Урок - конгресс по окружающему миру "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок проводится в форме конгресса. Может быть использован по любому УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kongress._zip_-_winrar.zip | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углублённым изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
Урок – конгресс по окружающему миру
в 4 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
«Органы чувств»
подготовила
учитель начальных классов
Бушуева Виолетта Юрьевна
Санкт – Петербург 2010
урок проводится в форме конгресса
(весь класс делится на 6 групп)
ТЕМА. ОРГАНЫ ЧУВСТВ
ЦЕЛИ:
Обучающие:
1. Знакомство с системой органов чувств, строением органов зрения, слуха и вкуса.
2. Познакомить со значением органов чувств в жизни человека.
3. Обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения.
4.Совершенствовать навыки самонаблюдения, умения анализировать и делать соответствующие выводы.
Развивающие:
- Развитие наблюдательности.
- Развитие эмоционального восприятия.
- Развивать и активизировать навыки гигиены.
Воспитательные:
- Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.
- Воспитание интереса к своему здоровью и организму.
- Воспитывать взаимоуважение и чуткое отношение к окружающим.
- Учить детей работать в группе и применять на себя разные роли.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1. Таблица «Строение глаза».
2. Таблица «Строение уха».
3. Таблица «Язык».
4. Муляж уха.
5. Эмблема конгресса.
6. Записи «Шум моря», с уроками «Радионяни»: «Орган слуха», «Орган зрения».
7. Емкости с белыми веществами.
8. Карточки со словами: органы чувств
зрачок
радужная оболочка
брови
ресницы
веки
барабанная перепонка
9. Звукозапись "Спортивного марша" Дунаевского (1 куплет)
10. Мультимедиапроектор.
11. Схема мозга с цветными зонами, отвечающими за определенные органы чувств.
- «Правила гигиены органов слуха» в картинках (каждому).
- «Гимнастика для глаз» в картинках (каждому).
- «Скелет» схема (на группу).
- «Кожа» схема (на группу).
- Кроссворд «Скелет» (на группу).
- Кроссворд «С» (на группу).
- Конверты с надписью «Индивидуальная работа».
В конверте полоски для ответов (каждому).
ход урока
I. Организационный момент.
Учитель включает звукозапись «Спортивного марша» Дунаевского. Звучит один куплет.
Над доской - эмблема конгресса.
учитель: - Уважаемые коллеги!
Очередное заседание конгресса «Познай себя» считаю открытым.
II. Объявление темы, целей и плана работы.
Учитель: - Сегодня на заседании работает Независимая комиссия в составе: перечисляется состав учеников одной из групп (состав Независимой комиссии меняется на каждом заседании).
Проблема заседания «Как человек общается с внешним миром» раскрывается темой, название которой вы сейчас расшифруете, для этого юноши выписывают из шифра только буквы слов, обозначающих части тела, а девушки – буквы внутренних органов.
Открывается запись (Слайд 2)
Нижние конечности о
Мозг ч
Голова р
Желудок у
Верхние конечности г
Лёгкие в
Тонкий кишечник с
Туловище а
Пищевод т
Шея н
Толстый кишечник в
У юношей получается слово - ОРГАН
У девушек – ЧУВСТВ
Учитель: - Сформулируйте тему урока.
(Органы чувств) Слайд 1
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НЕЗАВИСИМОЙ КОМИССИИ:
- Итак, тема «Органы чувств». План заседания (зачитывает):
1. Определение уровня остаточных знаний (по группам),
2. Подробнее остановимся на строении и функциях органов чувств.
3. Индивидуальная проверка.
III. Работа по плану,
1. Определение уровня остаточных знаний (по группам).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НЕЗАВИСИМОЙ КОМИССИИ:
- После предыдущего заседания мы получили вопросы от наших корреспондентов:
- Что является главным командным пунктом организма? (Мозг)
- Как он защищен? (Черепной коробкой)
- Поступила телеграмма (текст прилагается отдельно – приложение 1):
«Внимание тчк Чувствую резкую боль тчк Что делать впр Ответ присылай двигательному нерву тчк Жду тчк»
- Как вы думаете, какой ответ дал мозг? (Отдернуть ногу, отойти в сторону)
- Остальные вопросы раздали проблемным группам.
Члены Независимой комиссии раздают по группам задания:
I группа – «Скелет» (схема прилагается отдельно – приложение 2).
Задание: соотнести номера и названия костей. Каждый член группы работает индивидуально. Командир группы выбирает один правильный ответ (по его мнению) и отдает Независимой комиссии для оценки, остальные работы оценивает самостоятельно.
II группа - «Кожа» (схема прилагается отдельно – приложение 3).
Задание: выбрать и вставить в прорези соответствующие предложения (проверка через мультимедиапроектор).
III группа - Кроссворд «Скелет» (прилагается отдельно – приложение 4).
Задание: записать ответы на вопросы, в обведенном столбике получается слово «Скелет» (проверка через мультимедиапроектор).
IV группа – «Мозг» (схема прилагается отдельно – приложение 5).
Схема мозга с цветными зонами, отвечающими за определенные органы чувств,
Задание: соотнести зоны с органами чувств.
Проверка: один ученик у доски.
V группа - кроссворд «С» (прилагается отдельно – приложение 6).
Задание: записать ответы на вопросы (проверка через мультимедиапроектор)
2. Строение и функции органов чувств.
1) Учитель включает запись с шумом моря.
