УРОК-ПРАКТИКУМ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ: «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ. ТВОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ – СЛУХ» (1 КЛАСС) с использованием ИКТ
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Данный урок разработан для обучающихся 1 класса основной программы и адаптированной программы (для детей с нарушением речи). Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – один из наиболее значимых проектов «Мобильного Электронного Образования».
Методическая разработка является победителем регионального конкурса "Лучшая разработка (занятия (урока) с использованием информационно-образовательной платформы "Мобильное электронное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 155.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Образовательный комплекс «Алгоритм Успеха» Белгородской области
Номинация: Лучшие практики обучения детей с ОВЗ
УРОК-ПРАКТИКУМ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ:
«ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ. ТВОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ – СЛУХ» (1 КЛАСС)
с использованием информационно-образовательной платформы
«Мобильное Электронное Образование»
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор:
Никитина Г.П.
Данный урок разработан для обучающихся 1 класса основной программы и адаптированной программы (для детей с нарушением речи). Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – один из наиболее значимых проектов «Мобильного Электронного Образования».
Мобильное электронное образование – исключительный ресурс потому, что когда мы говорим об инклюзивном образовании, о включении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, мы думаем не просто о создании для них комплекса специальных условий, а думаем о том, как достигнуть тех образовательных результатов, которые отражены в федеральном государственном образовательном стандарте для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральном государственном образовательном стандарте для детей с умственной отсталостью, вступившем в силу 1 сентября 2016 года.
Цифровая система МЭО помогает особенным школьникам легче усваивать материал за счёт большого количества разнообразных анимированных интерактивных заданий. Интересная учеба и выполнение увлекательных задач снимает у детей напряжение и мотивирует их к познанию. Онлайн-среда МЭО позволяет индивидуализировать процесс обучения, чтобы каждый ребенок мог работать в своем темпе как в группе с педагогом, так и самостоятельно. Соответствие особенностям восприятия картины мира со стороны современного ученика и крупный шрифт, с большим объемом иллюстративного материала показывают вариативность при работе с контентом на современном уроке. В ресурсе присутствует дополнительная информация, которая носит практико-ориентированный акцент, материал преподносится не только с позиции предметности, что сегодня является важным компонентом образования, но и прослеживается метапредметность, которая мотивирует современного ученика применять полученные знания на других предметах. Также на уроке ребята переходят по ссылке на CORE – платформу для выполнения викторины по здоровому образу жизни! Интерес данной викторины заключается в том, что своими результатами дети могут поделиться в социальных сетях.
Учебный предмет: | окружающий мир | Класс | 1 | |||||||
Тема урока: | «Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств – слух» | |||||||||
Тип урока: | урок-практикум с использованием информационно-образовательной платформы «Мобильное Электронное Образование» для детей с ОВЗ», CORE – платформа | |||||||||
Цель урока: | создать условия для формирования культуры бережного отношения к своему здоровью; способствовать ознакомлению с основами здорового образа жизни, с правилами личной гигиены | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
| Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
| Самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие Смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им | ||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | «здоровый образ жизни», «гигиена», «безопасность», «культура» | |||||||||
Оборудование и материалы: | ПК с установленным ПО «PROLog», цифровой измерительный модуль «Звук», библиотека курсов с использованием информационно-образовательной платформы «Мобильное Электронное Образование», проектор, маркер, мышь Logitech, презентация, раздаточный материал для групповой работы, материалы для экспериментов (плакат для экспериментальных данных), презентация на CORE – платформе | |||||||||
Здоровьесберегающие технологии | Соблюдение норм СанПиНа; смена видов деятельности; оздоровительные минутки; разнообразные методы изложения материала; разнообразные формы работы; учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; создание благоприятной атмосферы. | |||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | Время | ||||||
учителя | учащихся | |||||||||
