урок окружающего мира 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
урок окружающего мира 1 класс "Твёрдые тела, жидкости, газы" УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 42.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Пугачева Саратовской области»
План-конспект урока
«Окружающий мир» 1 класс
"Твердые тела, жидкости, газы"
Учитель начальных классов:
Заступова Наталья Владимировна
2011г.
Урок окружающего мира в 1-м классе
Тема: "Твердые тела, жидкости, газы"
Цели:
- Познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел.
- Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
- Развивать творческие способности.
- Развивать мышление, память, речь.
- Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
- Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.
Используемое оборудование:
Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, 4 стакана, вода, брусок, шприц, салфетка, духи
Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные бруски, воздушные шары
Используемые ЦОР: Конспект урока, презентация к уроку
Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой. «Подари улыбку»
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг- другу.
- Спасибо. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать
У себя внимательность
А поможет всё узнать
Наша любознательность. (Слайд 2)
- И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Деятельность учителя | № слайда | Предполагаемая деятельность учеников |
Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами. - Аня там даст информацию, о том, что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова) - Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять: 1) 1. Внимательно слушать старшего лаборанта; 2) 2. Не шуметь, не мешать друг другу; 3) 3. Выполнять все задания. | Слайд 3 Слайд 4 |
Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант- сотрудник лаборатории. Проговаривают правила |
-У вас на столах 3 стакана. - Что в первом стакане? - Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь? - В физике, предметы которые нас окружают, принято называть- твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела | -Деревянный брусок - Твердый | |
- Что находится во втором стакане? - Какая она на ощупь? (на доске запись жидкости . | - вода - жидкая | |
- А вот в третьем стакане спрятался невидимка.. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем.. Дыхательная гимнастика. -Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали? - Можно ли воздух назвать твёрдым телом? - Можно ли воздух назвать жидкостью? - Тогда что это? ( если дети не догадаются, учитель подсказывает-газ) (на доске появляется запись газы ) - Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока… | Слайд 5 | -воздух Ветер нет нет - Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.» |
III. Постановка проблемной ситуации. - Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? - Наши мнения разошлись. Кто же прав? – Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы. | Предположения детей. |
IV. Совместное открытие нового материала
1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим. а) Твердые тела. -Попробуйте изменить форму бруска. -Получилось? Твердые тела ↓ не изменяют форму |
Дети выполняют задание учителя. - нет | ||||
б) Жидкость Жидкость ↓ не изменяют форму | Дети высказывают свои предположения. | ||||
в) Газ -Какую форму приобрёл воздух? - А какую форму имеет шарик в стакане? – Имеет ли газ постоянную форму? газ ↓ не изменяют форму | – Весь шарик. - Форму шарика.
| ||||
– Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? (стр. 35 учебника) | Слайд 4 | – Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. | |||
2 опыт – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? | Высказывания детей | ||||
а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему? | – Нет, значит твёрдые тела не сжимаются. | ||||
б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. | – Нет, значит жидкость не сжимается. | ||||
б) – Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух. | – Возвращается в исходное положение. | ||||
– Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов. (стр. 35 учебника) | Слайд 7 | – Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ. | |||
-Газы обладают ещё одним важным свойством - Закройте глаза (разбрызгиваю духи) - Что вы почувствовали? - Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов? Вывод: (стр. 36 учебника) | Предположения детей. У газов есть ещё одно замечательное свойство. Если газ находится например, в комнате, то он не скапливается около пола или, наоборот, под потолком. Он заполняет собой всю комнату. |
V. Физкультминутка
«Насос»
А теперь насос включаем, воду из реки качаем.
Влево — раз, вправо — два.
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре будет полита земля.
VI. Первичное закрепление.
1) Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1. - Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедини. - Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи? | Слайд 9 | Самопроверка по образцу учителя |
VII. Постановка проблемы. - Мы все очень любим ходить в цирк, особенно, когда нам показывают фокусы. Фокусники могут превращать одни предметы в другие. - А в жизни могут происходить подобные превращения? |
Предположения детей. | |
- Сейчас ребята нам докажут, что подобные превращения могут происходить и в жизни. Они вместе с родителями создали дома лабораторию и провели исследования. | ||
IX. Открытие новых знаний. 1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед. - Какой вывод модно сделать из этого опыта? | Слайд 10-14 | Превращение воды в лёд (твердое тело) Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед. |
2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар. - Какой вывод модно сделать из этого опыта? | Слайд 15-19 | Вывод: вода при нагревании становится газом-паром. |
X. Первичное закрепление знаний. -Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Пот послушайте: Однажды в тёплый день в озере отдыхала капелька. Ярко светило солнышко. Капелька разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так капелька оказалась опять дома. А в следующий жаркий день она снова отправится в далёкое путешествие. | Слайд 20 | |
XI. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового для себя узнали на этом уроке?
– Какие свойства твёрдых тел, жидкостей, газов можете перечислить? (по таблице)
- А теперь, я хочу чтобы вы мне подарили свои улыбки
- Кто доволен своей работой на уроке, подарит мне зелёную улыбку
- Кто испытывал на уроке трудности, подарит мне жёлтую улыбку
- Кому на уроке было не интересно, подарит мне красную улыбку (дети прикрепляют улыбки на доску)
XII. Домашнее задание (творческое)
- Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?
Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.
Используемая литература:
- « Окружающий мир . Я и мир вокруг» 1 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.
- Учебник «Окружающий мир» 1 класс часть 2. А.А.Вахрушев
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс А.А.Вахрушев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...