Окружающий мир 2класс. "Свет и цвет"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира
2 класс
Раздел: «Свет и цвет»
Тема: « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень» (опытно-исследовательская деятельность на уроке)
Цели: Познакомить учащихся с различными источниками света, со свойствами
светового луча, с понятиями «прозрачные» и «непрозрачные» предметы.
Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной
деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
умение выделять существенное в учебном материале, делать выводы,
переносить ранее полученные знания на новый учебный материал.
Воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую
культуру учащихся и коммуникативную компетенцию учащихся,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok__okruzhayushchego__mira.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
2 класс
Раздел: «Свет и цвет»
Тема: « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень» (опытно-исследовательская деятельность на уроке)
Цели: Познакомить учащихся с различными источниками света, со свойствами
светового луча, с понятиями «прозрачные» и «непрозрачные» предметы.
Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной
деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
умение выделять существенное в учебном материале, делать выводы,
переносить ранее полученные знания на новый учебный материал.
Воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую
культуру учащихся и коммуникативную компетенцию учащихся,
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
Средства обучения: мультимедиапроектор, презентация « Свет. Свойства светового луча. Свет и тень», отрывок DVD фильма « Приключения Буратино», мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 2 класс», Фрагмент фильма
« Театр теней», фонарик, стакан и кружка (раздаточный материал), лист картона на подставке,
Формирование общеучебных умений с точки зрения деятельностного подхода : учебно – управленческих умений : самоконтроль и взаимоконтроль;
учебно – информационные умения : осуществлять неструктурированное наблюдение(где определен только объект наблюдения) и лабораторное наблюдение (объект находится в искусственно созданных условиях)
учебно – логические умения : определять объект анализа и его аспект, т.е устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
Ход урока
- Организационный момент.
С сегодняшнего урока мы начинаем изучение раздела «Свет и цвет», а тему нашего урока вы попытаетесь определить сами , посмотрев отрывок их кинофильма
« Приключения Буратино» . Кто автор и какое полное название литературного произведения? ( Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Ваша задача внимательно прослушать песню, и определить какие понятия, но уже с точки зрения окружающего мира, мы будем изучать на нашем уроке.
- Постановка учебных целей.
На уроке познакомимся с тайнами света (светового луча), постараемся понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.
III. Актуализация знаний .
А откуда берется свет и для чего он нужен?
Давайте познакомимся с информацией в учебнике ( стр. 84)
Cлайд 1 « Когда темно, мы почти не различаем окружающих предметов. Для того, чтобы увидеть их, нужен свет. Днем все освещает Солнце. С огромной скоростью несется свет от Солнца к Земле через космическое пространство. Всего за 8 минут его лучи достигают поверхности Земли».
На предыдущих уроках мы много говорили об этом теле неживой природы.
Давайте проведем анализ этого объекта с разных сторон :
- Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения науки - астрономии.
Из докладов учащихся « Солнце- большая звезда в центре Солнечной системы, оно дает свет и тепло. Возраст равен примерно пяти миллиардам лет. Внутренняя часть называется ядром, а внешняя оболочка – Солнечной короной».
Что еще можно добавить?
Слайд 2 .Солнце всходит с Востока и заходит на Западе, наступает смена дня и ночи .
Слайд 3. В зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времен года.
- Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения живых существ, обитающих на нашей планете и, естественно, нас самих. ( на основе наблюдений); использование солнечной энергии.
Из докладов учащихся «Солнце нагревает атмосферу и поверхность Земли. Благодаря солнечной энергии дуют ветры, происходит круговорот воды в природе, растут растения, животные имеют корм. Благодаря Солнечному излучению на Земле существуют ископаемые виды топлива».
Слайд 1 ( картинка солнца)
- Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения истории?
Из докладов учащихся « Для людей и всего живого на Земле Солнце - источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда понимали, насколько сильно их существование зависит от Солнца, и относились к нему с почтением, поклонялись и обожествляли его образ. В древности славяне именовали Солнце с уважением – «Ярило» и даже покланялись ему, как богу».
А какой народный праздник состоится в конце февраля?
Слайд 4. Праздник «Масленица». Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду. Чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно "на горке" - на какой-нибудь возвышенности.
- А как люди выражали свое отношение к Солнцу в устном народном творчестве?
Загадки :
Ты весь мир обогреваешь, Голубой платок,
Ты усталости не знаешь, Желтый колобок,
Улыбаешься в оконце, По платку катается,
И зовут тебя все… Людям улыбается.
Тянется в окно золотое полотно.
Красная девица гуляет по небу.
Летом греет – зимой холодит.
Пословицы и поговорки:
Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
Солнце встает, так и день настает.
Солнце не померкнет, народ не сломится.
Правда краше солнца.
При солнце тепло, при матери добро.
Солнце пригреет – все поспеет.
Солнышко на всех ровно светит.
После дождя солнце жжет, после лжи –стыд.
Какие источники информации вы использовали, чтобы подготовить свои доклады?
Слайд 5. Подведение итогов «Солнце:
- Тело неживой природы.
- Звезда – карлик, находится в центре Солнечной системы.
- Благодаря солнечной энергии дуют ветры, происходит круговорот воды в природе, существуют ископаемые виды топлива.
- Дает тепло и свет для всего живого на Земле.
- С давних времен почитается людьми и находит отражение в их творчестве»
Молодцы! Если мы хотим понять какой – либо объект, правильно и всесторонне его изучить, то мы должны определить у него составные части и существенные признаки, рассмотреть его с разных точек зрения, т.е подвергнуть его анализу.
