Окружающий мир 2класс. "Свет и цвет"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок  окружающего  мира

2 класс

Раздел:  «Свет и цвет»

Тема: « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень» (опытно-исследовательская деятельность на уроке)

Цели: Познакомить учащихся  с различными источниками света, со свойствами     

           светового    луча, с понятиями «прозрачные» и «непрозрачные» предметы.

    Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной     

           деятельности   на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения; 

           умение   выделять  существенное в учебном материале,  делать выводы,   

           переносить ранее  полученные знания на новый учебный материал.

                 Воспитывать интерес к явлениям природы,  формировать экологическую    

               культуру учащихся и  коммуникативную  компетенцию учащихся,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__okruzhayushchego__mira.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего  мира

2 класс

Раздел:  «Свет и цвет»

Тема: « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень» (опытно-исследовательская деятельность на уроке)

Цели: Познакомить учащихся  с различными источниками света, со свойствами      

           светового    луча, с понятиями «прозрачные» и «непрозрачные» предметы.

    Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной    

           деятельности   на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;  

           умение   выделять  существенное в учебном материале,  делать выводы,  

           переносить ранее  полученные знания на новый учебный материал.

                  Воспитывать интерес к явлениям природы,  формировать экологическую    

               культуру учащихся и  коммуникативную  компетенцию учащихся,

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Средства обучения:  мультимедиапроектор, презентация « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень», отрывок DVD фильма « Приключения Буратино», мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 2 класс», Фрагмент фильма

 « Театр теней», фонарик, стакан и кружка  (раздаточный материал), лист картона на подставке,

Формирование общеучебных умений с  точки зрения деятельностного подхода : учебно – управленческих умений : самоконтроль и взаимоконтроль;

учебно – информационные умения : осуществлять неструктурированное наблюдение(где определен только объект наблюдения) и лабораторное наблюдение (объект находится в искусственно созданных условиях)

учебно – логические умения : определять объект анализа и его аспект, т.е устанавливать точку  зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

С сегодняшнего урока мы начинаем изучение  раздела «Свет и цвет», а тему нашего урока вы попытаетесь определить сами , посмотрев отрывок их кинофильма

« Приключения Буратино» . Кто автор и какое полное название литературного произведения? ( Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

  Ваша задача внимательно прослушать песню, и определить какие  понятия, но  уже с точки зрения окружающего мира,  мы будем  изучать на нашем уроке.

  1. Постановка учебных целей.

На уроке  познакомимся с тайнами света (светового луча), постараемся понять,  как он    распространяется, какие  препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.

III.   Актуализация знаний .

А откуда берется свет и для чего он нужен?

Давайте познакомимся с информацией в учебнике  ( стр. 84)

Cлайд 1 « Когда темно, мы почти не различаем окружающих предметов. Для того, чтобы увидеть их, нужен свет. Днем все освещает Солнце. С огромной скоростью несется свет от Солнца к Земле через космическое пространство. Всего за 8 минут его лучи достигают поверхности Земли».

На предыдущих уроках мы много говорили об этом теле неживой природы.

Давайте проведем анализ этого объекта с разных сторон :

  1. Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения науки - астрономии.

Из докладов учащихся « Солнце- большая звезда в центре Солнечной системы, оно дает свет и тепло. Возраст равен примерно пяти миллиардам лет. Внутренняя часть называется ядром, а внешняя оболочка – Солнечной короной».

Что еще можно добавить?

Слайд 2 .Солнце всходит с Востока и заходит на Западе, наступает смена дня и ночи .

Слайд 3. В зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времен года.

  1. Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения живых существ, обитающих на  нашей планете  и,  естественно, нас самих. ( на основе наблюдений); использование солнечной энергии.

Из докладов учащихся «Солнце нагревает атмосферу и поверхность Земли. Благодаря солнечной энергии дуют ветры, происходит круговорот воды в природе, растут растения, животные имеют корм. Благодаря Солнечному излучению на Земле существуют ископаемые виды топлива».

Слайд 1 ( картинка солнца)

  1. Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения истории?

Из докладов учащихся  « Для людей и всего живого на Земле Солнце - источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда понимали, насколько сильно их существование зависит от Солнца, и относились к нему с почтением, поклонялись и обожествляли его образ. В древности славяне именовали Солнце с уважением – «Ярило» и даже покланялись ему, как богу».

А какой народный праздник  состоится в конце февраля?

Слайд 4. Праздник «Масленица». Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду.  Чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно "на горке" - на какой-нибудь возвышенности.

  1. А как люди выражали свое отношение к Солнцу в устном народном творчестве?

Загадки :

Ты весь мир обогреваешь,                   Голубой  платок,

Ты усталости не знаешь,                   Желтый колобок,

Улыбаешься в оконце,                         По платку катается,

         И зовут тебя все…                             Людям улыбается.

               

                                   Тянется в окно золотое полотно.

                                   Красная девица  гуляет по небу.

                                  Летом греет – зимой холодит.

Пословицы и поговорки:

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце встает, так и день настает.

Солнце не померкнет, народ не сломится.

Правда краше солнца.

При солнце тепло, при матери добро.

Солнце пригреет – все поспеет.

Солнышко на всех ровно светит.

После дождя солнце жжет, после лжи –стыд.

Какие источники информации вы использовали, чтобы подготовить свои доклады?