1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Задачи: формирование у учащихся рефлексивных умений самоорганизации к учебной деятельности | Уметь фиксировать затруднение (Познавательные УУД). Уметь применять и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД) Уметь формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативное УУД) | Приветствие учащихся - Думаю, что все вы знаете, что сказать «здравствуйте» - это значит пожелать человеку здоровья. Знак вопроса? на доске - А что значит быть здоровым? (демонстрация презентации, слайды 2-7)
| Дети входят в класс под музыку. https://hotpleer.ru Приветствие учителя - Быть здоровым, значит быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным, красивым, не болеть. Можно поиграть с друзьями, помочь родным и увидеть благодарную улыбку родителей, бабушки или дедушки, заняться любимым делом… Здоровому всё здорово! | 1-2 мин | |||||
2. | Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности Задачи: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием и познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся | Уметь определять и формулировать тему и задачи урока, планировать свои действия с поставленной задачей (Регулятивные УУД) | Расшифруйте запись, это слова Антона Павловича Чехова, великого русского писателя, врача «Разве_______не чудо?» - Что называл чудом А.П.Чехов? - А что нам позволяет получать информацию об окружающем мире: видеть, слышать, ощущать запахи, вкус, прикосновения. Веселая переменка. (Демонстрация презентации, слайд 8) С чем связаны эти слова? - Сегодня мы убедимся в правильности ваших предположений, а так как мы начали разговор о здоровье, о чем будем говорить? - А над чем подумаем …. - Какая тема урока? - Нам помогут в этом ваши знания и активная работа. - Я предлагаю всем отправиться на поиски этого чуда, этого важного сокровища - на поиски здоровья. | - Здоровье - Глаза, уши, нос, язык - это наши органы чувств - Со здоровьем, с правилами здорового образа жизни - Как можно укреплять здоровье. Наши органы чувств - как мы к ним относимся. - Здоровье. Органы чувств | 4-5 мин | |||||
3. | Формирование новых знаний и умений. Задачи: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал. | Мы будем останавливаться на разных станциях, и открывать для себя секреты здоровья. 1 станция «Режим дня - залог здоровья» Организует групповую работу с карточками «Режим дня» Вывод: - Как вы думаете, для чего нужно соблюдать режим дня? 2 станция «В гостях у Мойдодыра» - Один сказочный герой сказал: утром и вечером чистить зубы, мыть руки перед едой, мыть руки после прогулки, есть мытые овощи - А как вы думаете, кто такие советы может дать, какой сказочный герой? - Из какого произведения? Организует групповую работу «Правила личной гигиены» У основной и адаптированной программы задания одинаковые. При ответе группы сравнивают выполненное задание. 1 группа показывает, как правильно чистить зубы Вывод: - Что нужно делать, чтобы сберечь своё бесценное богатство – здоровье? Демонстрация презентации, слайд 9 | Выполняют задания в группах. 1 группа у доски (работа в МЭО) 2 группа «Открытый вопрос». 3 группа по адаптированной программе работает в планшетах в МЭО. Каждая группа отвечает на свой вопрос. 1 группа дописывает недостающие пункты режима дня. 2 группа составляет «Режим дня» 3 группа по адаптированной программе дополнительно отвечает на вопрос и дописывает недостающие пункты режима дня. - Тот, кто соблюдает режим дня, всегда организован, умеет ценить время и пользоваться им, редко болеет. - Мойдодыр - Сказка Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр» Выполняют задания в группах. 1 группа по учебнику часть 1 на странице 59-60. Рассматривают иллюстрации. Работа с макетом челюсти, обсуждают правила гигиены полости рта.
макет челюсти 2 группа в планшетах в МЭО. 3 группа по адаптированной программе работает в МЭО у доски. - Знать и выполнять правила личной гигиены. Следить за своим внешним и внутреннем здоровьем. Заниматься физкультурой, соблюдать гигиену полости рта и правильно питаться. Дети знакомятся с понятием паралимпиец | 5 мин 7 мин | ||||||
Оздоровительная минутка | (демонстрация презентации, слайд 10) | 2 мин | ||||||||
4. | Открытие нового знания. Применение теоретических положений в условиях выполнения практической работы | Уметь на основании наблюдений делать умозаключения; сравнивать, анализировать (Познавательные УУД) Межпредметная связь - литературное чтение, математика | 3 станция «Полезная» - Скажите, а где комфортней вам: где шум, крик (рис.1) или спокойный, умеренный разговор. Виртуальная научно-исследовательская лаборатория - Мы с вами выясним, как влияет шум на органы слуха (макет уха) - Что такое исследование? - Что вы будете исследовать? – Как вы думаете, каким образом можно точно определить громкость звука? – Что должен доказать эксперимент? – Вспомните любую загадку, которую вы проходили на уроке чтения: для эксперимента учащиеся вспоминают загадку Проводим эксперимент. Используется модульная система экспериментов «PROLog» Нажимаю на кнопку «Запуск эксперимента». Данные максимального значения силы звука при громком разговоре заношу в таблицу - они равны 80 Дб. Чтобы понять, в чем измеряется уровень шума, учащиеся вспоминают единицы измерения длины. Проводим эксперимент, проговаривая шепотом и выделяя минимальное и максимальное значение силы звука. – Вспомните стихотворение Феодосия Савинова «Родина» (или Александра Прокофьева «Родина»), из этого стихотворения прочитайте первое четверостишие: Для эксперимента учащиеся вспоминают стихи русского поэта Ф.