учитель:
- Представьте, что вы стоите на берегу моря, теплый ветер бросает вам в лицо соленые брызги. Перед вашим взором бескрайняя синева и золотое солнце. Вы слышите ласковый шум волн, вдыхаете неповторимый запах моря. Весь этот прекрасный мир, полный красок, звуков ощущений и запахов дарят нам наши органы чувств.
- Как вы думаете, сколько у нас органов чувств? (5)
- Можете вы их назвать?
Учитель открывает таблицу с названиями органов чувств (Слайд 3).
2) учитель:
- С некоторыми из них мы сегодня подробно и познакомимся. Чтобы узнать название первого органа для нашего знакомства, вам нужно решить природоведческую задачу: буквенные обозначения сторон горизонта замените стрелками (1 ученик у доски), перевернув стрелки, вы прочтете слово.
На доске: СЗ ЮВ В ЮЗ
На карточках: Г Л А З
(Дети читают слово «глаз» и выходят докладчики)
3) Доклады по теме "Глаз":
- Строение и функции глаза
- Дефекты зрения
- Природная защита глаз
учитель:
- Что надо предпринимать, чтобы сохранить хорошее зрение?
(ответы детей)
- Дома составьте и нарисуйте памятки "Как беречь глаза?"
член независимой комиссии делает ВЫВОД:
Глаз - это очень сложный и важный орган, ведь 80% информации человек получает от органов зрения. Представьте себе, как плохо слепому человеку.
- Гимнастика для глаз (приложение 7)
(4 докладчик обучает членов заседания конгресса).
Повтор упражнений под аудиозапись с уроком «Радионяни» - «Орган зрения»
4) учитель:
- С помощью какого органа чувств вы воспринимали песню? (слуха)
Выходит вторая группа докладчиков по теме «Ухо»:
- Строение и функции уха
- Гигиена органов слуха
(Под аудиозапись урока «Радионяни» - « Ушной вальс» докладчик раздает каждому правила гигиены органов слуха в картинках и домашнее задание: найти и раскрасить верный ответ на вопрос «Как чистить ухо?» - приложения 8 и 9)
член независимой комиссии:
ВЫВОД: Без органа слуха мы не могли бы разговаривать друг с другом, выражать свои эмоции, сохранять равновесие.
5) учитель:
- Для дальнейшей работы нужно провести практическое задание.
У вас стоят емкости с белыми веществами, попробуйте определить какое вещество под № 1, № 2, № 3,
№ 1 - лимонная кислота
№ 2 - соль
№ 3 - сахар
- Какой орган чувств помог в определении? (язык)
Выходит докладчик по теме «Язык»:
- Строение и функции языка
член независимой комиссии:
ВЫВОД: Язык тоже один из наших сторожей, помогает определить, что вредно организму.
6) председатель независимой комиссии:
ОБЩИЙ ВЫВОД: Все органы чувств нам необходимы.
3. Индивидуальная работа.
В группах на столах лежат конверты «Индивидуальная работа» с полосками для ответов.
учитель:
- Если вы на мой вопрос даете отрицательный ответ, то на листочке ставите прочерк, если вы со мной согласны, то- дуга.
Вопросы:
- А верно ли:
- что зрение ухудшается от езды на велосипеде?
- а улучшается от чтения лежа?
- чтобы сохранить хорошее зрение, надо заниматься при хорошем освещении?
- что близорукость и дальнозоркость исправляются очками?
- чтобы сохранить хороший слух, нужно почаще слушать громкую музыку?
- что нельзя ковырять в ушах острыми предметами?
- что у человека 6органов чувств?
- что руководит работой всех органов чувств 1 мозг?
- что роговица - это роговая оправа для очков?
- что всю внутреннюю полость глазного яблока заполняет «стекловидное» тело?
- что в нашем организме есть частица, похожая на крохотную лупу?
- что ушной молоточек бьёт по головному мозгу, чтобы он лучше соображал?
Листки с ответами вкладывают в конверт и отдают в Независимую комиссию для последующей оценки.
Члены Независимой комиссии зачитывают оценки за урок.
УЧИТЕЛЬ:
- Очередное заседание конгресса считаю закрытым.
- Что сегодня на уроке было для вас особенно интересно?
- О чём захотелось узнать поподробнее?
- С каким настроением заканчиваете урок?
Список использованной литературы
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра – СПб, «Акцидент», 1995.
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым - СПб, «Акцидент», 1996.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Дунаевский И., Лебедев-Кумач В., Кибкало Е. «Спортивный марш»
- «Релаксация. Шум моря», CD, 2006 г.
- Звукозапись радиопередачи Радионяня «Орган зрения»
- Звукозапись радиопередачи Радионяня «Ушной вальс»
- http://muzofon.ru
- http://staroeradio.ru
- http://imaqes.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, по теме "Самый большой орган чувств"
Урок разработан в соответствии с программой "Окружающий мир" О.Н. Федотова "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
План - конспект урока по русскому языку во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, котор...
Урок по предмету Окружающий мир "Органы чувств" ,3 класс
Данный урок позволит обучающимся более подробно познакомиться с органами чувств....
Урок-исследование по окружающему миру 1 класс на тему: " Наши помощники-органы чувств". Как узнать, что вокруг нас?"
На уроке дети учатся наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи....
УРОК-ПРАКТИКУМ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ: «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ. ТВОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ – СЛУХ» (1 КЛАСС) с использованием ИКТ
Данный урок разработан для обучающихся 1 класса основной программы и адаптированной программы (для детей с нарушением речи). Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – один из наибо...