.) 3. Значение свойства запишите в таблице маркером. ● Определите твердость известняка. 1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем. 2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя. 3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя. 4. Значение свойства запишите в таблице маркером. ● Создайте плакат «Использование известняка». 1. Рассмотрите иллюстрации. 2. Познакомьтесь с названиями. 3. Приклейте на лист. | Группа №2 План изучения свойств мрамора и создания плакатов. ● В коллекции полезных ископаемых найдите мрамор и известняк. ● Определите и запишите названия столбцов таблицы. ● Определите цвет мрамора. 1. Рассмотрите образцы под лупой. 2. Значение свойства запишите в таблице маркером. ● Определите, какой у мрамора блеск. 1. Рассмотрите образцы. 2. Значение свойства запишите в таблице маркером. ● Определите твердость мрамора и известняка. Сравните твердость мрамора с твердостью известняка. 1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем. 2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя. 3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя. 4. Значение свойства запишите в таблице маркером. ● Создайте плакат «Использование мрамора». 1. Рассмотрите иллюстрации. 2. Познакомьтесь с названиями. 3. Приклейте на лист. |
Группа №3 План изучения свойств глины и песка. ● Определите и запишите названия столбцов таблицы. ● Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? 1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка. 2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик. 3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик. 4. Значения свойств запишите в таблице маркером. ● Определите, песок или глина дольше удерживает воду. 1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок. 2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину. 3. Налейте в воронки одинаковое количество воды. 4. Обсудите, что вы наблюдаете. 5. Значение свойства запишите в таблице маркер | Группа №4 План изучения свойств глины и песка. ● Получение глинистого ила. 1. Положите глину в стакан с водой. 2. Тщательно все размешайте. (Посмотрите, на дно быстро осела целая коллекция маленьких камешков и песчинок.) 3. Очень аккуратно слейте мутную воду в другой стакан и дайте ей отстояться. На дне образуется слой глинистого ила. ● Определите и запишите названия столбцов таблицы. ● Определите, чем отличаются частицы песка и ила. 1. Выложите рядом с песком немного глинистого ила. 2. Рассмотрите под лупой прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблице маркером.) 3. Рассмотрите цвет частичек. (Значение свойства запишите в таблице маркером.) 4. Рассмотрите блеск частичек. (Значение свойства запишите в таблице маркером.) 5. Рассмотрите размер частичек. (Значение свойства запишите в таблице маркером.) 6. Определите сыпучесть частиц. (Значение свойства запишите в таблице маркером.) |
Приложение №2
Группа №1 Памятка по подготовке сообщения «Свойства известняка и его использование».
| Группа №2 Памятка по подготовке сообщения «Свойства мрамора и его использование»
|
Группа №3 Памятка по подготовке сообщения «Свойства глины и песка».
| Группа №4 Памятка по подготовке сообщения «Свойства глины и песка».
|
Приложение №3
Группа № 1 Таблица «Свойства известняка» | Группа №2 Таблица «Свойства мрамора» | ||||||||||||||||||||||||||||||
Группа №3 Таблица «Свойства глины и песка»
| Группа №4 Таблица «Свойства глины и песка»
|
Приложение №4
Оценочный лист
Оцени свою работу в группе
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....
Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Вода и её свойства. УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
Урок - исследование...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...