Слайд 5. Подведение итогов  «Солнце:

  1. Тело неживой природы. 
  2. Звезда – карлик, находится в центре Солнечной системы.
  3. Благодаря солнечной энергии дуют ветры, происходит круговорот воды в природе, существуют ископаемые виды топлива. 
  4. Дает тепло и свет для всего живого на Земле.
  5. С давних времен  почитается людьми и находит отражение в их творчестве»

Молодцы! Если мы хотим понять какой – либо объект, правильно и всесторонне его изучить, то мы должны определить у него составные части и существенные признаки, рассмотреть его с разных точек зрения, т.е подвергнуть его анализу.

     I V. Изучение новой темы

Итак, главным источником света является Солнце.

Слайд 6. А что использовали люди для освещения своих домов с давних времен?

Слайд 7. Лучина. Где встречалось это слово и что оно означает? Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева.

Слайд 8. Свеча.

Слайд 9. Керосиновая лампа. Что такое керосин?

Слайд 10. Электрическая лампочка.

Слайд 11 , 12 .  Какие правила обращения с электрическими приборами вы знаете?

Физкультминутка.  Слайд 13.  Гимнастика для глаз.

Вернемся к нашему учебнику и рассмотрим таблицу «Источники света» Я утверждаю, что все эти предметы можно разбить на   группы . Почему?

  1. Тела природы и изделия
  2. Свет от огня ( лампа, фонарь, свеча),  природный свет (Луна,Солнце)
  3. Натуральный природный  свет и искусственный (фонарик)

Практическая работа

 Давайте познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие  препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.

  Включим наши фонарики и направим их на потолок. Что мы видим? (луч света) . Вспомните из уроков математики что такое луч?

Слайд 14  Опыт 1. « Прямолинейный маршрут»

Ход опыта

  1. В центре каждой картонки сделать отверстие. Подготовить две подставки для картонок.
  2. Установите картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. Его луч должен падать на основание первой картонки. Встаньте с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картинки.

Результат: через оба отверстия ты видишь свет.

  1. Сместите одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.

Это потому … что свет распространяется по прямой линии. Поэтому он не проходит через отверстие, которое смещено с его пути.

Слайд 15 Опыт 2 « Осветим весь земной шар»

Ход опыта :

  1. Направьте  луч света на шарик.
  2. Поворачивая шарик  разными сторонами в луче света.

Результат : все время освещена только та часть шарика, на которую попадает свет. Как бы ты ни повернул шарик, его обратная сторона всегда остается в тени.

Это потому … лучи распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона находится в тени.

Слайд 16  Опыт 3 . « Можно ли остановить свет? Как образуются тени?»

Ход опыта

1.Вырезать из картонки любую фигурку, прикрепить ее скотчем на палочке.

2. Поставьте фигурку между стеной и источником света.

3. Попеременно приближай фигурку то к стене, то к свету.

Результат: чем ближе фигурка к фонарю, тем больше ее тень на стене. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень на стане.

Это потому … что когда какой – нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому если  предмет расположен близко к источнику света, он создает большую  тень. Если предмет находится далеко от источника, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.

  Слайд 17.  Почему тень смещается?

«В течение дня положение Солнца на небе меняется ( из-за вращения Земли). Поэтому направление солнечных лучей также меняется. Вот почему тень смещается. Кроме того, когда Солнце стоит высоко, тень бывает короткой, а когда Солнце клонится к горизонту, тень становится длинной».

Слайд 18. А какой прибор изобрели  люди в древности , наблюдая за смещением тени в солнечный день?

«Солнечные часы. Такой прибор в древности использовали для определения времени. В Старинных городах и площадях и на стенах домов остались следы от таких часов.»

Слайд 19 Опыт 4. « Проходит или не проходит свет?»

Ход опыта.

1. По очереди освещай на фоне стены разные предметы

Результат : не все предметы отбрасывают тень.

Это потому… что чашка препятствует распространению света,  а  стекло пропускает свет.

Слайд 20 . Выводы

  1. Свет распространяется по прямой линии. Если перед лучом света возникает препятствие, то луч освещает только его переднюю часть.
  2. Когда предмет загораживает путь световому лучу, за этим предметом образуется тень, то есть зона, куда солнечные лучи не попадают.
  3. Только плотные (непрозрачные) предметы, не пропускающие свет, образуют тень.

Подведение итогов.

Слайд 21  Тетрадь на печатной основе стр.8 № 10  Что художник нарисовал неправильно?

Слайд 22        А завершить наш урок мне бы хотелось просмотром видеоролика  « Театр теней».

Слайд 23  «Любознательные никогда не останавливаются на том, что изучили.  Стремитесь познать этот загадочный мир!»  

Дом. зад.  в тетради  стр. 7 № 8, № 9. Подчеркнуть названия предметов, которые пропускают свет. Если затрудняешься ответить, то проведи опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловит бабочек" 1 класс

На уроке окружающего мира была интеграция с литературным чтением, информатикой, музыкой.  Ребята работали с интерактивной доской, на компьютерах Мас в программе перволого...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс УМК "Школа России"

Урок проводится как  интегрированный урок - проект по  окружающему миру и ИЗО. В конце урока получается очень красивый плакат....

Конспект урока по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?" в 1 классе, УМК "Школа России"

Тема урока - «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» Предмет - окружающий мирТип урока - комбинированный Цель урока: Знакомство с правилами поведения на лугу и предста...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Осенние цветы" в 1 классе школы для глухих и слабослышащих обучающихся

Представленный конспект урока был разработан с применением материала электронного  учебного портала Учи.ру....

Открытый урок по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?"

Цель урока: расширить знания обучающихся о бабочках и цветах луга, повторить и обобщить новые правила поведения в природе....

Внеклассное занятие по окружающему миру "Путешествие в царство цветов".

Цель: углубление и расширение знаний о некоторых видах растений, их роли  в природе....