I V. Изучение новой темы
Итак, главным источником света является Солнце.
Слайд 6. А что использовали люди для освещения своих домов с давних времен?
Слайд 7. Лучина. Где встречалось это слово и что оно означает? Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева.
Слайд 8. Свеча.
Слайд 9. Керосиновая лампа. Что такое керосин?
Слайд 10. Электрическая лампочка.
Слайд 11 , 12 . Какие правила обращения с электрическими приборами вы знаете?
Физкультминутка. Слайд 13. Гимнастика для глаз.
Вернемся к нашему учебнику и рассмотрим таблицу «Источники света» Я утверждаю, что все эти предметы можно разбить на группы . Почему?
- Тела природы и изделия
- Свет от огня ( лампа, фонарь, свеча), природный свет (Луна,Солнце)
- Натуральный природный свет и искусственный (фонарик)
Практическая работа
Давайте познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.
Включим наши фонарики и направим их на потолок. Что мы видим? (луч света) . Вспомните из уроков математики что такое луч?
Слайд 14 Опыт 1. « Прямолинейный маршрут»
Ход опыта
- В центре каждой картонки сделать отверстие. Подготовить две подставки для картонок.
- Установите картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. Его луч должен падать на основание первой картонки. Встаньте с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картинки.
Результат: через оба отверстия ты видишь свет.
- Сместите одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.
Это потому … что свет распространяется по прямой линии. Поэтому он не проходит через отверстие, которое смещено с его пути.
Слайд 15 Опыт 2 « Осветим весь земной шар»
Ход опыта :
- Направьте луч света на шарик.
- Поворачивая шарик разными сторонами в луче света.
Результат : все время освещена только та часть шарика, на которую попадает свет. Как бы ты ни повернул шарик, его обратная сторона всегда остается в тени.
Это потому … лучи распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона находится в тени.
Слайд 16 Опыт 3 . « Можно ли остановить свет? Как образуются тени?»
Ход опыта
1.Вырезать из картонки любую фигурку, прикрепить ее скотчем на палочке.
2. Поставьте фигурку между стеной и источником света.
3. Попеременно приближай фигурку то к стене, то к свету.
Результат: чем ближе фигурка к фонарю, тем больше ее тень на стене. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень на стане.
Это потому … что когда какой – нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому если предмет расположен близко к источнику света, он создает большую тень. Если предмет находится далеко от источника, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.
Слайд 17. Почему тень смещается?
«В течение дня положение Солнца на небе меняется ( из-за вращения Земли). Поэтому направление солнечных лучей также меняется. Вот почему тень смещается. Кроме того, когда Солнце стоит высоко, тень бывает короткой, а когда Солнце клонится к горизонту, тень становится длинной».
Слайд 18. А какой прибор изобрели люди в древности , наблюдая за смещением тени в солнечный день?
«Солнечные часы. Такой прибор в древности использовали для определения времени. В Старинных городах и площадях и на стенах домов остались следы от таких часов.»
Слайд 19 Опыт 4. « Проходит или не проходит свет?»
Ход опыта.
1. По очереди освещай на фоне стены разные предметы
Результат : не все предметы отбрасывают тень.
Это потому… что чашка препятствует распространению света, а стекло пропускает свет.
Слайд 20 . Выводы
- Свет распространяется по прямой линии. Если перед лучом света возникает препятствие, то луч освещает только его переднюю часть.
- Когда предмет загораживает путь световому лучу, за этим предметом образуется тень, то есть зона, куда солнечные лучи не попадают.
- Только плотные (непрозрачные) предметы, не пропускающие свет, образуют тень.
Подведение итогов.
Слайд 21 Тетрадь на печатной основе стр.8 № 10 Что художник нарисовал неправильно?
Слайд 22 А завершить наш урок мне бы хотелось просмотром видеоролика « Театр теней».
Слайд 23 «Любознательные никогда не останавливаются на том, что изучили. Стремитесь познать этот загадочный мир!»
Дом. зад. в тетради стр. 7 № 8, № 9. Подчеркнуть названия предметов, которые пропускают свет. Если затрудняешься ответить, то проведи опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловит бабочек" 1 класс
На уроке окружающего мира была интеграция с литературным чтением, информатикой, музыкой. Ребята работали с интерактивной доской, на компьютерах Мас в программе перволого...
УМК "Планета знаний", урок окружающего мира, 2 класс, Тема «Свет и цвет. Значение света и цвета в природе и в жизни человека»
На основе деятельностного подхода дети изучают тему "Свет и цвет"...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс УМК "Школа России"
Урок проводится как интегрированный урок - проект по окружающему миру и ИЗО. В конце урока получается очень красивый плакат....
Конспект урока по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?" в 1 классе, УМК "Школа России"
Тема урока - «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» Предмет - окружающий мирТип урока - комбинированный Цель урока: Знакомство с правилами поведения на лугу и предста...
План-конспект урока по окружающему миру на тему "Осенние цветы" в 1 классе школы для глухих и слабослышащих обучающихся
Представленный конспект урока был разработан с применением материала электронного учебного портала Учи.ру....
Открытый урок по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?"
Цель урока: расширить знания обучающихся о бабочках и цветах луга, повторить и обобщить новые правила поведения в природе....
Внеклассное занятие по окружающему миру "Путешествие в царство цветов".
Цель: углубление и расширение знаний о некоторых видах растений, их роли в природе....