Савинова Нажимаю на кнопку «Запуск эксперимента». Данные максимального значения силы звука при шепоте я заношу в таблицу - они равны 35 Дб. - Сравните полученные результаты при громком разговоре и при шепоте. - А теперь для сравнения: ваши данные при громком разговоре 80 Дб сравните с другими источниками звука. - А теперь подумайте, если все учащиеся класса постоянно будут шуметь, это может повлиять на их здоровье? | - Где спокойный, умеренный разговор макет уха - Это поиск новых знаний - Определять громкость звука - Для точного измерения громкости звука используются специальные приборы - Вреден ли громкий разговор Черный Ивашка Деревянная рубашка. Где носом ведет, Там заметку кладёт. Дети хором громко проговаривают загадку Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля – Это русское раздолье, Это русская земля! Дети проговаривают шепотом этот отрывок из стихотворения. Дети сравнивают: картинки и соответствующий уровень шума: запуска космического корабля – 180 ДБ реактивного двигателя – 140 Дб раската грома – 130 Дб поезда – 100 ДБ городского транспорта – 90 ДБ. - Может повредить слух; нужно бережно относиться к органу слуха | 9 мин | |||||
5. | Первичное закрепление Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах, воспитание культуры делового общения | Уметь осуществлять поиск информации; проводить анализ объектов; устанавливать причинно-следственные связи (Познавательные УУД) Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы (Коммуникативные УУД) | Разговор о питании. Еда для учебы (демонстрация презентации, слайд 11) Составление схемы «Секреты здоровья» по группам. - Какие полезные памятки у вас получились! Будьте здоровы! | 1 и 2 группы составляет правила личной гигиены. 3 группа по адаптированной программе МЭО – режим дня. | 4 мин | |||||
6. | Включение нового знания в систему знаний и повторение Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов. | - Какой вопрос звучал в начале урока? - Какой ответ на вопрос урока вы можете дать? - Чтобы быть здоровым, что нужно делать? - Урок мы начинали со слова «Здравствуйте!» и заканчиваем словами «Будьте здоровы!». Ведь здоровье - самое ценное в жизни. Прохождение викторины по ссылке для детей https://coreapp.ai/app/player/lesson/5f0c3042a903553108f7d796 | - Что такое здоровье? - Здоровье – богатство на все времена. Здоровье – это сила, красота, богатство - Нужно заниматься спортом, соблюдать правила гигиены, правильно питаться, соблюдать режим дня, не иметь вредных привычек Дети выполняют задание | 3 мин | ||||||
7. | Рефлексия учебной деятельности. Задачи: способствовать осознанию обучающимися границ применения нового знания; научить осуществлять самооценку результатов деятельности своей и своего класса | Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивное УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД) | - Считаете ли вы, что получили нужные вам знания? - Чтобы вам хотелось узнать ещё по теме урока? - Я буду рада, если вы будете соблюдать правила бережного отношения к своему здоровью. Великий философ Цицерон сказал: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым» | Отвечают на вопросы учителя. Делают анализ работы, самооценку своей работы. Отмечают свое эмоциональное состояние. | 3 мин |
Литература:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 – М.: Вентана – Граф, 2017
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2010
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Издательство «Просвещение», 2010
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- https://edu.mob-edu.ru информационно-образовательная платформа «Мобильное Электронное Образование»
- http://standart.edu.ru/
- http://www.scro.ru/ Семинары. Методические материалы.
- http://ppt4web.ru/ Шаблоны для презентации.
- http://www.in-form-art.info/4/ecole-clipart Картинки.
- www.yandex.ru Картинки
- http://detskiychas.ru/Стихи про гигиену. Ю.Тувим
- http://ejka.ru/blog/stihi О здоровье и здоровом образе жизни
- https://hotpleer.ru песни о здоровье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 1 класс "Твои помощники-органы чувств"
Урок по Образовательной системе "Школа 2100"Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн...
«Твои помощники – органы чувств»
Данный урок знакомит детей с органами чувств и их значением для человека; расширяет и углубляет знания о работе органов чувств; о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств. На ...
Конспект урока по окружающему миру для 1класса: «Твои помощники – органы чувств»
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа XXI век" с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж...
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...
Что такое здоровье? Твои помощники – органы чувств.
Урок по курсу окружающий мир в 1 классе....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Твои помощники - органы чувств".
План -конспект урока по окружающему миру на тему:"Твои помощники - органы чувств" по программе "Начальная школа XXI век" 1 класс....
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Твои помощники - органы чувств"
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Твои помощники - органы чувств"...